Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навы ками научной работы школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного по знания и применении традиционных для научной практики логических зако нов и правил.
Что заключает в себе понятие метода? Метод - это способ достиже ния цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в ус пехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.
Методы научного познания традиционно делятся на общие и специ альные.
Применения специальных методов решения требует большинство спе циальных проблем конкретных наук. Они определяются характером иссле дуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их при менение требует от исследователя уже значительной подготовленности. Рамки настоящей статьи не позволяют подробно останавливаться на их описании, да и цели настоящей работы не предполагают рассмотрения это го достаточно специфичного вопроса.
6.1. Теоретические методы:
o моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практиче ские действия с «заместителем» этого объекта - моделью;
o абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несу щественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс аб страгирования и его результат - абстракцию. Процесс абстрагиро вания - это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);
o анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолиро ваны друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследо вания - изучение специальной литературы по теории вопроса;
o восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два услов но самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчле няется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.
Помимо специальных методов, характерных для определен ных областей научного знания, существуют общие методы на учного познания. В отличие от специальных, они используются в самых различных по предмету науках - от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эм пирические методы, математические методы.
6.2. Эмпирические методы:
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблю дением имеет ряд преимуществ:
6.3. Математические методы:
Выбор того или иного метода совершается при обязательном руково дстве педагога. К вопросам, в разрешении которых необходима по мощь педагога, относятся:
Для овладения основными методами, которые будут применены в ис следовании, необходимо пройти подготовку, например выполняя специаль ные упражнения. Данные упражнения желательно вписать в схему общей подготовки к проведению исследования. Подготовка к проведению может проходить как в форме спецкурса, так и в форме индивидуальных занятий, Этот этап предшествует собственно практической работе и является его необходимой предпосылкой.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 242.