II. ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.

Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследо вания, желательно составить рабочий план. В рабочей программе исследо вания обязательно рассматриваются действия по подготовке и проведению экспериментов. С учетом специфики творческого процесса такой план дол жен предусматривать все, что можно предвидеть уже в самом начале ис следовательской работы. Конечно, в науке возможны и случайные откры тия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случайно сти. Только плановое исследование может позволить надежно шаг за шагом познать новые факты и закономерности.

В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспе риментов; перечислить необходимый для их проведения инвен тарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.

По существу, в рабочий план включаются все элементы, обозначен ные в части подготовки проведения исследования. Однако если впервом блокеони представляют собой содержание теоретической работы с уча щимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности, то, включенные в рабочий план, те же элементы обозначают этапы непосредственно практики проведения исследования - от определе ния его объекта и предмета до выбора метода. Перечень этих действий со ставляет первый блок рабочего плана.

Во втором блокеописывается собственно экспериментальная часть работы. Содержание экспериментальной части зависит от объектной облас ти исследования, темы работы, в соответствии с чем и определяется его специфика, поэтому мы не будем подробно останавливаться на описании данного блока. Вслед за проведением эксперимента, технологического эта па работы, необходимо отрефлексировать полученные результаты: про анализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. Только после проведения рефлексивной части можно приступать к плани рованию следующего блока работы, включающего в себя оформление ре зультатов исследования.

Третий блоквключает в себя оформление результатов исследования.

На следующем этапе прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования - от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции. Заметим, что чем чаще результаты работы под вергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для ее ав тора. Особенно продуктивны обсуждения в группах, где несколько учащихся или студентов работали над исследованиями близкой тематики. Здесь обна руживаются наибольшие возможности для продуктивной дискуссии.

На заключительном этапе целесообразно продумать способ пред ставления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить воз можные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, т.е. та кой план, который представляет собой реферативное, более подробное из ложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

План-проспект служит основой для последующей оценки на учным руководителем учащегося соответствия его работы це лям и задачам проводимого исследования. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания бу дущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объемов отдельных ее частей.

Практически план-проспект - это уже черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов. Удобство составления предварительного плана-проспекта очевидно: путем система тического включения в такой план все новых и новых данных его можно до вести до окончательного объема работы.

Кроме этого, наличие плана-проспекта, представляющего всю работу целиком, позволит предварительно провести анализ ее результатов, прове рить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррек тивы в ту или иную часть работы.

Отметим, что исследовательская деятельность представляет собой достаточно длительный процесс, который включает и этап предварительно го обучения учащихся, и практику проведения, и анализ, и оформление ре зультатов, и их публичное представление на конференции. Поэтому вопрос о распределении времени по подготовке и проведению исследования -один из самых важных. Если планируется представление результатов рабо ты на городскую конференцию, то сроки ее проведения будут определять последовательность и примерные сроки всех предшествующих этапов, Обычно подготовка и проведение исследовательской работы занимают от года до полутора лет. Необходимо рассчитывать время таким образом, что бы до проведения конференции можно было не только оформить результа ты исследования, но и

провести обсуждения по данной работе на классном и общешкольном уровнях. На подобные обсуждения целесообразно при глашать преподавателей и студентов вузов, занимающихся исследованием проблем соответствующей тематики. Такое сотрудничество может оказать ся весьма плодотворным для обеих сторон.

За месяц до конференции работа представляется на предваритель ную экспертизу, которую проводят ученые вузов. Если авторы желают опубликовать результаты своих исследований, то вместе с работой должны быть представлены тезисы. Конечно, выступление на конференции лишь условно можно назвать заключительным этапом исследовательской рабо ты. На самом деле, это некая заметная веха, позволяющая продолжить ис следование уже на более высоком уровне - с обновленными в обсуждениях результатами, обогащенными замечаниями коллег-исследователей и спе циалистов, сознанием о результатах других работ близкой тематики.

ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формаль ный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы.

Существует несколько основных форм представления ре зультатов научной работы:

· текст научного сочинения;

· статья, тезисы;

· доклад, сообщение;

· отчет и т.д.

Определение формы научного произведения сопутствует составлению плана исследования. Именно тогда выявляются контуры будущей работы, намечается характер и объем иллюстративного материала, складывается круг источников. Это говорит о том, что поиск оптимальной формы научной работы идет на каждой стадии исследования

Каждой из форм присущи свои особенности написания. Так, для пуб ликации в журнале «Школьный вестник», работа представляется в форме тезисов - сжатого перечисления основных положений и выводов исследо вания, или статьи - развернутого изложения содержания тезисов по той или иной актуальной проблеме.

Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал. Публикация тезисов докладов учащихся, под готовленных к научно-практическим конференциям «Шаг в будущее», в специ альных выпусках городского журнала «Школьный вестник» стала традицион ной. Поэтому приведем основные требования к их оформлению:

по содержанию:

· обоснование актуальности темы;

· главный тезис;

- аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдви нутый тезис;

- основные выводы;

по срокам представления:

- за 1 месяц до начала конференции;

по форме представления:

· в 2-х экземплярах off-line;

· в электронной версии на дискете;

· в формате Word 6.0, 7.0, 8.0;

· шрифт 14, Times New Roman.

Обратимся теперь к характеристикам статьи. Статья представляет со бой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собствен ные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста науч ного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументиро ванному доказательству в основной части. В заключении статьи помещают ся выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Заметим, что обе эти формы - и статья, и тезисы - создаются на ос нове текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты. Поэтому особое внимание мы уделим именно этому главному, фундаментальному варианту оформления итогов научной работы.

Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в со ответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформи рованы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, раз бираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Представим этот процесс на глядно (схема 3).

Схема 3

Затем следует составление библиографического списка. Он представ ляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, расположен ных в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям коллек тивных трудов без указания авторов на титульном листе.

Рассмотрим более детально правила оформления основных структур ных элементов научно-исследовательской работы.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполня ется по определенным правилам. Они предполагают указание автора рабо ты, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя ука зание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заклю чение, список литературы (библиография), приложения.

Например:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1 4

1.1 8

1..2 11
Глава 2 16

2.1 20

2..2 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения
Приложение 1 28
Приложение 2 30

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипо тезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.

Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части. Существует еще один, про стейший, способ рубрикации внутри текста: с помощью абзацев - отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы - это своеобразный композиционный прием, позволяю щий более зримо обозначить логические акценты в тексте.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у ос тальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы). Глава 1 обычно содер жит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование те мы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интер претацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по резуль татам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление библиографического списка. В переводе с древнегреческого библиография значит «описание книги».

Библиографический список - это список изученной по теме литерату ры, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследова тельской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.

В список литературы входят все использованные в работе источники.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, изда тельство; год издания и объем в страницах. Приведем примеры правил оформления в списке различных вариантов изданий.

Книга одного и более авторов:

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы обра зования. - М.: Интеллектцентр, 2001. - 296 с.
  2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в шко ле. - М.: Российское педагогическое общество, 1998. - 354 с.
  3. Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.

Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб. науч. статей / Сост. О.С. Орлов. - Великий Новгород: РИС, 2000.-180 с.

Статья из газеты и журнала:

Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. - 2001. - № 5. - С.2-19.

Статья из энциклопедии и словаря:

Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. - С. 393-395.

Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. -Минск, 1995.-С. 50-51.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая до полнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более пол ного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содер жанию среди приложений различают копии документов, статистические ма териалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

  • размещаются после библиографического списка;
  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста - это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

  1. в круглых скобках;
  2. подстрочно (оформляются как сноски);
  3. после параграфов или глав.

Что может быть примечанием? Например:

  • определение терминов или устаревших слов;
  • справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
  • перевод иностранных слов и предложений;
  • пояснения основного текста.
  • примечания помещаются в основной текст в виде сноски.
  • Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
  • Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.
  • Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заго ловки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.
  • Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соот ветствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тща тельно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его рабо ту и не прибавляет ей значимости.

Кроме формальных особенностей представления материала исследо вателю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результа ты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наибо лее удачные ее моменты. Особенно это важно при заключительном этапе исследования - его защите, речь о котором более подробно пойдет в сле дующем разделе.







Дата: 2016-10-02, просмотров: 295.