Тема №4 Зарубежные модели менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы лекции

1. Основные черты менеджмента в США

2. Особенности и основные черты японского менеджмента

3. Западноевропейские модели менеджмента

 

Менеджмент как социально-экономическое учение появился в США в конце XIX в. С тех пор эта страна считается его родиной. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии.

В 80-е годы XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Зарождающиеся знания в сфере управления производством послужили отправной точкой реализации менеджмента как практики и теории научного управления.

Современный американский менеджмент основывается на трех исторических предпосылках:

1) наличие рынка;

2) индустриальный способ организации производства;

3) корпорация как основная форма предпринимательства.

Современная американская модель менеджмента направлена на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация.

Корпорация - это аналог акционерного общества. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих. Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам. В настоящее время уделяется особое внимание созданию транснациональных корпораций (ТНК).

С учетом государственного регулирования на макроуровне в США осуществляется совершенствование управления и планирования в корпорациях и фирмах. С конца 60-х годов в практику управления американскими компаниями входит стратегическое управление.

Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения ресурсов. Оно создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

Текущее планирование основывается на показателях стратегического плана. В американских компаниях планирующие системы построены с учетом возможности быстрого реагирования на изменение потребительского рынка и рыночной конкуренции.

Свою гибкость они повышают путем сокращения времени выполнения заказа и его поставки, установления более тесных контактов с заказчиком.

Планирование начинается с разработки каждые два года стратегического плана в каждом стратегическом хозяйственном центре, на что отводится четыре месяца (формулирование стратегии в соответствии с прогнозируемой рыночной ситуацией, например, стратегия проникновения на рынок конкретных товаров или снятие товара с производства).

Стратегические направления разрабатываются на трехлетний период с экстраполяцией их на пять лет. Каждая ситуация подвергается анализу в соответствии с различными альтернативами, подготовленными руководством фирмы.

Современные теоретики менеджмента убеждены, что в США произошли три революции управления.

Первая революция связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности.

Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии.

Третьей революцией управления американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению.

В течение последних 50 лет США были лидером мировой экономики: росла производительность труда, увеличивались экономические показатели, доходы населения, правительство проводило широкую инновационную политику, частую смену технологий, поддерживало курс на нововведения и т.д. Однако в последнее время в США наблюдается экономический спад по сравнению с другими развитыми странами мира (Германия, Япония и др.).

Производительность труда в Германии и Франции стала возрастать на 5 — 6%, а в Японии - на 8 - 9%. Темпы роста производительности за последние 20 лет составляют 1% и являются самыми низкими среди всех промышленно развитых стран, увеличивается разрыв в доходах различных слоев населения, колоссальный ущерб экономике страны наносит преступность.

В США из 500 крупных фирм, действовавших в 1900 г., к 1970 г. сохранилось только 70; из 100 крупнейших в 1917 г. фирм к 1970 г. осталось только 43; из 200 преуспевающих в 1940 г. фирм к 1970 г. осталось только 30 [56, с. 456].

Американский экономист С. Лоор отмечал: «Сегодня, когда иностранные руководители компаний говорят об американских коллегах, они склонны исполниться скорее презрения, чем благоговения. И в самом деле, Соединенные Штаты как будто переполнены доказательствами краха управления».

Поэтому все происходящие процессы в экономике США послужили толчком для пересмотра некоторых аспектов теории и искусства управления. В настоящее время взят курс на постоянное внедрение в производство принципиально новых изделий при неуклонном сокращении всех видов затрат, повышение качественных и потребительских характеристик и снижение цен на выпускаемые изделия, усилия ведущих корпораций сосредоточиваются на комплексной автоматизации производственных процессов, совершенствовании форм и методов управления, развитии кадрового потенциала при повышении квалификации и активности каждого работника. Совершенствуются организационные структуры управления (сокращается количество иерархических уровней управления) и др.

Итак, несмотря на современное состояние экономики, американский менеджмент внес значительный вклад в теорию и практику управления. Опыт управления и планирования в фирмах и корпорациях США с учетом конкретных условий и специфики может быть использован в крупных российских холдингах, корпорациях и акционерных обществах на практике.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 226.