К середине 80-х годов в России возможность постепенного безболезненного перехода к новой системе общественных отношений была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов. Параллельно с этим, сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.
В советской экономике были предприняты три попытки «ускорения». Первая — «период развернутого строительства коммунистического общества», предпринятая Л. Брежневым (1906-1982) и А. Косыгиным (1904-1980). Вторая - «этап развитого социализма». Третья попытка «ускорения», предпринятая М. Горбачевым, была составной частью его перестройки и оказалась самой кратковременной.
Экономические преобразования намечалось осуществить на основе новой инвестиционной и структурной политики, предполагалось перенести центр тяжести со строительства новых объектов на модернизацию имевшихся предприятий. Но главным объявлялось ускоренное развитие машиностроения. По замыслу авторов реформы, производство машин и оборудования должно было опережать другие отрасли промышленности примерно в 1,7 раза.
Особое внимание уделялось активизации «человеческого фактора» через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда.
Россия в отличие от других государств имеет ряд особенностей:
1) асимметричное освоение, разрывы между ресурсной базой на востоке и производством в европейской части, между производством и потреблением;
2) разнообразие культурных ландшафтов и местных хозяйственных укладов;
3) классические контрасты между городом и деревней, центрами и периферией на всех уровнях;
4) самые прочные и давние корни тоталитаризма и традиции плановой экономики;
5) гиперконцентрация, монополизация и милитаризация производства; сочетание громоздких сырьевых отраслей с наукоемкими;
6) сильнейшая инерция старого хозяйственного механизма, включая привычку к дешевизне ресурсов, государственным инвестициям, гарантиям сбыта продукции;
7) особая роль рубля как платежного средства на всем советском пространстве.
Таким образом, в сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить три этапа:
• ускорение социально-экономического развития (1986— 1987 гг.);
• радикальная экономическая реформа (1988—1989 гг.);
• переход к рыночным отношениям (с 1990 г.).
С начала 90-х годов в России формируется организационная структура рыночной экономики как альтернатива вертикально-командным структурам.
Импульсом ускорения рыночных преобразований в России был августовский путч 1991 г. Последовавшие за ним события привели к ликвидации единой системы управления народным хозяйством СССР. Был подписан акт «О создании Содружества Независимых Государств» (СНГ).
Для создания рыночного механизма управления необходимо проведение следующих мер:
1) разгосударствление собственности;
2) формирование рыночной среды;
3) образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.
Значительный экономический эффект и развитие промышленного и научно-технического потенциала страны ожидались от приватизации собственности. Благодаря широкомасштабной приватизации необходимо было осуществить реорганизацию систем управления на всех иерархических уровнях, изменить регулирующие функции верхних ступеней управления, развивать систему материального стимулирования и внутрифирменного управления. Однако преодолеть спад производства в условиях приватизации удалось лишь в редких случаях.
В реализации программы приватизации были допущены ошибки. Кроме того, ход экономических реформ сдерживался отсутствием общей концепции организации управления экономикой на всех производственных уровнях, отсутствием обоснованных принципов управления в новых условиях хозяйствования, адекватных рыночному механизму. Фактически все государственные структуры лишились реальных рычагов воздействия на протекающие в экономике процессы. Приватизация, в ходе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, была необходимым первоначальным этапом и условием перехода к рыночной экономике.
Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию явилась либерализация цен. За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности, проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлено перераспределение земель.
Основной организационно-правовой формой хозяйствования стали товарищества различных типов. На базе реорганизованных колхозов и совхозов создано более 300 акционерных обществ открытого типа, 400 подсобных хозяйств -предприятий и организаций, около 2 тыс. сельскохозяйственных кооперативов и 3 тыс. прочих фирм. На долю сельскохозяйственных предприятий с государственной собственностью приходится не более 15% сельхозугодий и стоимости произведенной продукции. Растет число фермерских хозяйств, которые составили уже более 5% сельхозугодий страны.
В многоукладной рыночной экономике должны рационально сочетаться различные ее формы: государственная и частная, кооперативная и муниципальная, собственность общественных и религиозных организаций, иностранная собственность и разнообразные смешанные ее формы. Многообразие форм собственности создает благоприятные возможности для развития различных форм управления старыми и новыми хозяйственными структурами.
Для развития системы управления на основе рыночных отношений в России создана законодательная, юридическая база, разработаны многие десятки нормативных документов. Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С 1 января 1995 г. введен в действие Гражданский кодекс Российской Федерации, разработаны федеральные законы.
Исключительно важным для развития менеджмента и маркетинга как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства» [47, с. 167].
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. В настоящее время решается проблема выбора пути дальнейшего развития общества. Специалисты различных отраслей науки изучают опыт управления в разных цивилизованных, передовых государствах. Становление российского менеджмента не будет копированием американского, европейского или японского. На основании опыта многих стран будет создана система управления, соответствующая специфическим условиям России.
В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. Поэтому необходимо:
• построить эффективную систему управления в России;
• подготовить достаточное количество менеджеров-профессионалов;
• рационально сочетать рынок и государственное регулирование;
• широко использовать стратегическое планирование и управление в деятельности организаций;
• постоянно корректировать цели организации;
• достигать стратегические и оперативные цели организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации;
• разрабатывать новые методы и приемы управления, позволяющие организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды;
• повышать уровень квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией;
• использовать в практике управления оптимальные решения, выбранные на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы;
• совершенствовать структуру управления за счет большей децентрализации функций;
• постоянно заботиться о повышении квалификации работников организации;
• максимально использовать инновации, экономико-математические методы, ЭВМ;
• развивать информационные системы, широко использовать глобальные информационные сети (Интернет и др.);
• привлекать сотрудников к управлению организацией.
Примерно с середины 80-х годов в центре внимания теоретиков и практиков оказалась проблема инновационного менеджмента. Высокие темпы научно-технического и социального прогресса выдвинули на первый план те системы управления, которые оказались в состоянии быстро и эффективно осваивать результаты научно-технической революции.
Нововведения становятся повседневным явлением. Но это не только появление техники или технологии, но и нововведения в области экономики, а также организационные и управленческие.
Поэтому первостепенная задача менеджмента заключается в создании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения. Решить данную проблему возможно только благодаря созданию более гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами, нового хозяйственного механизма, ориентированного на разработку перспективной продукции, на перестройку организационных форм и функций управления, а также стиля управления. В будущем эффективной будет не та организация, которая хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление, нововведения.
Экономическое соревнование двух мировых систем, как и следовало ожидать, складывалось не в пользу СССР.
В это время в советской экономике накапливались проблемы, требовавшие неординарных решений. Основные производственные фонды на многих предприятиях были изношены физически и морально устарели. Для их обновления необходимы были существенные инвестиции. Добыча полезных ископаемых с каждым годом удорожалась, так как освоенные месторождения истощались, а новые разведанные месторождения находились в северных и восточных районах страны, которые находились далеко от промышленных районов, что требовало увеличения затрат на обустройство новых месторождений и транспортировку добытого сырья.
Уравнительные условия оплаты труда и устаревшая система вознаграждения не обеспечивали необходимой мотивации для высокопроизводительного труда.
Уровень жизни народа с начала 80-х годов практически не повышался, темпы экономического развития СССР снижались, интенсификация экономического развития явно не удавалась. Назревала необходимость реформ, и эта необходимость осознавалась в обществе.
После августовского путча 1991 года процесс развала советской экономики и распад единого государства на ряд независимых республик приобрел необратимый характер. Важную роль в этом процессе сыграла программа «500 дней», главной целью которой была срочная ликвидация плановой системы и создание условий для рыночного регулирования экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложения.
Программа «500 дней» была одобрена Верховным Советом России, ряда других союзных республик. Она послужила теоретическим «обоснованием» практической ликвидации единого народнохозяйственного комплекса.
Новое правительство активизировало процесс образования новых ры-
ночных структур управления. В частности, был создан Государственный
комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Постанов-
лением правительства всем субъектам Российской Федерации было реко-
мендовано образовать на местах соответствующие комитеты по управле-
нию государственным имуществом и утвердить положение о них. Этому
органу была поручена работа по разграничению федеральной собственно
сти, собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных об-
ластей, автономных округов, краев и областей, а также муниципальной соб-
ственности.[4]
Приватизация
В теоретическом плане приватизация затрагивает прежде всего собственность как совокупность экономических отношений, а также формы собственности на средства производства. Приватизация, изменяя отношения собственности на средства производства, влияет на формы распределения созданных материальных благ общества.
В более узком смысле под приватизацией понимается полная или частичная передача права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. При этом, если конечной целью приватизации в ее узком понятии является переход собственности в частный сектор, то в широком – конечной целью является обеспечение стабильности новой системы отношений собственности при наличии развитой рыночной инфраструктуры. Критерием эффективности приватизации при этом является создание условий для экономической реализации новой системы прав собственности, а продолжительность этого процесса сопоставима по времени со всем периодом трансформации экономики.
Рассмотрим цели приватизации, которые может ставить перед собой государство:
· институциональная
· фискальная
· экономическая
· социальная
Понятно, что нельзя даже пытаться реализовать все эти цели одновременно.
Исходя из целей приватизации, выделяют следующие ее преимущества как для экономики в целом, так и для предприятий.
Для экономики в целом: рост эффективности и конкурентоспособности; получение доходов от продажи государственных предприятий; сокращение государственных субсидий; рост производительности и эффективности; рост ВВП (валового внутреннего продукта); активизация внутренних инвестиций; привлечение частных капиталов в производство; расширение базы налогообложения; рост самоуправления.
Для предприятий: снижение издержек производства; повышение производительности труда и эффективности управления; гибкость в реагировании на рыночные изменения; восприятие современных технологий; большие возможности привлекать внутренний и иностранный капитал; больше свободы в принятии решений.
К настоящему времени Россия осуществила две фазы начатого в 1992 году процесса приватизации и приступила к третьей фазе, для которой приоритеты, цели и основные способы их достижения будут определяться в соответствии с новым Федеральным законом от 21.12. 2001г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом:
этап чековой приватизации - с июня 1992 года по 1 июля 1994 г.;
этап денежной приватизации - с 1 июля 1994 года по 2001г.
Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:
· массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
· формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально-ориентированной рыночной экономики;
· обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
· создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
· содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
· создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
· расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;
в России практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, также отсутствовал платежный спрос населения;
В качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, розданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости.
В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
Одним из негативных результатов первого этапа приватизации стало такое распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ, при котором значительная часть предприятий оказалась под контролем директората и менеджмента. При этом рядовой член акционерного общества только формально являлся участником акционерного капитала.
На этапе чековой приватизации не решена была задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа.
Таким образом, оценка итогов чекового этапа приватизации позволяет сделать вывод о том, что наиболее важный и значимый результат первого этапа приватизации в Российской Федерации состоял в демонтаже монополии государства на собственность, массовом перераспределении и закреплении прав частной собственности в России при фактическом отсутствии в обществе значительных социальных конфликтов, вызванных указанным выше перераспределением.
Главной целью денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., является переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.
Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:
- сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
- обеспечить приватизируемые предприятия инвестициями, необходимыми для их структурной перестройки;
- способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.
Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно “медленной” приватизации.
К основным результатам денежной приватизации следует отнести следующие: выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государством и вовлечение его в рыночный оборот; формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации.
Положительные результаты денежной приватизации состоят прежде всего в ее бюджетном эффекте.
Процесс приватизации способствовал и погашению задолженности предприятий по платежам в бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов.
Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 264.