Вопрос № 1. Теория и практика управления в дореволюционной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В начале XIX в. Российская империя имела разветвленную систему высших, центральных, местных и экстерриториальных учреждений, сложившуюся в результате многочисленных реформ предшествующего столетия. Вместе с тем многие представители петербургской бюрократии, особенно окружавшие молодого императора Александра I, отчетливо понимали необходимость административных преобразований исходя из стремлений сделать управление оперативным и гибким, быстрее откликающимся на запросы жизни, а также избавления от учреждений с нечеткими функциями с их сложным порядком и формами делопроизводства.

30 марта 1801 г. молодой император, уступая группе влиятельных представителей екатерининской администрации, учредил «Совет непременный» во главе с генерал-фельдмаршалом Н. И. Салтыковым. Первоначально совет рассматривал такие важные государственные дела, как городское управление в столицах, о правах и преимуществах сената и т. п.

Манифест 1 января 1810 г. положил начало деятельности Государственного совета. Все законопроекты отныне рассматривались в этом новом учреждении, но приобретали силу только после утверждения их императором.

Помимо законопроектов о создании новых и о ликвидации существующих учреждений Государственный совет рассматривал частные изменения в законах и был наделен правом их толкования. Также он рассматривал немало сугубо административных вопросов; важнейшие финансовые вопросы, прежде всего государственную роспись доходов и расходов и финансовые сметы министерств и главных управлений. Члены Государственного совета назначались императором.

Когда в 1800 г. в мировой практике менеджмента появились работы Дж. Уатта (1736—1819), Сохо, в которых, помимо методов планирования, рассматривалась и текущая ревизия баланса и отчетности, сразу же принцип текущей ревизии был перенят в теорию управления в России, что на практике вылилось в то, что министры представляли в Комитет министров все дела, нуждающиеся в резолюции императора.

После появления работ Дж. Милла в 1850 г., в которых акцент делался на интервал контроля в управлении и необходимости контроля в государственном управлении, в России в 1861 г. данные теоретические знания на практике проявляются в образовании Совета министров. Совет министров был средством контроля за деятельностью отдельных министерств. Именно поэтому на его заседаниях рассматривались реорганизации аппарата министерств и главных управлений.

Итак, основополагающий принцип единоначалия в центральном управлении приносил свои результаты: изменился характер делопроизводства (коллегиальное делопроизводство заменялось министерским; был регламентирован порядок ведения дел; определены формы регистрации, движения документа внутри министерства с указанием сроков исполнения, отправки документов, проверки исполнения).

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» — законодательный акт, которым вводилось земство. Речь шла не об изменении самодержавно-бюрократической системы в целом, а лишь о введении в эту систему нового института — всесословного самоуправления.

Избираемые различными сословиями русского общества земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких как дворянские собрания и т.п. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании «сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином». Действительно, в земских собраниях были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Таким образом, на практике на уровне земств начинают применяться следующие теоретические особенности в управлении:

1) принципы самоуправления. Земства сами формировали свои руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.;

2) самофинансирование своей деятельности. Земства получили право облагать население налогом для покрытия своих расходов;

3) важность высокого уровня профессиональной подготовки земских кадров.

В последующие годы программа реформ государственного управления П. А. Столыпина (1862—1911) расширила диапазон применения теоретических знаний управления на практике. П. А. Столыпин предлагал децентрализовать управление Россией, проводя реорганизацию администрации и полиции России.

Еще один проект также предполагал децентрализацию, но с помощью разделения Российской империи на области, располагающие правами самоуправления, и создания в этих областях представленных учреждений. Теоретическая децентрализация на практике должна была дать простор местным и творческим силам, возможность применять в областях разные системы выборов, приспособленные к особенностям быта, культуры и местным историческим традициям.

Что касается предпринимателей в дореволюционной России, то для них первоочередной была прибыль, и они совершали операции в самых разных отраслях, там, где высокая норма прибыли. Но во второй половине XIX в. в предпринимательской деятельности во всех сферах экономики появились определенные трудности. Поэтому коммерсанты-менеджеры стали специализироваться в определенных областях (не хватало знаний практического менеджмента). Они становились или фабрикантами, или торговцами, или банкирами. В начале XX в. на смену специализации вновь пришла универсализация. Акцент делался на том, что если бизнесмен-менеджер занимает достаточно высокий пост, то он должен быть экспертом во многих областях: в области финансирования, сбыта, производства и т. д.

Первоначальной формой ассоциированных предприятий был торговый дом двух типов («полное товарищество» и «товарищество на вере».)

В 1836 г. законодательство предоставляет возможность основать акционерные общества с ограниченной ответственностью в двух формах — акционерное общество и товарищество на паях.

События 1905 - 1907 гг. показали, что система отношений с рабочими требует коренного изменения. На многих фабриках были отменены наиболее унизительные правила распорядка, например обыски при выходе с предприятия; введены новые формы поощрения - выплата премиальных за работу без брака. В августе 1901 г. в Министерстве финансов на одном из так называемых «особых совещаний» был затронут вопрос о привлечении в число акционеров служащих акционерных компаний.

В 1908 - 1913 гг. в Москве проходили так называемые «экономические беседы». Там рассчитывали выработать систему практических мер монополизации промышленности. «Беседы» способствовали расширению образовательного и мировоззренческого уровня российских предпринимателей.

Итак, предпринимательскому классу принадлежит заслуга индустриального прогресса страны, который в начале XX в. уже представлял собой не героев «темного царства» Островского, а в массе своей был образованным, подготовленным по мировым стандартам социальным слоем.

Следует также отметить, что управленческая мысль в России не только не отставала, а в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе. Так, уже в 1860 - 1870 г.г. в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена «Медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 году. Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии. Отметим для сравнения, что аналогичные методики стали разрабатываться американскими представителями школы научного управления (Тейлором, Гилбертами и др.) лишь в начале XX века. В 1911-1912 гг. профессор Петербургского политехнического института И.Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством», в котором излагались основы производственного менеджмента.

В советский период можно выделить четыре этапа развития теории и практики управления:

- двадцатые годы - период поиска новых форм и методов управления;

- тридцатые- пятидесятые годы - формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления;

- шестидесятые - семидесятые годы - период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики;

- восьмидесятые - девяностые годы - отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых «сверху» создать современную рыночную экономику.

Самым плодотворным с точки зрения самостоятельности исследований и свободы творчества был первый этап. В 20 - х годах сложилось два направления в отечественном менеджменте: организационно-технические концепции и социальные концепции управления. Сторонниками организационно-технических концепций были Богданов А.А., Ерманский О.А., Гастев А.К.

Сторонниками социальных концепций были Керженцев П.М., Витке Н.А. и Дунаевский Ф.Р.

А.А. Богданов разработал основные принципы новой науки о законах организации действующих в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в политике (организация идей) и заявил о необходимости их изучения.

Однако Богданов рассматривал организацию абстрактно, вне тесных связей с социально-экономической стороной деятельности людей. Из-за этой абстрактности идеи Богданова не получили широкого распространения.

О.А. Ерманский (1866 - 1941) создал концепцию «физиологического оптимума», в которой он сформулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления.

О.А.Ерманский разработал методологию рационализации крупного машинного производства основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Одним из основных законов этой науки О.А.Ерманский считал закон организационной суммы.

Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления - принцип физиологического оптимума.

А. К. Гастев (1882 - 1941) разработал концепцию узкой базы. Суть этой концепции в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь он руководитель или рабочий (все это было сформулировано еще до создания теории «человеческих отношений в управлении» Э. Мэйо). Эти закономерности, по мысли А.К.Гастева, должны располагаться в следующем порядке: расчет - установка - обработка - контроль - учет - систематика -расчет.

Со

Сотрудники Центрального института труда под руководством А.К. Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики.

Перейдем теперь к рассмотрению социальных концепций управления.

К числу таких концепций следует прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» П.М. Керженцова (Лебедева) (1881 - 1940). Он выделял в научной организации труда три элемента: труд, производство и управление. П.М.Керженцев сформулировал и свои принципы управления, к которым отнес: установление целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Н.А.Витке разработал «социально-трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми.

К социальным концепциям управления можно отнести и теорию «административной емкости»Ф.Р. Дунаевского (1887 - 1960). Под административной емкостью он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных.

В середине 20-х годов в нашей стране были впервые разработаны и апробированы элементы межотраслевого баланса.

В 1932 году на одной из ленинградских текстильных фабрик была проведена первая в мире деловая игра. Только в 1957 году Американская ассоциация управления применила ее идеи при подготовке менеджеров.

В тридцатых - пятидесятых годах в нашей стране был накоплен значительный опыт централизованного государственного планирования, стратегического планирования и управления. В России впервые была разработана и реализована национальная программа (план ГОЭЛРО). В 30-е годы в нашей стране сложилась модель централизованного государственного управления экономикой на основе господства государственной собственности на средства производства и государственного планирования, которая выдержала испытания в экстремальных условиях.

В нашей стране накоплен значительный практический и теоретический опыт в области программно-целевого управления. У нас разрабатывались и осуществлялись суперпрограммы, связанные с решением глобальных экономических проблем (от электрификации страны до освоения космоса).

Реализация программ требовала обычно координации усилий множества предприятий, отраслей и подотраслей экономики, работы по единому плану, контроля и строгой исполнительской дисциплины. На каждом этапе реализации программы проводился анализ, в ходе которого поставленные цели сопоставлялись с достигнутыми результатами.

Далеко не всегда обеспечивалось наиболее рациональное использование ресурсов в рамках утвержденных программ, часто отсутствовали необходимые мотивации для исполнителей программ и т. д.

Однако отечественный опыт государственного регулирования экономики на основе программно-целевого управления в целом имел позитивное значение и был позаимствован многими странами.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 234.