английские исследователи. Идеи Тейлора в Англии пропагандировались Л.Урвиком. «Золотая книга менеджмента», вышедшая под его редакцией в 1956г., содержит много сведений по истории научного управления в разных странах.
Английский исследователь Р.Фэлк сформулировал семь принципов управления, которые содержат в себе ряд положений, разработанных классической школой и известных как «диапазон контроля». По его мнению, одному административному работнику должно подчиняться от 5 до 8 человек (за исключением особых случаев).
Английский ученый О.Шелдон стремился, как и Файоль, создать теорию «управления в целом». Наиболее крупной его работой является «Философия управления» (1923). Разработанные Шелдоном принципы в целом соответствуют принципам Файоля, однако функции он не считал универсальными и рассматривал их применительно к производству.
Во Франции вопросами научного управления занимались многие ученые. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.
В Германии наибольшую известность в области менеджмента получил М.Вебер благодаря своим исследованиям бюрократии. В самом широком смысле вопрос, который затрагивает в своих работах М.Вебер, заключается в том, почему западное общество эволюционировало к особой форме рационализации и почему остальной мир не смог создать подобной рациональной системы. Бюрократическая форма организации основана на специализации функций, иерархии и карьере. В последующие годы веберовская концепция постоянно привлекает внимание представителей всех школ и направлений.
В Бельгии проблемы научного управления производством разрабатывал Эдмонд Ландауэр.
Особого внимания заслуживают работы по организации производства Кроля Адамецкого, который учился в России, закончил Петербургский университет, работал на заводах Луганска и Екатеринослава. Занимаясь вопросами научной организации производства, он самостоятельно пришел к тем же выводам, что и Тейлор. Адамецкий является автором теории «гармонизации», основой которой он считал необходимость разработки норм времени для выполнения производственных операций.
Под влиянием бихевиоризма наблюдается тенденция психологизации управления на Западе. Заметное влияние на формирование этого направления оказали труды Х.Либенстейна «За пределами экономического человека. Новая основа микроэкономики». Либенстей отмечал, что денежное вознаграждение не является единственным фактором, предопределяющим все усилия. Усилия во многом определяются психологическими мотивами индивида, от которых зависит его поведение.
Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии. Они считали, что от каждого работника необходимо требовать выполнения порученной ему работы независимо от его физического и морального состояния.
В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались вопросы привлечения работников к участию в управлении.
В этом отношении заслуживает внимания система «соучастия, сформировавшаяся в ФРГ», которая состоит из трех элементов: создание «производственных советов»на предприятиях, включение представителей наемных работников в наблюдательные советы и включение «рабочих директоров» в советы управляющих.
Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения. Создателями социологического подхода к управлению принято считать немецкого профессора М.Вебера, французского ученого Э.Дюркгейма и итальянца В.Парето.
В 1929-1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис, для выхода из которого потребовалось активное государственное вмешательство в экономическую жизнь стран. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику, разработал основные принципы, формы и методы механизма регулирования. В дальнейшем формы и методы государственного вмешательства развивались и совершенствовались.
Наиболее яркое отражение теория государственного регулирования Кейнса получила в двух моделях управления. Это – модель «социального рыночного хозяйства» (ФРГ) и «шведская модель социализма».
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под его руководством была осуществлена экономическая реформа, позволившая Западной Германии не только подняться с колен после Второй мировой войны, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню своего благосостояния и развития.
В основу разработанной Эрхардом концепции «социального рыночного хозяйства» была положена теория косвенного регулирования Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуществлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий.
Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась «экономического чуда». Этому способствовало осуществление таких мер, как выбор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антимонопольных указов, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свободного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических отношений и т.п. В 1948 г. были проведены валютно-денежная и экономическая реформы управления, позволившие осуществить коренной поворот от централизованного управления к рыночной экономике.
Теория «социального рыночного хозяйства» базируется на принципе социальной ориентации рынка. Она направлена на развитие производства, которое обеспечивало всем работающим рост заработной платы при условии повышения производительности труда. Реформа сопровождалась снижением цен, которое было подкреплено принятием закона, запрещающего произвольное повышение цен. Были проведены меры, направленные на укрепление стабильности валюты, что позволило втрое увеличить экспорт.
Под руководством Эрхарда проводилась эффективная политика по сокращению безработицы, увеличению количества рабочих мест, переподготовке кадров и др. Была создана специальная система социальной защиты населения, которую Эрхард назвал «политикой для миллионов».
На обеспечение социальной защиты малоимущего населения были направлены мероприятия налоговой политики. Малообеспеченные слои населения освобождались от налогов, многие социальные программы финансировались за счет повышения налогов на богатых граждан. Во время проведения реформы оказывалась помощь престарелым; пенсии увеличились в несколько раз; выплачивались пособия неимущим квартиросъемщикам и т.д.
Концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду включает в себя два основных положения:
1.Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. Концепция Эрхарда была направлена на создание сильного, «социального государства», которое не только регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения.
Понятие «социального государства» было закреплено в конституции ФРГ.
2) Директивное планирование предусматривало установление четкого и большого количества директивных показателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.
Государственный индикативный план составляется на 5 лет и ежегодно в него вносятся коррективы.
Благодаря использованию индикативного планирования, ФРГ сумела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и войти в число наиболее развитых, передовых стран мира, в то время как СССР, придерживающийся директивного планирования, пришел в полный упадок, что потребовало реформирования всей системы управления.
Немецкая экономическая политика позволила непрерывно наращивать объем благ, предоставляемых всему населению. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. До середины Х1Х в. Швеция оставалась аграрной страной. Развитие индустриализации приходится на вторую половину Х1Х в.
К концу Х1Х в. Швеция имела развитую промышленность. В связи с ростом доходов населения бурно развивались обувная и текстильная отрасли, но движущей силой экономического роста продолжала оставаться промышленность, работающая на экспорт – целлюлозная, горнорудная, машиностроительная и электротехническая.
В годы Второй мировой войны экономика Швеции пострадала значительно меньше других европейских стран.
Эта модель учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Шведская модель социализма Мюрдаля во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда.
Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как для трудоспособного, так и для нетрудоспособного населения. С этой целью модель предусматривала осуществление государством целого комплекса различных мер:
· Обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам общества;
· Оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых;
· Создание условий для зарабатывания средств любыми особами, не противоречащими законам;
· Защита гражданских и политических прав и свобод;
· Защита от политического преследования и произвола администрации;
· Создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных образованиях;
· Обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.
Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуществить ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхования по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополнительных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели. Все эти меры способствовали увеличению размеров личного потребления.
Следует отметить, что в настоящее время объединение большинства стран Западной Европы в Европейский Союз, привело к созданию для этих стран единой европейской валюты, открытых границ, что способствует устранению существенных различий в моделях менеджмента этих стран.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 243.