Критерии классификации | Группы целей | |
Период установления | Стратегические Тактические | Оперативные |
Содержание | Экономические Организационные Научные | Социальные Технические Политические |
Структурные | Маркетинговые Инновационные Кадровые | Производственные Финансовые Административные |
Среда | Внутренние | Внешние |
Приоритетность | Особо приоритетные Приоритетные | Прочие |
Измеримость | Количественные | Качественные |
Повторяемость | Постоянные (повторяющиеся) | Разовые |
Иерархия | Цели организации | Цели подразделений |
Стадии жизненного цикла | Проектирование и создание объекта Рост объекта | Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью системного подхода.Система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.
Хотя организации распадаются на отдельные части или составные элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверхсистемы.
Различают системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.
Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов. На входе системы — поступление материалов, рабочей силы, капитала. Технологический процесс организуется для переработки сырья в конечный продукт. Конечный продукт, в свою очередь, продается заказчику Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики, правительство — все являются частью внешней среды.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Под жизненным циклом организациипонимается совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни. Организации рождаются, взрослеют, достигают зрелости и умирают. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью. Как правило, выделяют 4 стадии: рождения, роста, зрелости и спада.
На стадии рождения происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками, выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы. Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.
Переход организации к стадии роста часто осложняется тем, что создатели компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. Это означает серьезное изменение стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля. В целом стадия роста характеризуется:
· увеличением числа сотрудников;
· разделением труда и ростом специализации;
· более формальными и обезличенными коммуникациями;
· внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.
Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.
На стадии зрелости организация достигает лидирующего положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса предоставляемых услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной и иерархической. Формализуются политика и распределение ответственности, усиливается централизация.
Как правило, на стадии спада снижается спрос на продукцию или услуги организации, возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе. Часто организация перестает соответствовать внешнему окружению, становится чрезмерно бюрократичной и консервативной.
По мере перехода организации от одной стадии развития к другой происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.
Вместе с пониманием основных элементов организации, этапов ее развития и взаимосвязей с внешней средой для успешного управления существенно знание особенностей разных видов организаций. Рассмотрим классификацию организаций,что предполагает их объединение по определенным критериям, таким, как формализация, отношение к прибыли, вид деятельности, размер, форма собственности, организационно-правовая форма и др.
На основании критерия формализации выделяются формальные и неформальные организации.
Формальная организация – это организация, намеренно созданная по воле руководства, которая имеет четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. В эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные учреждения.
В рамках формальной структуры всегда существует неформальная организация. Это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. При этом они не связаны должностной иерархией и объединены на основе дружеских симпатий, общих интересов. Как правило, работники, которые вступают в подобные организации, испытывают потребность в общении, принадлежности, защищенности и взаимопомощи. Неформальная организация оказывает большое влияние на моральное состояние, мотивацию, удовлетворенность работой и производительность персонала. Она может предоставить своим членам огромные возможности для развития, проявления инициативы и творческих способностей — как на пользу организации, так и в своих собственных целях.
Различия между формальной и неформальной организациями представлены в табл. 5.1.
Более подробно рассмотрим классификацию формальных хозяйственных организаций, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.
Таблица 5.1
Сравнительная характеристика формальной и неформальной организаций
Характеристика | Формальная организация | Неформальная организация |
1. Структура | ||
a) происхождение | Запланировано | Спонтанно |
b) рациональность | Рациональна | Эмоциональна |
c) характеристики | Стабильны | Динамичны |
2. Основа занимаемого положения | Должность | Роль |
3. Цели | Получение прибыли или служение обществу | Удовлетворение своих членов |
4. Влияние | ||
a) основа | Должность | Личность |
b) тип | Власть | Авторитет |
c) направление | Сверху вниз | Снизу вверх |
5. Механизмы контроля | Угроза увольнения, понижение в должности | Физические или социальные санкции (нормы) |
6. Коммуникации | ||
a) каналы | Формальные | Неформальные |
b) сети | Четко определены, следуют формальным линиям | Плохо определены, пересекаются с формальными каналами |
c) скорость | Низкая | Высокая |
d) точность | Высокая | Низкая |
7. Основа организации | Организационная схема | Социограмма |
8. Прочее | ||
a) включенные индивиды | Все в рабочей группе | Только «принятые» |
b) взаимоотношения | Развиваются на основе должностных обязанностей | Возникают спонтанно |
c) лидерство | По назначению | По соглашению членов |
d) основа взаимодействия | Функциональные обязанности, занимаемая должность | Личные характеристики, статус |
e) основа для преданности | Лояльность | Сплоченность |
По отношению к прибыли они подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками.
Наиболее существенное различие организаций наблюдается по видамдеятельности: промышленные, сельскохозяйственные, торговые организации, а также различного рода объединения в виде агропромышленных и торговых фирм, концернов и т.д. Торговые организации в свою очередь разделяются на оптовые и розничные.
Организации оптовой торговли в основном осуществляют посредническую деятельность между компаниями, производящими потребительские товары, и розничными торговыми организациями, а также оказывают транспортные и другие услуги клиентам.
Организации розничной торговли предназначены для обслуживания розничных потребителей, т.е. населения. Их основной задачей является удовлетворение разнообразных потребностей населения в товарах и услугах широкого ассортимента и надлежащего качества.
В зависимости от размера различают малые, средние и крупные организации. Так, численность работников малых организаций промышленности, строительства и транспорта не должна превышать 100 чел., сельского хозяйства и научно-технической сферы – 60, оптовой торговли – 50, розничной торговли и бытового обслуживания населения – 30.[5]
По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные и иные организации.
В зависимости от организационно-правовой формы организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ или обществ; производственных или потребительских кооперативов; государственных унитарных предприятий; объединений (ассоциаций, союзов) и других форм, предусмотренных законодательством.[6]
Торговая организация может принадлежать одному физическому лицу, в этом случае она является частной, индивидуальной, созданной за счет капитала только одного предпринимателя. Если торговую организацию основывают несколько физических лиц, тогда она будет частной, коллективной и создается за счет капитала двух или более предпринимателей. Кроме того, торговая организация может быть образована на базе государственной (федеральной или муниципальной) собственности.
Выбор организационно-правовой формы торговой организации определяется целым рядом факторов, основные из которых представлены в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Основные факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы торговой организации
Общие |
· Планируемый вид деятельности · Предполагаемый объем деятельности · Учет темпов развития организации при разработке стратегических планов |
Экономические |
· Размер уставного капитала · Размер первоначального капитала · Особенности предоставления налоговых или иных льгот для торговых организаций |
Мотивационные, психофизические |
· Склонность к лидерству или отсутствие к таковой у предпринимателя · Его предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности · Его отношение к личной имущественной ответственности по обязательствам · Степень выраженности у предпринимателя врожденной склонности к риску |
Профессиональные |
Наличие у предпринимателя: · стратегического мышления; · специального торгового образования; · практического опыта в сфере бизнеса; · знаний законодательной базы РФ; · знаний в области менеджмента и других управленческих дисциплин. |
При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации.
Переходя к созданию условии для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа. Этот выбор предопределяется условиями, показанными в табл. 4.2.
Таблица 4.1
Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.