Вопрос № 2. Система теории и практики управления в СССР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Если говорить о зарождении отечественного научного менеджмента, то первая научная школа профессора Н.И. Савина сформировалась еще в начале XX в. Изданный труд этого профессора «Резание металла» в западноевропейской литературе ставился на один уровень с трудами самого Ф. У. Тейлора. Воспитанники этой школы на основе трудов Ф. У. Тейлора и Н. И. Савина начали практическую деятельность по внедрению принципов научной организации труда на целом ряде заводов.

Машиностроительный завод «Айваз» в Петербурге был построен по последнему слову европейской техники и организации производства. Это был один из немногих российских заводов, на котором впервые была внедрена система Ф. У. Тейлора (наряду с заводом «Вулкан», Южными железными дорогами и др.).

До Первой мировой войны в России насчитывалось восемь предприятий, работа которых была организована по системе Ф. У. Тейлора, тогда как во Франции — только одно. Гражданская война отбросила развитие менеджмента в России на десятки лет.

Миллионы убитых и раненых. Три миллиона иммигрантов. Кто же эти люди, которые покинули Россию? Это в основном интеллигенция, т. е. наиболее культурная и образованная часть населения. Кто же пришел к руководству? В основном это люди, бывшие командирами разных рангов на полях сражений Гражданской войны, не имеющие, как правило, специального образования и опыта руководства в отраслях хозяйства страны. Эти люди имели административный опыт руководства военными операциями. Так, рабочий стал директором завода, матрос - директором банка и т. д.

Руководство страны и, в частности, В. И. Ленин хорошо понимали, что удержать власть значительно сложнее, чем ее захватить. Делались попытки совершенствовать управление. Однако кто не знает крылатой фразы Ильича: «Каждая кухарка должна управлять государством»?

В 1920 г. было принято решение организовать рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ, Рабкрин), которой вменялось в обязанность всемерно вовлекать широкие массы трудящихся в государственное управление. 30 июля 1920 г. Президиум ВЦСПС принял постановление о создании института труда при ВЦСПС, а 21 мая 1921 г. - о создании Центрального института труда (ЦИТ).

Наука управления в период становления нашей страны выступала как научная организация труда. ЦИТ мог выходить с предложениями в правительство и занимался пропагандой НОТ.

В 1927 г. была открыта Промышленная академия, задачей которой являлась подготовка руководящих кадров промышленности. В академию было принято 100 человек. Принимались хозяйственные руководители, не имеющие высшего образования.

Идеологическая работа и практические действия большевиков были направлены на устранение от управления наиболее подготовленной части населения.

Дзержинский Ф.: «Если приходится выбирать между нашим человеком, но не совсем способным, и не совсем нашим, но очень способным - у нас в ЧК необходимо оставить первого».

Эти «управленческие» принципы распространились впоследствии на все сферы научной и общественной жизни. Они привели к анкетному подбору кадров, игнорированию способностей человека, пренебрежению к талантам. Такие кампании в разное время затронули философию, языкознание, биологию, генетику, литературу и искусство. Это были потери не только неординарных личностей, но и, как считают специалисты, генофонда будущих талантов и гениев.

Прекратилось финансирование лабораторий, музеев, институтов.

Но если Академия как учреждение осаду нескольких лет все-таки выдержала, то для многих ученых испытание голодом и холодом оказалось роковым. Спасение многие из них находили в творчестве.

Одним из первых умер в Петрограде основатель школы военно-полевых хирургов, профессор А. А. Вельяминов. Вслед за ним погибли в своих вымороженных квартирах гениальный лингвист, академик А. А. Шахматов, выдающийся математик, академик Н. А. Марков, создатель теоретических основ кристаллографии, профессор горного института, академик Е. С. Федоров.

Многие из тех, кого не убили холод и голод, были уничтожены властями.

Так, еще осенью 1919 г. в ответ на письмо А. М. Горького, который жаловался на беспричинные аресты ученых в Петрограде, В. Ленин писал: «Невероятно сердитые слова говорите вы по какому поводу? По поводу того, что несколько десятков (или хотя бы даже сотен) кадетских или околокадетских господчиков посидели несколько дней в тюрьме... Какое бедствие, подумаешь! Какая несправедливость! Несколько дней или даже неделю тюрьмы интеллигентам... Мы знаем, что околокадетские профессора дают заговорщикам сплошь и рядом помощь. Это факт. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации».

В августе 1922 г. из России в административном порядке выслано 20% крупных представителей интеллигенции. Среди высланных такие крупные имена, как Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский, П. Сорокин, А. Казеваттер, С. Прокопович. Имелось в виду главное — оградить нашу молодежь от влияния чуждых взглядов и ослабить таким образом влияние немарксистской идеологии.

Но, лишившись оппонента, по иронии судьбы, а точнее по законам диалектики, сама марксистская наука лишилась одного из источников своего развития. Изгнанный из страны Б. Бруцкус написал в 1922 г. в журнале «Экономист» статью с характеристикой командной экономики. С тех пор лучшей работы у нас в стране не было.

В начале 30-х годов XX в. в ЧК-ОГПУ выработалась новая тактика: ученых арестовывают группами, по, так сказать, профессиональной принадлежности. В 1930 - 1931 гг. схватили большую группу микробиологов. Часть из них вскоре расстреляли, остальных свезли в старинный русский городок Суздаль и поместили в монастырь, превращенный в тюремный институт.

Вслед за микробиологами ОГПУ взялось за агрономов, земледелов, селекционеров. Многие из уничтоженных были не просто крупными учеными, они были гигантами экономической мысли.

В начале февраля 1919 г. концентрационные лагеря объявляются «школой труда».

Очень хорошо иллюстрируется воспитательная политика в школах труда на примере строительства Беломоро-Балтийского канала.

Руководители строительства во главе с Г. Ягодой получили ордена, а каждому шестому оставшемуся в живых заключенному была объявлена амнистия. Тех, кто ее не получил, этапировали в дальние лагеря, и Бел-Балтлаг был ликвидирован. Через некоторое время грянул гром: выяснилось, что канал-то не был построен. Нет, в длину он действительно составил 260 км, а с глубиной получился большой конфуз: чтобы выполнить любой ценой сталинское указание, органы ОГПУ во главе с Г. Ягодой дали секретную директиву — рыть канал мельче, чем было указано в исходном проекте. Поэтому он оказался мелким и несудоходным. Впоследствии все руководители строительства Беломоро-Балтийского канала в полном составе были расстреляны. Пострадали и тысячи амнистированных за участие в этом строительстве — они вновь подверглись арестам, и очень многие из них также были расстреляны.

Многие идеи, методы и принципы управления, сформированные советской властью, не противоречат научному подходу к управлению производством. Возможно, излишняя политизация экономических процессов не позволяла получить от них должную отдачу. В период «хрущевской» оттепели возникал и значительно больший интерес к науке управления. Был организован первый институт управления в Москве. Началась подготовка инженеров-экономистов как специалистов в области экономического управления.

С 1967 г. политическая ситуация изменилась, начались первые закрытые политические процессы. Эти изменения привели к откату и в развитии управленческой науки, которая принимает все более и более формализованный характер.

Целые институты, например Институт социологии, подверглись тщательной чистке. Началось и «оздоровление» вузов, возвращались привилегии 30-х годов при поступлении в вузы «для рабочих и крестьян».

К середине 80-х годов стала снижаться добыча нефти. В связи с этим валютно-финансовое положение страны стало критическим. Полученные доллары страна продолжала проедать, покупая ежегодно за границей зерно.

Подготовка квалифицированных руководящих кадров в 80-е годы не получила должного развития, и в этот процесс государство не вмешивалось, пустив проблему подготовки и переподготовки кадров на самотек. Ситуация незначительно изменилась и в настоящее время.

Как уже отмечалось выше, в 30-х – 50-х годах в СССР сформировалась новая для государственного менеджмента модель централизованного планового государственного управления национальной экономикой.

В 1922 году советские республики, на которые распалась Российская империя во время гражданской войны, объединились в единое государство Союз Советских Социалистических Республик (СССР). При этом каждая республика сохранила все атрибуты суверенного государства: герб, флаг и правительство, границы. Центральное правительство СССР находилось в столице РСФСР Москве, и ему подчинялись правительства всех других республик. Однако у власти во всех советских республиках стояли большевики (или коммунисты), а генеральным секретарем партии ВКП(б) был И. В. Сталин, который рассматривал партию как «орден меченосцев» и считал, что управление государством должна осуществлять только партия.

Уже в 1929 году, который стал годом «великого перелома». И. В. Сталин и его сторонники стали проводить свою внутреннюю политику. Основы этой политики были заложены на ХVI конференции ВКП(б), состоявшейся в апреле 1929 г. Конференция одобрила первый пятилетний план развития народного хозяйства страны, который получил название «Великого плана строительства социализма». Этот план предусматривал индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства и техническую реконструкцию народного хозяйства. С точки зрения экономики индустриализация означала переход от мануфактуры к крупному машинному производству. На Западе индустриализация начиналась обычно с развития легкой промышленности.

В СССР индустриализация началась с тяжелой промышленности и проходила в сжатые исторические сроки в основном за счет неэквивалентного обмена с аграрным сектором. Основные задачи индустриализации сводились к следующему:

1. Обеспечить создание крупной машинной индустрии как основы ре-
конструкции всех отраслей и сфер советской экономики;

2. Создать материально-техническую базу для сельскохозяйственных организаций, появившихся в ходе коллективизации;

3. Обеспечить технико-экономическую и финансовую независимость во враждебном капиталистическом окружении;

4. Укрепить обороноспособность страны.

Источником средств для проведения индустриализации стало ограбление крестьянства. Чтобы осуществить это ограбление, необходимо было провести сначала коллективизацию.

Крестьяне насильственно объединялись в совхозы и колхозы. Вся созданная ими продукция считалась государственной собственностью, а за свою работу они получали от государства заработную плату. Высшим органом управления в колхозе считалось собрание колхозников, избиравшее правление и его председателя.

Все средства производства и производимая продукция считались собственностью колхоза, но на деле ими распоряжались местные партийные и советским органы, которые не несли никакой ответственности за экономические результаты работы колхозов.

Крестьян, отказывавшихся вступать в колхозы и совхозы, «раскулачивали», т.е. называли «кулаками» (сельской буржуазией), их имущество, в том числе скот и земля, изымалось в пользу колхозов (или совхозов), а сами «кулаки» подвергались репрессиям: их в лучшем случае выселяли вместе с семьями в необжитые районы севера с суровыми климатическими условиями или заключали в тюрьмы.

Так осуществлялся «великий перелом» в деревне. В результате русские деревни потеряли наиболее инициативных и рачительных хозяев, которых «раскулачили». Промышленность не могла развиваться столь высокими темпами. Это означало, что во многих колхозах и совхозах сохранялась рутинная техническая база.

В результате «великого перелома» НЭП был свернут, почти все предрприятия стали государственными или кооперативными (колхозы и т.п.). Для управления этими предприятиями необходима была мощная бюрократическая машина, жесткая централизация и иерархичность. Управление производством осуществлялось по отраслевому принципу через отраслевые наркоматы (министерства). Внутри наркоматов (министерств) выделялись главные управления (главки), которые курировали развитие подотраслей. На нижних этажах этой пирамиды находились предприятия и организации, которые непосредственно подчинялись главкам соответствующих наркоматов.

Наряду с отраслевым существовало и территориальное управление. Реально власть принадлежала партии. При назначении на руководящие должности предпочтение отдавалось членам партии. Поэтому в партию стремились вступать не только люди, имеющие определенные убеждения, но и карьеристы.

Экономическая жизнь общества определялась заданиями пятилетнего плана. Пятилетние планы после одобрения высшими партийными органами утверждались высшими государственными органами. После этого план становился законом, обязательным для исполнения и плановые задания доводились до конкретных исполнителей (предприятий и организация).

Второй пятилетний план (на 1933-1937 гг.) был утвержден ХVII съездом ВКП(б). В этой пятилетке предусматривалось полностью преодолеть многоукладность советской экономики, завершить техническую реконструкцию народного хозяйства, закончить коллективизацию сельского хозяйства. Большое внимание в этом пятилетии было уделено развитию культуры, т.к. техникой должны были управлять образованные люди. К концу пятилетки СССР стал страной всеобщей грамотности.

В 1937 году досрочно были выполнены основные задания второго пятилетнего плана. В 1937 г. крупная промышленность СССР дала в 8 раз больше продукции, чем в 1913 году, и наша страна полностью освободилась в техническом и экономическом отношениях от внешней зависимости.

ХVIII съезд ВКП(б), состоявшийся в марте 1939 года, рассмотрел третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 годы. Этот план предусматривал увеличение выпуска важнейших видов продукции в расчете на душу населения. При этом продукция промышленности должна была вырасти вдвое. Однако этот план не был реализован до конца. 22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война.

К началу войны наша страна имела высокий военно-промышленный потенциал. Он создавался ценой огромных жертв и усилий народа. Большинство населения страны имело крайне низкий уровень жизни. Следствием неподготовленности к войне стало отступление и эвакуация. За первый год войны на оккупированной немцами территории находилась 1/3 нашей промышленности, здесь добывалось 60 % угля, выплавлялось 60 % стали и алюминия.

В результате в 1942 г. в СССР было произведено только 8 млн. тонн стали, а в Германии 32 млн. тонн, т.е. в 4 раза больше. В СССР выпускалось в 5 раз меньше металлорежущих станков, производилось в 2,5 раза меньше электроэнергии чем в Германии.

Однако плановое управление экономикой имело свои преимущества. В том же 1942 году в СССР было выпущено 25 тыс. танков, а в Германии только 9 тысяч, самолетов советские заводы выпустили 25 тысяч, а германские - только 15 тысяч. Это было возможно только при условии резкого снижения народного потребления, благодаря самоотверженному труду советских людей, которые добровольно работали по 11 часов в сутки, довольствуясь скудным пайком хлеба.

Со второй половины 1942 года промышленное производство в СССР стало увеличиваться, а к 1945 году ведущие отрасли тяжелой промышленности увеличили производство по сравнению с 1942 годом в 1,5-2 раза. Конечно, в основном, росла военная промышленность, а вторая мировая война представляла собой, прежде всего, битву военных потенциалов. За годы войны выпуск военной продукции в нашей стране увеличился в 2,5 раза. К концу войны Советский Союз обогнал по производству оружия не только Германию, но и Англию и США.

Управление экономикой во время войны оставалось жестко централизованным, и это было оправдано. Более того, 30 июля 1941 г. был образован Государственный комитет обороны (ГКО).

Героически сражалась наша армия. Огромное значение имел энтузиазм народа, который не только выносил большие лишения, но и самоотверженно трудился. Люди добровольно не уходили из цехов сутками. Развернулось движение «двухсотников» и «трехсотников», выполнявших по 2-3 нормы. На места уходивших в армию рабочих становились женщины; старики и подростки.

Победа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) досталась дорогой ценой. Наша страна, по самым скромным подсчетам, потеряла более 27 млн. человек. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, оценивался примерно в 3 трлн. рублей.

В марте 1946 года Верховный Совет СССР на своей сессии утвердил четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 годы. Основная задача новой пятилетки состояла в том, чтобы восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем и превзойти его. С 1946 года развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение пятилетнего плана.

Однако, как и в довоенные годы, Россия (в меньшей степени Украина и Белоруссия) оставалась донором для остальных республик СССР, т.е. национальный доход, созданный в РСФСР, БССР и УССР перераспределялся в пользу республик Прибалтики и Закавказья. Эта тенденция сложилась до войны и оставалась до конца советской власти и распада СССР. Позднее к республикам, получающим дотацию из общесоюзного бюджета, присоединились республики Средней Азии.

Задания пятилетнего плана успешно выполнялись. Уже в 1948 году выпуск промышленной продукции по стране в целом достиг уровня 1940 года.

Сельское хозяйство понесло большие материальные и людские потери. За годы четвертой пятилетки была укреплена материальная база сельского хозяйства. Оно получило 536 тыс. тракторов, 93 тыс. зерновых комбайнов и другие сельскохозяйственные машины. Произошло укрупнение колхозов. В результате в 1947 г. в нашей стране (в одной из первых воевавших стран) была отменена карточная система, предусматривавшая нормированное снабжение населения продовольствием и потребительскими товарами.

Однако производительность труда в сельском хозяйстве оставалась низкой. Недостаточной была механизация производства, слабой была и материальная заинтересованность колхозников: значительную часть своей продукции колхозы сдавали государству по низким заготовительным ценам (особенно в РСФСР). Крестьяне были лишены паспортов, и. следовательно, не могли уехать в город или поменять место жительства. Их положение напоминало состояние крепостных.

В 1951 году XIX съезд ВКП(б) (на этом съезде Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) была переименована в КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) утвердил директивы по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1951-1955 годы. Этим пятилетним планом предусматривался рост промышленности на 70%, в том числе тяжелой промышленности - на 80%. Большой рост намечался и в области сельского хозяйства.

В 1953 году умер руководитель государства, генеральный секретарь ЦК КПСС И. В. Сталин. Преемственность высшей государственной власти была одним из самых слабых мест в системе управления, созданной в советский период. При жизни Сталин не определил себе преемника. После его смерти вопрос о власти решало политбюро ЦК КПСС, т.е. группа партийных олигархов, которая уцелела и удержалась у власти исключительно благодаря умению слепо исполнять приказы и пресмыкаться перед «вождем всех времен и народов», как именовали И. В. Сталина. Среди этих людей не было ни одного человека, который обладал бы организаторским талантом, хорошим образованием, принципиальной позицией. Их никто не избирал. На высшие государственные посты они были выдвинуты Сталиным. Они боялись его и ненавидели друг друга, т.к. каждый из них, будучи посредственностью, видел в других конкурентов и соперников.

В результате интриг и ожесточенной борьбы между партийными олигархами у власти удержался только Н. С. Хрущев, который уничтожил компрометирующие его документы, а затем «развенчал культ личности Сталина» на XX съезде КПСС.

Все радикальные вопросы развития страны стали решать партийные олигархи в узком кругу. Остальные члены партии, как и весь народ, только получали сверху готовые решения и исполняли их.

Между тем, система управления, сложившаяся еще в годы «великого перелома» нуждалась в трансформации, но этого не осознавали олигархи. В силу своей ограниченности и оторванности от действительности они не могли разработать и осуществить назревшие преобразования, чтобы привести в соответствие систему управления с требованиями времени, а окружавшая олигархов «ученая челядь» тоже боялась изменений, но пыталась осуществить половинчатые реформы руками своих руководителей.

Можно выделить три этапа таких половинчатых реформ:

-перестройка управления экономикой по территориальному
принципу и создание совнархозов;

-реформа 1965 года;

- реформа 1979 года.

Основные положения перестройки управления по территориальному принципу были в общих чертах изложены на февральском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в ликвидации отраслевых министерств и в создании совнархозов - территориальных органов управления. Советы народного хозяйства (совнархозы) создавались на уровне областей. Для управления ими из центра был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Новая система управления имела отдельные преимущества. В частности, она создавала более благоприятные условия для организации труда и структуры управления на микро уровне, способствовала развитию специализации и кооперирования производства на уровне регионов, позволяла оптимизировать перевозки и упорядочить развитие транспортной системы.

Вместе с тем территориальная система управления имела и ряд серьезных недостатков. Прежде всего, она поощряла местничество, т.е. первоочередное обеспечение местных интересов в ущерб общесоюзным. Так, некоторые совнархозы под видом специализации стали освобождаться от производства «невыгодной» (малорентабельной или нерентабельной) продукции.

Отдельные реформы пытался проводить Н. С. Хрущев и в аграрном секторе. Так, уже после 1953 года были предприняты меры по повышению оплаты труда в колхозах. С 1958 года тракторы, комбайны и др. сельскохозяйственные машины стали продаваться колхозам и совхозам.[2]

Аграрная политика Н. С. Хрущева, как и многие его начинания, не отличалась последовательностью. Так, сделав некоторые послабления крестьянству, правительство не ввело выдачу паспортов для жителей сельской местности, сохранив тем самым и насильственное прикрепление к земле и затруднив переселение в города.

Кроме того, по решению высших органов партийной и государственной власти у крестьян стали отбирать приусадебные участки.

Н. С. Хрущеву принадлежала идея освоения целинных и залежных земель. Для освоения этих земель в Казахстан и Алтайский край были направлены переселенцы, техника, вложены огромные финансовые средства.

Определенные заслуги принадлежат Н. С. Хрущеву в области жилищного строительства. Строительство жилья во время правления И. В. Сталина находилось в плачевном состоянии. Большая часть населения страны ютилась в коммунальных квартирах и бараках, построенных по «проектам» довоенных и даже дореволюционных времен. В то же время в Москве строились отдельные образцово-показательные дома с благоустроенными комфортабельными квартирами и архитектурными излишествами. Н. С. Хрущев подверг резкой критике строительство таких домов, где 1 квадратный метр общей площади стоил значительно дороже, чем в обычных домах. Началось строительство блочных домов скоростными методами. Реализация этой политики способствовала решению жилищной проблемы. Если в 1946-1950 гг. среднегодовой ввод жилья составлял 23,4 млн. кв. м, то в 1956-1958 гг. - 58,3 млн. кв. м, т.е. в 2,5 раза больше, а в 60-е годы он был доведен до 80 млн .кв. м. Десятки миллионов семей получили отдельные квартиры с удобствами. Конечно, эти дома не были совершенны, но, безусловно, они были удобнее, чем коммунальные квартиры, бараки и подвалы.

Н. С. Хрущеву приписывается авторство в составлении новой про-
граммы партии. Новая программа была рассчитана на 20 лет и предусматривала форсированное развитие производства. Однако показатели этой программы не были обоснованы.

Не меньший вред принесла и пресловутая идея «догнать и перегнать
Америку (США)» по всем показателям развития. Поскольку в силу природно-климатических особенностей в нашей стране при прочих равных условиях производство было, есть и будет менее эффективным, чем в США. В частности, среднегодовая температура в нашей стране едва ли не самая низкая в мире - 5,5 градусов Цельсия, а большая часть земельных угодий в СССР в отличие от США располагается в зоне рискованного земледелия на неблагоприятных для земледелия почвах. «Даже Аляска по сравнению с Чукоткой - курорт. Когда наши казаки открывали Америку с нашей стороны, они руководствовались рассказами чукчей о земле, где растут большие деревья». Там, откуда казаки отплывали, больших деревьев не было».[3]

Н. С. Хрущев и его окружение дали опрометчивое обещание добиться в нашей стране более высоких стандартов потребления, что было экономически невозможно при наличии более высоких затрат на производство и больших затрат на оборону, ибо «холодная война» была связана с наращиванием военной мощи как в США, так и в СССР.

И, наконец, в соответствии с призывом «догнать и перегнать Америку» СССР отказывался от своих ценностей и принимал американские ценности и стандарты как эталоны, к которым следует стремиться, что подрывало идеологию самобытности собственного пути развития и ставило под сомнение собственные ценности.

Однако в руководстве партии и государства не оказалось трезвомыслящих политических деятелей, способных отвратить нашу страну от пагубного соревнования и лозунг «догнать и перегнать Америку» остался на повестке дня даже после отставки Н. С. Хрущева.

Реформы 1965 года.После отставки Н. С. Хрущева были реорганизованы совнархозы и ВСНХ. На макро уровне было восстановлено отраслевое управление через министерства.

Состоявшийся в сентябре 1965 года Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении реформы по улучшению системы управления экономикой. В соответствии с этим решением предприятия получали определенную самостоятельность, резко сокращалось количество утверждаемых плановых показателей, изменилось и их качество. Вместо показателя «валовая продукция» основным показателем планов становился показатель «объем реализуемой продукции». Часть прибыли оставлялась предприятиям. За счет этой прибыли образовывались фонды экономического стимулирования:

- фонд материального поощрения;

- фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

- фонд развития производства.

Эта реформа дала определенные позитивные результаты. Однако после этой реформы стали складываться и определенные негативные изменения в экономике. Появилась «выгодная» и «невыгодная» (высокорентабельная и нерентабельная) продукция. Началось «вымывание» дешевого ассортимента товаров, что означало скрытый рост цен. Невыполнение заданий государственного плана стало нормой, т.е. стало возможно корректировать уже утвержденные плановые задания в сторону их снижения. Стала складываться теневая экономика. На высших этажах государственной власти процветали коррупция, протекционизм, фаворитизм. Все эти негативные явления в значительной мере объясняют снижение темпов экономического роста в СССР в 70-х годах.

Реформа 1979 года.В 1979 г. была предпринята еще одна попытка повернуть экономическое развитие страны в русло интенсификации и повысить эффективность производства путем заимствования приемов западного менеджмента.

Отличительные особенности реформы 1979 года сводились к следующему.

1. Переход в оценке деятельности предприятий по показателю «объем чистой (нормативной) продукции», который исключал повторный счет прошлого труда и заинтересованность изготовителей в повышении материалоемкости продукции.

2. Рост производительности труда тоже предлагалось исчислять по чистой (нормативной) продукции.

3. Фонд заработной платы предполагалось исчислять по нормативам на рубли чистой (нормативной) продукции.

4. При оценке выполнения плана по выпуску продукции в натуральном выражении предусматривалось учитывать только изделия, поставляемые по договорам.

5. Предусматривались изменения в управлении экономикой на макро и микроуровнях:

- в процессе разработки планов предприятия и объединения должны были определять номенклатуру и ассортимент продукции для заключения договоров;

- министерствам и ведомствам предлагалось в 1979-1980 гг. составить паспорт на каждое предприятие с указанием наличия производственных мощностей, коэффициента сменности, специализации производства и т.п.;

- в целях обеспечения стабильности планов предусматривалось не
допускать их корректировки в сторону снижения и подгонку под фактическое выполнение;

- разрабатывать в составе государственных планов целевые комплексные программы (научно-технические, экономические, социальные).

Однако все эти позитивные мероприятия не были реализованы на практике.

Экономическая реформа 1979 года, как и предшествовавшая ей реформа 1965 года, была направлена на конвергенцию (от латинского convergo - приближение, схожесть) хозяйственных систем. Термин «конвергенция», означающий возникновение сходства у относительно далеких по происхождению групп организмов в процессе эволюции, был позаимствован из биологии и послужит основой для формирования социальной теории конвергенции.

В 50-х годах Дж. Голбрейт и У. Ростоу в США и Я. Тинберген в Нидерландах выступили как сторонники теории конвергенции. Коммунистические идеологи официально отвергали эту теорию, называли ее «буржуазной» и «лженаучной», но на деле пытались заимствовать капиталистические приемы и методы хозяйствования и адаптировать их к социалистическим условиям. Они представляли себе рынок как панацею от всех бед и были готовы к неосмысленному подражанию и копированию зарубежного опыта, не задумываясь о последствиях.

Эти теоретики явно импонировали Ю. В. Андропову, пришедшему на смену Л. И. Брежневу. С другой стороны Ю. В. Андропов пытался использовать и сталинские методы воздействия на людей. В короткое время его правления (1982-1983 гг.) были предприняты меры по уничтожению трудового законодательства, проводились облавы на «прогульщиков» в рабочее время. Подвергались гонениям патриотически-настроенные диссиденты. Однако радикальные перемены достигнуты не были, и после смерти Ю. В. Андропова экономические проблемы так и не были решены.

 






Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.