Законодательство РФ об энергосбережении состоит из Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и, принимаемых в соответствии с ним, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
В Федеральном законе используются следующие понятия:
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения.
Энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе.
Вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый и виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом.
Эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.
Показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами.
Непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования.
Возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур.
Альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и др.), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.
Энергосберегающая политика государства в соответствии с Федеральным законом основана на следующих принципах:
- приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов;
- включение в государственные стандарты показателей энергоэффективности;
- сертификация топливоэнергопотребляющего, топливоэнергосберегающего оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
- заинтересованность производителей, поставщиков и потребителей в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.
Требования, устанавливаемые в области энергопотребления ни государственными стандартами, техническими нормами и правилами, являются обязательными для выполнения на всей территории РФ.
В целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо - и энергообеспечение проводятся энергетические обследования.
Энергетические обследования эффективности использования ТЭР проводят:
- потребители ТЭР (собственные внутренние обследования);
- энергоаудиторские организации (работающие по контракту);
- органы надзора и контроля над эффективностью использования ТЭР.
Объектами энергетического обследования являются:
- производственное оборудование, машины, установки, агрегаты, потребляющие ТЭР, преобразующие энергию из одного вида в другой для производства продукции, выполнения работ (услуг);
- технологические процессы, связанные с преобразованием и потреблением топлива, энергии и энергоносителей;
- процессы, связанные с расходованием ТЭР на вспомогательные нужды (освещение, отопление, вентиляцию).
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.
По этому определению большинство предприятий нефтяной и газовой отраслей подлежат обязательным энергетическим обследованиям. Фактически это означает создание на предприятии системы энергоменеджмента.
Так, например, целью энергетического обследования на ООО «Саратов-оргсинтез» является установление показателей эффективности использования энергетических ресурсов, выработки экономически обоснованных мероприятий по энергосбережению, составление топливно-энергетического баланса и энергетического паспорта.
Энергетическое обследование включает следующие виды работ:
- анализ динамики энергопотребления предприятия;
- оценку структуры энергопотребления по основным производствам и определение показателей энергоэффективности;
- анализ систем коммерческого и технического учета всех видов потребляемых энергоносителей;
- анализ системы электроснабжения и энергоемких электропотребляющих установок в том числе:
· электроснабжения предприятия;
· режимов работы трансформаторных подстанций;
· режимов потребления электроэнергии по цехам;
· производственного освещения;
· оценка параметров качества электроэнергии;
· разработка мероприятий по экономии топлива, тепла и
· электроэнергии;
· составление топливно-энергетического баланса;
- обследование систем снабжения предприятия паром, теплом, водой, холодом, воздухом по производствам;
- диагностика теплопотребляющих установок;
- составление энергетического паспорта предприятия.
Федеральный закон определяет также экономические и финансовые механизмы энергосбережения.
Финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов РФ, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутри суточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.
Федеральным законом определены основные направления международного сотрудничества в области энергосбережения:
- взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
- участие российских организаций в международных проектах в области энергосбережения;
- согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами РФ, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов сертификации.
Залогом успеха при решении вопросов энергосбережения в любой отрасли служит комплексный подход к решению проблемы. При этом должны быть объединены усилия различных организаций всех уровней - от руководства соответствующего министерства или объединения до персонала, эксплуатирующего оборудование.
Комплексный подход к решению данной проблемы требует решения следующих вопросов:
- нормативно-правовое обеспечение энергоснабжения отрасли, включая разработку концепции и программы энергосбережения;
- организация энергетических обследований и паспортизации предприятий отрасли;
- разработка информационно-аналитической системы энергосбережения отрасли;
- организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области энергосбережения;
- организация подготовки и переподготовки кадров и специалистов в области энергосбережения;
- финансирование программы энергосбережения;
- нормирование потребления энергоресурсов;
- организация контроля и учета энергопотребления;
- создание региональных центров энергосбережения, сертификации и сервисных услуг;
- развитие международного сотрудничества.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 256.