Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения, часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Информационная безопасность налоговых органов | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 5(0,13) |
Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная), часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Информационная безопасность налоговых органов | - | - | - | 4(0,03) |
Вопросы для проведения лекционного занятия:
1. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности.
2. Основные понятия информации.
3. Информационные процессы в сфере налогообложения.
4. Информационный обмен в налоговых структурах.
Информация, используемая налоговой инспекцией, может быть классифицирована по способу получения на:
- информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;
- информацию, поступающую из сторонних источников.
Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговые органы имеют право по мотивированному запросу получать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента подачи запроса.
От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов
От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и снятии с учета юридических лиц и предпринимателей; о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния; о выдаче и прекращении действия лицензий; о сделках с недвижимым имуществом и землей и т.д.
От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных фактах деятельности налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях им налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции и т.п.
К другим источникам информации можно отнести письма, заявления и жалобы граждан о фактах хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей на контролируемой инспекцией территории; публикации в средствах массовой информации о деятельности налогоплательщиков и их рекламные объявления и т.п.
По периодичности поступления информацию, предоставляемую сторонними источниками, можно разделить на:
- периодическую,
- нерегулярную.
По степени обязательности, информационные потоки можно разделить на:
- обязательные,
- необязательные.
Обязательные информационные потоки могут быть установлены Налоговым кодексом и другими законами, указами Президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.
В настоящее время основной объем информации поступает в налоговую инспекцию по следующим участкам работы:
- учет налогоплательщиков;
- камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.
Автоматизированная информационная система «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:
· Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.
· Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.
· Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.
· Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.
· Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.
· Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.
· Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.
· Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.
· Сокращение объема бумажного документооборота.
На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.
Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.
Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функционального обеспечения. Так, на втором уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
-подготовка типовых отчетных форм;
-контрольная деятельность;
-методическая, ревизионная и правовая деятельность;
-аналитическая деятельность Государственной налоговой инспекции (ГНИ);
-внутриведомственные задачи.
Особенности информационного обеспечения АИС налоговой службы.
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования, должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение - это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение -это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.
Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения. Они отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы.
Вопросы для проведения опроса в рамках семинарского занятия:
1. Правовая основа обеспечения информационной безопасности ФНС России.
2. Цели и задачи обеспечения безопасности информации в ФНС России.
3. Информация, как объект защиты. Информационные ресурсы, содержащие информацию ограниченного доступа. Информационные ресурсы, содержащие открытую информацию. Обобщенная структура информационных ресурсов ФНС России.
4. Общий подход к моделированию угроз безопасности информации. Актуальные источники угроз и уязвимости объектов налоговых органов.
5. Возможный ущерб от нарушения безопасности информации.
6. Построение системы обеспечения безопасности информации ФНС России.
7. Система управления информационной безопасностью. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы.
8. Автоматизированная информационная система «Налог». Структурная и функциональная организация автоматизированной информационной системы «Налог».
9. Особенности информационного обеспечения АИС налоговой службы.
Регламент проведения и критерии оценки участия в опросе-см. в теме 1.
Тестирование по теме 5.
1.Экономическая информация - это:
1. Совокупность сведений, отражающих социально - экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере;
2. Отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в конкретной предметной области, а также их свойства;
3. Выявленные закономерности в конкретной предметной области, позволяющие решать поставленные задачи.
2. Информация, используемая налоговым органом, по способу получения может быть классифицирована на:
1. Информацию, получаемую от налогоплательщика;
2. Информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;
3. Информацию, поступающую из сторонних источников.
3. Найдите соответствие между классификационными признаками информации и их содержанием:
По отношению к структурным подразделениям | Постоянная, условно-постоянная, меняющаяся | |
По периодичности | Плановая, нормативная, учетная, аналитическая | |
По стабильности | Бухгалтерская, складская, производственная, связанная с управлением | |
По функциям управления | Текущая, оперативная |
4. Расположите задачи, на решение которых ориентирован налоговый анализ в порядке очередности их решения:
Анализ эффективности системы налогообложения | |
Контроль за налогооблагаемой базой и поступлением в бюджет денежных ресурсов в виде налогов | |
Анализ эффективности деятельности предприятий и фирм |
5. Основным источником информации для налогового анализа служат:
1. Налоговые платежи;
2. Доходы бюджета;
3. Доходы бюджета и внебюджетных фондов.
6. По месту возникновения информация бывает:
1. Входная, выходная, внутренняя, внешняя;
2. Текстовая, графическая;
3. Учетная, статистическая.
7. Автоматизированная информационная система налоговых органов АИС «Налог» не предназначена для решения задачи:
1. Сокращения временных и стоимостных затрат налоговых органов при вводе информации;
2. Автоматизированной подготовки информации для вышестоящих налоговых органов;
3. Выявления неплатежеспособных налогоплательщиков;
4 Проведения автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
8. На эффективность деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов влияют:
1. Только внутренние факторы;
2. Внутренние и внешние факторы;
3. Только внешние факторы;
4. Не влияют никакие факторы.
9. Аналитическая деятельность налоговой службы включает:
1. Анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков;
2. Прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов;
3. Экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона;
4. Анализ налогового законодательства и выработка рекомендаций по его совершенствованию;
5. Все ответы верны.
1. Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено:
1. Конституцией Российской Федерации;
2. Налоговым кодексом Российской Федерации.
3. Министерством финансов Российской Федерации.
Критерии оценки тестов:см. критерии, предложенные в теме 1.
Задания для выполнения лабораторной работы.
Цель.
Освоение технологии работы с электронными сервисами налоговой службы.
2. Задачи:
- овладеть навыками работы с online-сервисами «Узнай адрес ИФНС», «Заполнить платежное поручение», «Обращение в ФНС (УФНС, ИФНС)», «Узнай ИНН», «Личный кабинет налогоплательщика».
Проведение лабораторной работы позволит освоить процесс электронного взаимодействия налогоплательщика (в лице студента) с ФНС России, что даст возможность максимально приблизить учебный процесс к практической деятельности.
Задание.
Для выполнения лабораторной работы каждый студент получает индивидуальное задание.
Содержание лабораторной работы и этапы ее выполнения:
4) Направить обращение в налоговую инспекцию и узнать контактные телефоны посредством использования интернет-сервиса «Узнай адрес ИФНС». Войдя в этот сервис, необходимо набрать код инспекции, адрес которой ищется, и программа выдаст адрес инспекции, контактные телефоны, время работы инспекции и другую необходимую информацию по инспекции.
5) Заполнить платежное поручение на оплату налогов с использованием Интернет-сервиса «Заполнить платежное поручение». В этом сервисе физическое или юридическое лицо может заполнить платежное поручение на оплату налогов, здесь же можно его распечатать и оплатить в учреждениях банка. Интернет-сервис исключает ошибки в заполнении поручения, так как множество реквизитов заполняется автоматически.
6) С помощью интернет-сервиса «Обращение в ФНС (УФНС, ИФНС)» направить запрос по информированию о налоговом законодательстве с официального сайта в инспекцию по месту жительства, в инспекцию ФНС России.
7) Получение информации об ИНН посредством использования сервиса «Узнай ИНН».
8) Осуществление поиска информации о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам физического лица с помощью интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
1. Защита результатов лабораторной работы.
Для защиты лабораторной работы студент предоставляет отчет о результатах проделанной работы. Лабораторная работа принимается к защите только при условии сдачи отчета в полной форме.
Критерии оценки выполнения лабораторной работы:см. критерии в теме 11.
Тематика курсовых работ
1. Развитие налоговой системы Российской Федерации: теоретические и практические аспекты
2. Налоговая система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития
3. Влияние налоговой системы на социально-экономическое развитие России
4. Налоговая политика Российской Федерации: теоретические и практические аспекты
5. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов Российской Федерации
6. Влияние налогов на формирование доходной части государственного бюджета Российской Федерации
7. Налоговый Кодекс как правовая база налоговой системы РФ
8. Сравнительная характеристика прямого и косвенного налогообложения России и зарубежных государств
9. Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения в России
10. Роль федеральных налогов в формировании бюджетов разных уровней
11. Региональные налоги: проблемы и перспективы совершенствования
12. Местные налоги и их роль в формировании бюджета муниципального образования
13. Перспективы развития региональных и местных налогов
14. Налоговое регулирование экономической активности физических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации
15. Роль косвенных налогов в формировании бюджетных доходов
16. Рост фискального значения косвенного налогообложения в Российской Федерации на современном этапе
17. Налоговое администрирование в Российской Федерации: принципы и организация
18. Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков региона
19. Сравнительный анализ налогового администрирования в России и зарубежных государствах
20. Организация и методы контрольной работы налоговых органов и пути повышения их эффективности.
21. Камеральные и выездные налоговые проверки как формы налогового контроля
22. Совершенствование налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе
23. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
24. Экономическое содержание и назначение налога на добавленную стоимость, перспективы его развития
25. Сущность и принципы построения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации и странах Евросоюза
26. Экономическая сущность и назначение акцизов
27. Развитие системы налоговых платежей на социальное страхование в Российской Федерации
28. Действующий механизм исчисления и уплаты акцизов и способы его совершенствования
29. Анализ новых тенденций во взимании НДС и акцизов
30. Налог на прибыль как инструмент налогового регулирования экономики
31. Роль налога на прибыль в формировании бюджетных доходов
32. Фискальное и регулирующее значение налога на прибыль организаций
33. Эволюция налога на прибыль организации, как важного инструмента в стимулировании инновационной деятельности в России
34. Формирование налоговой базы по налогу на прибыль: действующий механизм и проблемы его развития
35. Роль налога на прибыль в регулировании предпринимательской деятельности в РФ
36. Экономическая роль налога на доходы физических лиц
37. Эффективность налогообложения доходов физических лиц
38. Сущность и принципы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
39. Принципы формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
40. Совершенствование налога на доходы физических лиц в налоговой системе современной России
41. Эволюция и перспективы налогообложения налога на имущество организаций
42. Состав и перспективы развития системы налоговых платежей за пользование природными ресурсами
43. Налог на добычу полезных ископаемых: механизм взимания и его совершенствование
44. Водный налог как регулятор использования водных ресурсов в Российской Федерации
45. Исчисление и взимание налога на игорный бизнес
46. Действующий механизм исчисления и уплаты транспортного налога и способы его совершенствования
47. Налогообложение имущества организации: действующая система и перспективы совершенствования
48. Налогообложение имущества физических лиц: анализ действующей системы и ее совершенствование
49. Земельный налог: механизм исчисления и способы совершенствования
50. Налоговое стимулирование развития малого и среднего бизнеса
51. Сущность специальных налоговых режимов и целесообразность их использования в налоговой системе Российской Федерации
52. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей
53. Эффективность применения упрощенной системы налогообложения в условиях использования разных объектов налогообложения
54. Роль единого налога на вмененный доход в развитии малого предпринимательства
55. Оценка функционирования патентной системы налогообложения
56. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции
57. Налоговое прогнозирование и планирование: макро и – микроэкономический аспекты
58. Налоговая нагрузка на макро - и микроуровне: анализ, способы снижения
59. Налогообложение иностранных организаций в Российской Федерации
60. Основные направления налоговых реформ Российской Федерации на современном этапе
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
1. Объективная необходимость налогов.
2. Сущность налогов как финансово-экономической категории.
3. Этапы развития налогообложения в России.
4. Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина»
5. Функции налогов и их взаимосвязь.
6. Классификация налогов.
7. Федеральные, региональные и местные налоги.
8. Экономические элементы налога, их определение и характеристика.
9. Принципы налогообложения.
10. Основные методы налогообложения.
11. Способы уплаты налога.
12. Налоговая политика: понятие и сущность.
13. Понятие налоговой системы, её структура и принципы построения.
14. Виды налогов, сборов, платежей в налоговой системе РФ.
15. Законодательная база налоговой системы. Налоговый кодекс РФ.
16. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов. Полномочия органов государственной власти различных уровней по вопросам применения налогового законодательства в отношении федеральных, региональных и местных налогов.
17. Федеральные налоги.
18. Региональные налоги и их роль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации.
19. Система местных налогов и сборов и их значение в обеспечении доходов бюджета муниципальных образований.
20. Система органов налогового администрирования в РФ.
21. Права и обязанности налоговых органов.
22. Порядок постановки на налоговый учёт юридических и физических лиц.
23. Права и обязанности налогоплательщиков.
24. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов.
25. Формы проведения налогового контроля.
26. Виды налоговых проверок. Порядок проведения.
27. Учёт и отчётность по налогам в инспекции по налогам и сборам. Налоговая декларация.
28. Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
29. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
30. Источники уплаты налогов. Возврат излишне уплаченной суммы налога из бюджета.
31. Понятие налоговой ответственности. Составы налоговых правонарушений.
32. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства.
33. Виды и формы предоставления налоговых льгот.
34. Налог на добавленную стоимость – экономическое содержание, объект налогообложения, условия освобождения от взимания НДС.
35. Формирование налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость, ставки налога.
36. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Оформление счетов-фактур, книги покупок, книги продаж.
37. Акцизы в системе налоговых платежей – экономическое содержание, плательщики налога, объект налогообложения.
38. Условия освобождения от взимания акцизов.
39. Формирование налоговой базы по акцизам, налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты акцизов.
40. Особенности налогообложения по НДС и акцизам при экспорте и импорте.
41. Экономическое содержание налога на прибыль предприятий и организаций; объект налогообложения, налоговая база.
42. Порядок определения и классификация доходов в целях налогообложения прибыли организаций.
43. Признание расходов в целях налогообложения прибыли организаций. Их классификация.
44. Доходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
45. Характеристика системы ставок по налогу на прибыль, особенности их применения.
46. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
47. Особенности исчисления налога на прибыль иностранными юридическими лицами, по доходам, полученным в РФ.
48. Экономическое содержание налога на доходы физических лиц, плательщики налога, объект налогообложения.
49. Формирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, система ставок налога. Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц.
50. Система налоговых вычетов при расчёте налога на доходы физических лиц.
51. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
52. Упрощённая система налогообложения.
53. Единый налог на вмененный доход для определённых видов деятельности.
54. Единый сельскохозяйственный налог.
55. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
56. Патентная система налогообложения.
57. Налог на имущество организаций – его назначение, плательщики налога, объект обложения. Льготы по налогу.
58. Методика исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество организаций.
59. Налог на имущество физических лиц.
60. Налог на добычу полезных ископаемых.
61. Водный налог.
62. Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
63. Земельный налог.
64. Торговый сбор.
65. Транспортный налог.
66. Налог на игорный бизнес.
67. Государственная пошлина, её виды, принципы её взимания.
68. Страховые взносы во внебюджетные фонды.
69. Налоговая безопасность как составляющая экономической безопасности
70. Объект и предмет налоговой безопасности. Цели и задачи обеспечения налоговой безопасности.
71. Показатели налоговой безопасности.
72. Построение системы обеспечения безопасности информации ФНС России.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 191.