Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения, часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Основные положения налоговой безопасности | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 5(0,13) |
Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная), часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Основные положения налоговой безопасности | 1 (0.03) | 1 (0,03) | - | 4 (0,03) |
Вопросы для проведения лекционного занятия:
1.Объект и предмет налоговой безопасности.
2.Цели и задачи обеспечения налоговой безопасности.
3.Принципы организации налоговой безопасности и ее функции и критерии.
Налоговая безопасность государства является составной частью его финансовой безопасности наряду с бюджетной, валютной и инфляционной безопасностью, а также безопасностью сферы финансово-денежного обращения. Налоговые поступления включены в систему экономической и финансовой безопасности как ресурсный источник государства, как инструмент воздействия на социально-экономические процессы и как форма взаимосвязи государства, регионов и налогоплательщиков. Налоговая безопасность представляет собой относительно новое самостоятельное направление экономических исследований. В действующем налоговом и смежном законодательстве отсутствуют определения категорий налоговой безопасности, налогового риска и других, связанных с ними, несмотря на то, что на практике они используются очень активно.
Деятельность по обеспечению налоговой безопасности осуществляется на трех уровнях: обеспечение безопасности государства; обеспечение безопасности предприятий и организаций; обеспечение безопасности личности.
Систему налоговой безопасности предлагается определять как совокупность правовых, организационных, финансовых и институциональных отношений, организованных государством с целью защиты финансовых интересов всех ее субъектов от объективно существующих внешних и внутренних угроз.
Объектом системы налоговой безопасности является сфера государственного установления и администрирования совокупности налоговых и обязательных неналоговых платежей, а предметом выступают отношения по поводу формирования и межбюджетного перераспределения налоговых доходов, способствующие достижению целей экономической поли тики в сфере национальной безопасности государства.
Цели и задачи обеспечения налоговой безопасности. Функционирование любой системы предполагает достижение определенных целей либо получение желаемых результатов деятельности. Цели достижения налоговой безопасности разделяют на стратегические и тактические. К стратегическим целям системы обеспечения налоговой безопасности в настоящее время следует отнести: сохранение целостности государства, улучшение качества жизни населения и увеличение ее продолжительности, поддержание экологии и перевод экономики на инновационный путь развития. Достижение этих целей возможно только при эффективном использовании всех видов экономических ресурсов.
Тактическими целями следует считать минимизацию издержек, связанных с налогообложением и нейтрализацию налоговых рисков, обусловленных объективно существующими природно- экологическими, техногенно-производственными и социальными факторами.
Важнейшие направления государственной деятельности в сфере достижения целей налоговой безопасности должны определяться в процессе разработки проектов прогноза социально- экономического развития России и регионов, федерального бюджета и бюджетов территорий на предстоящий период.
Основными задачами системы обеспечения налоговой безопасности являются: научное прогнозирование, выявление, предупреждение, предотвращение, оценка, локализация и нейтрализация налоговых рисков, а также защита от них всей финансовой системы.
Принципы организации налоговой безопасности и ее функции и критерии
Сущность налоговой безопасности раскрывается в совокупности принципов ее организации и функций и отражается в системе критериев и показателей.
Основными принципами системного подхода являются: целостность (система — единое целое); структуризация (наличие структурной поуровневой организации взаимосвязанных элементов); иерархичность (соподчиненность в структуре конструкции системы).
Применительно к системе обеспечения налоговой безопасности к принципам можно отнести следующие:
- система налогообложения едина на всей территории Российской Федерации, а перечень установленных федеральным законодательством налогов и сборов является закрытым.
- структурными элементами системы налоговой безопасности являются: состав и соотношение налогов, сборов, взносов, пошлин и обязательных неналоговых платежей; нормативно-правовое обеспечение функционирования системы налогообложения; единая информационная база в сфере налогового контроля; субъекты налогообложения и их взаимоотношения; объекты налогообложения и налоговые базы; действующие налоговые режимы.
- иерархия строится внутри каждого компонента системы в соответствии с действующим законодательством и существующей методологией определения роли и места каждого структурного элемента.
Функции системы налоговой безопасности тесно связаны с функциями налогов, но имеют определенную специфику. Важнейшая из функций - превентивная - защита финансовой системы страны от угроз налоговой и таможенно-тарифной направленности. Следующая функция - легитимная - законодательное определение и регламентирование функционирования налоговой и таможенно-тарифной системы. Далее можно выделить прогнозную, перераспределительную, административную (в т.ч. контрольную), информационную и стимулирующую функции.
Критерий налоговой безопасности - это оценка состояния системы налогообложения с точки зрения устойчивости режима функционирования, и важнейших процессов, происходящих в экономике, как в глобальном, так и в региональном формате. Сформулируем три основных критерия результативности функционирования системы налоговой безопасности государства и региона:
1.Поддержание требуемого уровня показателей налоговой безопасности при заданных издержках на ее обеспечение с учетом налогового риска.
2.Позитивная динамика индикаторов налоговой безопасности (или минимизация уровня налогового риска) при заданных издержках на ее обеспечение.
3.Минимизация величины затрат государства на обеспечение налоговой безопасности (недопущение превышения ее заданного уровня либо допустимого значения налогового риска).
Критерии, определяющие налоговую безопасность государства, можно разделить на количественные и качественные. Среди основных количественных критериев оценки функциональной действенности системы налоговой безопасности можно выделить:
- налоговый потенциал территорий и возможности его дальнейшего наращивания;
- нормативы распределения налоговых ресурсов между бюджетами различных уровней;
- нормативы распределения налоговых ресурсов между бюджетами различных уровней;
- величина налоговой нагрузки на экономику страны, региона, предприятия, домохозяйства;
- уровень таможенных пошлин (которые следует вернуть в состав федеральных налогов);
- уровень затрат государства на налоговое администрирование и контроль.
Качественными критериями оценки системы налоговой безопасности можно считать:
- стабильность функционирования налоговой системы;
- эффективность системы налогообложения, при которой угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;
- наличие налоговых стимулов развития производства и предпринимательства, привлечения инвестиций и перехода экономики на инновационный путь;
- гармонизацию налогового обложения и таможенного режима с другими странами; наличие налоговых и таможенных стимулов обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.
Вопросы для проведения опроса в рамках семинарского занятия:
1. Характеристика объекта и предмета налоговой безопасности.
2. Определение целей и задачи в процессе обеспечения налоговой безопасности.
3. Раскрытие принципов организации налоговой безопасности, ее функций и критериев.
4. Оценочные показатели налоговой эффективности.
5. Меры обеспечения налоговой безопасности.
Регламент проведения и критерии оценки участия в опросе-см. в теме 1.
Тестирование по теме 13.
1. Деятельность по обеспечению налоговой безопасности осуществляется:
1. Трех уровнях: обеспечение безопасности государства; обеспечение безопасности предприятий и организаций; обеспечение безопасности личности;
2. Двух уровнях: обеспечение безопасности государства; обеспечение безопасности предприятий и организаций;
3. Четырех уровнях: обеспечение безопасности государства; обеспечение безопасности предприятий и организаций; обеспечение безопасности предпринимателей; обеспечение безопасности личности.
2. Цели достижения налоговой безопасности разделяют:
1. Стратегические;
2. Среднесрочные;
3. Тактические;
4.. Долгосрочные.
3. Расположите оценочные показатели налоговой эффективности согласно содержанию:
Абсолютные статистические показатели функционирования налоговой системы | Налоговые расходы (потери) государства или региона; Показатели вероятностно- теоретических и статистических методов оценки |
Относительные статистические показатели | Налоговые доходы федерального бюджета; Налоговые доходы региональных и местных бюджетов |
Показатели налогового риска | Структура (удельный вес в общей сумме налоговых поступлений) налоговых доходов федерального, регионального и местного бюджетов |
4. Расположите функции системы налоговой безопасности в порядке увеличения их значимости:
Прогнозная | |
Легитимная | |
Превентивная |
5. Пороговые значения показателей это:
1. Возможные величины, достижение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в сфере финансов;
2. Допустимые величины, достижение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в сфере финансов;
3. Предельные величины, достижение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в сфере финансов;
6. Какие акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу:
1.Устанавливающие новые налоги
2. Повышающие налоговые ставки
3. Отягчающие ответственность налогоплательщиков за совершение налогового правонарушения;
4. Никакие из перечисленных.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 207.