Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения, часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Теоретические основы налоговой безопасности | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 5(0,13) |
Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная), часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Теоретические основы налоговой безопасности | - | - | - | 4(0,03) |
Вопросы для проведения лекционного занятия:
1. Определение понятий «опасность», «угроза»
2. Понятие экономической безопасности государства
3. Налоговая безопасность как составляющая экономической безопасности
В условиях активной интеграции и глобализации экономики трансформация экономической среды России сопровождается значительным усилением роли экономической безопасности на всех уровнях хозяйствования.
Понятие экономической безопасности на уровне государства определено указом Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности РФ» № 608 от 29 апреля 1996 г., согласно которому государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности. В целях обеспечения национальной экономической безопасности и укрепления государства необходимо определить основные критерии экономической безопасности.
Под экономической безопасностью понимается совокупность мер государства по решению национальных интересов в целях устойчивого развития экономики. Критерием оценки эффективности системы обеспечения национальной экономической безопасности является поддержание такого ее уровня, который характеризуется высоким качеством жизни, экономическим ростом при минимуме суммарных издержек, связанных с затратами на локализацию и устранение существующих опасностей и рисков. Оптимальными должны считаться мероприятия, обеспечивающие максимальный прирост уровня безопасности при условии сокращения предельных издержек для его достижения.
Экономическая безопасность характеризуется такими элементами, как:
• состояние, среда или окружение, в которой она реализуется;
• экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия;
• соотношение экономических интересов.
Экономическая безопасность государства — состояние защищенности национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз. В настоящее время выделяют комплекс внутренних и внешних угроз в области экономики. К внутренним угрозам относятся снижение научно-технического потенциала, инвестиционной и инновационной активности, преобладание импорта предметов потребления и продовольствия и экспорта сырьевой, топливной и энергетической промышленности, слабая конкурентоспособность продукции отечественных предприятий, а также низкий уровень созданной добавленной стоимости в реальном секторе производства. Состояние и уровень экономической безопасности государства зависят от степени имущественной дифференциации в обществе, уровня занятости, неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализации общества и хозяйственной деятельности и др.
Помимо внутренних угроз национальной экономической безопасности действуют и внешние факторы, например глобализация экономики, в мировом масштабе, проявляющаяся в воздействии транснациональных корпораций на экономику различных государств, в результате которого группа транснациональных корпораций оказывает влияние на геополитическую ситуацию во всем мире и отдельных государствах. Кроме этого, глобализация экономики оказывает воздействиеи на международное разделение труда национальных экономик.
Анализу налоговой безопасности в последнее время уделяется значительное внимание, что связано с многочисленными нарушениями в данной сфере, задолженностью по налоговым платежам перед бюджетами всех уровней, а также переходом отдельных хозяйствующих субъектов в неконтролируемый государством сектор экономики. Например, масштабы уклонения от уплаты налогов в России представляют реальную угрозу для российского государства с точки зрения экономической безопасности. С целью их предотвращения в настоящее время продолжают осуществляться преобразования, изменения в налоговой сфере, направленные на создание обоснованной, социально ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, снижение налогового бремени за счет возрастания уровня собираемости налогов.
Современный экономический глобализм создает условия, в которых управление экономикой осуществляется главным образом через налоговые механизмы, с помощью налоговых рычагов и налоговых стимулов. При этом налоговая безопасность государства - основное условие способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии с национальными интересами. В этой связи формирование налогово-бюджетной политики осуществляется с учетом требований экономической безопасности. В современной экономике эффективность налоговой системы определяется не только построением экономически обусловленной структуры налогов, но и организацией действенного налогового инструментария, совершенствование которого чрезвычайно актуально для российской налоговой системы.
Основные проблемы современного этапа российской экономики во многом заключаются в отсутствии согласованных между собой политик (национальной безопасности, социальной, инвестиционной, промышленной, налоговой, бюджетной, миграционной). При этом их реализация в действующем российском законодательстве отличается фрагментарностью, противоречивостью, ограниченностью, отсутствием установленных приоритетов отдельных программ, а также использованием различных терминов при определении содержания политик и нормативно-правовых актов. Кроме того, отмечается отсутствие системного и регулярного мониторинга и анализа правоприменения ранее введенных налоговых стимулов, а также экспертных оценок стоимости администрирования налогового стимулирования. При этом очевидны трудности реализации предусмотренных законом экспертных процедур на различных стадиях законотворческой деятельности.
Преобладание тех или иных методов в налоговом процессе дает представление о налоговой системе в целом и в какой-то мере - о фактически реализуемой налоговой политике в стране. Очевидно, что управление налоговым процессом, подразумевающее, прежде всего, реализацию фискальной функции, невозможно без применения силовых (административных) методов. При этом существующие проблемы оказывают значительное влияние на налоговый климат, систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. В то же самое время преобладание так называемых «добросовестных налогоплательщиков», предпочтительное для любой системы налогового администрирования, во многом формируется под влиянием перехода к методам сотрудничества и партнерства между налоговыми органами и налогоплательщиками. Именно поэтому с точки зрения обеспечения экономической безопасности и модернизации процесса налогообложения, основной задачей становится создание прозрачной, стабильной и простой налоговой системы, функционирующей на принципах партнерских отношений.
Несмотря на совершенствование процесса налогообложения, выраженное в снижении налоговой нагрузки на предпринимательство, осуществлении важных мероприятий по упрощению налоговой системы страны, сокращении числа и унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов, состояние налоговой безопасности не исключает значительных угроз для экономической безопасности в целом.
Налоговая безопасность – явление общественной жизни, интегрирующее согласованные действия всех субъектов налогооблагаемого процесса в достижении единства их интересов. Вне решения проблемы интересов экономическая и налоговая безопасность не достигается. Там где такого единства нет, возрастают угрозы и риски не только в налоговой сфере, но и в экономике в целом. Риски, угрозы, экономический рост и кризисное состояние, как и многие другие составляющие рыночной экономики постоянно генерируются противоречиями интересов ее субъектов. Поэтому актуализируется проблема экономической и налоговой безопасности.
Налоги как один из источников финансовых ресурсов государства, являются составляющей проблемы экономической безопасности страны. Они предстают в качестве экономико-правовых отношений, перераспределяющих доходы, а поэтому противоречивы. Государство как налогополучатель должно осуществлять реализацию общественного интереса, т.е. такой потребности налогоплательщика, которую самостоятельно он удовлетворить не может. Если этого не происходит, то налог из экономического явления трансформируется в инструмент насильственного изъятия государством части дохода и имущества своих подданных и предстает как категория правовых отношений. В современной российской налоговедческой науке прослеживается четко выраженная тенденция приоритетности правовых форм налогообложения, использование насильственных факторов в налоговой системе. Между тем, известно, что насилие порождает противоречия и их обострение в системе интересов. Поэтому в целях обеспечения налоговой безопасности следует соблюдать принципы налогообложения. Однако их реализация с использованием насилия имеет ограниченный потенциал в обеспечении безопасности в экономике. Налоги являются важнейшим инструментом в процессе обеспечения социально-экономического развития страны, однако, в сложившейся системе налогообложения ее основные принципы далеко не всегда реализуются. Налоговая система продолжает оставаться нестабильной, она характеризуется высокими трансакционными издержками для всех участников налогооблагаемого процесса. При этом основной акцент в налоговом администрировании сделан на фискальной функции, а постоянные изменения налогового законодательства связаны зачастую с применением насилия со стороны государства по отношению к налогоплательщику. Данные обстоятельства оказывают отрицательное влияние на рост доверия граждан к налоговой системе, на развитие налоговой культуры. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ в последние годы меры в области реформирования налогообложения, налоговая дисциплина и налоговая безопасность России находятся на низком уровне. Задолженность по налоговым поступлениям имеет тенденцию к росту, собираемость отдельных налогов сокращается, правовое обеспечение в налоговой сфере нередко используется избирательно.
Таким образом, исходя из значимости налоговой безопасности, как составного элемента экономической безопасности, в последние годы интерес к данной проблеме возрастает. Практика налогообложения постоянно испытывает потребность в реализации методов безопасности в налогообложении. Но, в принципе, данная проблема начала привлекать внимание исследователей, специалистов сферы налогообложения сравнительно недавно, а поэтому и находится на начальной стадии разработки. В научных исследованиях еще не сформированы категориальные определения налоговой безопасности, что усложняет практическое решение данной проблемы. Но в экономических исследованиях наметились подходы к определению экономической природы налоговой безопасности. Так, И.Ю. Тимофеева на основе проведенного научного исследования предлагает понимать под налоговой безопасностью «такое состояние налоговой системы, при котором обеспечивается гарантированная защита налоговых интересов государства, бизнеса и общества от внутренних и внешних угроз». На аналогичных позициях стоят А.А.Баженов и Ш.З.Мехдиев считая, что «налоговая безопасность характеризуется состоянием защищенности государства и хозяйствующего субъекта как налогоплательщика или налоговой агента от финансовых и иных потерь налогового характера». В принципе с данным выводом авторов в определенной степени можно согласиться, как и отметить, что в нем не акцентируется внимание на главном – экономическом интересе в уплате налогов. Известно, что рыночная экономика функционирует в системе неопределенности и рисков. Поэтому налоговая система сама по себе нейтрализовать внутренние и внешние угрозы не в состоянии, тем более в защите таких противоречивых интересов государства и налогоплательщика. Следовательно, необходимо поиски безопасности в налоговой сфере вести в направлении изучения экономических функций государства и степени их реализации. Так, если по своей природе государство – общественный институт, то свою общественную значимость оно должно реализовывать в производстве и распределении общественных благ. Если государство выполняет эту миссию, то тогда имеются экономические возможности и для реализации принципов налогообложения, снижения степени противоречий в интересах государства, домашних хозяйств и бизнеса, а, стало быть, и сокращении рисков и угроз.Если этого не происходит, то их степень в налоговой сфере возрастает, поскольку подрывается экономическая составляющая в налоговой мотивации.
Следовательно, налоговая безопасность, являющаяся составным элементом финансовой и экономической безопасности, объективно генерируется степенью удовлетворения потребностей налогоплательщика в общественных благах, т.е. выполнением условий общественного договора не только налогоплательщиком, но и государством. А отсюда следует, что оно как налогополучатель, должно рационально и эффективно использовать налоговые доходы в интересах, в т.ч. и налогоплательщика.
Разработка программных мер по повышению налоговой безопасности по своим экономическим основам должна отражать степень научной обоснованности, зрелости налоговой системы. Данный подход и должен превалировать в процессе ее модернизации и реформирования системы налогообложения.
Вопросы для проведения опроса в рамках семинарского занятия:
1. Характеристика терминов «опасность», «угроза».
1. Понятие экономической безопасности государства.
2. Элементы экономической безопасности.
3. Налоговая безопасность как составляющая экономической безопасности.
4. Анализ авторских определений понятия налоговой безопасности.
5. Угрозы налоговой безопасности России и причины их возникновения в контексте современного развития государства.
Регламент проведения и критерии оценки участия в опросе-см. в теме 1.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Определение понятий «опасность», «угроза».
2. Классификация опасности. Классификационные признаки угрозы.
3. Понятие экономической безопасности государства.
4. Критерий оценки эффективности системы обеспечения национальной экономической безопасности.
5. Элементы экономической безопасности.
6. Налоговая безопасность как составляющая экономической безопасности.
Регламент проведения и критерии оценки участия в дискуссии:см. в теме 1.
Тестирование по теме 12.
1. Налог — это:
1. Обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;
2. Обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;
3. Обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях формирования государственных финансов.
2.Налоги являются частью:
1 Государственных доходов
2. Бюджетных доходов
3. Внебюджетных доходов
4. Доходов от государственных предприятий.
5. Доходов от коммунальных предприятий.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 202.