Общие технологии обучения в традиционной педагогике называют активными методами обучения.
К ним следует отнести: проблемное, программированное, адаптивное, модульное, суггестивное обучение, деловые игры.
Что значит научно обоснованная технология обучения?
Это значит, что она построена на научном анализе деятельности студента, отборе тех качеств, знаний, умений и навыков, которые ему будут необходимы в профессиональной деятельности; анализе и четком отборе учебной информации, т.е. содержание учебного материала, предназначенного для обучения и контроля его усвоения; анализе средств педагогической коммуникаций (учебники, пособия, ТСО и методические указания к ним и т.п.); конкретизации деятельности преподавателя и студента.
Каковы основные этапы разработки технологии обучения?
Начальным этапом считается научный анализ проблемы. После научного анализа следует этап разработки самой технологии обучения на основе педагогической системы, где все компоненты связаны между собой и работают как единое целое. Далее следует проверка разработанной технологии в опытном обучение, её коррекция, дополнение и изменение, если в этом есть необходимость, и только потом – этап её реализации в естественных условиях обучения.
Рассмотрим и дадим краткую характеристику рассмотренным технологиям
(работа по книге: Н.В. Басова Педагогика и практическая психология, с. 72- 126).
Программированное обучение.
Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Это специально созданное пособие, в котором программируется не только учебный материал, но и усвоение (понимание и запоминание) этого материала и его контроль. Обучающая программа выполняет ряд функций преподавателя:
- служит источником информации
- организует учебный процесс
- контролирует степень усвоения материала
- регулирует темп изучения предмета
- дает необходимые разъяснения
- предупреждает ошибки
Рассмотрим педагогическую суть деловых игр.
Основной задачей при организации деловых игр является активизация мышления, повышение самостоятельности будущего специалиста, внесение духа творчества в обучение, подготовка студента к практической профессиональной деятельности. Главным вопросом в деловых играх является: «что было бы, если бы……». Модульное обучение. В педагогике модуль – это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение студентом занятий, стартовый промежуток и итоговый уровень.
Адаптивное обучение.
Эта технология применяется для организации обучения студентов вечернего и заочного отделения. Рассмотрим эту технологию более подробно. Её суть состоит в отборе учебного материала: тем, упражнений, заданий, лабораторных и контрольных работ и т.п. и разработке подробных методических указаний по их выполнению. В начале семестра проводиться ряд установленных лекций по ряду предметов, где студентам ставиться цель, выдается или указывается учебный материал и даются пояснения и рекомендации по работе с ним. Для обеспечения ритмичной работе по каждой дисциплине студентам выдается так называемый график сетевого планирования выполнения работ. К этому графику предлагаются методические указания, где подробно объясняется: учебник, пособие, название тем, страницы, как выполнить упражнения, задания, лабораторные работы и т.д.
Одной из гуманных технологий является суггестивное обучение. Оно строится на следующих позициях:
- никакой зубрежки
- учебный процесс без утомления
- в основе обучения лежит интерес, мотивация
- обучать укрупненными единицами (блоками)
Очень близкой к вышеизложенной технология является педагогическая система В.Ф. Шаталова (или метод «Шаталова»)
В чем суть этого метода?
Основные постулаты В.Ф. Шаталова можно свести к следующему:
- давать за один урок не одну теорему, а обучать крупными блоками, в которых – темы взаимосвязаны
- снимать лишние нагрузки на внимание, повторяя одно и то же 3-4 раза, но разными словами
- передавать учащимся самую суть, тогда уменьшается объем запоминания
- осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять её в блок-схемах или опорных конспектах , в которых сжато отражается логическая последовательность материала
- вести контроль знаний учащихся по этим схемам
Компьютерное обучение.
В основе компьютерного обучения лежит программированное обучение с использованием технического устройства высокого уровня, компьютера. Программное обеспечение компьютерного обучения включает в себя системную и обучающую программу. На закрепление материала студентам предлагается показать на примере изученных общественных дисциплин, работу «метода Шаталова», выделить общие принципы организации деловой игры, отметить положительные и отрицательные стороны в применении деловых игр: проанализировать программированное пособие по курсу («Культурология»).
Вышерассмотренные технологии обучения способствуют индивидуализации обучения, активизации самостоятельной работы студентов, обеспечивают прочность усвоения материалов, способствуют развитию логического мышления.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 188.