Профессиональная зрелость коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важной качественной характеристикой рабочей группы является её профессиональная зрелость. Выделим те особенности, которые позволят говорить о профессиональной зрелости коллектива. К их числу следует отнести:

- прочные связи между её членами, возникающими на основе общих ценностных ориентаций

- позитивно - окрашенные неформальные отношения

- устойчивые традиции

- сознательная дисциплина

- возможность у сотрудников раскрыть свой творческий потенциал

Замера психологической атмосферы в группе определим с помощью несложной методике, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов (см. по кн.: Психологические тесты под ред. А.А.Карелина: В 2 ч.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002 – Т. 2 с. 24). Далее рассмотрим типы взаимоотношений в системе руководитель- подчиненный. Интересное исследование динамики межличностных отношений в системе «руководитель - подчиненный», проведено американскими учеными – Херси и Блангардом. В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника. Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в системе «руководитель - подчиненный»: приказание, внушение, участие и делегирование. Рассмотрим и охарактеризуем вышеизложенные виды отношений в системе «руководитель - подчиненный» (см. по кн.: Психология и этика делового общения: учебник для вузов под ред. проф. В.Н, Лавриненко. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТА - ДАНА, 2005 – с. 221- 222).

Далее охарактеризуем стадии развития коллектива.

Так, на первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваясь друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складываются мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения внутри рабочей группы.

Третий этап. Четко просматриваются неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов. Подводя итоги по второму вопросу, отметим условия, которые способствуют развитию отношений сотрудничества и взаимопомощи в коллективе:

- свобода и открытость информационного обмена

- взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности

- доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

 

Проблема лидерства

 

Ответ на вопрос: «Почему появляются лидеры в коллективах и какие типы лидеров существуют?» предполагает работу с литературой (см. Психология и этика делового общения с. 228 - 230).

Помимо воли администрации в каждом коллективе складывается малые неформальные группы из трех - семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, её называют референтной. Одной из главных психологических предпосылок в образовании группы является потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми.

Рассмотрим типологию неформальных лидеров.

Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер (Лавриненко В.Н.).

Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом.

Лидер менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («Делай как я!»). Его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значения только в какой - то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие и т.д. Лидеры активно влияют на морально- психологический климат в коллективе, могут стать источником конфликтов, составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.

Предложенная методика «Внешнегрупповая референтометрия» позволит определить референтный круг студенческой группы (см. Психологические тесты под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2002 – с. 16 - 18).

Подводя итоги по семинару следует отметить:

- коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей достигшая в процессе социально- ценностной совместной деятельности высокого уровня развития

- лидер- человек, обладающий наибольшими авторитетом и влиянием в группе, организации, политической партии, государстве.

Выделяют формальных и неформальных лидеров. Деятельность первых регламентируется определенными формальными актами - законодательными, программными, уставными и т.д. - в соответствии с их государственными, партийным и другим статусом.

Деятельность неформальных лидеров официально не регламентируется. Их влияние на людей основывается на личных качествах, авторитете, умении убеждать своих сторонников, завоевывать их доверие и симпатии, вести их за собой.

В деловом общении могут действовать как формальные, так и неформальные лидеры.

 

Список учебно-методической и дополнительной литературы

1. Алексеев А. А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л., 1991.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1997.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. –М.: «Академия», 2001. – 264с.

4. Ашин Т.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. - М., 1978.

5. Битянова М. Р. Социальная психология. - М, 1994.

6. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. -Минск, 1998.

8. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.

9. Краткий словарь по социологии. - М., 1988.

10. Кроль Л. П., Михайлова Л. А. Человек - оркестр: микроструктура общения -М, 1993.

11. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет»,2008. – 192с. Лекция 6.

12. Маперс Д. Социальная психология. -СПб., 1997.

13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М, 1971. Психология: Словарь. - М, 1990.

14. Психологические тесты (под ред. А.А.Карелина: В 2 т. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002- Т.2 - 248 с.)

15. Психология и педагогика: учеб. Пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А.Кротков. - М.: Центр, 2002. – 256 с. Тема 5

16. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов (под ред. проф. В.Н. Лавриненко . 4-е изд. перераб. и доп. – М: ЮНИТА – ДАНА, 2005 – 415 с.)

17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер,2007. – 432с.

18. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988.

19. Розанова В.А. Трудности управления и их психологические причины // Психология в бизнесе. - М., 1997. - Июль - декабрь.

20. Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. - Ростов н/Д, 1997.

21. Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. - Ростов н/Д, 1997.

22. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.

23. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1968.

 

 


 


Дата: 2016-09-30, просмотров: 179.