Тема 4 «познавательные процессы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4 «познавательные процессы»

 

Характеристика психических процессов

Просмотр и обсуждение учебного видеофильма «Загадки памяти» (20 мин).

Диагностика познавательных процессов

 

Оборудование:

· Презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук).

· Электронный носитель с учебным фильмом «Загадки памяти»; диск «Психологические эффекты и иллюзии» (автор: Е.В. Боруховская)

· Рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером.

· Рабочие места студентов, оснащенные компьютерами.

 

Характеристика психических процессов

В рамках первого вопроса следует отметить, что психические процессы выступают важнейшими компонентами человеческой деятельности, без участия которых человеческая деятельность невозможна.

Ощущения

Виду того, что познавательная психическая деятельность начинается с ощущений, следует рассмотреть:

-работу физиологического аппарата, при помощи которого возникает ощущение

- типы ощущений (внешние, внутренние, двигательные)

- общие законы ощущений (чувствительность, адаптация, контрастность)

Рассмотренный материал позволит отметить то, что ощущение - хуже субъективное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Восприятие

Наши ощущения тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. На основе этого взаимодействия возникает восприятие, отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Характеристика основных свойств восприятия (константность, предметность, целостность, обобщенность), позволит отметить то, что рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными, а развиваются в течение жизни человека.

Анализ работы различных анализаторов позволяет различать следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус и свидетельствует о сложной организации этого психологического процесса.

Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

 

(Просмотр диска)

Цель: знакомясь с психологическими эффектами и иллюзиями, студенты одновременно развивают такие познавательные процессы, как воображение и внимание.

Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте есть внимание.

Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение и предметность дать характеристику основных свойств внимания (по книге Морозов А.В. Деловая психология. «Курс лекций » учебник для высших и средних учебных заведений. СПб.: Издательство «Союз». 2002. - с. 61 – 63).

 

Просмотр и обсуждение учебного видеофильма «Загадки памяти» (20 мин).

Память

Характеристика основных видов памяти: генетическая (наследственная) и прижизненная (двигательная, образная, эмоциональная, символическая); анализ форм памяти (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная); рассмотрение качеств памяти (объем, быстрота, сохранение, воспроизведение, переработка информации) позволит отметить, что память это психический процесс запечатления и воспроизведения человеком его опыта. Благодаря памяти , прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений .

 

Тема 4 «познавательные процессы.

Мышление и Воображение»

 

Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности.

Тема 5 «Психология личности.

Психологическая защита личности»

 

Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность и личность

Личность и её понимание в различных психологических теориях

Психологическая защита личности

Личность и её понимание

 

Следует разобраться в следующих понятиях:

- человек

- индивид

- индивидуальность

- личность

Задание:Студентам предлагается самостоятельно графически изобразить свою модель соотношения рассматриваемых понятий и представить свой вариант на обсуждение всей группы. Затем для сравнения преподавателем предлагается модели, предложенные в учебниках (Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М., 2001. С.-65.; Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет», 2008. – 192с. Лекция 2, С.- 32).

.

 

 

Соотношение этих понятий состоит в следующем.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственным людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Сравнивая содержание рассмотренных понятий с содержанием понятия «личность», мы приходим к выводу о том, что понятие «личность» - это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность

 

Сангвинический темперамент

Сангвиник — человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.

Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов — сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.

Холерический темперамент

Желчь — один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. Сточки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.

Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. Холериками, по мнению Стендаля, были Юлий II, Карл V, Кромвель.

Флегматический темперамент

Присущ гораздо больше северным народам, например, голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного гренадера-голландца.

Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние — спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования.

Стендаль был участником войны 1812 года и попал в Москву с армией Наполеона. Он выражает удивление по поводу того, что русские, живущие в стране с суровым климатом, обладают отнюдь не флегматичным темпераментом. В этом его убедила лихость московских извозчиков, а главное, тот факт, что Москва оказалась пустой. «Исчезновение жителей Москвы до такой степени не соответствует флегматическому темперамен­ту, — заключает Стендаль, — что подобное собы­тие мне кажется невозможным даже во Франции».

Меланхолический темперамент

Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение.

В сочинениях Стендаля мы находим все признаки житейского представления о темпераментах, которое существует и в наши дни.

Во-первых, продолжают говорить о четырех типах, называя их именами, которые дал еще Гиппократ; во-вторых, каждому типу приписывают физиологическую основу; в-третьих, включают в темперамент очень широкий спектр действий и поступков человека, от защиты важной крепости до способов объяснения в любви.

Однако так называемое гиппократовское учение о темпераментах стало достоянием истории. Его четыре типа уже нигде не фигурируют в научной литературе — ни в плане психологическом, ни в плане физиологическом, хотя их описания все еще попадаются в популярных журналах как «научные».

В серьезных исследованиях продолжаются поиски физиологических основ темперамента.

Ученые пытаются найти эти основы в строении тела, типе нервной системы, силе биологических потребностей, функционировании эмоциональных центров головного мозга. В то же время психологи (вместе с философами и психиатрами) обогатили науку более тонкими и продуманными описаниями поведения людей, и психологические портреты темпераментов теперь обсуждаются как различные типы характера. При этом темпераменту отводится вполне почетное место природной основы характера. Между прочим, о такой «основе» и идет речь в отрывке из записей замечательного врача и психолога Януша Корчака.

«Сто младенцев. Я склоняюсь над кроваткой каждого. Вот они, чья жизнь исчисляется неделями или месяцами... Что вначале мне показалось случайностью, повторяется в течение многих дней. Я записываю, выделяя доверчивых и недоверчивых, спокойных и капризных, веселых и мрачных, неуверенных, боязливых и враждебных.

Всегда веселый: улыбается до и после кормления, разбуди его — сонный, разомкнет веки, улыбнется и уснет.

Всегда мрачный: с беспокойством встречает тебя, уже готовый заплакать, за три недели улыбнулся, и то мельком, лишь раз... Осматриваю горло. Живой, бурный, страстный протест. Или лишь досадливо сморщится, нетерпеливо мотнет головой и уже добродушно улыбается. Или подозрительно насторожен при каждом движении чужой руки, впадает в гнев раньше, чем испытал боль...

Массовая прививка оспы: до пятидесяти детей в час. Это уже эксперимент. И опять — у одних немедленная и энергичная реакция, у других — постепенная и слабая, а у третьих — безразличие. Один младенец довольствуется удивлением, другой доходит до беспокойства, третий бьет тревогу; один быстро приходит в равновесие, другой долго помнит, не прощает...»

Именно наблюдения за младенцами помогают обнаружить ряд свойств, которыми наделяет нас природа. Это — большая или меньшая активность, степень чувствительности, яркость, окраска и интенсивность эмоций и др. Все это входит в темперамент, но еще не составляет характер. Младенцы находятся только в начале своей жизненной истории — истории встреч природных задатков с конкретными условиями жизни. Если ребенок болен, и его будут часто осматривать, делать уколы или какие-то другие болезненные процедуры, то у него будет обостряться ранимость и формироваться тревожность и настороженность. Если же он попадет в благоприятную, щадящую обстановку, то у него вместо негативных реакций будет развиваться доверчивость и контактность. И так будет с любыми другими свойствами. Темперамент под влиянием жизненного опыта оформляется в характер. Иными словами, характер — это сплав прирожденных и приобретенных свойств поведения.

Кстати, по мнению некоторых антропологов, разные типы темперамента и, соответственно, характера пришли к нам из далекого человеческого прошлого. Первобытное племя нуждалось в активных вожаках, агрессивных охотниках, доброжелательных миролюбцах, спокойных пытливых умах. Каждый из этих характеров, необходимый для выживания племени, отрабатывался и закреплялся в поколениях.

 

2. Характер и личность

 

Говоря о человеке, мы используем еще одно понятие — личность. Что же такое личность и чем она отличается от характера?

Начнем с того, что наш язык различает личность и характер. Так, о личности мы говорим: «высокая», «выдающаяся», «творческая», «серая», «преступная», а характер описываем как «тяжелый», «мягкий», «железный», «золотой». Ведь мы не говорим: «высокий характер», «преступный характер», или «мягкая личность».

Об этих различиях можно сказать совсем кратко:

Черты характера отражают то, как живет и действует человек, а черты личности — то, ради чего он живет и действует, каковы его цели, идеалы, мечты и стремления.

При этом важно подчеркнуть, что «как» действует человек и «ради чего» он действует, прямо не связаны: одних и тех же целей добиваются люди очень разных характеров, и, наоборот, люди с похожими характерами могут стремиться к очень разным целям.

Если характер имеет генетическую основу, то личность формируется прижизненно и только благодаря жизни человека в обществе. Ребенок, осваивая человеческую культуру, «врастая» в нее, становится социальным существом. У него появляются сознание и самосознание, мировоззрение, убеждения, моральные принципы и ценности. Личность обнаруживает себя в том и тогда, когда человек начинает испытывать чувство вины и ответственности, сдерживать свои эмоции, осуждать свои поступки, работать над своим характером.

Хотя характер и личность не связаны прямо, они находятся в сложном взаимодействии. Личность при благополучном развитии начинает сглаживать черты характера, а то и вовсе снимать их «с повестки дня». В таком случае о человеке знают и судят в основном по его делам и поступкам. В свою очередь, некоторые черты характера, особенно если они сильно выражены, могут затруднять развитие личности и мешать человеку благополучно устроить свою жизнь и отношения с близкими.

Все сказанное помогает понять метафора автомобиля. Техническое устройство и оснащение автомобиля: его марка, тип управления, мощность двигателей, качество тормозов, подушки безопасности и т. п. определяют то, как он едет, — какова его возможная скорость, надежность, устойчивость. Все это по смыслу — наш характер. Но вот куда он едет, с какой целью, и как при этом водитель соблюдает правила движения и учитывает интересы пешеходов, совсем другое дело, — и это наша личность. Заметим, что технические неполадки в машине могут затормозить ее движение к цели, а то и вовсе снести ее в кювет.

3. Типы характера, их выраженность, «слабые места»

 

В настоящее время существует много классификаций характера. Особенно интересны и содержательны те, которые возникли в пограничной области на стыке психологии и психиатрии. В них заключен опыт талантливых ученых-клиницистов, которые непосредственно работали с людьми, наблюдали за их поведением, изучали биографии, беседовали с их родственниками, помогали в трудных жизненных ситуациях и проблемах. Здесь встречаются такие имена, как К.Юнг, Э.Кречмер, П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард, А.Е.Личко, М.Е.Бурно, М.3.Дукаревич и др. Первые классификации содержали всего два типа (К.Юнг, Э.Кречмер), в наше время их гораздо больше.

В основе каждого типа характера лежат базовые свойства. Они связаны с природными особенностями организма, потребностями и эмоциями. Например, одни люди «от природы» открыты миру и свободно выражают эмоции, другие погружены в себя, третьи недоверчивы к миру и внутренне напряжены. Вокруг базовых свойств формируются многие другие черты характера. Так, внутренне напряженный человек основателен в работе и одновременно обидчив и ревнив.

Люди различаются по степени выраженности черт характера. У одного они сильно заметны, у другого как бы сглажены, смягчены. Знакомиться с характерами лучше всего на примерах его выраженных степеней (акцентуаций), что мы и будем делать в этой книге. Между прочим, такие выраженные характеры наблюдаются больше, чем у половины населения. Это значит, что в каждой семье с большой вероятностью найдется человек акцентированного характера. Если же говорить о подростках, то «острые углы» характера обнаруживаются у большинства из них, хотя обычно с годами сглаживаются.

Вообще нет плохих и хороших характеров.

Каждый характер имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные свойства обычно видны, они говорят сами за себя, а вот слабые часто надо еще распознать.

Разговор о слабых сторонах характера подводит нас к знакомству с очень важным понятием «слабого места» характера. Такое «место» означает повышенную чувствительность, или уязвимость человека по отношению к определенным условиям. Для разных характеров такие условия различны. Один человек с трудом переносит потерю внимания со стороны близких, другой — ограничение его свободы, а третий не выдерживает груза ответственности и завышенных ожиданий. Когда возникает нагрузка на слабое место характера, человек дает негативную реакцию. Это может выражаться по-разному, от замыкания в глухой обиде до «битья посуды» и истерик. Если нагрузки на слабое место повторяются часто и долго, то переживание неблагополучия усиливается, порой доводя человека до состояния «невозможности»: ребенок убегает из дома, супруги разводятся, сотрудник подает заявление об уходе.

Отсюда ясно, что знание «слабых мест» каждого характера имеет неоценимое практическое значение. Оно помогает грамотно вести себя с человеком, предотвращая излишние осложнения в семье и на работе, ошибки в воспитании ребенка.

 

Тема 3 «Сознание.

Эмоции и мимика

Жесты и наблюдательность

Форма проведения практического занятия:групповой тренинг

Цель:

ü развитие понятийного аппарата;

ü развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания);

ü развитие рефлексии;

ü поддержание положительного эмоционального фона.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Основная часть

3. Заключительная часть

Основная часть

Вводное слово ведущего

Понимание людей, понимание себя, своих возможностей во многом определяется интуицией. Интуиция - это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины, основанное на опыте и знаниях.

В мимике и пантомимике находят свое отражение характерологические особенности того или иного человека.

Как показывает практика, развитие интуиции, наблюдательности - это одно из необходимых условий успешности человека, ключ к его личнос­тному росту.

Признаки, свойства каждый познает благодаря особому психологическому процессу - ощущению. Ощущение - это отражение действительности при непосредственном ее воздействии на органы чувств (тепло, холодно и т.д.). Ощущения входят в восприятие. Восприятие - это отражение действительности в целом. Помните о типах искажения установки.

Все ощущения - приятны или неприятны, имеют эмоциональную окраску. Поэтому отношение человека к чему или кому-либо можно определить по внешним проявлениям, в частности по мимике.

Упражнение «Монета»

Ведущий. Наблюдательность - это искусство, это работа над собой. Сейчас я предлагаю вам упражнение на развитие навыка распознавания. Нужно разделится на две команды с равным числом игроков и построиться в две шеренги лицом друг к другу (стенка на стенку).

По моей команде вы станете передавать по монете. Монета передается руками за спинами друг друга. По команде «стоп» монета остается в руке у участника, который последним ее получил. Задача - отгадать, у кого из участников команды противника находится монета. После каждого правильного ответа команды из противоположной уходит игрок. Таким образом, проигравшей считается та команда, в которой останется один игрок. (Участники играют несколько раз.)

Начали - закончили.

Происходит обсуждение: ваши впечатления? Чему научились?

Ведущий. Сейчас каждый имел возможность проверить свою наблюдательность, определяя по глазам и мимике лица чувства человека.

Комментарий и рекомендации

Этот блок, связан с развитием наблюдательности, интуитивного распознавания людей. Трудно переоценить важность данной работы. Знания, навыки и умения, связанные с пониманием окружающих, во многом определяют социальный IQ любого человека. Для участников - это не только возможность роста, но и способ лучше узнать друг друга.

По желанию ведущий может предложить участникам блок информации о паттернах движения глаз из НЛП. Но это достаточно специфическая информация и поэтому необходимо учесть уровень (общий) IQ группы.

Ведущему необходимо подготовить плакат для проведения теста «По­нимаете ли вы язык мимики?». При организации обсуждения ведущему необходимо постоянно направлять участников, акцентируя их внимание на анализе признаков распознавания.

Заключительная часть

Подведение итогов

Комментарий и рекомендации

Использование ведущим эмпирического описания жестов по Д.Ниренберг и Г.Калеро позволяет сформировать у участников представление о скрытых мотивах поведения, поступков людей. Ценность информации в том, что наблюдения о жестах систематизированы. Игра-тренинг «Таможня» способствует усвоению полученных знаний. Ведущему необходимо строго следить за временем, для того чтобы в конце занятия была возможность обсудить действия участников.

Не забудьте проинструктировать контрабандистов. У них должна быть информация о том, кто они, откуда и куда путь держат.

(Источник: Савченко М.Ю. Прфориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / под науч. Ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

 

Список учебно-методической и дополнительной литературы

 

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М., 2001.- 276с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.

3. Изард К.Э. Психология эмоций/ Перев. С англ. – СПб.: «Питер»,2000. – 464с.

4. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет»,2008. – 192с. Лекция 5.

5. Общая психология. Курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.:ВЛАДОС, 1999. – 448с. С. 334-379.

6. Психология и педагогика: учеб. Пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А.Кротков. - М.: Центр, 2002. – 256 с. Тема 5

7. Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Эксмо-пресс, 2000. – 272 с. (серия «Психологический бестселлер»).

8. Реан.А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.:Питер,2007. – 432с.

 


Проблема лидерства

 

Проблема лидерства

 

Ответ на вопрос: «Почему появляются лидеры в коллективах и какие типы лидеров существуют?» предполагает работу с литературой (см. Психология и этика делового общения с. 228 - 230).

Помимо воли администрации в каждом коллективе складывается малые неформальные группы из трех - семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, её называют референтной. Одной из главных психологических предпосылок в образовании группы является потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми.

Рассмотрим типологию неформальных лидеров.

Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер (Лавриненко В.Н.).

Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом.

Лидер менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («Делай как я!»). Его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значения только в какой - то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие и т.д. Лидеры активно влияют на морально- психологический климат в коллективе, могут стать источником конфликтов, составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.

Предложенная методика «Внешнегрупповая референтометрия» позволит определить референтный круг студенческой группы (см. Психологические тесты под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2002 – с. 16 - 18).

Подводя итоги по семинару следует отметить:

- коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей достигшая в процессе социально- ценностной совместной деятельности высокого уровня развития

- лидер- человек, обладающий наибольшими авторитетом и влиянием в группе, организации, политической партии, государстве.

Выделяют формальных и неформальных лидеров. Деятельность первых регламентируется определенными формальными актами - законодательными, программными, уставными и т.д. - в соответствии с их государственными, партийным и другим статусом.

Деятельность неформальных лидеров официально не регламентируется. Их влияние на людей основывается на личных качествах, авторитете, умении убеждать своих сторонников, завоевывать их доверие и симпатии, вести их за собой.

В деловом общении могут действовать как формальные, так и неформальные лидеры.

 

Список учебно-методической и дополнительной литературы

1. Алексеев А. А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л., 1991.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1997.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. –М.: «Академия», 2001. – 264с.

4. Ашин Т.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. - М., 1978.

5. Битянова М. Р. Социальная психология. - М, 1994.

6. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. -Минск, 1998.

8. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.

9. Краткий словарь по социологии. - М., 1988.

10. Кроль Л. П., Михайлова Л. А. Человек - оркестр: микроструктура общения -М, 1993.

11. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет»,2008. – 192с. Лекция 6.

12. Маперс Д. Социальная психология. -СПб., 1997.

13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М, 1971. Психология: Словарь. - М, 1990.

14. Психологические тесты (под ред. А.А.Карелина: В 2 т. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002- Т.2 - 248 с.)

15. Психология и педагогика: учеб. Пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А.Кротков. - М.: Центр, 2002. – 256 с. Тема 5

16. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов (под ред. проф. В.Н. Лавриненко . 4-е изд. перераб. и доп. – М: ЮНИТА – ДАНА, 2005 – 415 с.)

17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер,2007. – 432с.

18. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988.

19. Розанова В.А. Трудности управления и их психологические причины // Психология в бизнесе. - М., 1997. - Июль - декабрь.

20. Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. - Ростов н/Д, 1997.

21. Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. - Ростов н/Д, 1997.

22. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.

23. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1968.

 

 


 

Педагогические технологии»

 

Тема 4 «познавательные процессы»

 



Дата: 2016-09-30, просмотров: 196.