Тема 4 «познавательные процессы»
Характеристика психических процессов
Просмотр и обсуждение учебного видеофильма «Загадки памяти» (20 мин).
Диагностика познавательных процессов
Оборудование:
· Презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук).
· Электронный носитель с учебным фильмом «Загадки памяти»; диск «Психологические эффекты и иллюзии» (автор: Е.В. Боруховская)
· Рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером.
· Рабочие места студентов, оснащенные компьютерами.
Характеристика психических процессов
В рамках первого вопроса следует отметить, что психические процессы выступают важнейшими компонентами человеческой деятельности, без участия которых человеческая деятельность невозможна.
Ощущения
Виду того, что познавательная психическая деятельность начинается с ощущений, следует рассмотреть:
-работу физиологического аппарата, при помощи которого возникает ощущение
- типы ощущений (внешние, внутренние, двигательные)
- общие законы ощущений (чувствительность, адаптация, контрастность)
Рассмотренный материал позволит отметить то, что ощущение - хуже субъективное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.
Восприятие
Наши ощущения тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. На основе этого взаимодействия возникает восприятие, отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Характеристика основных свойств восприятия (константность, предметность, целостность, обобщенность), позволит отметить то, что рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными, а развиваются в течение жизни человека.
Анализ работы различных анализаторов позволяет различать следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус и свидетельствует о сложной организации этого психологического процесса.
Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
(Просмотр диска)
Цель: знакомясь с психологическими эффектами и иллюзиями, студенты одновременно развивают такие познавательные процессы, как воображение и внимание.
Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте есть внимание.
Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение и предметность дать характеристику основных свойств внимания (по книге Морозов А.В. Деловая психология. «Курс лекций » учебник для высших и средних учебных заведений. СПб.: Издательство «Союз». 2002. - с. 61 – 63).
Просмотр и обсуждение учебного видеофильма «Загадки памяти» (20 мин).
Память
Характеристика основных видов памяти: генетическая (наследственная) и прижизненная (двигательная, образная, эмоциональная, символическая); анализ форм памяти (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная); рассмотрение качеств памяти (объем, быстрота, сохранение, воспроизведение, переработка информации) позволит отметить, что память это психический процесс запечатления и воспроизведения человеком его опыта. Благодаря памяти , прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений .
Тема 4 «познавательные процессы.
Мышление и Воображение»
Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности.
Тема 5 «Психология личности.
Психологическая защита личности»
Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность и личность
Личность и её понимание в различных психологических теориях
Психологическая защита личности
Личность и её понимание
Следует разобраться в следующих понятиях:
- человек
- индивид
- индивидуальность
- личность
Задание:Студентам предлагается самостоятельно графически изобразить свою модель соотношения рассматриваемых понятий и представить свой вариант на обсуждение всей группы. Затем для сравнения преподавателем предлагается модели, предложенные в учебниках (Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М., 2001. С.-65.; Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет», 2008. – 192с. Лекция 2, С.- 32).
.
Соотношение этих понятий состоит в следующем.
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственным людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Сравнивая содержание рассмотренных понятий с содержанием понятия «личность», мы приходим к выводу о том, что понятие «личность» - это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность
Сангвинический темперамент
Сангвиник — человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.
Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов — сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.
Холерический темперамент
Желчь — один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. Сточки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.
Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. Холериками, по мнению Стендаля, были Юлий II, Карл V, Кромвель.
Флегматический темперамент
Присущ гораздо больше северным народам, например, голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного гренадера-голландца.
Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние — спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования.
Стендаль был участником войны 1812 года и попал в Москву с армией Наполеона. Он выражает удивление по поводу того, что русские, живущие в стране с суровым климатом, обладают отнюдь не флегматичным темпераментом. В этом его убедила лихость московских извозчиков, а главное, тот факт, что Москва оказалась пустой. «Исчезновение жителей Москвы до такой степени не соответствует флегматическому темпераменту, — заключает Стендаль, — что подобное событие мне кажется невозможным даже во Франции».
Меланхолический темперамент
Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение.
В сочинениях Стендаля мы находим все признаки житейского представления о темпераментах, которое существует и в наши дни.
Во-первых, продолжают говорить о четырех типах, называя их именами, которые дал еще Гиппократ; во-вторых, каждому типу приписывают физиологическую основу; в-третьих, включают в темперамент очень широкий спектр действий и поступков человека, от защиты важной крепости до способов объяснения в любви.
Однако так называемое гиппократовское учение о темпераментах стало достоянием истории. Его четыре типа уже нигде не фигурируют в научной литературе — ни в плане психологическом, ни в плане физиологическом, хотя их описания все еще попадаются в популярных журналах как «научные».
В серьезных исследованиях продолжаются поиски физиологических основ темперамента.
Ученые пытаются найти эти основы в строении тела, типе нервной системы, силе биологических потребностей, функционировании эмоциональных центров головного мозга. В то же время психологи (вместе с философами и психиатрами) обогатили науку более тонкими и продуманными описаниями поведения людей, и психологические портреты темпераментов теперь обсуждаются как различные типы характера. При этом темпераменту отводится вполне почетное место природной основы характера. Между прочим, о такой «основе» и идет речь в отрывке из записей замечательного врача и психолога Януша Корчака.
«Сто младенцев. Я склоняюсь над кроваткой каждого. Вот они, чья жизнь исчисляется неделями или месяцами... Что вначале мне показалось случайностью, повторяется в течение многих дней. Я записываю, выделяя доверчивых и недоверчивых, спокойных и капризных, веселых и мрачных, неуверенных, боязливых и враждебных.
Всегда веселый: улыбается до и после кормления, разбуди его — сонный, разомкнет веки, улыбнется и уснет.
Всегда мрачный: с беспокойством встречает тебя, уже готовый заплакать, за три недели улыбнулся, и то мельком, лишь раз... Осматриваю горло. Живой, бурный, страстный протест. Или лишь досадливо сморщится, нетерпеливо мотнет головой и уже добродушно улыбается. Или подозрительно насторожен при каждом движении чужой руки, впадает в гнев раньше, чем испытал боль...
Массовая прививка оспы: до пятидесяти детей в час. Это уже эксперимент. И опять — у одних немедленная и энергичная реакция, у других — постепенная и слабая, а у третьих — безразличие. Один младенец довольствуется удивлением, другой доходит до беспокойства, третий бьет тревогу; один быстро приходит в равновесие, другой долго помнит, не прощает...»
Именно наблюдения за младенцами помогают обнаружить ряд свойств, которыми наделяет нас природа. Это — большая или меньшая активность, степень чувствительности, яркость, окраска и интенсивность эмоций и др. Все это входит в темперамент, но еще не составляет характер. Младенцы находятся только в начале своей жизненной истории — истории встреч природных задатков с конкретными условиями жизни. Если ребенок болен, и его будут часто осматривать, делать уколы или какие-то другие болезненные процедуры, то у него будет обостряться ранимость и формироваться тревожность и настороженность. Если же он попадет в благоприятную, щадящую обстановку, то у него вместо негативных реакций будет развиваться доверчивость и контактность. И так будет с любыми другими свойствами. Темперамент под влиянием жизненного опыта оформляется в характер. Иными словами, характер — это сплав прирожденных и приобретенных свойств поведения.
Кстати, по мнению некоторых антропологов, разные типы темперамента и, соответственно, характера пришли к нам из далекого человеческого прошлого. Первобытное племя нуждалось в активных вожаках, агрессивных охотниках, доброжелательных миролюбцах, спокойных пытливых умах. Каждый из этих характеров, необходимый для выживания племени, отрабатывался и закреплялся в поколениях.
2. Характер и личность
Говоря о человеке, мы используем еще одно понятие — личность. Что же такое личность и чем она отличается от характера?
Начнем с того, что наш язык различает личность и характер. Так, о личности мы говорим: «высокая», «выдающаяся», «творческая», «серая», «преступная», а характер описываем как «тяжелый», «мягкий», «железный», «золотой». Ведь мы не говорим: «высокий характер», «преступный характер», или «мягкая личность».
Об этих различиях можно сказать совсем кратко:
Черты характера отражают то, как живет и действует человек, а черты личности — то, ради чего он живет и действует, каковы его цели, идеалы, мечты и стремления.
При этом важно подчеркнуть, что «как» действует человек и «ради чего» он действует, прямо не связаны: одних и тех же целей добиваются люди очень разных характеров, и, наоборот, люди с похожими характерами могут стремиться к очень разным целям.
Если характер имеет генетическую основу, то личность формируется прижизненно и только благодаря жизни человека в обществе. Ребенок, осваивая человеческую культуру, «врастая» в нее, становится социальным существом. У него появляются сознание и самосознание, мировоззрение, убеждения, моральные принципы и ценности. Личность обнаруживает себя в том и тогда, когда человек начинает испытывать чувство вины и ответственности, сдерживать свои эмоции, осуждать свои поступки, работать над своим характером.
Хотя характер и личность не связаны прямо, они находятся в сложном взаимодействии. Личность при благополучном развитии начинает сглаживать черты характера, а то и вовсе снимать их «с повестки дня». В таком случае о человеке знают и судят в основном по его делам и поступкам. В свою очередь, некоторые черты характера, особенно если они сильно выражены, могут затруднять развитие личности и мешать человеку благополучно устроить свою жизнь и отношения с близкими.
Все сказанное помогает понять метафора автомобиля. Техническое устройство и оснащение автомобиля: его марка, тип управления, мощность двигателей, качество тормозов, подушки безопасности и т. п. определяют то, как он едет, — какова его возможная скорость, надежность, устойчивость. Все это по смыслу — наш характер. Но вот куда он едет, с какой целью, и как при этом водитель соблюдает правила движения и учитывает интересы пешеходов, совсем другое дело, — и это наша личность. Заметим, что технические неполадки в машине могут затормозить ее движение к цели, а то и вовсе снести ее в кювет.
3. Типы характера, их выраженность, «слабые места»
В настоящее время существует много классификаций характера. Особенно интересны и содержательны те, которые возникли в пограничной области на стыке психологии и психиатрии. В них заключен опыт талантливых ученых-клиницистов, которые непосредственно работали с людьми, наблюдали за их поведением, изучали биографии, беседовали с их родственниками, помогали в трудных жизненных ситуациях и проблемах. Здесь встречаются такие имена, как К.Юнг, Э.Кречмер, П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард, А.Е.Личко, М.Е.Бурно, М.3.Дукаревич и др. Первые классификации содержали всего два типа (К.Юнг, Э.Кречмер), в наше время их гораздо больше.
В основе каждого типа характера лежат базовые свойства. Они связаны с природными особенностями организма, потребностями и эмоциями. Например, одни люди «от природы» открыты миру и свободно выражают эмоции, другие погружены в себя, третьи недоверчивы к миру и внутренне напряжены. Вокруг базовых свойств формируются многие другие черты характера. Так, внутренне напряженный человек основателен в работе и одновременно обидчив и ревнив.
Люди различаются по степени выраженности черт характера. У одного они сильно заметны, у другого как бы сглажены, смягчены. Знакомиться с характерами лучше всего на примерах его выраженных степеней (акцентуаций), что мы и будем делать в этой книге. Между прочим, такие выраженные характеры наблюдаются больше, чем у половины населения. Это значит, что в каждой семье с большой вероятностью найдется человек акцентированного характера. Если же говорить о подростках, то «острые углы» характера обнаруживаются у большинства из них, хотя обычно с годами сглаживаются.
Вообще нет плохих и хороших характеров.
Каждый характер имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные свойства обычно видны, они говорят сами за себя, а вот слабые часто надо еще распознать.
Разговор о слабых сторонах характера подводит нас к знакомству с очень важным понятием «слабого места» характера. Такое «место» означает повышенную чувствительность, или уязвимость человека по отношению к определенным условиям. Для разных характеров такие условия различны. Один человек с трудом переносит потерю внимания со стороны близких, другой — ограничение его свободы, а третий не выдерживает груза ответственности и завышенных ожиданий. Когда возникает нагрузка на слабое место характера, человек дает негативную реакцию. Это может выражаться по-разному, от замыкания в глухой обиде до «битья посуды» и истерик. Если нагрузки на слабое место повторяются часто и долго, то переживание неблагополучия усиливается, порой доводя человека до состояния «невозможности»: ребенок убегает из дома, супруги разводятся, сотрудник подает заявление об уходе.
Отсюда ясно, что знание «слабых мест» каждого характера имеет неоценимое практическое значение. Оно помогает грамотно вести себя с человеком, предотвращая излишние осложнения в семье и на работе, ошибки в воспитании ребенка.
Тема 3 «Сознание.
Эмоции и мимика
Жесты и наблюдательность
Форма проведения практического занятия:групповой тренинг
Цель:
ü развитие понятийного аппарата;
ü развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания);
ü развитие рефлексии;
ü поддержание положительного эмоционального фона.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Основная часть
Вводное слово ведущего
Понимание людей, понимание себя, своих возможностей во многом определяется интуицией. Интуиция - это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины, основанное на опыте и знаниях.
В мимике и пантомимике находят свое отражение характерологические особенности того или иного человека.
Как показывает практика, развитие интуиции, наблюдательности - это одно из необходимых условий успешности человека, ключ к его личностному росту.
Признаки, свойства каждый познает благодаря особому психологическому процессу - ощущению. Ощущение - это отражение действительности при непосредственном ее воздействии на органы чувств (тепло, холодно и т.д.). Ощущения входят в восприятие. Восприятие - это отражение действительности в целом. Помните о типах искажения установки.
Все ощущения - приятны или неприятны, имеют эмоциональную окраску. Поэтому отношение человека к чему или кому-либо можно определить по внешним проявлениям, в частности по мимике.
Упражнение «Монета»
Ведущий. Наблюдательность - это искусство, это работа над собой. Сейчас я предлагаю вам упражнение на развитие навыка распознавания. Нужно разделится на две команды с равным числом игроков и построиться в две шеренги лицом друг к другу (стенка на стенку).
По моей команде вы станете передавать по монете. Монета передается руками за спинами друг друга. По команде «стоп» монета остается в руке у участника, который последним ее получил. Задача - отгадать, у кого из участников команды противника находится монета. После каждого правильного ответа команды из противоположной уходит игрок. Таким образом, проигравшей считается та команда, в которой останется один игрок. (Участники играют несколько раз.)
Начали - закончили.
Происходит обсуждение: ваши впечатления? Чему научились?
Ведущий. Сейчас каждый имел возможность проверить свою наблюдательность, определяя по глазам и мимике лица чувства человека.
Комментарий и рекомендации
Этот блок, связан с развитием наблюдательности, интуитивного распознавания людей. Трудно переоценить важность данной работы. Знания, навыки и умения, связанные с пониманием окружающих, во многом определяют социальный IQ любого человека. Для участников - это не только возможность роста, но и способ лучше узнать друг друга.
По желанию ведущий может предложить участникам блок информации о паттернах движения глаз из НЛП. Но это достаточно специфическая информация и поэтому необходимо учесть уровень (общий) IQ группы.
Ведущему необходимо подготовить плакат для проведения теста «Понимаете ли вы язык мимики?». При организации обсуждения ведущему необходимо постоянно направлять участников, акцентируя их внимание на анализе признаков распознавания.
Заключительная часть
Подведение итогов
Комментарий и рекомендации
Использование ведущим эмпирического описания жестов по Д.Ниренберг и Г.Калеро позволяет сформировать у участников представление о скрытых мотивах поведения, поступков людей. Ценность информации в том, что наблюдения о жестах систематизированы. Игра-тренинг «Таможня» способствует усвоению полученных знаний. Ведущему необходимо строго следить за временем, для того чтобы в конце занятия была возможность обсудить действия участников.
Не забудьте проинструктировать контрабандистов. У них должна быть информация о том, кто они, откуда и куда путь держат.
(Источник: Савченко М.Ю. Прфориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / под науч. Ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Список учебно-методической и дополнительной литературы
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М., 2001.- 276с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
3. Изард К.Э. Психология эмоций/ Перев. С англ. – СПб.: «Питер»,2000. – 464с.
4. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет»,2008. – 192с. Лекция 5.
5. Общая психология. Курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.:ВЛАДОС, 1999. – 448с. С. 334-379.
6. Психология и педагогика: учеб. Пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А.Кротков. - М.: Центр, 2002. – 256 с. Тема 5
7. Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Эксмо-пресс, 2000. – 272 с. (серия «Психологический бестселлер»).
8. Реан.А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.:Питер,2007. – 432с.
Проблема лидерства
Проблема лидерства
Ответ на вопрос: «Почему появляются лидеры в коллективах и какие типы лидеров существуют?» предполагает работу с литературой (см. Психология и этика делового общения с. 228 - 230).
Помимо воли администрации в каждом коллективе складывается малые неформальные группы из трех - семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, её называют референтной. Одной из главных психологических предпосылок в образовании группы является потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми.
Рассмотрим типологию неформальных лидеров.
Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер (Лавриненко В.Н.).
Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом.
Лидер менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («Делай как я!»). Его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значения только в какой - то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие и т.д. Лидеры активно влияют на морально- психологический климат в коллективе, могут стать источником конфликтов, составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.
Предложенная методика «Внешнегрупповая референтометрия» позволит определить референтный круг студенческой группы (см. Психологические тесты под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2002 – с. 16 - 18).
Подводя итоги по семинару следует отметить:
- коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей достигшая в процессе социально- ценностной совместной деятельности высокого уровня развития
- лидер- человек, обладающий наибольшими авторитетом и влиянием в группе, организации, политической партии, государстве.
Выделяют формальных и неформальных лидеров. Деятельность первых регламентируется определенными формальными актами - законодательными, программными, уставными и т.д. - в соответствии с их государственными, партийным и другим статусом.
Деятельность неформальных лидеров официально не регламентируется. Их влияние на людей основывается на личных качествах, авторитете, умении убеждать своих сторонников, завоевывать их доверие и симпатии, вести их за собой.
В деловом общении могут действовать как формальные, так и неформальные лидеры.
Список учебно-методической и дополнительной литературы
1. Алексеев А. А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л., 1991.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1997.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. –М.: «Академия», 2001. – 264с.
4. Ашин Т.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. - М., 1978.
5. Битянова М. Р. Социальная психология. - М, 1994.
6. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. -Минск, 1998.
8. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
9. Краткий словарь по социологии. - М., 1988.
10. Кроль Л. П., Михайлова Л. А. Человек - оркестр: микроструктура общения -М, 1993.
11. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет»,2008. – 192с. Лекция 6.
12. Маперс Д. Социальная психология. -СПб., 1997.
13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М, 1971. Психология: Словарь. - М, 1990.
14. Психологические тесты (под ред. А.А.Карелина: В 2 т. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002- Т.2 - 248 с.)
15. Психология и педагогика: учеб. Пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А.Кротков. - М.: Центр, 2002. – 256 с. Тема 5
16. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов (под ред. проф. В.Н. Лавриненко . 4-е изд. перераб. и доп. – М: ЮНИТА – ДАНА, 2005 – 415 с.)
17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер,2007. – 432с.
18. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988.
19. Розанова В.А. Трудности управления и их психологические причины // Психология в бизнесе. - М., 1997. - Июль - декабрь.
20. Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. - Ростов н/Д, 1997.
21. Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. - Ростов н/Д, 1997.
22. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.
23. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1968.
Педагогические технологии»
Тема 4 «познавательные процессы»
Дата: 2016-09-30, просмотров: 196.