В жизни человека часто встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность по каким-либо причинам не может быть удовлетворена. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты.
Впервые это понятие было предложено в рамках психоаналитической теории. С точки зрения З.Фрейда, источником активности являются энергия либидо и агрессивные потребности. Человеку, по Фрейду, постоянно приходится преодолевать различные внутренние и внешние возбуждения. В результате у него возникает тревога, назначение которой состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Тревога дает возможность реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Это делается возможным благодаря возникающим у личности механизмов психологической защиты.
Психологическая защита - это нормальный механизм, направленный
на предупреждение расстройств поведения.
Психологическая защита- этопсихическая деятельность, которая реализуется в форме специфических приемов переработки информации, позволяющих сохранять достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта.
Механизм психологической защитысвязан с реорганизацией системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. К механизмам психологической защиты обычно относят отрицание, вытеснение, роекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждениеи некоторые другие.
Далее обсуждаются виды психологической защиты личности.
Отрицаниесводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду информации, которая угрожает престижу, самооценке личности. Такая информации может вызвать мотивы, противоречащие основным установкам личности, а это приведет к конфликту. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности, что в свою очередь вызывает затруднения в поведении.
Вытеснение— активное выключение из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Это наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемые с точки зрения социального окружения и потому не вызывающие стыда и угрызений совести. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что он причинил себе или другим. Неблагодарность связана с вытеснением, все разновидности зависти и бесчисленные компоненты комплексов собственной неполноценности вытесняются с огромной силой. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.
Проекция— бессознательный перенос на другое лицо, приписывание собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего.
Идентификация —бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У детей — это простейший механизм усвоения норм социального поведения. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.
Рационализация— псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.
Рационализация используется человеком в тех случаях, когда он боится осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что его действия побуждаются мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами. Рационализация может быть связана с попыткой снизить ценность недоступного. Так, переживая психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось».
Замещение— перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Замещение дает разрядку внутреннему напряжению, созданному недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. В простейшем варианте человек иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению. Замещающая деятельность может отличаться от исходной переводом активности в иной план, например, из практического осуществления в мир фантазии.
Изоляция, или отчуждение— обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом связь между неприятным со бытием и его эмоциональной окраской в сознании не отражается. Человек продолжает осознавать реальность неприятных событий, ранее значимых для него, однако эти события не вызывают больше эмоциональных переживаний. Изоляция вызывает утрату эмоциональной связи между травмировавшим событием и собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.
Задание: студентам предлагается проанализировать собственное поведение и поступки, поведение близких и хорошо знакомых людей, и найти конкретные примеры работы механизмов психологической защиты на практике. Можно также использовать примеры из кинофильмов, художественной литературы, телевизионных передач и т.д.
Список учебно-методической и дополнительной литературы
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М., 2001.- 276с.
2. Бодалев А.А. Психология личности. М.,1988. С.11-24
3. Казанский О.А. Игры в самих себя. М.,1995.
4. Кишбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита.- 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
5. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб.:Питер,2000. – 368с.
6. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет»,2008. – 192с. Лекция 2.
7. Общая психология. Курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 448с. С. 349-444.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер,2003. – 352с.
9. Психология и педагогика: учеб. Пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А.Кротков. - М.: Центр, 2002. – 256 с. Тема 5
10. Реан.А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер,2007. – 432с.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 201.