Диагностика мышления, интеллекта, воображения и творческих способностей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Диагностика мышления с помощью методик: «Толкование пословиц», «Простые аналогии», «Сложные аналогии», «Выделение существенных признаков» (Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 400с.)

Цель:выявление умения понимать простые и сложные логические отношения и абстрактные понятия, исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении.

2. Диагностика творческого мышления и воображения с помощью теста дивергентного творческого мышления (Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб: Речь, 2003.).

Цель: Направлены на выявление креативности – способности порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, оценки уровня развития воображения и фантазии и любознательности.

Оценивается следующие показатели:

Творческие факторы значение
КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Беглость мышления Генерирование большого количества идей
Гибкость мышления Разнообразие типов идей. Способность переходить от одной категории к другой. Направлять мысль по обходным путям
Оригинальность мышления Оригинальные нестандартные идеи, отступление от очевидного, общепринятого.
Разработанность мышления Расширить, добавить что-то к основной идее, сделать ее более интересной.

 

3. Исследование способности преодолевать стереотипы, генерировать ассоциации по сходству с помощью методики «Ассоциативная продуктивность по сходству» («10 слов») (Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. –Мн.: Харвест, 2003. – 432с. – (Библиотека практической психологии).

 

Список учебно-методической и дополнительной литературы

 

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи. – М., 2001.

2. Брунер Д.С. Психология познания. М.,1977.

3. Виднеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека М., 1984.

4. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет»,2008. – 192с. Лекция 5.

5. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.,1970.

6. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.,1975.

7. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, 2003. – 432с. – (Библиотека практической психологии).

8. Общая психология. Курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.:ВЛАДОС, 1999, С. 187-309.

9. Психология и педагогика: учеб. Пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А.Кротков. - М.: Центр, 2002. – 256 с. Темы 3,4.

 


Тема 5 «Психология личности.

Психологическая защита личности»

 

Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность и личность

Личность и её понимание в различных психологических теориях

Психологическая защита личности

Личность и её понимание

 

Следует разобраться в следующих понятиях:

- человек

- индивид

- индивидуальность

- личность

Задание:Студентам предлагается самостоятельно графически изобразить свою модель соотношения рассматриваемых понятий и представить свой вариант на обсуждение всей группы. Затем для сравнения преподавателем предлагается модели, предложенные в учебниках (Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М., 2001. С.-65.; Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет», 2008. – 192с. Лекция 2, С.- 32).

.

 

 

Соотношение этих понятий состоит в следующем.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственным людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Сравнивая содержание рассмотренных понятий с содержанием понятия «личность», мы приходим к выводу о том, что понятие «личность» - это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность

 


Дата: 2016-09-30, просмотров: 194.