1. Диагностика мышления с помощью методик: «Толкование пословиц», «Простые аналогии», «Сложные аналогии», «Выделение существенных признаков» (Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 400с.)
Цель:выявление умения понимать простые и сложные логические отношения и абстрактные понятия, исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении.
2. Диагностика творческого мышления и воображения с помощью теста дивергентного творческого мышления (Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб: Речь, 2003.).
Цель: Направлены на выявление креативности – способности порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, оценки уровня развития воображения и фантазии и любознательности.
Оценивается следующие показатели:
Творческие факторы | значение |
КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | |
Беглость мышления | Генерирование большого количества идей |
Гибкость мышления | Разнообразие типов идей. Способность переходить от одной категории к другой. Направлять мысль по обходным путям |
Оригинальность мышления | Оригинальные нестандартные идеи, отступление от очевидного, общепринятого. |
Разработанность мышления | Расширить, добавить что-то к основной идее, сделать ее более интересной. |
3. Исследование способности преодолевать стереотипы, генерировать ассоциации по сходству с помощью методики «Ассоциативная продуктивность по сходству» («10 слов») (Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. –Мн.: Харвест, 2003. – 432с. – (Библиотека практической психологии).
Список учебно-методической и дополнительной литературы
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи. – М., 2001.
2. Брунер Д.С. Психология познания. М.,1977.
3. Виднеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека М., 1984.
4. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет»,2008. – 192с. Лекция 5.
5. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.,1970.
6. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.,1975.
7. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, 2003. – 432с. – (Библиотека практической психологии).
8. Общая психология. Курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.:ВЛАДОС, 1999, С. 187-309.
9. Психология и педагогика: учеб. Пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А.Кротков. - М.: Центр, 2002. – 256 с. Темы 3,4.
Тема 5 «Психология личности.
Психологическая защита личности»
Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность и личность
Личность и её понимание в различных психологических теориях
Психологическая защита личности
Личность и её понимание
Следует разобраться в следующих понятиях:
- человек
- индивид
- индивидуальность
- личность
Задание:Студентам предлагается самостоятельно графически изобразить свою модель соотношения рассматриваемых понятий и представить свой вариант на обсуждение всей группы. Затем для сравнения преподавателем предлагается модели, предложенные в учебниках (Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М., 2001. С.-65.; Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет», 2008. – 192с. Лекция 2, С.- 32).
.
Соотношение этих понятий состоит в следующем.
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственным людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Сравнивая содержание рассмотренных понятий с содержанием понятия «личность», мы приходим к выводу о том, что понятие «личность» - это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность
Дата: 2016-09-30, просмотров: 194.