Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мышление - есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективного нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками — философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.

Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями: через исследование мышления и его законов путем логического анализа; через его исследование с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе; через его исследование с помощью средств и методов кибернетики.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.

Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.

Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности. Именно благодаря этому мышление человека дает возможность познать обобщенно и опосредованно.

Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.

Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом (исследование А.Н. Соколова).

По своей функции регулятора мышление выступает как процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация (см.), которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация — это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть.

Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики:

· цель (ориентировочную основу для решения задач);

· условия, в которых задается данная цель;

· потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

От осознания проблемы человек переходит к принятию решения (см. рис. 1).

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач.

I. Ориентировочные действия

II. Исполнительные действия

III. Нахождение ответа

Ориентировочные действия начинаются с анализа условий.

Главное в мыслительном поиске — возникновение гипотезы (см.). Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы обычно проявляются творческие возможности личности.

Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристической. Эвристика (см.) — наука о закономерностях мыслительного поиска.

Важным условием принятия правильного решения и успешного решения задачи являются знания. Без знаний не может быть создано никакой гипотезы. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных образов, схем, чертежей.

Для решения подавляющего большинства задач требуется привлечение теоретических знаний, обобщений. Многие задачи решаются путем применения правил, и результат мыслительной работы непосредственно переходит в область практического применения. В практике использования данного результата проверяется правильность решения, возникают новые задачи, вытекающие из развития, уточнения, изменения первоначально принятых решений (см. рис 1.)

Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П.Я. Гальперину):

I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.

II. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их.

IV. Этап формирования действий во внешней речи про себя.

V. Формирование действий во внутренней речи (см. рис.2).

Рис. 1. Структурная схема процесса решения мыслительной задачи

Рис. 2. Схема этапов мыслительного действия

 

Далее студентам предлагается проанализировать рисунки.3, 4,и 5 дать определения мыслительным операциям, формам мышления и способам мышления и охарактеризовать их.

Рис. 3. Содержание мышления

 

Рис.4. Мыслительные операции

 

Выделение видов мышления производят по различным основаниям.

Наглядно (конкретно) действенное мышление (см.) есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Выделяют также наглядно-образное (см.) и абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление.

Рис. 5. Виды мышления

 

Студентам предлагается ответить на следующий вопрос:

«Какие качества ума необходимы для творческой работы?»

Вывод:Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Далее предлагается прокомментировать рис.6 и ответить на вопрос: «В чем заключается продуктивность ума?»

Рис.6. Составляющие продуктивности ума

 

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 198.