Методики направленные на диагностирование черт характера и свойств темперамента человека, включает следующие тесты:
- тест Стреляу
- тест - опросник Айзенка
- характерологический опросник (опросник К. Леонгарда)
Предлагаемые студентам методики взяты из кн. Психологические тесты (Под ред. А.А. Карелина: в 2-х т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 – Т.1 с. 10 - 60.
Список учебно-методической и дополнительной литературы
1. Бодалев А.А. Психология личности. М.,1988. С.11-24
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,1988.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологи: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М., 2001.- 276с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? М., 2012.
6. Казанский О.А. Игры в самих себя. М.,1995.
7. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб.:Питер,2000. – 368с.
8. Левитов Н.Д. Психология характера. М.,1969.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
10. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.,: Мир и Образование. Книжный Дом «Университет»,2008. – 192с. Лекция 2.
11. Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студентов образов. учреждений среднего профессионального образования. - М.: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 400 с.
12. Общая психология. Курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.:ВЛАДОС, 1999. – 448с. С. 349-444.
13. Психологические тесты /под ред. А.А. Карелина: в 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 – Т. 1. - 312 с.
14. Психология и педагогика: учеб. Пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А.Кротков. - М.: Центр, 2002. – 256 с. Тема 5
Тема 3 «Сознание.
Психическая регуляция поведения и деятельности. Эмоции».
Эмоции и мимика
Жесты и наблюдательность
Форма проведения практического занятия:групповой тренинг
Цель:
ü развитие понятийного аппарата;
ü развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания);
ü развитие рефлексии;
ü поддержание положительного эмоционального фона.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Основная часть
Первый блок: «Эмоции и мимика»
Вводное слово ведущего
Понимание людей, понимание себя, своих возможностей во многом определяется интуицией. Интуиция - это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины, основанное на опыте и знаниях.
В мимике и пантомимике находят свое отражение характерологические особенности того или иного человека.
Как показывает практика, развитие интуиции, наблюдательности - это одно из необходимых условий успешности человека, ключ к его личностному росту.
Признаки, свойства каждый познает благодаря особому психологическому процессу - ощущению. Ощущение - это отражение действительности при непосредственном ее воздействии на органы чувств (тепло, холодно и т.д.). Ощущения входят в восприятие. Восприятие - это отражение действительности в целом. Помните о типах искажения установки.
Все ощущения - приятны или неприятны, имеют эмоциональную окраску. Поэтому отношение человека к чему или кому-либо можно определить по внешним проявлениям, в частности по мимике.
Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»
Ведущий. Предлагаю проверить себя! На плакате двенадцать выражений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные ответы, и каждый сравнит свой ответ с ключом:
Ключ
1) Безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) грусть;
5) гнев; 6) застенчивая радость; 7) злость; 8)плохое самочувсвие;
9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.
Упражнение «Монета»
Ведущий. Наблюдательность - это искусство, это работа над собой. Сейчас я предлагаю вам упражнение на развитие навыка распознавания. Нужно разделится на две команды с равным числом игроков и построиться в две шеренги лицом друг к другу (стенка на стенку).
По моей команде вы станете передавать по монете. Монета передается руками за спинами друг друга. По команде «стоп» монета остается в руке у участника, который последним ее получил. Задача - отгадать, у кого из участников команды противника находится монета. После каждого правильного ответа команды из противоположной уходит игрок. Таким образом, проигравшей считается та команда, в которой останется один игрок. (Участники играют несколько раз.)
Начали - закончили.
Происходит обсуждение: ваши впечатления? Чему научились?
Ведущий. Сейчас каждый имел возможность проверить свою наблюдательность, определяя по глазам и мимике лица чувства человека.
Комментарий и рекомендации
Этот блок, связан с развитием наблюдательности, интуитивного распознавания людей. Трудно переоценить важность данной работы. Знания, навыки и умения, связанные с пониманием окружающих, во многом определяют социальный IQ любого человека. Для участников - это не только возможность роста, но и способ лучше узнать друг друга.
По желанию ведущий может предложить участникам блок информации о паттернах движения глаз из НЛП. Но это достаточно специфическая информация и поэтому необходимо учесть уровень (общий) IQ группы.
Ведущему необходимо подготовить плакат для проведения теста «Понимаете ли вы язык мимики?». При организации обсуждения ведущему необходимо постоянно направлять участников, акцентируя их внимание на анализе признаков распознавания.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 196.