Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная служба — это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении.

Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений, предприятий социальных служб является Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, вступивший в действие в декабре 1995 года.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В систему служб, осуществляющих социальное обслуживание, входят:

- государственные ( федеральные, региональные);

- муниципальные (местные);

- смешанные (государственно-общественные);

- частные и службы других форм собственности.

К основным видам социального обслуживания относятся:

- материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

- социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

- предоставление временного приюта;

- консультативная помощь по различным направлениям;

- реабилитационные услуги и т.д.

Несмотря на кажущееся разнообразие учреждений социального обслуживания и различие названий, все их можно условно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным социальным учреждениям относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенного территориального формирования или любой территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т.п.).

Находясь максимально близко к месту жительства людей, они преследуют цель оказывать первичную социальную поддержку всем нуждающимся, обратившимся за помощью.

Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где, как правило, имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи.

Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести такие, как территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и другие.

К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т.п.) или оказывающие специфические услуги правового, психолого-педагогического, медицинского характера:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- социальные приюты для детей и подростков;

- центры экстренной социальной помощи по телефону;

- центры (отделения) социальной помощи на дому;

- дома ночного пребывания;

- специальные дома для одиноких престарелых;

- стационарные учреждения социального обслуживания;

- геронтологические центры и др.

Важную роль играют стационарные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома и интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками.

Одной из новых организационных форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.

Всего в Российской Федерации в 1993 году было 106 таких домов. В них проживало около 8 тысяч человек.

В соответствии с примерным положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей. Как правило, жильцами таких домов становятся те, кто заключил договор на передачу своего жилья государству.

Основная цель создания таких домов — обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар — это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан.

Общепрофильные и специализированные социальные службы и учреждения, как правило, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счет в банке, их деятельность регламентируется уставом, разрабатываемым с учетом типовых положений.

Эти службы создаются, реорганизуются и ликвидируются местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения, а их структурные подразделения — решением директора центра.

Структуру таких центров можно представить в виде отдельных модулей, набор которых зависит от конкретных обстоятельств, места, времени, ресурсов. Модули могут заменяться или дополняться новыми по мере необходимости, изменения потребностей в социальных услугах их клиентов.

Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает в себя вопросы: планирования и финансирования, кадровую политику, организацию и оплату труда работников.

Источниками финансирования социальных служб являются:

- нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;

- поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

- средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и целевых программ;

- финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ;

- дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

- доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

- доходы от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п. ;

- благотворительные пожертвования и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.

Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности, или быть на смешанном финансировании.

Экономические функции служб определяются положением об их деятельности. Так, в соответствии с примерным положением (Минсоцзащиты от 14 августа 1994 г.) в территориальных центрах социальной помощи семье и детям предусмотрено создание отделений социально-экономической помощи. В их функции входит:

- содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной помощи, кредитов, алиментов, улучшения жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;

- организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);

- консультирование по вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов;

- содействие в вопросах занятости, устройства на курсы переподготовки;

- социально-экономический патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, экономическая поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения ими совершеннолетия и материальной независимости и т.п.

План работы — это обязательный для исполнения адресный документ, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения работ, относящихся к сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения.

План работы может быть комплексным или целевым по отдельным проблемам, в зависимости от сроков исполнения — перспективным (на один год и более длительный срок) и текущим (на месяц, квартал).

Особенностью плана работы социальной службы (центра) является то, что границы его действия совпадают с границами административно-территориального деления и то, что орган управления (районные, городские отделы или управления социальной защиты населения) является организационным звеном в структуре местной администрации.

Поэтому план работы социальной службы (центра) имеет самостоятельное значение, но в то же время является составной частью местной программы социальной защиты населения и направлен на ее реализацию.

Разработка плана начинается с анализа социально-экономических и демографических процессов, происходящих на территории (район, город, село и др.). На этом этапе выявляются тенденции, диспропорции, узкие места в экономическом и социальном положении населения, определяются приоритетные направления на предстоящий плановый период.

На основании данного анализа формируется концепция (основные направления) долгосрочного развития социальной службы (центра) и ее работы. Затем формируются цели и задачи, производится предварительная оценка ресурсных затрат, разрабатывается структура перспективного, текущего планов службы и ее подразделений.

После этого определяются программные мероприятия, исполнители, уточняются необходимые ресурсы. Мероприятия, включенные в план работы, должны быть в соответствии с требованиями Положения (Устава) о службе (центре) социального обслуживания населения. Разработанный проект плана согласовывается с вышестоящими органами, заинтересованными службами и предприятиями. План может рассматриваться на попечительском совете, собрании трудового коллектива или расширенном производственном совещании и утверждается директором службы (центра), после чего план становится документом, обязательным для исполнения. План должен быть доведен до каждого исполнителя.

Важнейшим условием успешной реализации плана является действенная система контроля. Руководителю службы необходимо систематически анализировать и подводить итоги выполнения плана, его отдельных разделов на планерках и совещаниях, оценивать результативность мероприятий на основе вопросов, анкетирования, социологического исследования и т.д.

Структура перспективного плана работы центра социального обслуживания населения на год может быть примерно следующей:

I. Организационная работа.

II. Основные виды социального обслуживания.

III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания.

IV. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию.

К плану могут прилагаться мероприятия всех структурных подразделений центра, отдельных комиссий, целевые программы. На основе перспективного формируется план-сетка на каждый месяц, квартал или полугодие, который является одной из форм контроля. Таким образом, рациональная деятельность по разработке, осуществлению и контролю за выполнением плана будет служить залогом повышения эффективности социального обслуживания и способствовать успешному решению задач, стоящих перед социальной службой.

Наиболее детально структура перспективного плана работы может быть представлена на примере деятельности центра социального обслуживания населения.

I. Организационная работа.

1. Разработка и принятие нормативных актов и других документов, связанных с работой центра и его структурных подразделений: положением о работе ЦСО, комплексных социальных программ и др.

2. Управление центром: делопроизводство, формирование банка данных по всем категориям населения, собрания, планерки, семинары; использование достижений науки и практики.

II. Развитие основных видов социального обслуживания.

1. Предоставление материальной помощи: денежной, натуральной; предоставление специальных технических средств для инвалидов.

2. Организация социального патронажа на дому: выявление и учет клиентуры, определение перечня платных и бесплатных социально-бытовых услуг и расширение их ассортимента и ареола.

3. Предоставление временного проживания.

4. Организация дневного пребывания для одиноких пожилых людей. Предоставление социально-бытового, медицинского, культурного и иного обслуживания в отделении дневного пребывания.

5. Консультативная помощь: телефон доверия, психолого-педагогическая, социально-экономическая, правовая, медико-социальная и др. помощь.

6. Реабилитационные услуги в мастерских, комнатах психологических разгрузок и т.п.

III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания:

1. Имущественное обеспечение центра: создание подсобного хозяйства; приобретение необходимого оборудования, транспорта, техники; строительство, ремонт, реконструкция и т.д.

2. Финансовое обеспечение: составление смет расходов бюджетных поступлений; привлечение внебюджетных поступлений от проведения благотворительных мероприятий; обращения за материальной помощью к предприятиям, организациям, фондам и т.д.

3. Хозяйственная деятельность: создание и функционирование собственных или совместных предприятий и производственных служб; организация внутрихозяйственной деятельности.

4. Кадровое обеспечение: комплектование кадрами в соответствии со штатным расписанием; проведение учебы и аттестации, конкурсов на лучшего по профессии, разработка и реализация форм морального и материального стимулирования работников; реализация материальных и других льгот для работников, непосредственно оказывающих эти услуги и организующих эту деятельность.

5. Льготы по налогообложению в сфере социального обслуживания: внесение предложений в местные органы самоуправления.

IV. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию.

1. Контроль за предоставлением социальной помощи и услуг.

2. Контроль за деятельностью работников центра (заслушивание отчетов, проведение опроса мнения клиентов, рейдов-проверок и т.д.)

3. Контроль за выполнением планов работ центра и его структурных подразделений.

4. Подготовка письменного и других отчетов, цифровых данных анализа и других документов о деятельности центра; изучение предложений, заявлений, жалоб граждан.

Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом организационно-экономического механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.

В то же время экономическая эффективность деятельности социальных служб в решающей степени зависит от организации их деятельности, профессиональных кадров, материального и морального стимулирования работающих.

§ 2. Кадровое обеспечение и оплата труда
работников социальных служб

22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял “Декларацию прав и свобод человека и гражданина”. Была признана необходимость социальной защиты населения, профессиональная социальная работа получила официальный статус.

Обособление сферы социальной защиты населения в самостоятельный институт поставило перед государством острую проблему насыщения новой отрасли квалифицированными кадрами.

В апреле 1991 г. впервые в России в официальный справочник была включена профессия “социальный работник”. С этого времени основным условием реформирования и повышения эффективности деятельности в сфере социальной защиты населения стала разработка и осуществление Федеральной программы подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

В настоящее время профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: очная, вечерняя, очно-заочная, заочная, экстернат. Утвердился многоступенчатый уровень образования: допрофессиональное, профессиональное, послевузовское, повышения квалификации, переподготовки кадров.

Желающие стать профессионалами в области социальной работы имеют возможность получать различную профессионально-уровневую квалификацию и специализацию в средних специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, лицеях, колледжах), в вузах, аспирантуре.

Осваивается двухуровневая система профессиональной подготовки: бакалавриат и магистратура.

Подготовку специалистов для социальной сферы на начало 1997 года вели Московский государственный социальный университет, 61 высшее и 5 средних специальных учебных заведений, более 30 профессионально-технических и медицинских училищ.

Отрабатывается система подготовки кадров различных специальностей: для работы в территориальных социальных службах для решения социальных проблем семьи и различных возрастных категорий населения, групп с различными медицинскими, социальными и др. отклонениями.

Во многих регионах лицам, имеющим высшее или среднее образование, предоставляется возможность пройти переобучение на спецфакультетах, отделениях вузов и в средних профессиональных учебных заведениях по специальности “социальный работник”.

Складывается система непрерывного профессионального образования в подготовке специалистов социальной работы. Созданы учебно-методические объединения и научно-исследовательские коллективы институтов, лабораторий. Они ведут работу по совершенствованию учебно-методической литературы, апробации различных педагогических технологий, методов и форм обучения, способствующих эффективности учебно-образовательного процесса в профессионально-личностном становлении нового специалиста в обществе.

Кадры социальной работы — это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью.

В системе социальной защиты населения различают “социальных работников” и “специалистов по социальной работе”.

Специальность введена постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам “О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих — специалист по социальной работе” от 23 апреля 1991 г. № 92.

В соответствии с должностными обязанностями, специалист по социальной работе: выявляет на предприятии (объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе, муниципалитете) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-экономической, социально-бытовой и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникших трудностей, конфликтных или кризисных ситуаций (по месту жительства, работы, учебы и т.д.), оказывает содействие в их разрешении и социальную защиту. Содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению. Проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению общественных норм жизни в социуме, предупреждению правонарушений и т.д. Оказывает консультативную помощь семьям, помогает в трудоустройстве несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров. Проводит индивидуальную работу с детьми, подростками, лицами асоциального поведения, а также с теми, кто испытывает негативное воздействие социального окружения. Выявляет и оказывает содействие лицам, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Участвует в работе по созданию центров социального обслуживания и социальной помощи семье, социальной реабилитации, приютов, подростковых и семейных центров, ассоциаций и проч. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации выпускников детских домов и лиц, вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Кадры социальных работников можно квалифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям.

Социальная работа является сложной многофункциональной деятельностью, в которой группа социально-экономических методов, по существу, объединяет все те способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на интересы и потребности клиентов.

Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности личности и социальных групп, испытывающих в этом потребность, имеет первоочередное значение в системе социальной работы.

Как известно, сфера социального обслуживания занимается распределением, обменом, обслуживанием потребления материальных благ и нематериальных услуг. Всякий процесс труда в свое производство включает три основных элемента: предмет труда, средство труда и сам труд.

В социальных отраслях процесс труда существенно модифицируется. Объектом воздействия (как бы “предметом труда”) становится сам человек, его физическое и психическое здоровье, умственные и эстетические потенции.

Средства труда тоже, строго говоря, таковыми не являются, так как основные фонды учреждений медицины, здравоохранения, народного образования, социального обслуживания и пр. не выполняют функцию средств труда, а являются средством (предметами) потребления. Причем это предметы совместного потребления. Перенесения их стоимости на продукт труда здесь не происходит.

Своеобразно и содержание самого труда как целесообразной деятельности человека. Труд социальных работников — это, как правило, сложный психологически, умственно и физически труд, не ограниченный рамками законодательно установленного времени и связанный с высоким нервно-эмоциональным напряжением.

В сфере социального обслуживания значительно уже возможности механизации и автоматизации труда, хотя и здесь используются компьютеры, создаются автоматические базы данных и т.д. Чрезвычайно велика роль субъективного фактора, в совокупных затратах труда преобладает живой, а не овеществленный труд. Отсюда трудности в нормировании труда и оценке его результатов.

Вопросы оплаты труда занимают особое место в трудовых отношениях. Оплата труда — основной инструмент возбуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий.

В социалистической экономике проблему оплаты труда в течение многих лет пытались решить по правилу “оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству”. Однако перенести это правило из области теоретизирования на практическую почву так и не удалось.

Причина в том, что неразрешимую проблему представляет измерение количества труда как количество затрачиваемой работником физической энергии и умственных усилий.

Предположение о прямо пропорциональной зависимости между количеством труда и затратами рабочего времени условно, а именно на нем зиждется повременная оплата труда, широко распространенная как в нерыночной, так и в рыночной экономике. Представляет трудность определение цены часа рабочего времени как многофакторного показателя.

Наиболее предпочтительна используемая в системе социальной работы повременная система оплаты труда, основанная на использовании сетки тарифных ставок и должностных окладов, применительно к определенному уровню квалификации работника.

Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях РФ, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Лицензирование определяется в порядке, установленном Правительством РФ, органами исполнительной власти ее субъектов.

Экономический статус социального работника государственной системы социального обслуживания определяется соответствующими нормативно-правовыми документами. В их числе указ Президента РФ “О дополнительных окладах в органах государственной власти” от 26 августа 1995 г. № 879, постановление Правительства РФ “О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы” от 24 августа 1994 г. № 823, утвержденные приказом Министерства социальной защиты населения, Примерные положения о деятельности учреждений социального обслуживания, а также Постановление Министерства труда РФ от 22 февраля 1996 г. № 12 и др.

Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система — это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от квалификационных признаков, характера и условий труда работников.

Тарифная система включает: тарифно-квалификационные требования, тарифные ставки, тарифную сетку и районные коэффициенты к заработной плате.

Квалификационные требования к работающим в сфере социального обслуживания состоят в следующем.

Специалист по социальной работе высшей категории — высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе I категории не менее трех лет.

Специалист по социальной работе I категории — высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе II категории не менее трех лет.

Специалист по социальной работе II категории — высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее трех лет.

Специалист по социальной работе — высшее образование без предъявления требований к стажу работы и наличие сертификата специалиста по социальной работе или среднее специальное образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стажа работы в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее пяти лет.

Таблица 23.

Разряды оплаты труда ЕТС
по должностям работников бюджетных учреждений
и организаций службы социальной защиты населения РФ

 

№ п/п Наименование должностей работников Диапазон разрядов
Заведующий отделением (социальной службой) 11—14
Специалист по социальной работе 8—13
Социальный работник 3—8
Директор учреждения социального обслуживания:  
  а) со стационаром 15—18
  б) без стационара 14—17
Директор дома-интерната 15‑18

 

Тарифная сетка — это шкала, определяющая положение тарифных ставок второго и последующего разрядов работающих к тарифной ставке первого разряда. Тарифная сетка характеризуется числом разрядов, диапазоном сетки и межразрядными соотношениями, т.е. абсолютными и относительными (в %) нарастаниями тарифных коэффициентов от разряда к разряду.

Единая тарифная сетка (ЕТС) по оплате труда работников бюджетной сферы приведена в табл. 24.


Таблица 24

Единая тарифная сетка по оплате труда
работников бюджетной сферы

Тарифный разряд Тарифный коэффициент Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов Относительное возрастание тарифных коэффициентов, %
1,0
1,30 0,30
1,69 0,39
1,91 0,22
2,16 0,25
2,44 0,28
2,76 0,32
3,12 0,36
3,53 0,41
3,99 0,46
4,51 0,52
5,10 0,59
5,76 0,66
6,51 0,75
7,36 0,85
8,17 0,81
9,07 0,90
10,07 1,00

 

Согласно постановлению Правительства РФ “О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы”, с 1 сентября 1995 г. I разряд ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, установлен в размере 60 тыс руб в месяц. Кроме того, увеличены тарифные ставки первых четырех разрядов: на 20 000 руб — для первого, на 16 800 руб — для второго, на 11 800 руб — для третьего, на 6600 руб — для четвертого.

Повышение тарифных ставок работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, производится субъектами РФ самостоятельно за счет их бюджетов.

Тарификация работников зависит от уровня профессионального образования и стажа работы по специальности. Тарифно-квалификационные характеристики “Социального работника” содержат следующие требования по разрядам оплаты:

3‑4-й разряды — среднее полное (общее) образование или основное общее образование и индивидуальная подготовка без предъявления требований к стажу работы;

4‑5-й разряды — начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее трех лет;

6‑7-й разряды — высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет;

8-й разряд — высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее пяти лет.

Требования к квалификации по разрядам “Специалиста по социальной работе”:

9-й разряд — высшее соответствующее образование и стаж работы по специальности не менее года, или высшее иное образование и стаж работы не менее двух лет, или соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее трех лет;

10-й разряд — высшее соответствующее образование и стаж работы по специальности не менее двух лет, высшее иное образование и стаж работы не менее трех лет, или соответствующее профилю среднее специальное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет;

11-й разряд — высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы по специальности не менее трех лет, или высшее иное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет;

12-й разряд — высшее соответствующее образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет, или высшее иное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее семи лет;

13-й разряд — высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет и наличие научно-методических разработок по профилю работы.

Постановлением Минтруда РФ от 22 февраля 1996 г. № 12 изменен диапазон разрядов должности “социальный работник” в приложении № 1 “Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации”.

При этом разряды оплаты труда устанавливаются на один разряд выше по сравнению с разрядом, определенным в соответствии с ЕТС:

- социальным работникам, которые обслуживают в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, в значительной степени или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающихся в услугах, не входящих в перечень, предоставление которых требует специальной курсовой подготовки по вопросам медицинского ухода, медицинской и социальной реабилитации, диетологии, личностной психологии, конфликтологии и т.д., а также увеличения кратности посещений обслуживаемых граждан по сравнению с действующими нормативами;

- специалистам по социальной работе, занятым с наиболее сложными категориями населения, в том числе с несовершеннолетними с девиантным поведением, безработными, семьями “группы риска”, одинокими несовершеннолетними матерями, с лицами, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, склонных к суициду, вернувшимися из мест лишения свободы; осуществляющим методическое руководство и помощь работникам в организации обслуживания населения, внедрении новых форм социального обслуживания, при работе в сельской местности;

- социальным работникам, специалистам по социальной работе и заведующим отделениями (социальными службами), деятельность которых проистекает в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, на территориях вооруженных и межэтнических конфликтов на период, определенный решениями Правительства РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Гарантии и льготы работникам государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти РФ. Статья 36 Федерального закона РФ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” определяет, что социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, имеет право на:

1) работу на условиях трудового договора (контракта);

2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;

3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

5) повышение квалификации за счет работодателя;

6) бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники государственного или муниципального секторов социального обслуживания имеют право на:

1) обеспечение специальной одеждой, обувью или инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ;

2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждений, оказывающими юридическую помощь;

3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством РФ;

4) бесплатный проезд на транспорт<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 320.