Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой наиболее социально незащищенной категории общества.

В статье 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право на социальное обеспечение граждан осуществляется на практике с помощью определенного организационно-экономического механизма, который представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических, законодательных и других мер.

Государственное социальное обеспечение — это система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, у которых есть дети.

Основными видами социального обеспечения являются:

- пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

- пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

- содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

- профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Социальное обеспечение осуществляется на основе принципов всеобщей доступности, всесторонности и многообразия его видов в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики, и принципа достаточности.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Они составляют организационную структуру социального обеспечения.

Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из федерального и местного бюджетов.

Фонды социального обеспечения и источники формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия — это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются Законом “О государственных пенсиях в РСФСР” от 20 ноября 1990 года и последующими изменениями, Законом “О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел и их семей” и др.

В соответствии с этими законами определяется порядок реализации права граждан на пенсионное обеспечение, а также условия этого обеспечения. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты,

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца — для нетрудоспособных членов семьи.

Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Если же граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

Принципиальное значение имеют условия пенсионного обеспечения, которые до сих пор сохраняются неизменными. Это означает, что право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Однако отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже ( льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).

На начало 1997 года минимальный размер трудовой пенсии по старости с учетом компенсаций составлял 219,6 тыс. руб. — 74,6% среднего прожиточного минимума пенсионера.

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, достигла 37,8 млн человек или 25,7% к общей численности населения.

Основная часть пенсионеров — 96,2% получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% — по инвалидности, 6% — по случаю потери кормильца и менее 1% — за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности. Размер начисляемых пенсий отражен в табл. 6.

Таблица 6

Дата: 2016-10-02, просмотров: 199.