Индексы основных социально-экономических показателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(в процентах к предыдущему году)

 
Внутренний валовый продукт
Продукция сельского хозяйства
Ввод в действие общей площади жилых домов 100,7
Розничный товарооборот во всех каналах реализации* 100,1
Платные услуги населению*
Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) 2,6 р. 26,1 р. 9,4 р. 3,2 р. 2,3 р.
Среднемесячная заработная плата
Среднедушевые денежные доходы**
Средний размер назначенной пенсии**
Численность населения с доходами ниже          
- прожиточного минимума 2,6р. 8,2р. 93,4 р. 71 р. 109,9р.
- прожиточный минимум 2,5 р. 12,3 р. 10,8 р. 4,2 р. 3,0 р.
*С учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на рынках и объемов услуг, предоставляемых физическими лицам. **В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен).

 

Как видно из приведенных данных, за последние годы произошло значительное ухудшение социально-экономических показателей.

Общая численность безработных к концу 1996 года достигла почти семи миллионов человек, из них число официально зарегистрированных — 2,8 млн чел., и возросло за год на 24%. Увеличилось число беженцев и вынужденных переселенцев. Суммарная задолженность по выплате заработной платы и пенсий достигла почти 50 трлн рублей. По мнению ученых-экономистов, российская экономика вступила в этап депрессивной стабилизации.

Важно отметить, что капитализм научился сочетать рынок и социальную защиту путем разработки и реализации экономической политики, пройдя несколько этапов этого взаимодействия.

Период классического либерализма характеризуется господством свободной конкуренции. Основной целью производства в этот период становится получение максимальной прибыли, а человек рассматривается как “экономический человек”. Государство вынуждено вести политику невмешательства в экономику.

Это был период расцвета предпринимательства и неприятия политических реформ, период расцвета буржуазно-парламентского строя и буржуазных “свобод” в экономической сфере. В благотворительности (а это было основой социальной работы) в основном участвовали набожные люди, руководствующиеся идеями альтруизма и филантропии.

Идея экономического либерализма как последовательная и всесторонняя политико-экономическая конценция была разработана А. Смитом и другими представителями английской политической экономии.

Они активно поддержали выдвинутый торгово-экономическими кругами лозунг “laisser faire” — “не мешайте действовать”: полный простор частной инициативы, освобождение экономической деятельности из-под опеки государства, обеспечение условий для свободного предпринимательства и торговли. Провозглашалось “равенство возможностей” агентов товарно-капиталистического производства. Как писал Л. фон Мизес, в “экономике бесперебойного кругооборота” центральную роль играет рынок, на котором каждый человек, преследуя собственные цели, в то же время действует в интересах всех.

Потребитель обладает суверенной властью; спрос, который он предъявляет на рынке, подобно избирательному бюллетеню, опускаемому в урну, вынуждает предпринимателя считаться с его желаниями.

Либерализм отстаивал идею общественного устройства, при котором регулирование социально-экономических отношений осуществлялось бы спонтанно, через безличный механизм “свободного рынка”.

Функция государства ограничивалась охраной частной собственности граждан и установлением общих рамок свободной конкуренции между отдельными производителями.

В XX веке, с вступлением капитализма в монополистическую стадию, возникла концепция “неолиберализма”: механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального распределения экономических ресурсов и удовлетворения запросов потребителей.

Как и А. Смит, “неолибералисты” верили, что свободная экономическая политика должна регулироваться моральными нормами персональной и общественной ответственности в традиционных религиозных понятиях благотворительности.

Но это была уже не филантропия. Помощь должна быть рациональной, с четко выраженными целями и ожидаемыми результатами, а не на основе политической экономии, способной разрешить социальные проблемы.

В это время в среде экономистов утверждалась мысль сосредоточить внимание на многочисленной группе населения, которая еще не нищенствовала, но уже была на грани этого.

И к 30-м годам ХХ в. произошли прогрессивные политические изменения, когда стали осознавать, что во имя интересов развития общества в целом необходимо ввести некоторые ограничения на личные свободы и отказаться от политики свободной конкуренции.

После кризиса 30-х гг. наступил так называемый “кейнсианский” период, когда общество осознало необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, необходимость социальной защиты неимущих: государство имеет право и должно вмешиваться в перераспределение доходов в сторону социальной защиты неимущих.

Влияние на общественное мнения Дж. М. Кейнса оказалось самым сильным после А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса. Его основная работа “Общая теория занятости, процента и денег” (1936 г.) показала, что для удовлетворения современных классовых и экономических потребностей общества необходимы правительственные меры: удовлетворительный уровень цен и занятость должны устанавливаться путем государственного регулирования, путем государственной политики.

Таким образом, период кейнсианства характерен тем, что государство берет на себя ответственность за оказание социальной помощи, хотя она и носит бюрократический характер.

Посткейнсианский этап наступил после окончания Второй мировой войны и характеризуется концепцией “социального рыночного хозяйства”. Одним из авторов ее выступил Л. Эрхард, модель которого предполагала социальную защиту населения на основе сильной социальной политики и различные модели “социального рыночного хозяйства”.

В отличие от кейнсианства, социальная защита реализуется не государственно-бюрократическими методами, а через политику, направленную на создание условий, позволяющих человеку самому зарабатывать себе на жизнь и, более того, направленную на рост числа собственников.

Процесс признания факта, что государство должно нивелировать несправедливое рыночное регулирование доходов, протекал негладко и завершился расширением экономических функций государства, активно включившегося в перераспределение доходов, выражающееся в его экономической и социальной политике.

Этому способствовало распространение в мире социалистической идеологии, политическое давление левых партий, заинтересованность правительств в ослаблении социальной напряженности и воспроизводстве качественной рабочей силы.

В середине 70-х гг. наступил новый этап, характеризующийся старением населения в развитых странах.

Идея государства “всеобщего благосостояния” имела шумный успех как средство планирования и нововведения в социальной сфере в 50‑60-е годы. Но активное участие правительственных органов (при наличии различных моделей) в организации систем социальной защиты населения приобрело характер, противоречащий существующему многообразию людей и их взглядов, учет которых является необходимым условием для социального прогресса. Индивидуальные особенности, уникальность каждого человека не терпят одинакового, равного отношения ко всем.

Кроме того, идея “государства всеобщего благосостояния” так и не позволила разрешить многие экономические и социальные проблемы, остро возникшие в 70‑80-е гг., а именно:

- постоянно высокий уровень безработицы во многих странах мира;

- усиление миграционных процессов;

- серьезные изменения в социальном расслоении общества;

- падение уровня рождаемости, старение населения и многое другое.

Это привело к необходимости пересмотра всей системы защиты населения, принятию концепции социальных инноваций, в основе которой — совместные действия центрального правительства, местных властей, общественности.

Таким образом, в обществе рыночных отношений объективно есть часть населения, которая не способна сама обеспечить себе достойную жизнь. Основные предпосылки необходимости социальной защиты населения в обществе рыночной экономики диктуются законами рынка, проистекают из его сущности и обусловливают формирование системы социальной защиты как специализированного общественного института. Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.


§2. Государственные гарантии и минимальные социальные
стандарты в системе социальной защиты населения

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в статье 7 Основного закона РФ: “В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.”

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан.

Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.

Систему государственных минимальных стандартов составляют, как записано в проекте Закона РФ “О государственных минимальных социальных стандартах”, внесенном на рассмотрение Государственной Думой в июле 1997 года[4], взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

- оплаты труда;

- пенсионного обеспечения;

- образования;

- здравоохранения;

- культуры;

- социального обслуживания;

- жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в Законе самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым Кодексами, Законами “О здравоохранении”, “Об образовании”, “О культуре” и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

- минимальный размер оплаты труда;

- единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).

Минимальная заработная плата — уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В Конституции СССР (1977 г., ст. 40) была закреплена эта социальная гарантия минимума заработной платы: право на труд включает в себя право “на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера”.

В те годы увеличение минимальной заработной платы сопровождалось повышением ставок и окладов не всем рабочим и служащим, а низко- и среднеоплачиваемым: в производственных отраслях — в 1956‑1959 гг., а в непроизводственных отраслях — в 1964‑1965 гг. и в 1976‑1979 гг. Минимум заработной платы был повышен по сравнению с 1956 годом в четыре раза. В результате минимальная заработная плата по отношению к средней заработной плате повысилась с 27 % в 1956 г. до 43 % в 1979 г.

В статье 37 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., записано, что “каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы”.

КЗОТ РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР в 1971 г., в современной (1992 г.) редакции, ст. 78, устанавливает, что “месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда”.

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие в праве претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

Величина минимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, это свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершенстве существующей системы распределения, так как минимальная заработная плата — одна из составных минимальных гарантий государства.

До октября 1991 г. минимальный размер оплаты труда составлял 70 руб. при стоимостной оценке прожиточного минимума 78 руб., что соответствовало 89,7%. Он был определен совместным Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г.

Федеральный закон РСФСР от 21 апреля 1992 г. определяет ее в сумме 900 руб., что при стоимости бюджета прожиточного минимума на тот момент в 4280 руб. составляло лишь 21,3%, или менее одной трети.

В Законе РФ № 4693-1 “О минимальном размере оплаты труда” от 30 марта 1993 г. уже не было пункта, присутствовавшего в Постановлении Правительства 1991 г., обязывающего “Министерство труда и занятости населения РСФСР разработать и представить... предложения по порядку пересмотра минимального размера оплаты труда в зависимости от изменения минимального потребительского бюджета и социально-экономического положения республики”.

Федеральным законом от 22 апреля 1995 г. № 40-ФЗ минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 75 000 руб., что соответствовало 18,5% от стоимости прожиточного минимума.

Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства. В условиях кризиса экономики минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий.

В Законе РФ № 4693-1 “О минимальном размере оплаты труда” было установлено соотношение минимальной оплаты труда и стипендий студентам и аспирантам, а также “соответствующие пособия и другие социальные выплаты...”: процентное соотношение между минимальной оплатой труда и минимальной трудовой пенсией, детскими пособиями, пособиями по безработице, минимуме необлагаемой подоходным налогом оплаты труда, штрафами за нарушение правил дорожного движения и т.д.

Следует отметить, что в последние годы минимальная заработная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума. В конце 1991 г. минимальная заработная плата составляла 21,0% бюджета прожиточного минимума, в 1992 г. — 34,1%, в 1993 г. — 14,2%, в 1994 г. — 19,3%, в 1995 г. и 1996 г. — около 16%. В 1996 г. минимальная заработная плата составляла 75 900 руб., а прожиточный минимум — около 430 000 рублей.

Закон № 6-ФЗ от 9 января 1997 г. минимальный размер оплаты труда установил в сумме 83 490 руб., что не превысило 19% прожиточного минимума. Однако в заключаемых на 1997 г. отраслевых тарифных соглашениях минимальная оплата труда была определена суммой более трехсот тысяч рублей.

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство будет индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума. В то же время минимальная оплата труда, вероятно, не будет так жестко связана со всеми другими социальными пособиями, как это регламентировано сейчас (первый разряд ЕТС, детские пособия и др.).

В зарубежных странах процедура установления и механизм пересмотра минимальной заработной платы существенно различаются. В одних странах (США, Франция, Испания, Нидерланды) минимальная заработная плата устанавливается законодательно; в других (Бельгия, Греция) — в результате общенационального соглашения правительства, профсоюзов и предпринимателей; в третьих (Италия, Германия, Великобритания) устанавливаются отраслевые минимумы заработной платы, а общенациональная минимальная заработная плата отсутствует.

По рабочему законодательству США наниматели не могут принимать на работу, если не гарантируют работнику суммы, установленной правительственным законодательством. Ибо в США минимальная зарплата — это выплаты, произведенные работнику, которые в соответствии с законом или контрактом являются минимальной оплатой за указанный вид работы.

В настоящий момент заработная плата в России не выполняет своих обязательных функций: воспроизводственную и стимулирующую.

По оценке НИИ труда, в 1990 г. минимальная зарплата (80 руб.) была в 1,5 раза выше прожиточного минимума, рассчитанного по современной методике Министерства труда РФ. В январе 1992 г. она сравнялась со стоимостью прожиточного минимума, а в настоящее время составляет лишь 20% от его уровня. С 1992 г. реальная заработная плата снизилась более чем на 60% (табл. 2)[5].


 

Таблица 2

Динамика реальной среднемесячной
заработной платы в 1989‑1995 годах

 

 
Сводный индекс потребительских цен (в разах)              
- к предыдущему периоду 1,05 2,56 26,1 9,4 3,2 1,78
- к 1989 году 1,0 1,05 2,7 70,5 662,7 2120,6 3774,7
Среднемесячная заработная плата в народном хозяйстве        
а) номинальная (руб. в месяц) 58 698 215 800 383 000
б) реальная (руб. в месяц):              
- в ценах предыдущего периода 64 437 215 168
- в цена 1989 г.
в) реальная (в процентах)              
- к предыдущему периоду
- к 1989 г.

 

Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата — категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус.

Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка — с другой.

На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

- поддержка малого и среднего, частного предпринимательства и надомного труда, не требующего крупных инвестиций;

- более эффективное использование на общественных работах тех, кто стоит на учете в службе занятости;

- профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

- расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

- максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторам под обязательство создания рабочих мест.

Регулирование занятости — одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным и определяются Законом “О занятости населения в РФ” (1991 г.), в новой редакции (1996 г.).

Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

- оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

Безработица порождает тяжелые асоциальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения, принятая Правительством России в 1995 году, нацелена на введение пенсионной системы России в русло общепринятых мировых стандартов.

Государственное регулирование сохраняется в важнейших элементах пенсионной системы, связанных с обеспечением необходимых государственных гарантий.

Государственные стандарты в области образования предполагают:

- набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

- нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

- нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

- норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание. Оно представляет собой деятельность по оказанию различных видов услуг, представляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видов помощи.

Государственные гарантии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены Законами “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время доля оплаты услуг населения резко возросла (табл. 3.), стремясь к полной окупаемости и прибыльности.

Таблица 3





Дата: 2016-10-02, просмотров: 199.