Платные услуги населению России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

с учетом предоставления физическим лицам
(по экспертной оценке) по годам

 

   
1. Всего, млрд. руб.* 34 107 113 049
2. % в валовом накоплении 7,8 11,6 19,3 24,3
3. % к валовому внутреннему продукту 2,7 35,2 5,6 6,8
4. Объем платных услуг населению в сопоставимых ценах в % к предыдущему году
* Данные приведены в фактически действовавших ценах

 

 

Лишь сфера обслуживания в системе социальной защиты населения практически полностью осталась на дотации государства.

Развитие и функционирование каждой отрасли осуществляется в соответствии с экономическими законами, присущими данной экономической формации.

В условиях разгосударствления и приватизации от государства отошла большая часть собственности, значительно сократились возможности государственного финансирования сферы социальных услуг. Вследствие этого уменьшается доля государственного бюджета в ВВП (табл. 4).

Таблица 4

Доля государственного бюджета в
валовом национальном продукте по годам

 
Валовый национальный продукт (в фактически действовавших ценах), в млрд руб. 165932,8*
Доходы гос. бюджета, млрд руб. 372,6 371,6 401,9 432749,0
% от ВНП 60,2 47,8 43,5 26,0
Расходы гос. бюджета, млрд руб. 386,5 417,1 482,6 487421,0
% от ВНП 62,3 53,1 52,1 29,4
*Стоимость валового внутреннего продукта.

 

В то же время государство находит средства для финансирования сферы социальной защиты, несмотря на дефицит государственного бюджета.

Экономика социального обслуживания — это регулирование экономических отношений в сфере социальной работы, социального обеспечения, социального обслуживания, направленное на благо всех членов общества.

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.

26 мая 1997 года принято постановление Правительства РФ № 621 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг”. Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека 18 кв.м., ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

Федеральные стандарты на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг станут главным критерием для определения экономических реформ в регионах (табл. 5).

 

 

Таблица 5

Рост расходов граждан на содержание квартиры
(с учетом снижения государственной дотации на жилье)
по годам

 

 
Расходы граждан на содержание квартиры (с учетом снижения гос. дотации на жилье), в %

 

Все минимальные государственные гарантии должны определяться государственным стандартом уровня жизни населения.

Понятие “уровень жизни” отражает процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.

В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия — прожиточный минимум.

Прожиточный минимум — понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности и объективно обусловлен достигнутым уровнем производительных средств и зрелостью производственных отношений в обществе. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие “бюджета прожиточного минимума”. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

В мировой практике существуют два основных подхода к построению бюджета прожиточного минимума: нормативный и статистический. Нормативный метод построения бюджета основан на концепции потребления на научно обоснованном минимально необходимом уровне; статистический метод — на анализе реально складывающихся закономерностей потребления, отражения его текущих особенностей.

В 1988 году в среднем по СССР прожиточный минимум составлял 78 руб. в месяц на члена семьи, а численность населения с доходами ниже этого уровня — 41 млн чел., или 14,5 %.

Стоимость набора продуктов питания (так называемая “продовольственная корзина”) рассчитывалась по нормативам, разработанным Институтом питания АМН СССР, и по ценам покупки в государственной или кооперативной торговле, на основании данных обследований бюджетов 310 тысяч семей рабочих, служащих, колхозников и пенсионеров. Таким образом была получена стоимость продуктовых наборов по отдельным половозрастным группам населения. Стоимость продуктового набора на душу населения в месяц была определена в размере 40,9 руб. И это составило 52,4% общей стоимости прожиточного минимума в 1988 году.

Анализ сопоставления минимального набора в натуральном и стоимостном выражении с фактическим потреблением продуктов питания в семьях с различным уровнем доходов показал, что наиболее близким к нормативному было потребление в группе со среднедушевым доходом 75‑100 руб. Таких семей в 1988 году было 16%. Ниже этого уровня имели доходы (менее 75 руб.) — 13% семей, выше — 71 %, из них с доходами 100‑150 руб. — 33%, 150‑200 руб. — 21%, свыше 200 руб. — 17%.

Второе место по удельному весу в потребительских расходах занимали непродовольственные товары — 24,9 руб. (30%, услуги составляли 8,0 руб. (10,3%), взносы и налоги (5,4%).

Категория прожиточного минимума имеет исторически конкретное содержание. В указе Президента РФ от 2 марта 1992 года “О системе минимальных потребительских бюджетов населения РФ” на период преодоления кризисного состояния экономики Правительству РФ было указано определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги).

Значение введения понятия прожиточного минимума (физиологического) в переходный к рынку период чрезвычайно велико, так как, во-первых, он официально обозначает границу бедности. Во-вторых, он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия. В-третьих, это расчетный показатель, на основе которого должны устанавливаться такие социальные гарантии, как минимальный размер оплаты труда и минимальный размер трудовой пенсии.

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:

- в качестве базы для адресной социальной поддержки;

- в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

- для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

- в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе — на субсидирование бедности.

Методика определения бюджета прожиточного минимума и состав товаров и услуг, которые в него входят, утверждены Минтрудом РФ 10 ноября 1992 года и рассчитываются по его ведомственной инструкции. В субъектах РФ и ее регионах бюджет прожиточного минимума рассчитывается по методике, основанием которой является трехстороннее соглашение между Правительством (Администрацией) субъекта Федерации (региона), профсоюзами и предпринимателями.

В проекте Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996‑2000 гг. предусматривается законодательное закрепление порядка определения и использования величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги.

В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации предполагается развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи будут определяться с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, демографической ситуации и экономических возможностей региона.

Указом Президента РФ рекомендовано органам исполнительной власти на местах “разработать бюджет прожиточного минимума с учетом местных особенностей для использования этого показателя в качестве ориентира при формировании перспективной социально-экономической политики в регионе”; определять региональные уровни прожиточного (физиологического) минимума исходя из особенностей потребления и ресурсных возможностей на местах и в увязке с соответствующими общереспубликанскими показателями.

На размер прожиточного минимума влияют потребности населения, которые зависят от природно-климатических условий и национальных традиций, половозрастного состава и плотности населения, размера и структуры семей, характера расселения, экономического развития территории, соотношения различных отраслевых и профессиональных групп работающих, уровня региональных цен и др.

В период кризисного состояния экономики на территории России выделено 8 зон, характеризующихся примерно одинаковыми условиями жизни населения.

Бюджет прожиточного минимума рассчитывается не только в среднем на душу населения, но и отдельно для трудоспособных граждан (мужчин, женщин), пенсионеров, подростков 7‑15 лет, детей до 6 лет. Такие расчеты позволяют формировать прожиточный минимум практически для любых по составу семей: с детьми и без детей, многодетных или неполных семей и т.д.

На основе материалов бюджетных исследований Комитетом по статистике СНГ рассчитаны коэффициенты снижения расходов за счет совместного проживания для различных типов семей с равным уровнем среднедушевых доходов. Так, среднедушевые потребительские расходы для проживающих в семье ниже, чем у одинокого человека, за счет уменьшения платы за жилье (за исключением некоторых видов коммунальных платежей, начисляемых в зависимости от числа членов семьи), покупки непродовольственных товаров и товаров длительного пользования ( например, в малообеспеченных и многодетных семьях одежда и обувь переходят от старших к младшим).

В семье, состоящей из 4 взрослых членов, потребительские расходы, как правило, снижаются примерно на 10%. Прожиточный минимум для одинокого пенсионера примерно на 10‑15% выше, чем у того, кто живет в семье.

Согласно применяемой в настоящее время методике, продуктовые затраты составляют от 61,6 до 82,9% общего бюджета прожиточного минимума. На непродуктовые товары отводится от 10 до 20%, на услуги — 6,6‑8,9%, остальное — это налоги и другие обязательные платежи. Такая структура прожиточного минимума ориентирована прежде всего на физиологические потребности и не создает условий для развития личности.

В практике социальной работы в регионах бюджет прожиточного минимума рассчитывается в следующей последовательности:

- определяется потребление продуктов питания в среднем на одного члена семьи с учетом половозрастной структуры населения;

- рассчитывается общий объем минимально необходимых расходов на приобретение продуктов питания на одного члена семьи;

- составляется стоимостная оценка бюджета прожиточного минимума в регионе. Семьи, имеющие душевой доход ниже бюджета прожиточного минимума в среднем по региону проживания, относятся к малообеспеченным и могут претендовать на получение адресной социальной помощи.

Количество наборов прожиточного минимума, который средний человек может купить на свой душевой доход, то есть покупательная способность дохода, — это главный показатель уровня жизни и состояния экономики.

В мае 1995 года Государственной Думой принят Закон о прожиточном минимуме, который до сих пор не вступил в действие. Согласно этому закону, прожиточный минимум устанавливается в размере 40% от среднедушевого денежного дохода, складывающегося в целом по России, но не ниже стоимостной оценки минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (“потребительская корзина”).

От величины прожиточного минимума в процентном отношении должен устанавливаться размер минимальной зарплаты, размер трудовых пенсий, пособий и стипендий. Его величина является основой для установления минимальных расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях и пр. В этом смысле прожиточный минимум должен выступать в качестве важнейшей социальной гарантии государственно-регулируемого механизма.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.





Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.