Численность пенсионеров (млн человек) | 37,1 | 37,9 |
Средний размер пенсии (тыс. руб. в месяц) | ||
Отношение к средней заработной плате (%) | ||
Минимальная пенсия с учетом компенсаций (тыс руб.) | 170,5 | |
Соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера (%) - по средней пенсии | 99 | 74,6 |
- по минимальной пенсии с учетом компенсаций | 57,5 |
Условия, определяющие право на другие виды трудовых пенсий, а также социальные пенсии разработаны с учетом специфики жизнедеятельности категорий граждан, для которых они установлены.
Согласно Закону “О государственных пенсиях” в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного Законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.
Важно отметить, что в отличие от прежнего, Закон от 20 ноября 1990 года определяет подвижные нормы минимума и максимума. Так, изначально Закон содержал норму о минимальном размере пенсии на уровне прожиточного минимума. Теперь минимальный размер пенсий по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен на уровне минимального размера оплаты труда. О среднем начислении пенсий можно судить по данным табл. 7.
Таблица 7
Средние размеры назначенных месячных пенсий
с учетом компенсационных выплат (тыс. руб.)[6]
Отчет на 01.01.96 | Прогноз на 01.01.98 | |
Всех пенсионеров | 247,0 | 397,4 |
Из них: Пенсионеров труда | 249,6 | 400,8 |
Пенсионеров, получающих социальные пенсии | 161,4 | 286,5 |
Пенсионеров-военнослужащих срочной службы и их семей | 258,9 | 457,2 |
По данным Госкомстата России, по отношению ко всему населению с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в 1996 году пенсионеры составляли 9,3% против 6,9% в 1995 году. Доля расходов на пенсии в ВВП в 1996 году составила 6,2%.
За 1996 год в бюджет Пенсионного фонда России поступило текущих доходов (без привлечения кредитов и средств федерального бюджета) в сумме 118,1 трлн руб. Из них 113,2 трлн руб. (95,7%) — страховых взносов и 5 трлн руб. (4,3%) — из прочих поступлений.
Необходимо отметить, что почти 2/3 регионов (всего 66 из 89) являются дотационными, в том числе Северо-Запад, Центральная зона и Центрально-Черноземный район, Юг России, южные регионы Урала и Сибири. Наблюдается число роста дотационных территорий.
В связи с увеличением минимального размера пенсии по старости соответственно увеличиваются и минимальные пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальные пенсии.
На современном этапе особое значение приобретает вопрос о совершенствовании механизма исчисления пенсий в связи с нарастанием инфляционных процессов и все ускоряющимся падением реального содержания пенсий и пособий. За последние годы неоднократно менялся механизм осовременивания заработка для начисления пенсий, пересматривались принципиальные подходы к определению минимального размера пенсии.
Наряду с общими основаниями и условиями для исчисления и определения размера трудовых и социальных пенсий имеются и некоторые особенности. К примеру, основной размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, а не от общего стажа и на основе Списков профессий и должностей работников этой категории, утвержденных постановлением Правительства РФ. Имеются определенные особенности начисления пенсий для государственных служащих.
Немаловажное значение имеют определенные законодательством надбавки. Например, к пенсии по старости устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения; на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии.
В настоящее время уровень обеспечения пенсиями и пособиями корректируется с учетом розничных цен путем выплаты компенсации и индексации пенсий. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 года “О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР” была введена компенсация ко всем видам пенсий, пособий семьям, имеющим детей, а также целевые компенсационные выплаты на несовершеннолетних детей.
Законодательство РФ устанавливает систему компенсаций и льгот в отношении граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов (авария на Чернобыльской АЭС и др.).
Одним из важнейших слагаемых организационно-экономического механизма пенсионного обеспечения является порядок выплаты пенсий, предусмотренный действующим законодательством.
Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения, их отделами, комитетами, управлениями и т.д. Пенсия назначается пожизненно, а выплата производится, как правило, за текущий месяц. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет государства.
Размер назначенной пенсии может изменяться при возникновении права на ее повышение, также как перевод с одной пенсии на другую согласно установленным правилам.
Развитие пенсионного обеспечения на перспективу осуществляется на базе Концепции реформы системы пенсионного обеспечения РФ, одобренной Правительством.
Концепция предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Суть реформы можно свести к основным моментам:
- введение системы индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на основе Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ;
- обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижение справедливой дифференциации размеров пенсий на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны;
- создание базы финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда России для обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.
Федеральный закон от 21 июля 1997 № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” нацелен на определение размера пенсии с учетом трудового стажа, в течение которого лицо участвовало в страховой пенсионной системе.
Кроме того, фактический заработок пенсионера учитывается для пенсий за счет индивидуального коэффициента, адаптированного к современному уровню оплаты труда. Иначе говоря, достигается положение, при котором лица одинаковой профессии и аналогичной квалификации смогут воспользоваться приблизительно равными заработками, получаемыми за такую же работу в настоящее время.
Вводимый законом индивидуальный коэффициент пенсионера отражает реальное соотношение фактического заработка гражданина за периоды, учитываемые для исчисления пенсии, к заработку за те же периоды по стране.
Этот коэффициент — константа, которая будет сопровождать пенсионера на протяжении всей его “пенсионной жизни”. Умноженный на этот постоянный коэффициент средний заработок по стране (за соответствующий квартал) автоматически позволяет актуализировать пенсию в соответствии с ростом оплаты труда.
Размер пенсии устанавливается исходя из среднемесячной зарплаты по стране за квартал, предшествующий кварталу назначения (перерасчета) пенсии.
Среднемесячная заработная плата по стране поквартально утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата России не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября соответствующего года.
Закон рассчитан на поэтапное его введение. В качестве первого этапа предусматривается, что отношение заработков с 1 февраля 1998 г. ограничивается коэффициентом 0,7.
Порядок исчисления индивидуального коэффициента (КИ) пенсионера следующий:
|
КИ= размер пенсии в %´
Концепция предусматривает совершенствование организационной структуры пенсионной службы на основе указа Президента РФ от 29 мая 1993 года № 787 “Об управлении пенсионным обеспечением Российской Федерации”.
Создается новая модель пенсионной службы, объединяющая весь процесс, начиная от сбора средств и кончая доставкой пенсии, в одном ведомстве, замкнув на него ответственность за конечный результат.
По состоянию на 1 января 1997 года на модель единой пенсионной системы перешли 12 субъектов РФ. Среди них Республики Калмыкия, Коми, Марий-Эл, Саха (Якутия), Белгородская, Ленинградская, Московская области и т.д.
Основополагающим документом является соглашение о создании в регионе единой пенсионной службы между Пенсионным фондом РФ и субъектами Федерации. Отдельным документом фиксируется разграничение функций между органами социальной защиты и Пенсионным фондом.
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в декабре 1990 года был образован Пенсионный фонд РФ.
Средства Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- ассигнования из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке, пересылке пенсий и пособий;
- средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом занятости в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- добровольные взносы физических и юридических лиц;
- доходы от капитализации средств и другие поступления.
На основе Положения о пенсионном фонде его средства направляются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов и другие мероприятия, связанные с его деятельностью.
При создании единой пенсионной службы вся работа как бы связывает единой цепью страхователя ‑ пенсионную службу ‑ получателя пенсии; пенсия доставляется силами самой пенсионной службы без посредничества почты или коммерческих структур. В результате повышается степень управляемости структуры и экономическая эффективность деятельности службы.
Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 года “О негосударственных пенсионных фондах”. Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан.
При создании таких фондов происходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционной деятельности.
В настоящее время в России более 1,5 млн человек стали участниками негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Основной объем сбережений сосредоточен в пенсионных фондах, образованных крупными промышленными компаниями или банками: Газпромом, Сургутнефтегазом, ЛУКойлом, ОНЕКСИМ банком, Мосбизнесбанком, Автовазом и др.[7]
Российские негосударственные пенсионные фонды, как правило, применяют две основные схемы пенсионного обеспечения: рентную и страховую. В первом варианте на взнос клиента начисляются проценты и при наступлении срока с этих сумм осуществляются пенсионные выплаты. Во втором варианте клиенту гарантируется пожизненная пенсия. При расчете величины такой пенсии специалисты исходят из расчета средней продолжительности жизни. Как недостаток следует отметить, что плательщики не гарантированы от банкротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам могут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим жизнь диктует необходимость принятия законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.
Законодательством предусмотрен определенный порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы и пр.
Нормативно-правовое регулирование выплат социальных пособий и льгот осуществляется различными законодательными и нормативными актами.
Следует отметить, что социальные пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, на детей в малообеспеченных семьях и т.п. выплачиваются за счет Фонда социального страхования, Пенсионного и других внебюджетных фондов.
Одним из слагаемых системы социального обеспечения являются социальные пособия.
Социальные пособия — это единая система денежных выплат отдельным категориям граждан, определенным законодательством РФ.
В соответствии с законом РФ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, установлены следующие пособия:
- по беременности и родам;
- при рождении ребенка;
- по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;
- ежемесячное пособие на ребенка и др.
Выплата этих пособий также осуществляется за счет Фонда социального страхования, Пенсионного и других внебюджетных фондов.
Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачивается за счет средств социального страхования, по месту работы. Пособие по безработице — за счет средств государственного Фонда занятости.
Одним из видов пособий по государственному социальному страхованию является пособие на погребение. В июне 1997 г. был принят Закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О погребении и похоронном деле”, определивший пособие в размере, не превышающем более чем в десять раз минимальный размер оплаты труда, который действовал на день смерти.
Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан РФ является система льгот для особо нуждающихся категорий населения.
В настоящее время число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000. Они установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн человек (ветераны, дети, инвалиды, безработные, учащиеся, мигранты и др.).[8]
Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе в области финансов, и осуществляется практически безадресно. В связи с этим государством предпринимаются меры по законодательному упорядочению системы предоставления отдельных социальных выплат и льгот.
Важнейшей составной частью социального обеспечения является обязательное государственное страхование. Фонд, образуемый посредством государственного социального страхования, является одним из видов централизованных денежных резервов государства.
Декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., определила права каждого человека на социальную защиту с помощью социального страхования как при наступлении ситуации социального риска, так и во всех остальных случаях, связанных с потерей средств к существованию.
Социальное страхование — один из важнейших механизмов регулирования социально-трудовой сферы. Объективной основой социального страхования является уровень экономического развития государства. А субъективной предпосылкой его развития специалисты считают уровень общественного сознания в целом и прежде всего — основных социальных субъектов.
Социальное страхование — это система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных, предусмотренных законом случаях. Распространяется на всех трудящихся и осуществляется за счет страховых взносов самих граждан. В условиях России социальное страхование носит в основном государственный и обязательный характер.
Основными признаками социального страхования являются: предварительный учет или прогнозирование риска; коллективная ответственность за индивидуальный риск; определение внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (местное и частное страхование); всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан; международное страхование.
Современная система государственного страхования в России включает в себя:
- страхование старости;
- страхование инвалидности;
- потери кормильца;
- временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- в случае безработицы;
- медицинское страхование.
Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.
В комплексе мер организационного и нормативно-правового характера, осуществляемых государством по совершенствованию экономического механизма социального обеспечения, все большее значение приобретает реформирование всей системы социального страхования. Это обусловливает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени таких расходов между государством, работодателями и трудящимися.
Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательных актов и создание, наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации, Государственного фонда содействия занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т.д.
Переход на обязательное медицинское страхование следует также рассматривать как одну из форм социальной защиты граждан в ряду социальных гарантий государства.
Значение эффективной деятельности внебюджетных государственных фондов социального страхования возрастает. Аккумулируемые ими средства оцениваются в 130-150 трлн рублей (табл. 8).1
Таблица 8
Доходы внебюджетных государственных фондов
социального страхования за 1995 год
Показатели | Наименование фондов | |||
Пенсион-ный | Социального страхования | Медицинского страхования | Занятости | |
Доходы ‑ трлн руб. | 92,1 | 18,3 | 11,5 (оценка) | 7,5 |
Тариф взносов ‑ % | 28,0 | 5,4 | 3,6 | 2,0 |
Деятельность внебюджетных фондов строится по-разному. Пенсионный фонд большую часть средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования — территориальный, на федеральном уровне сосредоточивается всего 0,2% при общем взносе 3,6%. Фонд занятости также формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20%.
Анализ происходящего в обязательном страховании показывает, что требуется дальнейшее реформирование системы социального страхования, принимая во внимание хорошо отработанные на Западе принципы:
- гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм;
- платность;
- солидарность;
- автоматизм финансирования на основе аккумуляции страховых взносов;
- строго целевой характер средств и их возвратность;
- определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования;
- автономия и самоуправление органов страхования и др.
В отечественной системе страхования не осуществляется в полной мере страхование профессиональных рисков.
Переход к рыночным отношениям предполагает дифференцированное изменение тарифов взносов на государственное социальное страхование в связи с различными условиями труда.
Жизнь показывает, что нужны специальные законодательные и организационные меры по совершенствованию организационно-экономического механизма социального страхования. Необходим общий закон о социальном страховании как единой системе социальной защиты населения.
Система пенсионного страхования может успешно функционировать только в том случае, если страховые взносы соответствуют потребности, то есть обеспечивают текущие выплаты пенсий и социальную поддержку пенсионеров.
Совершенствование социального страхования в условиях рыночной экономики должно предусматривать:
- освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;
- введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работ и состояния условий труда;
- усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;
- переход к государственному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вместо действующего порядка возмещения вреда, причиненного работникам;
- развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий.
Таким образом, социальное обеспечение и социальное страхование являются важнейшей составной частью социальной защиты населения. Их развитие тесно связано с экономическим положением страны. Они должны стать национальной системой программ, выплат и услуг, помогающей людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.
§ 4. Динамика материального благосостояния
и экономическая дифференциация населения
Экономические основы социальной работы предполагают, что при формировании системы минимальных государственных стандартов уровня жизни на первое место выдвигается задача утверждения на государственном уровне минимума материальной обеспеченности и материального благосостояния.
Благосостояние — это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности.
Благосостояние населения зависит от уровня развития производительных сил и характера господствующих производственных отношений. Оно характеризуется следующими показателями:
- уровнем и качеством жизни;
- обеспечением конституционных прав населения и степенью участия в управлении государством;
- средней продолжительностью жизни как обобщающим показателем.
Уровень жизни — это потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени развития общественного производства. Он, в свою очередь, характеризуется системой количественных и качественных показателей:
- уровнем и структурой потребления товаров и услуг;
- уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, тарифов коммунальных и транспортных услуг;
- продолжительностью рабочего дня и рабочей недели;
- условиями труда;
- жилищными условиями;
- объемом выплат и льгот из общественных фондов потребления;
- развитием социальной инфраструктуры в обществе.
Качество жизни характеризуется уровнем образования и медицинского обслуживания, характером труда, состоянием окружающей среды, социальным положением, чистотой морально-этических норм в обществе.
Обобщающий показатель уровня жизни — реальные доходы населения, то есть количество материальных благ, которое может быть приобретено на эти доходы и использовано в процессе получения платных и бесплатных услуг.
Реальные доходы исчисляются на основе конечных доходов населения, полученных в тот или иной период времени, за вычетом из них уплачиваемых налогов, различных денежных взносов и сборов и др.
Уровень реальных доходов населения за определенный период зависит от динамики конечных доходов и ее тенденции к увеличению (снижению), изменения индексов цен на предметы потребления и услуги за этот период. Он может быть исчислен также на душу населения.
В условиях перехода к рынку наряду с традиционными видами доходов ( заработная плата, премии, надбавки, доплаты, пенсии, стипендии и т.д.) появились новые, связанные с доходами от собственности и предпринимательской деятельности, доля которых в совокупном доходе работника возрастает (табл. 9).
Таблица 9
Структура денежных доходов населения (по годам) в %
Всего денежных доходов В том числе: | ||||||
оплата труда | 74,1 | 59,73 | 68,9 | 58,0 | 46,4 | |
социальные трансферты | 13,0 | 15,5 | 14,0 | 17,2 | 17,4 | 16,7 |
доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. | 12,9 | 24,8 | 16,1 | 24,8 | 36,2 | 44,0 |
Однако сложность настоящего момента в России состоит еще и в том, что сокращение объемов производства, распад конституционных связей привели к большой разнице в доходах населения по различным регионам страны (табл. 10).
Таблица 10
Дата: 2016-10-02, просмотров: 224.