Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии.
Первый вариант. В бухгалтерии на каждый вид и сорт материалов открывают карточки аналитического учета, в которых записывают операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов тем, что учет ведется в натуральном денежном выражении. По итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на синтетических счетах.
Второй вариант. Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерами в конце месяца подсчитанные итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно.
Наиболее прогрессивными является оперативно-бухгалтерский или сальдовый метод, при котором бухгалтерия не дублирует складского учета, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов.
Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода учета:
1. Оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек учета сериалов;
2. Систематический контроль работниками бухгалтерии за правильным и своевременным документированием операций;
3. Осуществление бухгалтерией учета движения материалов в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости;
4. Систематическое подтверждение складского и бухгалтерского учета.
Не реже 1 раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность производственных записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца данные об остатках переносятся из карточек в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию.
Первичные документы после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным контрольной картотеки составляют ежемесячную отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. По истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная [5 стр. 213-227; 8 стр. 290-294]
Дополнительная [1 стр. 60-63; 2 стр. 219-222]
Тема 4.9. Синтетический учет материалов. Варианты учета
Поступления материалов
План
4.9.1. Синтетический учет материалов
4.9.2. Учет расчетов с поставщиками
4.9.3. Варианты учета поступления материалов
Цель: рассмотреть синтетический учет материалов.
Студент должен знать:
- синтетический учет материалов;
- счет расчетов с поставщиками.
Синтетический учет материалов
Синтетический учет производственных запасов ведут на счетах:
10 – «Материалы»
11 – «Животные на выращивании и откорме»
14 – «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»
15 – «Заготовление в стоимости материалов»
16 – «Отклонение в стоимости материалов»
Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету 10, расход и отпуск - по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.
Поступление материалов на предприятие может происходить:
– через приобретение у поставщиков:
Дт 10 Кт 60 – на покупную стоимость;
Дт 19 Кт 60 – на сумму НДС;
– от учредителей:
Дт 10 Кт 75/1 - по согласованной стоимости;
– безвозмездно от других организаций:
Дт 10 Кт 98/2 – по рыночной стоимости.
При использовании безвозмездно полученных материалов на производственные нужды одновременно в состав прочих доходов включают стоимость израсходованных материалов и отражают проводкой:
Дт 98/2 Кт 91/1
– отходы от брака:
Дт 10 Кт 28;
– отходы от ликвидации основных средств:
Дт 10 Кт 91.
Отпуск материалов со склада производится на различные цели:
– на изготовление продукции:
Дт 20, 23 Кт 10;
– на строительство объектов основных средств:
Дт 08 Кт 10;
– на ремонт основных средств:
Дт 25, 26 Кт 10;
– продажа на сторону:
Дт 91/2 Кт 10 – фактическая себестоимость реализованных материалов;
Дт 91/2 Кт 68 – сумма НДС, начисленная в бюджет на реализованные материалы;
Дт 91/2 Кт 70, 69, 76 – расходы по продаже материалов.
Дт 51, 62 Кт 91/1 – выручка от продажи по отпускным ценам.
Дт 99 Кт 91/9 – убыток от продажи материальных ценностей.
Дт 91/9 Кт 99 – прибыль от продажи материальных ценностей.
При оприходовании поступивших на склад спецоснастки и спецодежды делают записи:
Дт 10/10 Кт 60 – на покупную стоимость;
Дт 19 Кт 60 – на сумму НДС.
Передачу материальных ценностей в эксплуатацию оформляют проводкой:
Дт 10/11 Кт 10/10.
Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах 10, 10/1 в корреспонденции Дт 20, 23, 25, 26, 08, 91, 90 Кт 10.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 273.