Понятие, классификация, оценка и основные задачи учета МПЗ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01 от. 09.06.01 г.) материально-производственные запасы – часть имущества:

- используемая в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенных для продажи;

- используемая для управленческих нужд предприятия.

К материально-производственным запасам относят активы, которые служат менее одного года.

В состав МПЗ входят следующие группы оборотных активов:

 

 
 

 


Рис. 4.1. Состав материально-производственных запасов

 

В зависимости от роли, которую играют производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на группы (классификация материалов):

1. Сырье и основные материалы – предмет труда, из которых изготавливают продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственной и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот), а материалами – продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар).

2. Вспомогательные материалы – используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства.

3. Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки. Но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении они составляют их материальную основу.

4. Возвратные отходы – остатки сырья и материалов, образовавшихся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходных материалов. Их группы вспомогательных материалов выделяют топливо, тару и тарный материал, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (отопление).

5. Инвентарь и хозяйственные принадлежности – это часть материально-производственных запасов организации. Используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Основные задачи учета МПЗ:

1. Контроль за сохранностью материальных ресурсов;

2. Соответствием складских запасов нормативам;

3. За выполнением планов снабжения материалами;

4. Выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов;

5. Контроль за соблюдением норм производственного потребления;

6. Правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции;

7. Рациональная оценка производственных запасов.

Согласно ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая включает затраты, связанные с приобретением и доставкой.

Для правильной организации учета материально-производственных запасов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник.

Номенклатура-ценник –систематизированный перечень наименований материалов, запасных частей, топлива и других, используемых на данном предприятии, дополненный ценой.

Кодирование номенклатуры ценника осуществляют по смешанной порядково – серийной системе, используя 7-8 злачные коды. Первые два знака указывают синтетические счета, третий – субсчет, остальные различные признаки характеристики материала. Единица измерения конкретных видов запасов выбирается организацией самостоятельно.

Учет МПЗ ведется по одному из видов:

 

Виды учета материально-производственных запасов

 


           
   
с применением оборотных ведомостей
 
с использованием в качестве регистров аналитического учета карточек складского учета материалов, ведущих на складах
 
с применением карточек аналитического учета


 

 

Рис. 4.2. Виды учета материально-производственных запасов

 

В учете МПЗ применяют разные виды оценок:

 
 

 

 


Рис. 4.3. Виды оценки материально-производственных запасов

 

Большая часть организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам - по средним покупным ценам, по плановой себестоимости.

Отклонение фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально- производственных запасов общехозяйственные и другие аналогичные расходы.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством запасов.

Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, определяется исходя из денежной оценки, согласован ной учредителями.

Фактическая себестоимость МПЗ, полученных по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования, а материально-производственных запасов; приобретенных в обмен на другие имущества - исходя из стоимости обмениваемого имущества.

Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной договором.

Планом счетов разрешается осуществлять синтетический учет материальных ценностей на счетах 10 по «учетным ценам», в качестве которых используются плановая себестоимость приобретения, средние покупные цены т.д. А отклонение фактической себестоимости материальных ценностей от их стоимости по учетным ценам, учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Варианты оценки МПЗ наступающих в организацию следующие:

 


Рис. 4.4. Варианты оценки МПЗ в зависимости от источников поступления

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:

 
 

 


Рис. 4.5. Методы оценки материально-производственных запасов при их

отпуске в производство

Оценка по себестоимости каждой единицы средней себестоимости применяется как в бухгалтерском учете, так и налоговом учете.

При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие последовательно по принципу: первая партия на приход – первая в расход. Преимущество метода в том, что он позволяет получать в остатке суммы материальных ценностей по ценам последних по времени закупок, наиболее близко совпадающих с текущей рыночной стоимостью.

При методе ЛИФО применяют другое правило: первая партия на приход, а последняя в расход, т.е. первыми списывают в расход материалы по цене последней поставки, затем предпоследней и т.д.

При методе ЛИФО себестоимость продукции будет приближаться к рыночной стоимости.

В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов складывается также, как в бухгалтерском учете из фактических затрат организации на их приобретение. В некоторых случаях эти затраты могут не совпадать в бухгалтерском и налоговом учете. Например: проценты по кредитам и займам, взятым для оплаты сырья. В налоговом учете они входят в состав прочих расходов, в бухгалтерском учете они учитываются в стоимости материалов (если они не начислены до оприходования материалов).

4.7.2. Документальное оформление движения материальных ресурсов

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материального учета. По первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов. Они должны тщательно оформляться, содержать подписи лиц, совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. Контроль за этим возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Документальное оформление поступления материальных запасов. Поступление на склад материалов оформляют следующими документами:

– приходный ордер (ф.М-4);

– акт о приемке материалов (ф.М-7).

Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами: вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает расчетные и другие сопроводительные документы — платежное требование, товарно-транспортные накладные, квитанцию к железно — дорожной накладной. Отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этого ведут журнал учета поступающих грузов.

В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению.

Принятые кладовщиком материалы оформляют приходным и ордерами, которые подписывают заведующий складом и экспедитор.

Когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счетов поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет «Акт о приемке материалов», который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй — передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.

Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель. В четырех экземплярах:

– первый служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;

– второй - для оприходования материала - получателем;

– третий — для расчета с автотранспортной организацией;

– четвертый - для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-11), которую выписывают в двух экземплярах.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей.

Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий, у населения за наличные деньги. документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт, составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операций с указанием даты, места покупки, наименования, количества материалы и цены, а также данные паспорта продавца.

Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Документальное оформление расхода материальных запасов.

Расход материалов со клада на производственные нужды и хозяйственные нужды оформляют документами:

– лимитно-заборная карта (ф. М-8);

– требование-накладная на отпуск материалов ( ф.М-1 1);

– накладная на отпуск материалов на сторону ( ф.М-15).

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно (постоянно, систематически), оформляют лимитно-заборными картами.

Лимитно-заборная карта вписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов. Один экземпляр передают на склад; другой – получателю в цех.

Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах и сразу определяется остаток лимита.

Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет планово-производственный отдел.

Отпуск материалов со склада производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим оформляют выпиской отдельного требования- накладной на замену.

Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требование - накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху - получателю, другой - складу.

Отпуск материалов другим организациям или хозяйствам своей организации, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону.

Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки - сдачи документов.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что понимают под материально-производственными запасами?

2. Какие группы оборотных активов входят в состав МПЗ?

3. Как классифицируются МПЗ в зависимости от роли, которую они играют в процессе производства?

4. Основные задачи учета МПЗ?

5. Что понимается под «номенклатурой-ценником»?

6. Что понимают под фактической себестоимостью материалов?

7. По каким ценам ведется текущий учет движения материалов?

8. На каком счете отражают отклонения от учетных цен?

9. На каком счете учитывают материальные ценности?

10. Какими методами оценки производится списание стоимости материальных ресурсов, списываемых на производство?

11. Какими документами оформляется поступление материальных запасов?

12. Какими документами оформляется расход материальных запасов?

13. В каких случаях поступление материалов на склад оформляется «Актом о приемке материалов»?

14. На основании каких документов приходуются материалы, приобретенные подотчетными лицами?

15. Какими документами оформляется постоянный, систематический отпуск материалов в производство?

1 б. Какими документами оформляется сверхлимитный отпуск материалов, однократный (разовый) отпуск материалов?

17. Какими документами оформляется отпуск материалов на сторону или своим подразделениям?

 

Литература:

Основная [5 стр. 198-207; 8 стр. 280-287]

Дополнительная [1 стр. 58-60; 2 стр. 217-219; 2 стр. 203-220]

 







Дата: 2016-10-02, просмотров: 190.