Журнал регистрации хозяйственных операций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ п/п или дата Содержание хозяйственных операций Дебет Кредит Сумма
1.   Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета Касса Расчетные счета
2. Погашена задолженность поставщикам Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчетные счета
Итого: 1500

 

Записи хозяйственных операций по определенной системе называются систематическими.

Хронологические и систематические записи могут осуществляться раздельно и вместе. В первом случае записи производят в регистрационном журнале, а затем на счетах бухгалтерского учета. Во втором случае записи производятся в одном комбинированном регистре.

В сложных проводках корреспонденция счетов должна быть выражена ясно. Поэтому нельзя составить проводку, в которой несколько дебетуемых и несколько кредитуемых счетов.

Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, позволяет их объединить в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, т.к. позволяет получить информацию о движении имущества, источников организации.

Двойная запись способствует контролю за движением имущества, источников его образования, показывает, откуда оно поступило и на какие цели было направлено. Она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе. Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях.

 

Литература:

Основная: [6] стр.36-42, [7] стр.298-303, стр.310-312

Дополнительная: [2] стр.100-110, [6] стр.77-90, [7]

 

 

Тема 2.2. Основы рабочего плана счетов

План

2.2.1. Сущность плана счетов

2.2.2.Принципы и цели разработки рабочего плана счетов

Цель:

- рассмотреть назначение, содержание и принципы построения плана счетов бухгалтерского учета;

- рассмотреть принципы и цели разработки рабочего плана счетов

 

Студент должен:

знать:

- принцип классификации счетов по экономическому содержанию;

- структуру плана счетов;

- счета первого, второго и т.д. порядков;

.- принципы и цели разработки рабочего плана счетов

.

Для правильного использования имеющихся счетов бухгалтерского учёта необходимо знать, какие показатели могут быть получены при помощи счетов и какие объекты на них учитываются. Счета классифицируют по различным признакам. Рассмотрим классификацию счетов по экономическому содержанию:

По этому признаку счета делятся на следующие группы:

- счета хозяйственных средств («Расчётные счета», «Материалы» и др.)

- счета источников хозяйственных средств («Резервный капитал», «Уставный капитал» и др.)

- счета хозяйственных процессов и их результатов («Основное производство», «Прибыли и убытки» и др.)

В основу построения плана счетов бухгалтерского учёта положена классификация счетов по экономическому содержанию.

В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учёте» (статья 2) «План счетов» - это систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учёта.

Настоящий план счетов введён с 1 января 2001 года. Он предназначен всем предприятиям, организациям, кроме банков и бюджетных организаций.

В плане счетов приведены наименования, коды синтетических счетов и субсчетов, также инструкция по применению счетов.

План счетов имеет 8 разделов и, кроме того, раздел забалансовых счетов. Предприятия могут быть по согласованию с Минфином Р.Ф. вводить в «План счетов» дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Предприятиям разрешено уточнять содержание субсчетов, исключать, объединять, вводить новые субсчета.

Аналитические счета предприятия устанавливают сами, и в плане счетов их нет.

Инструкция устанавливает единые подходы к применению плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространённых фактов. В инструкции после характеристики каждого синтетического счёта дана типовая схема корреспонденции с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, по которым корреспонденция не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить её, соблюдая единые подходы, установленные настоящей инструкцией.

Забалансовые счета – это счета, которые предназначены для отражения информации о наличии движения ценностей, не принадлежащих предприятиям, но временно находящихся в его пользовании, а также счета, которые учитывают условные права и обязательства. Например, материалы, принятые в переработку – счет 003. Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами. В них делаются односторонние записи. По дебету – увеличение, по кредиту – уменьшение.

Значение плана счетов:

1) Руководящий документ, который обеспечивает единообразие организации бухгалтерского учёта на разных предприятиях.

2) Он облегчает учётную работу, упрощает обобщение бухгалтерских данных.

3) Способствует машинизации учёта.

4) Способствует получению оперативной информации, т.к. субсчета предназначены для сбора информации, исходя из требований анализа, контроля, управления, составления отчётности и ориентации в рыночной экономике.

2.2.2.Принципы и цели разработки рабочего плана счетов

Разработка рабочего плана счетов организуется в соответствии с требованиями законодательств, а именно ст. 6 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), а так же п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденные Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Согласно Закону № 402-ФЗ, при утверждении учетной политики каждая организация должна утвердить рабочий план счетов.
Формировать рабочий план счетов должны не только коммерческие организации, но и бюджетные, автономные и казенные организации исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им полномочий. Данная норма вытекает исходя из Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).
Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В основу рабочего плана счетов ложится классификация объектов бухгалтерского учета, которая определяет возможность дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета. Рабочий план счетов позволяет быстро получить ту или иную информацию определенному кругу лиц для принятия соответствующих решений.
Формирование рабочего плана счетов организуется в соответствии со следующими факторами:
1. Отраслевая принадлежность организации;
2. Организационно – правовая форма организации;
3. Вид деятельности организации;
4. Масштаб организации;
5. Структура организации;
6. Формирование бухгалтерской отчетности в сфере детализации информации об объектах;
7. Необходимость ведения раздельного учета.
Основой для разработки рабочего плана счетов будет являться План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Таким образом, разрабатывая рабочий план счетов, в него необходимо включить перечень тех синтетических счетов и субсчетов, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета.
При составлении рабочего плана счетов следует помнить, что нельзя изменять синтетические счета, предусмотренные Планом счетов. Если есть необходимость, можно воспользоваться свободными номерами счетов для учета дополнительных операций, но при этом необходимо согласовать с Минфином России. А вот субсчета, предусмотренные Планом счетов, используются каждой организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Иными словами, можно уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Письмо Минфина России от 18.01.2006 № 07-05-06/07).
Рабочий план счетов строится по тому же принципу, что и План счетов, то есть в развитие синтетического счета открываются субсчета, а затем аналитические счета. Иными словами, в рабочем плане счетов организации может быть использовано столько счетов, сколько ей необходимо.
Так, допустим, если предприятие общественного питания не планирует использовать или создавать нематериальные активы, то и счета 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» нет необходимости включать в рабочий план счетов. Даже в том случае, если предприятие общественного питания, помимо основного вида деятельности, решит заняться деятельностью, связанной с производством и реализацией продукции, то она может не использовать счет 20 «Основное производство», а все расходы отражать на счете 44 «Расходы на продажу».
При формировании рабочего плана счетов следует помнить, что организация должна включить все счета, которые она планирует использовать. Так, например, счет 50 «Касса» используют все организации и поэтому его включение в рабочий план счетов обязательно. Иными словами, рабочий план счетов формируется не только на основании тех счетов, которые организация планирует использовать в силу своей специфики, но и которые вообще планирует использовать в своей деятельности.
Как известно, малые предприятия могут вести бухгалтерский учет по упрощенной системе, при этом сокращая количество синтетических счетов за счет их объединения. Конкретные рекомендации по данным операциям даны в Информационном письме от 11.06.2009 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства".

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Понятие счёта бухгалтерского учёта.

2. Строение счёта.

3. Назначение активных и пассивных счетов.

4. Характеристика активного счёта.

5. Характеристика пассивного счёта.

6. Характеристика активно-пассивного счёта.

7. Что показывает дебетовое и кредитовое сальдо счёта «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»? Как получить развёрнутое сальдо по этому счёту?

8. В чём проявляется взаимосвязь счетов, оборотных ведомостей, баланса?

9. Покажите на конкретном примере взаимосвязь синтетических и аналитических счетов.

10. Каковы роль и место субсчетов в учёте?

11. Для чего нужны оборотные ведомости по аналитическим счетам?

12. Каково назначение оборотной ведомости по синтетическим счетам?

13. В чём сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах?

14. В чём заключается контрольное значение двойной записи?

15. Бухгалтерская проводка, её виды.

16. Понятие корреспонденции счетов.

17. Назначение шахматной оборотной ведомости.

18. Отличительные особенности забалансовых счетов.

19. Значение «Плана счетов бухгалтерского учёта».

20. Определение «Плана счетов», его содержание.

.

Литература:

Основная [1 стр. 380-389, 3 стр. 340-365]

Дополнительная [1 стр. 16, 26, 38-51, 2 стр. 300-303, 3 стр. 307-316]


Раздел 3. Учет денежных средств


















Дата: 2016-10-02, просмотров: 195.