Цель презентации– показать покупателю, что товар, заинтересовавший его, наилучшим образом соответствует его потребностям. Необходимо предлагать покупателю несколько альтернатив для сравнения товара, даже если работник уверен в единственно подходящем варианте. При самостоятельном выборе, у покупателя не возникнет ощущения навязанной покупки. При сравнении товаров нужно обозначать хорошие стороны всех предложенных товаров, не снижая их достоинств.
Презентация товара должна происходить в форме диалога с покупателем, а не лекции продавца. Необходимо поддерживать активное участие покупателя в разговоревопросами, иначе он потеряет интерес. Для этого подходят фразы: «Как Вы думаете...?», «Неправда ли...», «Согласитесь, что...» и т.п. Они помогают достигать согласия по мелким вопросам (см. Приложение 1, раздел 5).
Нежелательно использование слова «если» при презентации товара: «Если Вам понравится эта книга, приходите за следующей», – оно формирует допущение, что товар может не подойти. Лучше сказать «Когда прочитаете эту книгу, приходите за следующей».
Важно избегать оценочных высказываний в отношении мнения покупателя, навязывать ему свое мнение: «Вы ошибаетесь, это не так», «Вам это не понравится», «Ну, сразу видно, что вы никогда не читали автора…». Фразы, рекомендованные для презентации товара, можно посмотреть в Приложении 1 (раздел 5).
При презентации товара важно дать покупателю потрогать товар, подержать в руках, рассмотреть его, это повышает вероятность покупки. Пренебрежительное, неаккуратное обращение работника с товаром может вызвать у покупателя сомнение в его ценности и качестве.
При презентации товара недопустимо:
• демонстрировать свое интеллектуальное превосходство: знания продавца о товаре могут быть значительно выше, но нужно стараться разговаривать с покупателем на равных;
• «играть в угадайку», когда работник ограничивается одним вопросом вместо нескольких и пытается предлагать все, что более или менее подходит, затрачивая больше времени и сил и не выполняя запрос покупателя;
• проецировать свои или массовые предпочтения в литературе на конкретного покупателя, что не позволит вам «расслышать» его. Например, покупатель просит порекомендовать книгу в жанре иронический детектив, а работник настойчиво предлагает, например, автора N., пользующегося наибольшим спросом, и на все отказы находит все новые и новые доводы. В итоге, покупатель злится из-за такой настойчивости и уходит без покупки. При этом работнику достаточно было предложить альтернативу, чтобы покупатель смог сделать выбор самостоятельно.
Если покупатель не может быстро выбрать нужный товар,не нужно настойчиво стоять рядом с ним, можно сказать: «В случае если Вам потребуется моя консультация, я буду находиться рядом, с удовольствием отвечу на Ваши вопросы». Не стоит произносить фраз, подобных этой: «Не стесняйтесь, обращайтесь».
Если покупатель сомневается в правильности выбора книги или другого товара, который не подлежит обмену и возврату, и решается на покупку, не определившись окончательно, важно доброжелательно предупредить его о невозможности возврата этого товара: «Обратите внимание, что данный товар не подлежит возврату или обмену после покупки. Если у Вас есть сомнения, что именно это издание Вам подходит, я могу отложить выбранный товар на кассе, пока Вы уточните информацию». Конфликты с покупателями, которые хотят обменять или вернуть печатную продукцию, особенно часто возникают в период школьной кампании, когда взрослые покупают учебники, рабочие тетради, атласы и контурные карты для школьников, руководствуясь неполной или неверно понятой информацией. Важно предупреждать развитие конфликтов, доброжелательно обращая внимание покупателей, которые совершают подобные покупки, на информацию о порядке возврата товара, которая размещена в торговых залах и на кассах. Если покупатель сомневается в правильности выбора товара, нужно дать ему визитку с номером единой справочной службы, где он сможет узнать наличие товара в магазинах после уточнения информации, а также предложить ему самостоятельно оформить резервирование товара или интернет-заказ на сайте. Продавец также может оформить интернет-заказ для покупателя с учетной записи магазина.
Если товар не нравится покупателю, то не нужно любой ценой стараться продать ему другой товар. Это воспринимается как навязчивость. При отсутствии желания у покупателя совершить покупку недопустимо показывать ему, что он стал вам неинтересен.
Задача продавца — максимально полно проинформировать покупателя при выборе товара, который удовлетворит его в наибольшей степени, и о котором он не будет жалеть в дальнейшем. Для этого также необходимо делать покупателю дополнительные предложения, например: «У нас в продаже имеются пеналы с аналогичным оформлением».
Делая покупателю дополнительные предложения, нужно опираться на его потребности, которые не были для него до настоящего времени актуальными:
Презентация товара, находящегося в закрытом доступе (подарочные издания или канцтовары в стеклянных стеллажах и витринах) имеет несколько существенных особенностей. Размещение товара в закрытом для покупателя доступе обусловлено его стоимостью, существенно превышающей другие товары, а также особым полиграфическим качеством изданий. Эти издания привлекают повышенное внимание покупателей, но не могут выдержать многократного рассматривания без потери товарных качеств. Продавец, к которому обратился покупатель с запросом подобного товара, должен провести полноценную презентацию и соблюсти все условия сохранности товара:
1) оперативно и не фиксируя внимание покупателя на своих действиях, отключить сигнализацию, открыть нужный шкаф;
2) продемонстрировать товар, аккуратно держа его в своих руках, но так, чтобы покупателю было удобно его рассмотреть;
3) по желанию покупателя, передать товар ему, помочь его рассмотреть, избегая повреждения;
4) если покупатель выражает желание приобрести товар, продавец, должен предложить покупателю отнести товар на кассу, подобрать подарочную упаковку: «Позвольте, я отнесу книгу на кассу? Может быть, Вы хотите выбрать упаковку для него или познакомиться с другими товарами?»;
5) сориентировать покупателя, куда ему нужно пройти: «Проходите, пожалуйста, на кассу. Она находится в конце этого ряда стеллажей. Я принесу книгу туда», «Подарочная упаковка размещена на стойке слева от входа, напротив кассы. Я отнесу книгу на кассу»;
6) сразу же закрыть стеллаж и включить сигнализацию, после этого отнести товар на кассу.
5.6. Работа с возражениями[8]
У покупателей могут возникать вопросы по товару или его характеристикам. Это абсолютно нормальная ситуация, попытка получить недостающую информацию, а не «придирки из вредности». Возражения являются индикатором того, что покупатель еще сохранил интерес к покупке, иначе он не тратил бы времени на возражения и вопросы. Грамотные ответы работника на возражения усилят уверенность покупателя в его выборе.
При появлении возражения у покупателя недопустимо:
При ответе на вопросы, возражения покупателя нужно:
Продавец должен быть знаком с вопросами, которые чаще всего задают о товаре, знать на них ответы. Стандартные модели поведения в типичных конфликтных ситуациях описаны в соответствующей инструкции[9], требований которой работники должны придерживаться. Если покупатель просит назвать/повторить Ваше имя (даже с целью жалобы), необходимо четко его произнести, при необходимости уточнив свою должность.
Очевидные для покупателя недостатки устраняйте, применяя метод «Сэндвича»(достоинство – недостаток – достоинство): «Эта книга – хороший подарок, у нее замечательное оформление. Вы правы, что бумага несколько простовата, но информация полезна и в цене выигрываете». Для создания положительного настроя покупателя важно позитивное начало предложения, а для закрепления информации в памяти – позитивное заключение. Нельзя избегать говорить об очевидных покупателю недостатках (особенностях) товара. У человека формируется положительное восприятие образа товара: «Если он сам об этом говорит, то это, наверняка, не имеет такого уж большого значения».
Нецелесообразно задавать покупателю вопросы, которые заставляют концентрироваться на негативе «Что Вам не нравится?», «Что Вас не устраивает?». Гораздо эффективнее предложить сотрудничество: «Давайте, попробуем разобраться в ситуации…».
Слова «дорого» (= нужно расстаться с большой суммой), «дешево» (= некачественно, непрестижно), «продать»(= впарить) не подходят для общения с покупателями. Лучше заменить их более позитивными формулировками: «на мой взгляд, цена соответствует качеству товара», «экономично», «я подберу для Вас оптимальный вариант», «я могу предложить Вам», «можно приобрести».
Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.