Задача потребительского выбора – определение потребителем такого набора благ, который при существующих предпочтениях и бюджетных ограничениях потребителя обеспечил бы ему максимальную полезность.Предпочтения потребителя выражены в кривых безразличия. Бюджетные ограничения потребителя задаются бюджетной линией, отражающей границу доступных для него благ.Выбор лучшего из доступных наборов будет означать такое распределение потребителем своего дохода, при котором покупаемый набор благ обеспечивает ему достижение наиболее высокой кривой безразличия.
Оптимальный выбор – это такое распределение дохода потребителя, при котором достигается структура
потребления, обеспечивающая ему получение максимальной полезности.
Находясь в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, потребитель достигает наивысшего из доступного для него при данных бюджетных ограничениях уровня полезности и оказывается в положении равновесия.
Равновесие потребителя – решение потребителя о структуре потребления, которая обеспечивает ему максимальную полезность и лишает его внутренних стимулов для изменения принятого решения.
Определение условия равновесия потребителя на основе применения порядкого подхода соответствует условию оптимального выбора, выведенному при количественном подходе. Равенство MRSxy = Px/Py в ординалистской концепции несет в себе тот же смысл, что и равенство MRSxy = MUx/MUy в кардиналистской. поэтому мы можем записать MUx/Px = MUy/Py. Распределение дохода потребителя, при котором достигается равенство отношений между предельной полезностью и ценой по всем входящим в потребительский набор благам, является оптимальным, т.к. обеспечивает потребителю максимальную общую полезность при данном уровне его дохода, существующих предпостениях и рыночных ценах.
Потребителя на рынке интересует три вопроса:
- что купить?
- сколько стоит?
- хватит ли денег на покупку?
Ответы на эти вопросы зависят от полезности и цены товара, а также от дохода потребителя. Исследование этих категорий и составляет содержание теории потребительского выбора.
Закон спроса: при снижении цены – объем увеличивается.
Потребителей изучают с помощью следующих подходов:
1. теории кривых безразличия;
2. теории полезности;
3. подходов “эффект дохода” и “эффект замещения”
Есть 3 подхода к изучению потребительского поведения:
1) кардиналистский;
2) ординалистский; (кривые безразличия и бюджетные линии)
3) анализирует поведение потребителя на основе «эффекта дохода» и «эффекта замещения».
Кривые безразличия и бюджетные ограничения.
Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.
Здесь индивидуальные предпочтения товаров строятся на способности покупателей точно сказать, предпочитают они набор товаров А другому набору товаров В либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.
При порядковом подходе для исследования спроса используются кривые безразличия и бюджетные линии.
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Множество кривых безразличия составляют карту безразличия, где более высокая кривая отображает относительно большую полезность (U2 > U1).
Кривые безразличия имеют нисходящий характер и вогнутую форму, что объясняется уменьшающейся предельной нормой замещеия.
Предельной нормой замещеия (MRS) называется количество блага у, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение блага х на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней:
MRSxy = - Dу/Dх.
Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности.
Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.
Бюджетные ограничения для двух товаров выражаются формулой:
PхQх + PуQу £ I.
Это означает, что сумма затрат на все товары не превышает соответствующего дохода (I). Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (К) и (L):
K = I/Ру ; L = I/Pх.
Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Pх/Pу.
Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.
При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.
Оптимум потребителя. Внутренние и угловые решения.
Потребитель, опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждого благ следует купить. Для рационального потребителя это означает, что необходимо максимизировать общую полезность при условии бюджетного ограничения. Данный выбор можно изобразить графически. Используя кривые безразличия и бюджетную линию (R):
U1 < U2 < U3.
Точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя.
В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей.
В точке (Е) MRS равно обратному соотношению цен товаров: MRSху = Рх/Ру.
Рассмотренный случай, когда равновесие достигается при покупке 2-х благ, называется внутренним равновесием.
Состояния углового равновесия характерны для ситуаций, когда товары х и у абсолютные субституты (MRS = const.) или жестко взаимодополняют друг друга (автомобиль и номерной знак, MRS = 0).
Графически угловое равновесие потребителя выглядит так:
Равновесие потребителя имеет место на одной из осей в вершине угла, образуемого бюджетной линией (в точке Е). Другими словами – потребитель воздерживается от покупки блага х и все ресурсы направляет на покупку блага у.
Равновесие потребителя всегда имеет место в вершине прямого угла (точка Е).
Теория кривых безразличия.
Изучение потребителей с помощью теории кривых безразличия осуществляется в 3 этапа:
1 этап – определение предпочтений потребителя;
2 этап – выявление бюджетных ограничений;
3 этап – определение потребительского выбора.
1 этап – определение предпочтений потребителя.
Теория поведения потребителей начинается с трех основных предположений, касающихся предпочтения потребителями определенного набора потребительских товаров и услуг по отношению к другому. Эти предположения остаются в силе для большинства людей в большинстве ситуаций.
Первое предположение заключается в том, что предпочтения уже сформировались. Вторым важным предположением является то, что предпочтения транзитивны. Транзитивность означает, что "если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то потребитель предпочтет также набор А набору С. Третье предположение гласит, что все товары “хорошие (т. е. желательны), и, оставив в стороне стоимость, потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему.
Мы можем представить потребительские предпочтения графически, используя кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Следовательно, потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой.
Картой безразличия называется полная совокупность кривых безразличия индивидуального потребителя (рис. 3.2).
Свойства кривых безразличия таковы:
1. Кривая безразличия, лежащая правее и выше какой-либо другой кривой, содержит более предпочтительные наборы. Линии 1, 2, 3 на рис. 3.2 расположены по возрастанию предпочтительности.
2. Кривые безразличия не пересекаются, иначе нарушается аксиома транзитивности.
3. Кривые безразличия для “нормальных” товаров имеют отрицательный наклон.
4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку.
5. Кривые безразличия, как правило, выпуклы по направлению к началу координат.
Предельной нормой замещения благом Х блага Y называется объем блага Y, от которого должен отказаться потребитель, чтобы увеличить потребление блага Х на единицу при неизменном уровне полезности: MRS = дельта У/ дельта Х при U = const (рис. 3.3).
Рис. 3.2. Карта безразличия Рис. 3.3. Пред. норма замещения
2 этап – выявление бюджетных ограничений.
Для того чтобы определить оптимальный потребительский выбор, необходимо соотнести выясненные предпочтения потребителя с его бюджетными возможностями, ибо не всякий набор благ доступен ему по доходам. Бюджетное ограничение потребителя может быть представлено равенством 1= Рх *Х+ Ру *У,
где 1 — доход (бюджет) потребителя в единицу времени;
Рх, Ру — цены соответствующих благ.
Выразив переменную величину Y через X, получим уравнение бюджетной линии (рис. 3.4): У=1/Ру + (Рх / Ру)* Х.
Бюджетная линия показывает все возможные наборы товаров, которые может себе позволить потребитель.
Рис. 3.4. |
Миссия бюджета потребителя – средство платежа за потребляемые блага.
3 этап – определение потребительского выбора.
Для осуществления оптимального потребительского выбора совместим карту безразличия с бюджетным ограничением потребителя (рис. 3.5). Оптимум достигается в точке Е, где бюджетная линия касается соответствующей (единственной для этой точки) кривой безразличия U2. Очевидно, полезность U3 недоступна потребителю из-за финансовых ограничений. Точки пересечения кривых безразличия с бюджетной линией неоптимальны в том смысле, что всегда можно перераспределить структуру потребления, заменив У на Х таким образом, чтобы полезность увеличилась.
Рис. 3.5. Оптимум для потребителя.
Теория полезности.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.