ЛЕКЦИЯ 6. Учет импорта и экспорта работ и услуг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При заключении контрактов на импорт работ и услуг у многих российских организаций возникает вопрос, можно ли в качестве средства платежа при расчетах с контрагентом использовать иностранную валюту.

Согласно указанию ЦБР от 20 октября 1998 г. N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" российские организации могут покупать иностранную валюту для оплаты нерезидентам импорта работ и услуг.

При этом для проведения расчетов в иностранной валюте по импорту работ и услуг необходимо, чтобы участниками сделки были, с одной стороны, иностранное юридическое лицо, которое учреждено в иностранном государстве и находится за пределами Российской Федерации, с другой стороны, российское юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения на ее территории. Место оказания услуг порядок и их налогообложения не может определять валюту расчетов между участниками сделки.

Для приобретения иностранной валюты в оплату импортных работ и услуг в банк одновременно с поручением на покупку валюты должны быть представлены документы, обосновывающие приобретение валюты. К таким документам относятся контракты, счета, акты выполненных работ (оказанных услуг), а при необходимости - разрешения ЦБ и заключения Минфина РФ.

Заключение Минфина РФ представляется, когда стоимость услуг превышает 10 000 долларов США и если они относятся к услугам, входящим в перечень, приведенный в Указании ЦБ РФ от 30 декабря 1999 г. N 721-У "О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности".

В указанный перечень вошли практически все услуги, в частности:

- услуги гостиниц и ресторанов;

- услуги бюро путешествий, туристских агентов, экскурсионных бюро;

- коммерческие услуги, услуги в области с/х, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности (услуги по аренде);

- услуги вычислительной техники и связанное с этим обслуживание;

- услуги в области исследований и разработок;

- услуги в области права, составления счетов, бухучета; ревизии, налогообложения, конъюнктуры рынка (маркетинга), архитектуры, инженерного дела;

- коммерческие услуги, не включенные в другие категории (например, услуги в области рекламы, тиражирование кинофильмов);

- передача нефинансовых нематериальных активов;

- услуги в области образования;

- услуги в области здравоохранения и в социальной области;

- услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий.

Обращаем внимание, что требования о предоставлении заключения Минфина РФ не распространяется на оплату импортных работ и услуг с текущего валютного счета.

 

6.1 Государственное регулирование операций по импорту работ и услуг.

 

6.1.1. Государственное регулирование валютных операций

Принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации закреплены в Законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон РФ N 3615-1).

Порядок проведения операций в иностранной валюте регулируется также следующими нормативными документами:

- приказом ЦБ N 39 от 24 апреля 1996 г. "Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций";

- Инструкцией ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации";

- письмом ЦБР от 24 февраля 1995 г. N 12-86 "О применении валютного законодательства".

Этими нормативными документами установлено, что иностранная валюта может использоваться как средство платежа в следующих случаях:

- при расчетах с нерезидентами;

- при получении и возврате кредитов в иностранной валюте от банков-нерезидентов и российских уполномоченных банков, а также при получении и возврате займов от иностранных небанковских организаций;

- в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда стоимость услуг этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входит в цену товара и оплачивается иностранными покупателями;

- при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;

- при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию России;

- при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;

- при оплате расходов банковских учреждений по обслуживанию валютных счетов;

- при уплате налоговых и таможенных платежей и т.д.

В соответствии с Законом РФ N 3615-1 операции с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты являются валютными операциями. В свою очередь все валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Проведение последних требует получения лицензии в ЦБ РФ.

К текущим валютным операциям относятся:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), без отсрочки платежа и с отсрочкой на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации (переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, выплата командировочных расходов, оплата обучения и лечения, участия в международных конгрессах, выставках, симпозиумах и т.д.).

Срок 90 дней при импорте товаров рассчитывается от даты списания валютных средств с корреспондентского счета в банке, в котором открыт счет импортера, до даты фактического ввоза товаров в Российскую Федерацию.

Соответственно при экспорте товаров 90 дней рассчитываются с даты фактического вывоза товаров за таможенную территорию РФ до даты зачисления валютных средств на корреспондентский счет банка, в котором открыт валютный счет экспортера.

При этом дата фактического ввоза и вывоза товаров подтверждается пограничной таможней на основании обращений экспортеров и импортеров. Порядок направления обращений установлен приказом ГТК РФ от 26 июня 2001 г. N 598.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Как видно, законодательством установлен ограниченный перечень текущих валютных операций. Операции, не перечисленные в статье 9 Закона РФ N 3615-1, являются операциями, связанными с движением капитала.

В последнее время широкое распространение получили операции по переуступке прав требования и взаимозачетам. Если обязательства по таким операциям выражены в иностранной валюте, то для их проведения необходимо получить лицензию ЦБ РФ, так как указанные операции не относятся к текущим.

Вместе с тем ряд операций, связанных с движением капитала, могут проводиться без разрешения ЦБ РФ. К таким операциям, в частности, относятся:

- расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы Российской Федерации (Закон РФ N 3615-1);

- расчеты за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствии с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать пять лет с даты заключения такого договора (Закон РФ N 3615-1);

- расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения (Закон РФ N 3615-1);

- перевод резидентом иностранной валюты в счет оплаты импортируемых товаров после их ввоза (получения) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа (Положение ЦБ РФ N 39);

- зачисление резидентом на свой валютный счет сумм в оплату экспортируемых им товаров до таможенного оформления этих товаров на экспорт, независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров (Положение ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. N 39);

- зачисление на счет резидента в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента в виде предварительной оплаты, независимо от срока между днем зачисления денежных средств на счет и днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности (Положение ЦБ РФ от 24 октября 2001 г. N 157-П);

- перевод резидентом иностранной валюты в оплату ранее выполненных работ, оказанных услуг или переданных результатов интеллектуальной деятельности независимо от срока между днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности и днем списания денежных средств со счета (Положение ЦБ РФ от 24 октября 2001 г. N 157-П);

- возврат резидентами и нерезидентами авансовых платежей (предоплаты), задатков по неисполненным экспортно-импортным контрактам, ошибочно зачисленных сумм (Положение ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. N 39);

- перевод штрафных санкций по экспортно-импортным контрактам (Инструкция ЦБ РФ N 86-и от 13 октября 1999 г., Инструкция ЦБ РФ от 4 октября 2000 г. N 91-и) и др.

6.1.2 Валютно-таможенный контроль за импортом товаров

Необходимо также отметить, что в настоящее время уполномоченные банки совместно с таможенными органами осуществляют контроль за своевременностью осуществления расчетов в иностранной валюте по импорту и экспорту товаров.

Так, порядок осуществления контроля за своевременностью осуществления расчетов в иностранной валюте по импорту товаров установлен Инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 26 июля 1995 г. NN 30, 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары".

Согласно этой Инструкции импортер после заключения контракта оформляет в банке паспорт сделки. В паспорте сделки указываются краткие сведения о контракте: реквизиты сторон, номер, дата, сумма контракта, валюта цены, валюта платежа, форма расчетов, номер лицензии (если отсрочка платежа превышает 90 дней). После оформления паспорта сделки импортер может осуществить платеж в иностранной валюте.

Далее импортные товары поступают в РФ. Для их таможенного оформления импортер берет в банке копию паспорта сделки и предъявляет ее на таможню. После завершения таможенного оформления копия ГТД в течение 15 календарных дней предъявляется в банк. Таким образом, на таможне остается копия паспорта сделки, а в банке - копия ГТД.

Банк совместно с таможенными органами проверяет сроки проведения расчетов (сопоставляется дата списания валютных средств и дата таможенного оформления товаров) и полноту поступления импортных товаров (сумма переведенной иностранной валюты должна равняться фактурной стоимости импортных товаров, указанной в ГТД).

Если суммы, указанные в контракте, паспорте сделки, заявлении на перевод валюты поставщику и ГТД, совпадают, то паспорт сделки закрывается и передается в архив.

Если заключен длительный контракт поставки, то паспорт сделки открывается на всю сумму контракта. В этом случае к одному паспорту сделки подшивается несколько заявлений на перевод и необходимое количество ГТД, подтверждающих ввоз товаров в РФ.

Следует отметить, что положения названной Инструкции применяются и к импортным товарам, расчеты за которые производятся в рублях. Правда, в этом случае допускается превышение срока 90 дней, так как деление валютных операций на текущие и связанные с движением капитала предусмотрено только для расчетов в иностранной валюте.

На практике нередко встречаются ситуации, когда иностранный поставщик дает указание произвести оплату импортных товаров не на его счет, а на счет третьего лица. Такой порядок оплаты стороны могут предусмотреть непосредственно в контракте, или иностранное лицо направит импортеру письменное указание с реквизитами получателя платежа.

В каких случаях валютное законодательство разрешает производить такой платеж?

Предположим, что поставщик дает указание перечислить деньги в пользу третьего лица - нерезидента. Нормы валютного законодательства не содержат ограничений в отношении таких операций. Поэтому платеж может быть произведен в иностранной валюте или в рублях, в случае, если у нерезидента открыт рублевый счет в российском уполномоченном банке.

Если иностранный поставщик дает указание перечислить средства в пользу резидента, то такой платеж можно осуществлять только в рублях. Расчеты в иностранной валюте между резидентами запрещены и производятся лишь при наличии специального разрешения ЦБ РФ.

Что касается контроля со стороны уполномоченного банка за исполнением контракта по паспорту сделки, то при осуществлении расчетов в пользу третьего лица уполномоченный банк в документах по данному контракту делает запись о том, что платеж производится по указанию иностранного поставщика.

А может ли импортер дать указание какому-либо третьему лицу, резиденту или нерезиденту, оплатить импортные товары поставщику?

Пунктом 2.1 Инструкции ЦБ РФ N 91-и установлено, что платеж может осуществляться только со счетов, открытых в банке импортера и указанных в паспорте сделке.

Поэтому без разрешения ЦБ никакое другое лицо, кроме импортера, не может оплатить ввезенные товары.

То же касается и проведения двухсторонних и многосторонних зачетов в иностранной валюте или в рублях. Поскольку в вышеназванном пункте 2.1 Инструкции ЦБ РФ N 91и не предусмотрен такой способ расчетов, то зачетные операции для погашения задолженности за импортные товары проводить без разрешения ЦБ запрещено.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 210.