Экономическое развитие общества определяет появление и развитие тех или иных наук. Так было с физикой, геометрией, геодезией, астрономией и другими науками. В основе развития лесной науки также лежат материальные причины.
По выражению классика русского лесоводства Г.Ф. Морозова, наука не развивается только из любознательности, науки возникают прежде всего для решения практических задач и потом лишь становятся самоцелью.
Лесная наука возникла в России несколько столетий назад. Это было время перехода от борьбы человека с лесом, за лучшие земли для сельскохозяйственного пользования, к осознанной его охране и восстановлению. По образному выражению, лесоводство - дитя нужды в лесе. И эта нужда ощущалась все острее. Строительство Петром I флота потребовало организации не только пильных заводов, усиления выборочных рубок, но и государственных указов о сохранении лесов.
В работе академика И.С. Мелехова "Очерк развития науки о лесе в России" (1957) автор указывает, что развитие кораблестроения вызвало повышение спроса на смолу и с усилением экспорта привело к интенсивной рубке лесов. Возникла опасность их истощения. Петр I велел описать все леса вдоль больших рек по обе стороны на 50 верст и составить карты с обозначением лесных дач, рек, пристаней. В дальнейшем составлялись так называемые «ландкарты», на которых отмечали места произрастания деревьев нужных пород и размеров.
Увеличение потребности в древесине значительно повысило интерес к лесу, вызвало к жизни задачи восстановления и разведения лесов.
В начале XVIII века было создано лесное управление, а в 1722 году введен штат «вальдмейстеров» (лесных мастеров), издана инструкция по управлению лесами. В указе 1732 г. о ведении хозяйства в корабельных лесах впервые говорится о вызванных из Германии «форстмейстерах» (ученых-лесоводах), которым вверялся надзор за всеми лесовосстановительными мероприятиями.
Положительную роль в развитии лесоводства сыграла книга форстмейстера Ф.Г.Фокеля "Описание естественного состояния растущих в северных Российских странах лесов с различными применениями и наставлениями как оные разводить", написанная им в 1762 году на основе его 25-летней работы в России.
Лесоводственная литература во второй половине XVIII в. получила заметное развитие, когда стали издаваться Труды Вольного Экономического общества - старейшего научного общества в России. В этих трудах были опубликованы работы пионеров отечественного научного лесоводства. В 1766 г. увидело свет сочинение А.Т.Болотова "О рублении, поправлении и заведении лесов", автор которого разработал научные принципы рубок леса и искусственного лесовозобновления.
Через год вышла работа первого члена-корреспондента Петербургской Академии наук П.И.Рычкова "О сбережении и размножении лесов".
Тем не менее развитие лесоводства как науки шло медленно. Главные успехи в XVIII в. были достигнуты преимущественно в области точных наук, а наука о живой природе мало двигалась вперед, несмотря на накопленный практический материал. Лесоводство оставалось искусством.
В 1800 г. при Морском Корпусе был учрежден форстмейстерский класс - класс лесных мастеров - первое учебное заведение, готовящее кадры для лесного хозяйства.
В 1803 г. было открыто в Царском селе (г. Пушкин) первое самостоятельное в России лесное училище, которое явилось родоначальником современной С.-Петербургской лесотехнической академии. В связи с этим событием появился и первый учебник лесоводства Е.Ф.Зябловского (1804). С 1832 г. начал выходить "Лесной журнал" - орган Лесохозяйственного общества, учрежденного в том же году под названием «Общество для поощрения лесного хозяйства».
"Лесной журнал" сыграл большую роль в развитии научного лесоводства. Здесь публиковались как переводные работы европейских лесоводов, так и оригинальные статьи русских авторов. С этим журналом сотрудничали А.Теплоухов, А.Р.Варгас де Бедермар, А.Перелыгин. Следом за учебником Е.Ф. Зябловского выходят учебники А.Перелыгина в 1831 г., А. Длатовского в 1843 г., Н.В.Шелгунова в 1856 г.
В 1850…1860 гг. лесничий К.Ф.Тюрмер заложил в Московской губернии культуры леса, давшие отличные результаты. К.Ф.Тюрмер стал в дальнейшем известен и тем, что сумел сочетать успешное выращивание лесных культур с допуском скота для пастьбы на закультивированных площадях. Его приемы в дальнейшем были использованы в США.
Во второй половине XIX в. появились новые работники лесной науки с большим опытом - профессора А.Ф.Рудзский, М.К.Турский, В.Я.Добровлянский, Д.М.Кравчинский, Г.Ф.Морозов.
В.Я.Добровлянский сделал очень много для внесения в лесоводство принципов научности. В его курсе "Лекции по лесоводству" (1898 г.) были даны новые понятия и определения, вошедшие впоследствии в учебную и лесохозяйственную литературу. Это понятие "осветление", а также важнейшие элементы сплошных рубок, оказывающие влияние на ход естественного возобновления леса. Добровлянский ясно сформулировал цели и задачи ухода за лесом и т.д.
Лесничий Г.А.Корнаковский, способствовал значительному прогрессу в изучении и разработке вопросов биологии и возобновления дубовых лесов России. Широко проведенные им рубки в дубравах, имеющие целью обеспечить естественное семенное возобновление дуба при рубках главного пользования.
В конце 1890-х годов Ф.К.Арнольд, Н.А.Филиппов, Л.И.Яшнов (впоследствии заведующий кафедрой лесоводства лесохозяйственного факультета ПЛТИ), Н.С.Нестеров опубликовали трехтомный труд "Русский лес". Эту работу оценивают и сейчас как энциклопедию лесного хозяйства того времени.
Русские ученые второй половины XIX и начала XX в. значительно расширили теоретические предпосылки учения о лесе, его типологии. Д.М. Кравчинский ввел понятие хозяйственных типов насаждений и одним из первых с учетом этих категорий осуществил лесоустройство. С легкой руки Д.М.Кравчинского в лесоводство вошел термин "тип насаждений" (тип леса).
Наиболее успешно научное лесоводство стало развиваться в XX в.
С этого времени лесоводство окончательно оформилось как научная отрасль. Русское лесоводство в начале XX в. связано с именами Г.Ф.Морозова, Г.Н.Высоцкого, М.Е.Ткаченко, П.П.Серебренникова, А.В.Тюрина, В.Н.Сукачева, В.Л.Комарова, Е.В.Алексеева.
Получили развитие типологические школы акад. В.Н.Сукачева (ленинградская школа) и П.С.Погребняка (украинская школа). Научное лесоводство развивалось такими известными учеными как М.Е.Ткаченко, И.С.Мелехов, Н.П.Кобранов, С.И.Ванин, Н.В.Третьяков.
У истоков лесохозяйственного факультета МарГТУ стояли лесоводы Г.Ф. Морозов, благодаря поддержке которого и был открыт в Казани факультет лесного хозяйства, Л.И.Яшнов. Здесь читали лекции ученые А.П.Тольский, П.В.Воропанов, М.В.Колпиков. В 1960…1990-х годах занятия вели известные в отрасли ученые А.С.Аверкиев, Ф.В.Аглиуллин, М.Д.Данилов, М.Л.Дворецкий, А.К.Денисов, Н.В.Кречетова, М.М.Котов, В.Н.Смирнов. Ныне продолжают традиции факультета его выпускники - профессора И.А.Алексеев, П.М.Верхунов, С.А.Денисов, Ю.П.Демаков, В.Н.Карасев, К.К.Калинин, Э.А.Курбанов, В.И.Пчелин, Е.М.Романов, В.Л.Черных, А.С.Яковлев и другие преподаватели
Лесное хозяйство как отрасль народного хозяйства и наука в настоящее время находятся в трудном положении. Бесконечные перестройки и попытки реорганизовать лесное хозяйство сдерживают его развитие. В большинстве случаев столь длительное ожидание стабильности в отрасли приводит к потере интереса к прогрессивному ведению лесного хозяйства, внедрению новых технологий.
Наглядным примером отсутствия необходимых технологий переработки древесины, полученной в результате рубок ухода является то, что в 1986 - 1990 годах 77% древесины было использовано на топливо. В 2003 году расчетная лесосека главного пользования недоиспользовалась по хвойному хозяйству в большинстве лесхозов на 30…40%, а по лиственному – на 50…70%. Заготовленная древесина реализуется преимущественно в виде круглого леса.
В лесных странах Европы (Финляндия, Швеция) 95% заготовленной древесины идет в переработку и поступает на рынок в виде готовых изделий. Финляндия, переработав в 2003 году 72 млн. м3 древесины, ввезла из России в том же году круглого леса 14 млн. м3. При этом финская перерабатывающая промышленность за счет лесов России уже около 15 лет обеспечивается сырьем, а финские леса получили гарантию неистощительного пользования. Кроме того, 12 млн. м3 отходов идет в переработку.
В развитых лесных странах на лесозаготовки пришли мощные колесные машины. Скандинавская технология с применением харвестера и форвардера на лесозаготовках обеспечивает высокую производительность труда, обеспечивая при этом относительное сохранение лесной среды и подроста. Значительное место финское лесоводство отводит естественному восстановлению леса на вырубках, ограниченно используя лесные культуры
В современном лесоводстве наблюдаются два противоположных процесса: тенденция к интенсификации и вынужденное упрощенчество. Упрощенчество низводит лесное хозяйство до весьма низкого уровня. Научный же потенциал, в отличие от практического лесоводства, высок. И этот разрыв между практикой и теорией становится с каждым годом больше. Виной тому не только консервативность хозяйственников, но и те условия, в которые сегодня поставлены лесничие.
В обязанность лесничих в дооктябрьский период входила опытная работа. Это помогало практической деятельности, формировало лесоводов с широким кругозором, способствовало прогрессу в отрасли. Умея «задавать вопросы лесу и получать от него ответы», лесничий знал конкретные причины успеха или неуспеха проведенных практических мероприятий. В настоящее время до опытной работы у лесничего не доходят руки, да и не ставится перед ним такая задача, о чем приходится только сожалеть.
Безусловно, научно-технический прогресс, по замечанию И.С. Мелехова, осуществляют люди, лесные специалисты, среди которых немало талантливых лесоводов, необходимо расширить их творческие возможности. Нам крайне нужны современные Кравчинские, Тюрмеры, Корнаковские.
Контрольные вопросы
1. Какое явление определяет появление и развитие научных отраслей знаний?
2. Как следует понимать выражение Г.Ф.Морозова «Лесоводство – дитя нужды...»?
3. С какой целью и когда было создано в России лесное управление?
4. Какую роль играли форстмейстеры и вальдмейстеры в Российском лесном хозяйстве?
5. Когда и где было открыто первое самостоятельное лесное училище?
6. В каком году был основан и как назывался первый периодический журнал по вопросам ведения лесного хозяйства в нашей стране?
7. Назовите выдающихся отечественных ученых-лесоводов, заложивших основы научного лесоводства в нашей стране.
8. Назовите ученых-лесоводов, стоявших у истоков высшего лесохозяйственного образования в Среднем Поволжье.
9. В чем, на Ваш взгляд, заключаются причины кризиса в лесном хозяйстве России?
10. В чем вред наблюдающегося упрощенчества в ведении лесного хозяйства в нашей стране?
ЭТАПЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В лесном хозяйстве при решении многих задач используются стандартные приемы.
Например, даны определитель растений и описание сорняков на лесном питомнике. К какому виду относится тот или иной сорняк?
Дана формула площади круга. Какова площадь поперечного сечения ствола дерева диаметром в 15 см?
В обоих случаях мы используем дедуктивное мышление, т.е. фактически движение знания от общего (площади круга и определитель растений) к частному. Эта форма мышления используется человеком в том случае, если законы и взаимосвязи, решаемые в задачах, установлены ранее и известны. Таким образом, мы можем предвидеть событие или явление.
Другое дело, когда приходится сталкиваться с неисследованными явлениями, с неизученными зависимостями. Здесь движение знания происходит в обратном направлении - от единичных утверждений к общим положениям. Исследователи, изучающие новые явления, используют индуктивный метод.
Многие проблемы, которые решают специалисты лесного хозяйства, требуют индуктивного мышления - от частного к общему.
Типичной, к примеру, возникшей проблемой может быть следующая. Воздействует ли то или иное лесохозяйственное мероприятие на ускорение роста главной породы, улучшение качества древесины, улучшения процесса естественного возобновления леса и т. п.? Если да, то насколько сильно, каковы пределы этого воздействия? В этом случае чаще всего требуется проведение исследования.
В простейшем эксперименте могут быть только два варианта - новый прием (новые технологические приемы, или другие воздействия на объект) и старый, так называемый «контроль». Более сложный эксперимент может включать несколько уровней новых воздействий.
Независимо от опыта, его целью является обеспечение условия проведения наблюдений, возможности отбора образцов, которые могут быть использованы для достоверных обобщений об изученном приеме.
Задачи, связанные с измерением отдельных параметров у деревьев одной породы, одного возраста, одного типа леса, уже включают в себя элементы случайности. Случайные отклонения, вызываемые множеством причин, являются источником дополнительной вариации результатов. К примеру, определить диаметр древостоя мы можем лишь с некоторой неопределенностью. Поэтому сбор наблюдений должен быть статистическим, с достаточным для последующей математической обработки и оценки полученных результатов количеством отдельных наблюдений. При анализе таких материалов всегда необходимо точно знать, как было поставлено наблюдение, на основе которого и был собран экспериментальный материал.
Работа по сбору наблюдений и их обработке распадается на ряд этапов, одинаково важных для успешного достижения цели.
Так, американские биологи Т.Литл и Ф.Хиллз [8] указывают, что исследования включают следующие этапы: формирование гипотезы, планирование эксперимента со сбором материала, интерпретация результатов эксперимента. Однако для исследований в полевых условиях, особенно в удаленных местностях, следует планировать и собственное безопасное жизнеобеспечение. Этот вопрос достаточно актуален для исследований в области лесного хозяйства, и его нельзя сбрасывать со счетов.
М.Л. Дворецкий [3] выделяет следующие этапы научно-исследовательской работы:
а) подготовительные работы - ознакомление с состоянием изученности данного вопроса по литературным данным (статьи, монографии, патенты, авторские свидетельства, материалы прошлых наблюдений);
б) составление программы и методики исследований (программа представляет перечень узловых вопросов исследования и отвечает на вопрос "что делать?". Методика представляет собой строгую последовательность действий по сбору информации. Она отвечает на вопрос "как делать?");
в) постановку эксперимента, сбор наблюдений по намеченным программным вопросам в соответствии с составленной методикой;
г) группировку, сводку и обработку данных, полученных в результате эксперимента, опытов, наблюдений;
д) анализ результатов обработки, выводы и предложения, подготовку рукописи к публикации.
Контрольные вопросы
1. В чем различие между дедуктивным и индуктивным методом исследований?
2. Какой метод исследований чаще применяется в лесном хозяйстве?
3. Каким методом чаще всего собирается материал наблюдений в лесу?
4. Какие этапы следует выделять при проведении исследований?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК
Чтобы не "изобретать велосипед", следует тщательно провести сбор необходимой информации по теме проводимой НИР.
В нашей стране существует государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Она состоит из всероссийских органов НТИ, центральных, отраслевых, республиканских, межотраслевых территориальных центров, информационных отделов или бюро на предприятиях, при библиотеках.
Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) обрабатывает зарубежную и отечественную информацию и издает реферативные журналы и сборники НТИ. По лесохозяйственной тематике такими реферативными журналами (РЖ), в которых даются рефераты опубликованных научных работ, являются "Лесоведение и лесоводство", "Почвоведение и агрохимия", "Растениеводство", "Биология", "Ботаника" и др. ВИНИТИ высылает по заявкам организаций копии депонированных рукописей, монографий, отчетов.
Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) проводит регистрацию всех научных работ, в том числе диссертаций и готовит информационный материал. Во ВНТИЦ имеются копии всех отчетов НИР и ОКР после 1972 года.
Кроме того, существует Всероссийский НИИ патентной информации об отечественных и зарубежных изобретениях. Здесь можно заказать ксерокопии статей из периодической печати, издающейся за рубежом, а также описания изобретений к патентам, каталоги которых выходят ежемесячно.
Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) содержит всю научно-техническую литературу и документацию страны, издает журнал "Новости технической литературы".
Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по сельскому хозяйству (ВНИИТЭИ сельхоз) выпускает реферативные журналы "Лесоводство", "Агролесомелиорация" и др.
Издаются "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", библиографический журнал "Новые книги за рубежом". Массовыми информационными изданиями являются реферативные выпуски лесохозяйственной информации, например: "Новое в науке и технике лесного хозяйства", специальные библиографические указатели и, в частности, серия "Лесное хозяйство и лесохозяйственные науки".
Все НИИ лесного хозяйства выпускают периодические или тематические сборники научных работ, которые в картотеках библиотек систематизируются обычно по организациям. Так, по лесным вопросам издают научные труды Всероссийский научно-исследовательский институт лесного хозяйства и механизации (ВНИИЛМ), Архангельский институт леса и лесохимии, Центральная научно-исследовательская лаборатория генетики и селекции (ЦНИЛГИС), Петербургский НИИЛХ и др.
Новое в теории лесного дела можно узнать в научных трудах академических институтов: Института леса и древесины СО Российской АН, Лаборатории лесоведения РАН, Института экспериментальной ботаники и др.
Кроме того, ученые публикуют статьи в межвузовских сборниках "Лесоводство, лесные культуры и почвоведение", издаваемом в С.-Петербургской лесотехнической академии, "Лесная геоботаника" - в Брянском технологическом университете и др. В Архангельском государственном техническом университете выходят "Известия высших учебных заведений. Лесной журнал".
Из всех вышеназванных изданий наиболее полный обзор публикуемой информации в области лесного хозяйства дает РЖ 56. «Лесоведение и лесоводство». Этот журнал выходит с 1960 года. В нём помещаются рефераты, аннотации и библиографические описания работ, опубликованных в ведущих научных изданиях США, Канады, Финляндии, Англии, Германии, Франции и других стран, по общим вопросам лесного хозяйства, лесоведения, лесоводства, лесопользования, таксации, агролесомелиорации, охраны и защиты леса.
Предметный указатель составляется по алфавиту. Заголовки напечатаны полужирным шрифтом в край колонки. Повторение заголовка указывается знаком "-". Смысловые фрагменты предметной записи отделены друг от друга точкой с запятой. Например:
березняки,
береза пушистая, самоизреживание; 5.56.54
-, вырубки, фитомасса, азот; 1.56.43
-, дендрология, гибриды, ГДР; 2.56.69
-, загрязнение среды, промышленные эмиссии; 8.56.394 ДЕП
-, лесная селекция, Северо-запад СССР; 3.56.214 К
-, лесные ресурсы, структура насаждений; 11.56.218 Д почвы
почвы,
-, биомелиорация, гумус; 7.56.30 П
В конце строки приводится цифровая запись, которая обозначает номер журнала за текущий год, 56.-РЖ "Лесоведение и лесоводство", и последние цифры обозначают номер реферата в журнале. После номера реферата могут быть дополнительная буква или их сочетание: Д - диссертация, ДЕП - депонированная рукопись (хранится до востребования в депо НИР), К - книга, П - патент, Рец - рецензия.
Просматривая предметные указатели, по ключевым словам выбранной темы, ведут цифровую запись рефератов, а затем начинают работу с самими рефератами. Рефераты НИР, заинтересовавшие исследователя, выписываются, и затем ведется поиск первоисточника.
Авторский указатель составлен аналогично.
Следует обратить внимание при проработке первоисточников на литературу, указанную автором. Это может явиться дополнительным источником информации (часто весьма ценной), не попавшей до того в поле вашего зрения.
После составления кратких, а иногда и полных конспектов, выполненных в рукописном (!) виде, проводится аналитическая работа по теме исследования. Очень важно писать конспекты, поскольку только прочитанная и зафиксированная вручную информация глубже осознаётся и запоминается.
Современные цифровые технологии и поисковые системы, такие как Яndex (www.yandex.ru), позволяют осуществить поиск необходимой информации в электронных текстах различной структуры и разных способов представления (форматов). Для ускорения работы этой системы можно воспользоваться www.ya.ru. Аналогичная поисковая система AltaVista (www.altavista.com) работает с 25 языками мира, включая русский. Стоит поискать интересующие Вас сведения и по тематическим каталогам. Существуют системы метапоиска, например, www.360.ru. Зачастую используемые для подбора огромного количества информации, они далеко не всегда приводят к желаемому результату. Скорее наоборот. В Internet можно обнаружить множество источников информации, которые дублируют друг друга, создавая видимость нового. Неопытные исследователи, искреннее желая объять необъятное, только «тонут» в ней, затрачивая впустую своё время. Добытая во всемирной сети «руда» может оказаться «пустой породой». Будьте осторожнее! Доверять следует только тем сайтам, которые поддерживаются авторитетными учреждениями (прил. 1). Но и в этом случае следует доверять, но проверять качество информации. Недаром появилось нелестное выражение, что «Internet - всемирная помойка». В этом что-то есть…
Найденные в Internet источники по интересующей Вас теме необходимо проверить, уточнить автора, вид издания и постараться найти эту работу в электронных каталогах библиотечных сайтов России или других стран.
После этого делается письменный обзор литературы по изучаемому вопросу, указываются источники информации, в том числе делаются ссылки на сайты и авторов. В обзоре необходимо объективно оценить состояние вопроса и научный уровень разработок по теме, правильно выбрать пути и средства достижения поставленной цели.
Предметом анализа должны быть новые идеи и научные проблемы, пути их решения и результаты предыдущих исследований по вопросам данной НИР. Тщательно анализируются противоречивые сведения разных авторов. Здесь могут быть либо неучтенные предшественниками факторы или что-то новое, неисследованное. Критически следует оценивать положения, высказанные как аксиомы вследствие традиционности, или мнения авторитетных лиц. Часто эти положения оказываются неверными.
За основу систематизации работ по отдельным вопросам может быть взята новейшая монография. Должны быть проанализированы пути решения задач, внимательно рассмотрена методика исследования.
Недопустимо скрывать под видом незнания ту или иную идею, пусть мало известную, чтобы в процессе НИР высказать ее заново.
К анализу литературы необходимо подходить критически, устанавливая степень обоснованности известных положений и не скрывая замечаний по работам любых, в том числе авторитетных исследователей.
В результате работы с литературой выясняется современная глубина и полнота изученности вопроса. Проведенная аналитическая работа (обзор) дает возможность наметить те вопросы, которые пока остались либо вообще незатронутыми, либо недостаточно изученными.
Если при анализе литературы и постановке темы определилось какое-либо изобретение, производится патентный поиск.
Под патентным поиском понимают разновидность информационного поиска, осуществляемого по фондам патентной документации с целью установления уровня существующего технического решения.
Установление уровня технических решений проводится обычно при экспертизе заявок на изобретение, а также при планировании НИР и ОКР. На стадии планирования патентный поиск ведут за 8-12 лет. В процессе выполнения НИР глубина поиска может доходить до 50 лет.
Патентный поиск начинается с составления задания на поиск. Затем исполнитель НИР совместно с сотрудниками патентного подразделения разрабатывает порядок патентного поиска, включающий описание предмета поиска, цель поиска информации, страны поиска, источники поиска, классификационный индекс международной классификации изобретений (МКИ).
Анализ документации начинается с систематизации - составления рабочей картотеки, в которой кроме библиографических данных приводят существо технического решения, область применения, цель изобретения и другие необходимые сведения.
Патентный поиск завершается справкой установленной формы и составлением отчета о патентном поиске.
Таким образом, подготовка к НИР заканчивается формулированием проблем и вопросов, требующих решения.
Контрольные вопросы
1. Что такое информационный поиск и с чего его следует начинать?
2. Какие источники информации имеют наиболее полный обзор по общим вопросам лесного хозяйства, лесоведения, лесоводства, лесопользования, таксации, агролесомелиорации, охраны и защиты леса?
3. Для какой цели составляются предметный и авторский указатели?
4. Какие существуют поисковые системы в сети Internet?
5. На что следует обращать внимание в первоисточниках при сопоставлении выводов авторов?
6. В каких случаях производится патентный поиск?
Дата: 2016-10-02, просмотров: 824.