МЕТОДЫ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Рекомендовано
редакционно-издательским советом МарГТУ
в качестве учебного пособия для студентов
специальности 260400 «Лесное хозяйство»
и направления 554200 «Лесное дело»
Йошкар-Ола
УДК 630*2:001.8
ББК 74.058.501(07)
Д 33
Авторы:
С.А. Денисов, К.К. Калинин, В.Е. Вееров,
В.А. Закамский, А.В. Иванов, С.П. Лоскутов
Рецензенты:
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесных культур и механизации лесохозяйственных работ МарГТУ Яковлев А.С.;
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры таксации и лесоустройства МарГТУ Черных В.Л.
Д 33 Методы научно-технического творчества в лесном хозяйстве: Учебное пособие / С.А. Денисов, К.К. Калинин, В.Е. Веров, В.А. Закамский, А.В. Иванов, С.П. Лоскутов//Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. – 125 с.
ISBN
Приведены сведения об этапах научных исследований в области лесного хозяйства, приемах составления программы и выбора методики НИР, методы группировки и обработки экспериментального материала. Даны конкретные методические указания по темам исследований в области лесоведения, лесоводства, лесной пирологии. Рассмотрены вопросы подготовки материалов исследований к публикации и оформлению выпускной квалификационной работы.
Для студентов специальности «Лесное хозяйство» и направления «Лесное дело».
УДК 630*2:001.8
ББК 74.058.501(07)
ISBN ãМарГТУ, 2005
Предисловие | |
Введение | |
1. Зарождение науки о лесе в России | |
2. Этапы научных исследований | |
3. Информационный поиск | |
4. Составление программы и методики исследований | |
5. Организация полевых работ | |
5.1. Подготовительные работы | |
5.2. Техника безопасности | |
6. Обработка экспериментальных данных и обобщение результатов исследований | |
6.1. Способы обработки материалов наблюдений | |
6.2. Расчет необходимого количества наблюдений | |
6.3. Показатели меры связи | |
6.4 Непараметрические методы сравнения выборок | |
7. Оформление НИР | |
7.1. Подготовка статьи | |
7.2. Подготовка отчета по НИР | |
7.3 Правила оформления НИР и выпускной квалификационной работы | |
8. Базовые методики исследовательских работ в лесоводстве | |
8.1. Учет и анализ естественного возобновления леса | |
8.2. Типологическая и геоботаническая характеристика пробных площадей | |
8.3. Анализ роста модельных деревьев методом аналитического дифференцирования после воздействия хозяйственных мероприятий | |
9. Программы и методики выпускных квалификационных работ по лесоводственному направлению | |
9.1. Лесоводственная эффективность рубок главного пользования на основе ……… технологий и проект их внедрению в ………….. лесхозе | |
9.2. Проект выборочных рубок в сосновых (________) насаждениях ________ лесхоза _________ области | |
9.3 Лесоводственная эффективность и проект рубок ухода в ……… молодняках ……. лесхоза | |
9.4. Лесоводственная эффективность рубок переформирования и проект их совершенствования в ………… лесхозе | |
9.5. Естественное возобновление на гарях ………… лесхоза и проект мер по лесовосстановлению | |
9.6. Проект мероприятий по охране лесов от пожаров …. лесхоза ……… области | |
9.7. Авиационная охрана лесов …………… области и разработка мероприятий по её совершенствованию | |
Заключение | |
Библиография | |
Приложения |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современные дипломированные специалисты должны обладать аналитическим и творческим мышлением, поскольку без умения анализировать и решать нестандартные задачи нельзя достичь ощутимого прогресса в развитии отдельного предприятия и отрасли в целом.
Дисциплина "Методы научно-технического творчества в лесном хозяйстве" знакомит студентов с этапами ведения научно-исследовательских работ (НИР) в области лесного хозяйства, дает возможность научиться проводить исследовательскую работу, которая необходима лесничему, лесоустроителю, озеленителю населенных мест, творчески подходящих к своему делу.
Студент должен знать, как проводится подготовка к ведению НИР, специфику обоснования темы, этапы разных видов работ, оформление результатов исследований.
Учебное пособие включает раздел, кратко освещающий основные вехи истории развития лесного хозяйства в России. Приведены этапы научных исследований, правила проведения информационного поиска, принципы составления программы и методики исследования, организация и техника безопасности на полевых работах, основные способы обработки материалов наблюдений и экспериментов, оформление выполненной научно-исследовательской работы в виде отчета или научной статьи, правила оформления НИР и выпускной квалификационной работы.
Отдельным разделом приведены базовые методики, которые могут быть составной частью при решении наиболее часто встречающихся в лесоводстве задач. Приведены типовые методики, которые можно применить для разработки тем дипломного проектирования. Этот раздел должен по замыслу авторов облегчить работу студентам заочного обучения при выборе темы и выполнении ими выпускной квалификационной работы.
Темы выпускных работ и типовые методики должны корректироваться научным руководителем в соответствии с поставленной целью и решаемым задачам для условий конкретного лесорастительного района, лесхоза или лесничества.
ВВЕДЕНИЕ
Объектами профессиональной деятельности выпускников факультета лесного хозяйства и экологии (по направлению «Лесное и лесопарковое хозяйство») являются леса, технологические процессы по воспроизводству, улучшению породного состава, качества лесных насаждений и повышению их продуктивности, сбережение, охрана, защита и рациональное использование земель лесного фонда.
Во многих случаях готового ответа на проблемы, возникающие при реальном ведении лесного хозяйства, найти бывает сложно. Для поиска верного решения специалисту необходимо обладать знаниями и умениями проводить исследовательскую работу, адекватно и грамотно оценивать собранный материал.
Специалист должен уметь проводить информационный поиск и анализировать найденную информацию, формулировать программные вопросы и составлять методику исследования, осуществлять сбор материалов по разработанной методике, проводить обработку полевого материала и отвечать на поставленные программные вопросы исследования.
Основной путь подготовки таких специалистов - участие студентов в научных исследованиях, реальных проектных разработках. При этом будущие дипломированные специалисты должны усвоить, что «человека не учат, а человек учится». Как говорится в английской пословице «Можно подвести лошадь к водопою, но напиться она должна сама».
Лучшей, наиболее качественной подготовкой будущих специалистов является их заинтересованность в исследовательской работе, непосредственно связанной с объектами профессиональной деятельности: «Исследуя, обучаюсь - обучаясь, исследую». В этом значительную роль играют научные кружки при кафедрах. Практически все успешно работающие в отрасли специалисты в студенческие годы проходили школу научных кружков, участвовали в научно-исследовательских разработках. Поэтому задача студента вуза, если он хочет быть профессионалом - научиться самостоятельно проводить поиск информации, анализировать её и использовать в практике найденные решения. Иначе говоря, студент в вузе учится учиться. Это тем более важно, что на протяжении всей трудовой деятельности современному специалисту приходится постоянно пополнять свои знания самостоятельно.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 382.