В.А. Закамский, А.В. Иванов, С.П. Лоскутов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

МЕТОДЫ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Рекомендовано

редакционно-издательским советом МарГТУ

в качестве учебного пособия для студентов

специальности 260400 «Лесное хозяйство»

и направления 554200 «Лесное дело»

 

Йошкар-Ола

 

УДК 630*2:001.8

ББК 74.058.501(07)

Д 33

 

Авторы:

С.А. Денисов, К.К. Калинин, В.Е. Вееров,

В.А. Закамский, А.В. Иванов, С.П. Лоскутов

Рецензенты:

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесных культур и механизации лесохозяйственных работ МарГТУ Яковлев А.С.;

 

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры таксации и лесоустройства МарГТУ Черных В.Л.

 

Д 33 Методы научно-технического творчества в лесном хозяйстве: Учебное пособие / С.А. Денисов, К.К. Калинин, В.Е. Веров, В.А. Закамский, А.В. Иванов, С.П. Лоскутов//Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. – 125 с.

ISBN

 

 

Приведены сведения об этапах научных исследований в области лесного хозяйства, приемах составления программы и выбора методики НИР, методы группировки и обработки экспериментального материала. Даны конкретные методические указания по темам исследований в области лесоведения, лесоводства, лесной пирологии. Рассмотрены вопросы подготовки материалов исследований к публикации и оформлению выпускной квалификационной работы.

Для студентов специальности «Лесное хозяйство» и направления «Лесное дело».

 

УДК 630*2:001.8

ББК 74.058.501(07)

 

 

ISBN ãМарГТУ, 2005


Предисловие
Введение
1. Зарождение науки о лесе в России
2. Этапы научных исследований
3. Информационный поиск
4. Составление программы и методики исследований
5. Организация полевых работ
5.1. Подготовительные работы
5.2. Техника безопасности
6. Обработка экспериментальных данных и обобщение результатов исследований
6.1. Способы обработки материалов наблюдений
6.2. Расчет необходимого количества наблюдений
6.3. Показатели меры связи
6.4 Непараметрические методы сравнения выборок
7. Оформление НИР
7.1. Подготовка статьи
7.2. Подготовка отчета по НИР
7.3 Правила оформления НИР и выпускной квалификационной работы
8. Базовые методики исследовательских работ в лесоводстве
8.1. Учет и анализ естественного возобновления леса
8.2. Типологическая и геоботаническая характеристика пробных площадей
8.3. Анализ роста модельных деревьев методом аналитического дифференцирования после воздействия хозяйственных мероприятий
9. Программы и методики выпускных квалификационных работ по лесоводственному направлению
9.1. Лесоводственная эффективность рубок главного пользования на основе ……… технологий и проект их внедрению в ………….. лесхозе
9.2. Проект выборочных рубок в сосновых (________) насаждениях ________ лесхоза _________ области
9.3 Лесоводственная эффективность и проект рубок ухода в ……… молодняках ……. лесхоза
9.4. Лесоводственная эффективность рубок переформирования и проект их совершенствования в ………… лесхозе
9.5. Естественное возобновление на гарях ………… лесхоза и проект мер по лесовосстановлению
9.6. Проект мероприятий по охране лесов от пожаров …. лесхоза ……… области
9.7. Авиационная охрана лесов …………… области и разработка мероприятий по её совершенствованию
Заключение
Библиография
Приложения

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Современные дипломированные специалисты должны обладать аналитическим и творческим мышлением, поскольку без умения анализировать и решать нестандартные задачи нельзя достичь ощутимого прогресса в развитии отдельного предприятия и отрасли в целом.

Дисциплина "Методы научно-технического творчества в лесном хозяйстве" знакомит студентов с этапами ведения научно-исследовательских работ (НИР) в области лесного хозяйства, дает возможность научиться проводить исследовательскую работу, которая необходима лесничему, лесоустроителю, озеленителю населенных мест, творчески подходящих к своему делу.

Студент должен знать, как проводится подготовка к ведению НИР, специфику обоснования темы, этапы разных видов работ, оформление результатов исследований.

Учебное пособие включает раздел, кратко освещающий основные вехи истории развития лесного хозяйства в России. Приведены этапы научных исследований, правила проведения информационного поиска, принципы составления программы и методики исследования, организация и техника безопасности на полевых работах, основные способы обработки материалов наблюдений и экспериментов, оформление выполненной научно-исследовательской работы в виде отчета или научной статьи, правила оформления НИР и выпускной квалификационной работы.

Отдельным разделом приведены базовые методики, которые могут быть составной частью при решении наиболее часто встречающихся в лесоводстве задач. Приведены типовые методики, которые можно применить для разработки тем дипломного проектирования. Этот раздел должен по замыслу авторов облегчить работу студентам заочного обучения при выборе темы и выполнении ими выпускной квалификационной работы.

Темы выпускных работ и типовые методики должны корректироваться научным руководителем в соответствии с поставленной целью и решаемым задачам для условий конкретного лесорастительного района, лесхоза или лесничества.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объектами профессиональной деятельности выпускников факультета лесного хозяйства и экологии (по направлению «Лесное и лесопарковое хозяйство») являются леса, технологические процессы по воспроизводству, улучшению породного состава, качества лесных насаждений и повышению их продуктивности, сбережение, охрана, защита и рациональное использование земель лесного фонда.

Во многих случаях готового ответа на проблемы, возникающие при реальном ведении лесного хозяйства, найти бывает сложно. Для поиска верного решения специалисту необходимо обладать знаниями и умениями проводить исследовательскую работу, адекватно и грамотно оценивать собранный материал.

Специалист должен уметь проводить информационный поиск и анализировать найденную информацию, формулировать программные вопросы и составлять методику исследования, осуществлять сбор материалов по разработанной методике, проводить обработку полевого материала и отвечать на поставленные программные вопросы исследования.

Основной путь подготовки таких специалистов - участие студентов в научных исследованиях, реальных проектных разработках. При этом будущие дипломированные специалисты должны усвоить, что «человека не учат, а человек учится». Как говорится в английской пословице «Можно подвести лошадь к водопою, но напиться она должна сама».

Лучшей, наиболее качественной подготовкой будущих специалистов является их заинтересованность в исследовательской работе, непосредственно связанной с объектами профессиональной деятельности: «Исследуя, обучаюсь - обучаясь, исследую». В этом значительную роль играют научные кружки при кафедрах. Практически все успешно работающие в отрасли специалисты в студенческие годы проходили школу научных кружков, участвовали в научно-исследовательских разработках. Поэтому задача студента вуза, если он хочет быть профессионалом - научиться самостоятельно проводить поиск информации, анализировать её и использовать в практике найденные решения. Иначе говоря, студент в вузе учится учиться. Это тем более важно, что на протяжении всей трудовой деятельности современному специалисту приходится постоянно пополнять свои знания самостоятельно.

 

 





Дата: 2016-10-02, просмотров: 344.