С.А.Денисов, К.К. Калинин, В.Е. Веров,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

С.А.Денисов, К.К. Калинин, В.Е. Веров,

В.А. Закамский, А.В. Иванов, С.П. Лоскутов

 

МЕТОДЫ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Рекомендовано

редакционно-издательским советом МарГТУ

в качестве учебного пособия для студентов

специальности 260400 «Лесное хозяйство»

и направления 554200 «Лесное дело»

 

Йошкар-Ола

 

УДК 630*2:001.8

ББК 74.058.501(07)

Д 33

 

Авторы:

С.А. Денисов, К.К. Калинин, В.Е. Вееров,

В.А. Закамский, А.В. Иванов, С.П. Лоскутов

Рецензенты:

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесных культур и механизации лесохозяйственных работ МарГТУ Яковлев А.С.;

 

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры таксации и лесоустройства МарГТУ Черных В.Л.

 

Д 33 Методы научно-технического творчества в лесном хозяйстве: Учебное пособие / С.А. Денисов, К.К. Калинин, В.Е. Веров, В.А. Закамский, А.В. Иванов, С.П. Лоскутов//Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. – 125 с.

ISBN

 

 

Приведены сведения об этапах научных исследований в области лесного хозяйства, приемах составления программы и выбора методики НИР, методы группировки и обработки экспериментального материала. Даны конкретные методические указания по темам исследований в области лесоведения, лесоводства, лесной пирологии. Рассмотрены вопросы подготовки материалов исследований к публикации и оформлению выпускной квалификационной работы.

Для студентов специальности «Лесное хозяйство» и направления «Лесное дело».

 

УДК 630*2:001.8

ББК 74.058.501(07)

 

 

ISBN ãМарГТУ, 2005


Предисловие
Введение
1. Зарождение науки о лесе в России
2. Этапы научных исследований
3. Информационный поиск
4. Составление программы и методики исследований
5. Организация полевых работ
5.1. Подготовительные работы
5.2. Техника безопасности
6. Обработка экспериментальных данных и обобщение результатов исследований
6.1. Способы обработки материалов наблюдений
6.2. Расчет необходимого количества наблюдений
6.3. Показатели меры связи
6.4 Непараметрические методы сравнения выборок
7. Оформление НИР
7.1. Подготовка статьи
7.2. Подготовка отчета по НИР
7.3 Правила оформления НИР и выпускной квалификационной работы
8. Базовые методики исследовательских работ в лесоводстве
8.1. Учет и анализ естественного возобновления леса
8.2. Типологическая и геоботаническая характеристика пробных площадей
8.3. Анализ роста модельных деревьев методом аналитического дифференцирования после воздействия хозяйственных мероприятий
9. Программы и методики выпускных квалификационных работ по лесоводственному направлению
9.1. Лесоводственная эффективность рубок главного пользования на основе ……… технологий и проект их внедрению в ………….. лесхозе
9.2. Проект выборочных рубок в сосновых (________) насаждениях ________ лесхоза _________ области
9.3 Лесоводственная эффективность и проект рубок ухода в ……… молодняках ……. лесхоза
9.4. Лесоводственная эффективность рубок переформирования и проект их совершенствования в ………… лесхозе
9.5. Естественное возобновление на гарях ………… лесхоза и проект мер по лесовосстановлению
9.6. Проект мероприятий по охране лесов от пожаров …. лесхоза ……… области
9.7. Авиационная охрана лесов …………… области и разработка мероприятий по её совершенствованию
Заключение
Библиография
Приложения

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Современные дипломированные специалисты должны обладать аналитическим и творческим мышлением, поскольку без умения анализировать и решать нестандартные задачи нельзя достичь ощутимого прогресса в развитии отдельного предприятия и отрасли в целом.

Дисциплина "Методы научно-технического творчества в лесном хозяйстве" знакомит студентов с этапами ведения научно-исследовательских работ (НИР) в области лесного хозяйства, дает возможность научиться проводить исследовательскую работу, которая необходима лесничему, лесоустроителю, озеленителю населенных мест, творчески подходящих к своему делу.

Студент должен знать, как проводится подготовка к ведению НИР, специфику обоснования темы, этапы разных видов работ, оформление результатов исследований.

Учебное пособие включает раздел, кратко освещающий основные вехи истории развития лесного хозяйства в России. Приведены этапы научных исследований, правила проведения информационного поиска, принципы составления программы и методики исследования, организация и техника безопасности на полевых работах, основные способы обработки материалов наблюдений и экспериментов, оформление выполненной научно-исследовательской работы в виде отчета или научной статьи, правила оформления НИР и выпускной квалификационной работы.

Отдельным разделом приведены базовые методики, которые могут быть составной частью при решении наиболее часто встречающихся в лесоводстве задач. Приведены типовые методики, которые можно применить для разработки тем дипломного проектирования. Этот раздел должен по замыслу авторов облегчить работу студентам заочного обучения при выборе темы и выполнении ими выпускной квалификационной работы.

Темы выпускных работ и типовые методики должны корректироваться научным руководителем в соответствии с поставленной целью и решаемым задачам для условий конкретного лесорастительного района, лесхоза или лесничества.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объектами профессиональной деятельности выпускников факультета лесного хозяйства и экологии (по направлению «Лесное и лесопарковое хозяйство») являются леса, технологические процессы по воспроизводству, улучшению породного состава, качества лесных насаждений и повышению их продуктивности, сбережение, охрана, защита и рациональное использование земель лесного фонда.

Во многих случаях готового ответа на проблемы, возникающие при реальном ведении лесного хозяйства, найти бывает сложно. Для поиска верного решения специалисту необходимо обладать знаниями и умениями проводить исследовательскую работу, адекватно и грамотно оценивать собранный материал.

Специалист должен уметь проводить информационный поиск и анализировать найденную информацию, формулировать программные вопросы и составлять методику исследования, осуществлять сбор материалов по разработанной методике, проводить обработку полевого материала и отвечать на поставленные программные вопросы исследования.

Основной путь подготовки таких специалистов - участие студентов в научных исследованиях, реальных проектных разработках. При этом будущие дипломированные специалисты должны усвоить, что «человека не учат, а человек учится». Как говорится в английской пословице «Можно подвести лошадь к водопою, но напиться она должна сама».

Лучшей, наиболее качественной подготовкой будущих специалистов является их заинтересованность в исследовательской работе, непосредственно связанной с объектами профессиональной деятельности: «Исследуя, обучаюсь - обучаясь, исследую». В этом значительную роль играют научные кружки при кафедрах. Практически все успешно работающие в отрасли специалисты в студенческие годы проходили школу научных кружков, участвовали в научно-исследовательских разработках. Поэтому задача студента вуза, если он хочет быть профессионалом - научиться самостоятельно проводить поиск информации, анализировать её и использовать в практике найденные решения. Иначе говоря, студент в вузе учится учиться. Это тем более важно, что на протяжении всей трудовой деятельности современному специалисту приходится постоянно пополнять свои знания самостоятельно.

 

 


ЭТАПЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

В лесном хозяйстве при решении многих задач используются стандартные приемы.

Например, даны определитель растений и описание сорняков на лесном питомнике. К какому виду относится тот или иной сорняк?

Дана формула площади круга. Какова площадь поперечного сечения ствола дерева диаметром в 15 см?

В обоих случаях мы используем дедуктивное мышление, т.е. фактически движение знания от общего (площади круга и определитель растений) к частному. Эта форма мышления используется человеком в том случае, если законы и взаимосвязи, решаемые в задачах, установлены ранее и известны. Таким образом, мы можем предвидеть событие или явление.

Другое дело, когда приходится сталкиваться с неисследованными явлениями, с неизученными зависимостями. Здесь движение знания происходит в обратном направлении - от единичных утверждений к общим положениям. Исследователи, изучающие новые явления, используют индуктивный метод.

Многие проблемы, которые решают специалисты лесного хозяйства, требуют индуктивного мышления - от частного к общему.

Типичной, к примеру, возникшей проблемой может быть следующая. Воздействует ли то или иное лесохозяйственное мероприятие на ускорение роста главной породы, улучшение качества древесины, улучшения процесса естественного возобновления леса и т. п.? Если да, то насколько сильно, каковы пределы этого воздействия? В этом случае чаще всего требуется проведение исследования.

В простейшем эксперименте могут быть только два варианта - новый прием (новые технологические приемы, или другие воздействия на объект) и старый, так называемый «контроль». Более сложный эксперимент может включать несколько уровней новых воздействий.

Независимо от опыта, его целью является обеспечение условия проведения наблюдений, возможности отбора образцов, которые могут быть использованы для достоверных обобщений об изученном приеме.

Задачи, связанные с измерением отдельных параметров у деревьев одной породы, одного возраста, одного типа леса, уже включают в себя элементы случайности. Случайные отклонения, вызываемые множеством причин, являются источником дополнительной вариации результатов. К примеру, определить диаметр древостоя мы можем лишь с некоторой неопределенностью. Поэтому сбор наблюдений должен быть статистическим, с достаточным для последующей математической обработки и оценки полученных результатов количеством отдельных наблюдений. При анализе таких материалов всегда необходимо точно знать, как было поставлено наблюдение, на основе которого и был собран экспериментальный материал.

Работа по сбору наблюдений и их обработке распадается на ряд этапов, одинаково важных для успешного достижения цели.

Так, американские биологи Т.Литл и Ф.Хиллз [8] указывают, что исследования включают следующие этапы: формирование гипотезы, планирование эксперимента со сбором материала, интерпретация результатов эксперимента. Однако для исследований в полевых условиях, особенно в удаленных местностях, следует планировать и собственное безопасное жизнеобеспечение. Этот вопрос достаточно актуален для исследований в области лесного хозяйства, и его нельзя сбрасывать со счетов.

М.Л. Дворецкий [3] выделяет следующие этапы научно-исследовательской работы:

а) подготовительные работы - ознакомление с состоянием изученности данного вопроса по литературным данным (статьи, монографии, патенты, авторские свидетельства, материалы прошлых наблюдений);

б) составление программы и методики исследований (программа представляет перечень узловых вопросов исследования и отвечает на вопрос "что делать?". Методика представляет собой строгую последовательность действий по сбору информации. Она отвечает на вопрос "как делать?");

в) постановку эксперимента, сбор наблюдений по намеченным программным вопросам в соответствии с составленной методикой;

г) группировку, сводку и обработку данных, полученных в результате эксперимента, опытов, наблюдений;

д) анализ результатов обработки, выводы и предложения, подготовку рукописи к публикации.

Контрольные вопросы

1. В чем различие между дедуктивным и индуктивным методом исследований?

2. Какой метод исследований чаще применяется в лесном хозяйстве?

3. Каким методом чаще всего собирается материал наблюдений в лесу?

4. Какие этапы следует выделять при проведении исследований?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК

 

Чтобы не "изобретать велосипед", следует тщательно провести сбор необходимой информации по теме проводимой НИР.

В нашей стране существует государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Она состоит из всероссийских органов НТИ, центральных, отраслевых, республиканских, межотраслевых территориальных центров, информационных отделов или бюро на предприятиях, при библиотеках.

Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) обрабатывает зарубежную и отечественную информацию и издает реферативные журналы и сборники НТИ. По лесохозяйственной тематике такими реферативными журналами (РЖ), в которых даются рефераты опубликованных научных работ, являются "Лесоведение и лесоводство", "Почвоведение и агрохимия", "Растениеводство", "Биология", "Ботаника" и др. ВИНИТИ высылает по заявкам организаций копии депонированных рукописей, монографий, отчетов.

Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) проводит регистрацию всех научных работ, в том числе диссертаций и готовит информационный материал. Во ВНТИЦ имеются копии всех отчетов НИР и ОКР после 1972 года.

Кроме того, существует Всероссийский НИИ патентной информации об отечественных и зарубежных изобретениях. Здесь можно заказать ксерокопии статей из периодической печати, издающейся за рубежом, а также описания изобретений к патентам, каталоги которых выходят ежемесячно.

Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) содержит всю научно-техническую литературу и документацию страны, издает журнал "Новости технической литературы".

Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по сельскому хозяйству (ВНИИТЭИ сельхоз) выпускает реферативные журналы "Лесоводство", "Агролесомелиорация" и др.

Издаются "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", библиографический журнал "Новые книги за рубежом". Массовыми информационными изданиями являются реферативные выпуски лесохозяйственной информации, например: "Новое в науке и технике лесного хозяйства", специальные библиографические указатели и, в частности, серия "Лесное хозяйство и лесохозяйственные науки".

Все НИИ лесного хозяйства выпускают периодические или тематические сборники научных работ, которые в картотеках библиотек систематизируются обычно по организациям. Так, по лесным вопросам издают научные труды Всероссийский научно-исследовательский институт лесного хозяйства и механизации (ВНИИЛМ), Архангельский институт леса и лесохимии, Центральная научно-исследовательская лаборатория генетики и селекции (ЦНИЛГИС), Петербургский НИИЛХ и др.

Новое в теории лесного дела можно узнать в научных трудах академических институтов: Института леса и древесины СО Российской АН, Лаборатории лесоведения РАН, Института экспериментальной ботаники и др.

Кроме того, ученые публикуют статьи в межвузовских сборниках "Лесоводство, лесные культуры и почвоведение", издаваемом в С.-Петербургской лесотехнической академии, "Лесная геоботаника" - в Брянском технологическом университете и др. В Архангельском государственном техническом университете выходят "Известия высших учебных заведений. Лесной журнал".

Из всех вышеназванных изданий наиболее полный обзор публикуемой информации в области лесного хозяйства дает РЖ 56. «Лесоведение и лесоводство». Этот журнал выходит с 1960 года. В нём помещаются рефераты, аннотации и библиографические описания работ, опубликованных в ведущих научных изданиях США, Канады, Финляндии, Англии, Германии, Франции и других стран, по общим вопросам лесного хозяйства, лесоведения, лесоводства, лесопользования, таксации, агролесомелиорации, охраны и защиты леса.

Предметный указатель составляется по алфавиту. Заголовки напечатаны полужирным шрифтом в край колонки. Повторение заголовка указывается знаком "-". Смысловые фрагменты предметной записи отделены друг от друга точкой с запятой. Например:

березняки,

береза пушистая, самоизреживание; 5.56.54

-, вырубки, фитомасса, азот; 1.56.43

-, дендрология, гибриды, ГДР; 2.56.69

-, загрязнение среды, промышленные эмиссии; 8.56.394 ДЕП

-, лесная селекция, Северо-запад СССР; 3.56.214 К

-, лесные ресурсы, структура насаждений; 11.56.218 Д почвы

почвы,

-, биомелиорация, гумус; 7.56.30 П

В конце строки приводится цифровая запись, которая обозначает номер журнала за текущий год, 56.-РЖ "Лесоведение и лесоводство", и последние цифры обозначают номер реферата в журнале. После номера реферата могут быть дополнительная буква или их сочетание: Д - диссертация, ДЕП - депонированная рукопись (хранится до востребования в депо НИР), К - книга, П - патент, Рец - рецензия.

Просматривая предметные указатели, по ключевым словам выбранной темы, ведут цифровую запись рефератов, а затем начинают работу с самими рефератами. Рефераты НИР, заинтересовавшие исследователя, выписываются, и затем ведется поиск первоисточника.

Авторский указатель составлен аналогично.

Следует обратить внимание при проработке первоисточников на литературу, указанную автором. Это может явиться дополнительным источником информации (часто весьма ценной), не попавшей до того в поле вашего зрения.

После составления кратких, а иногда и полных конспектов, выполненных в рукописном (!) виде, проводится аналитическая работа по теме исследования. Очень важно писать конспекты, поскольку только прочитанная и зафиксированная вручную информация глубже осознаётся и запоминается.

Современные цифровые технологии и поисковые системы, такие как Яndex (www.yandex.ru), позволяют осуществить поиск необходимой информации в электронных текстах различной структуры и разных способов представления (форматов). Для ускорения работы этой системы можно воспользоваться www.ya.ru. Аналогичная поисковая система AltaVista (www.altavista.com) работает с 25 языками мира, включая русский. Стоит поискать интересующие Вас сведения и по тематическим каталогам. Существуют системы метапоиска, например, www.360.ru. Зачастую используемые для подбора огромного количества информации, они далеко не всегда приводят к желаемому результату. Скорее наоборот. В Internet можно обнаружить множество источников информации, которые дублируют друг друга, создавая видимость нового. Неопытные исследователи, искреннее желая объять необъятное, только «тонут» в ней, затрачивая впустую своё время. Добытая во всемирной сети «руда» может оказаться «пустой породой». Будьте осторожнее! Доверять следует только тем сайтам, которые поддерживаются авторитетными учреждениями (прил. 1). Но и в этом случае следует доверять, но проверять качество информации. Недаром появилось нелестное выражение, что «Internet - всемирная помойка». В этом что-то есть…

Найденные в Internet источники по интересующей Вас теме необходимо проверить, уточнить автора, вид издания и постараться найти эту работу в электронных каталогах библиотечных сайтов России или других стран.

После этого делается письменный обзор литературы по изучаемому вопросу, указываются источники информации, в том числе делаются ссылки на сайты и авторов. В обзоре необходимо объективно оценить состояние вопроса и научный уровень разработок по теме, правильно выбрать пути и средства достижения поставленной цели.

Предметом анализа должны быть новые идеи и научные проблемы, пути их решения и результаты предыдущих исследований по вопросам данной НИР. Тщательно анализируются противоречивые сведения разных авторов. Здесь могут быть либо неучтенные предшественниками факторы или что-то новое, неисследованное. Критически следует оценивать положения, высказанные как аксиомы вследствие традиционности, или мнения авторитетных лиц. Часто эти положения оказываются неверными.

За основу систематизации работ по отдельным вопросам может быть взята новейшая монография. Должны быть проанализированы пути решения задач, внимательно рассмотрена методика исследования.

Недопустимо скрывать под видом незнания ту или иную идею, пусть мало известную, чтобы в процессе НИР высказать ее заново.

К анализу литературы необходимо подходить критически, устанавливая степень обоснованности известных положений и не скрывая замечаний по работам любых, в том числе авторитетных исследователей.

В результате работы с литературой выясняется современная глубина и полнота изученности вопроса. Проведенная аналитическая работа (обзор) дает возможность наметить те вопросы, которые пока остались либо вообще незатронутыми, либо недостаточно изученными.

Если при анализе литературы и постановке темы определилось какое-либо изобретение, производится патентный поиск.

Под патентным поиском понимают разновидность информационного поиска, осуществляемого по фондам патентной документации с целью установления уровня существующего технического решения.

Установление уровня технических решений проводится обычно при экспертизе заявок на изобретение, а также при планировании НИР и ОКР. На стадии планирования патентный поиск ведут за 8-12 лет. В процессе выполнения НИР глубина поиска может доходить до 50 лет.

Патентный поиск начинается с составления задания на поиск. Затем исполнитель НИР совместно с сотрудниками патентного подразделения разрабатывает порядок патентного поиска, включающий описание предмета поиска, цель поиска информации, страны поиска, источники поиска, классификационный индекс международной классификации изобретений (МКИ).

Анализ документации начинается с систематизации - составления рабочей картотеки, в которой кроме библиографических данных приводят существо технического решения, область применения, цель изобретения и другие необходимые сведения.

Патентный поиск завершается справкой установленной формы и составлением отчета о патентном поиске.

Таким образом, подготовка к НИР заканчивается формулированием проблем и вопросов, требующих решения.

Контрольные вопросы

1. Что такое информационный поиск и с чего его следует начинать?

2. Какие источники информации имеют наиболее полный обзор по общим вопросам лесного хозяйства, лесоведения, лесоводства, лесопользования, таксации, агролесомелиорации, охраны и защиты леса?

3. Для какой цели составляются предметный и авторский указатели?

4. Какие существуют поисковые системы в сети Internet?

5. На что следует обращать внимание в первоисточниках при сопоставлении выводов авторов?

6. В каких случаях производится патентный поиск?

Матрица ПФП 2х2

N варианта Факторы Варианты
А В
А0 В0
А0 В1
А1 В0
А1 В1

 

Таблица 4.2

Матрица ПФП 2х2х2

N варианта Факторы Варианты
А В С
А0 В0 С0
А0 В0 С1
А0 В1 С0
А1 В0 С0
А0 В1 С1
А1 В1 С0
А1 В0 С1
А1 В1 С1

 

Существенный недостаток полных факторных планов при изучении влияний трех и более факторов в 4, 5 и более градациях - их многовариантность и связанная с этим трудность практического осуществления опытов. В трехфакторных опытах, например, увеличение количества градаций с двух до пяти увеличивает число вариантов с восьми (2х2х2) до 125 (5х5х5).

Тем не менее ПФП обладают рядом важных преимуществ перед однофакторными:

а) опытные данные показывают влияние каждого фактора в различных условиях, создаваемых изменением других факторов;

б) испытание различных сочетаний факторов позволяет получить более надежные основания для практических рекомендаций, остающихся пригодными и при изменяющихся условиях;

в) при независимом действии факторов один многофакторный опыт дает столько же информации о каждом из них, как если бы весь эксперимент был посвящен исследованию только одного фактора. Если же факторы взаимодействуют, то мы получаем большую дополнительную информацию о величине и характере их взаимодействия.

В области лесного хозяйства в настоящее время используются самые разнообразные методики исследований. Среди них имеются и общепризнанные, известные из курсов почвоведения, физиологии растений, лесоводства, таксации. Для поиска существующих методик по тем или иным вопросам научных исследований можно воспользоваться методическими рекомендациями, которые издаются всеми НИИ лесного хозяйства и системы АН. Отдельные методики и методические приемы публикуются в периодической литературе.

Контрольные вопросы

1. Что такое программа и методика исследований?

2. Какие требования предъявляются к формулировке темы исследования и её программных вопросов?

3. Почему к точности формулировок программы и методики всегда предъявляются повышенные требования?

4. Какие единицы наблюдений и учетные признаки в лесоводственных исследованиях встречаются наиболее часто?

5. Какие группы наблюдений выделяет М.Л.Дворецкий при обследовании объектов?

6. Какие выделяют способы механического отбора единиц наблюдений?

7. Какова цель закладки постоянных пробных площадей (ППП)?

8. Каковы требования для подбора участков для закладки ПП?

9. В чем заключаются различия между терминами «модельное дерево» и «учетное дерево»?

10. Какие факторы определяют необходимое количество деревьев на пробной площади?

11. Что такое планирование эксперимента и полный факторный план?

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

 

Организация собственно полевых работ делится на подготовительные работы и технику безопасности.

Подготовительные работы

Целью подготовительных работ является формирование комплекса приборов, инструментов и формуляров (полевых журналов), необходимых для работы в лесу.

Подготовительные работы позволяют экономить время и средства при сборе полевого материала. В подготовительные работы входят: поверка приборов и инструментов, составление полевых журналов, составление и проработка маршрута, экипировка для полевых работ.

Поверка приборов и инструментов осуществляется согласно техническим указаниям или инструкциям к ним.

"Правильный" метод ведения записей и регистрации данных обсуждается в ряде статей. И хотя имеются значительные расхождения в этом вопросе, все сходятся на том, что не может быть никакой замены детальным записям в рабочем журнале. Цифровые данные и информация, которые держат в памяти, в сущности, бесполезны. Выдающийся путешественник и географ Н.М.Пржевальский говорил, что у путешественника-исследователя нет памяти.

Полевые журналы должны представлять собой обычные тетради в клеточку (12…96 листов) или аналогичные им блокноты. На клетчатой бумаге легче разграфить таблицы для записей, выполнить черновой вариант различных графиков, а при необходимости произвести и приближенные расчеты.

Существуют общие требования к ведению полевых записей:

1) при любом исследовании или наблюдении указывают дату, время, место наблюдения (как можно точнее, с привязкой к квартальной сети), номер пробной площади, азимуты линий и промер расстояния в метрах от квартального столба;

2) обязательно указываются наблюдаемый объект и решаемый в данном наблюдении вопрос;

3) описываются природные условия, в которых находится объект исследования, тип леса, тип лесорастительных условий, почва, по возможности, прошлое участка или объекта. Описываются условия эксперимента. В конечном итоге, лучше всего иметь на данный участок полную лесоводственно-таксационную характеристику;

4) при исследовании влияния хозяйственной деятельности человека на исследуемый объект необходимо указать на технологию воздействия, например, технология рубок главного пользования или рубок ухода и т.д.;

5) при взятии образцов для исследований в лабораторных условиях необходимо очень тщательно маркировать каждый образец. Расшифровка маркировки должна быть записана в журнале;

6) при записи в лесу необходимо использовать простые карандаши или шариковую ручку. Фломастеры, химические карандаши или перьевые авторучки непригодны - дождь, снег, капли воды могут уничтожить записи;

7) всякие исправления проводят только путем зачеркивания неверной цифры и записи рядом другой. Никакие исправления уже в камеральных условиях, по памяти, в результаты замеров не вносятся.

СЕВЕР

ЗАПАД ВОСТОК

ЮГ

Рис. 5.1 Схема ориентации квартальной сети лесных массивов

 

Следует помнить, что по некоторым соображениям, в противопожарных целях или в зависимости от рельефа местности, величины и формы лесных массивов, просеки могут прорубаться и в других направлениях, например, параллельно шоссейной дороге.

В пасмурные дни можно ориентироваться по облакам, которые быстро несутся в одном направлении (часто несколько часов подряд).

Современные спутниковые системы (GPS) позволяют выходить к интересующему объекту с точностью до 5 метров. Однако техника техникой, а умение ориентироваться в экстремальных ситуациях никогда не будет лишним.

Основные правила техники безопасности (далее ТБ), которые обязательны для неукоснительного соблюдения, изложены в приложении к приказу Министерства образования РФ №65-1 от 30.01.1976 г «Основные правила безопасности при проведении полевых и экспедиционных работ». Ничего принципиально нового с 1976 года в этот документ до сегодняшнего дня не внесено.

Учитывая специфику экспедиционных работ лесоводов, эти правила заключаются в следующем.

1. Перед первым выездом все участники экспедиционных работ обязательно проходят инструктаж и расписываются в журнале по ТБ. Программа инструктажа учитывает специфику конкретных условий.

2. При переездах разрешена перевозка людей только в специально оборудованных транспортных средствах. При движении автотранспорта запрещается высовываться в окна и выставлять руки. Перевозка людей допускается на специально оборудованных грузовых автомобилях. Скорость движения таких автомобилей по лесным дорогам не должна превышать 30 км/ч. Запрещается перевозка людей на прицепах, в том числе тракторных. При перевозке людей в грузовом автомобиле должны быть выделены ответственные лица за безопасную перевозку - один человек в кузове, другой в кабине.

3. Движение на переправах должно осуществляться по одному. В руках необходимо иметь шест для опоры.

4. При передвижении водным транспортом (на лодках, катерах и т.п.) случайные лодки, используемые для переправы, необходимо тщательно проверить. Не использовать плавсредства с плохой устойчивостью, с наличием течей. Ни в коем случае нельзя перегружать лодки. При плавании по водоему не разрешается сидеть на бортах лодки, раскачивать ее. Нельзя выходить в плавание с неисправными веслами, а также пользоваться веслами как шестом. Оставляя где-либо лодку, ее необходимо привязать к дереву, надежному кусту, вбитому в берег или дно водоема шесту. Это позволит быть уверенным, что лодка сама не исчезнет, а возвращение на другой берег будет обеспечено. Существует опасность потерять лодку там, где берега довольно однообразны. В этом случае будет надежным ориентиром шест, воткнутый около лодки с привязанной на его конец тряпкой.

5. Движение по маршруту в лесу должно выполняться компактной группой в пределах зрительной и голосовой связи.

6. При пеших переходах чаще всего травмы случаются при торопливом, невнимательном и неосторожном движении по берегам рек, гарям, буреломным лесам. В случае, если гарь или бурелом не являются объектами исследований, такие участки следует обойти, помня, что скорость передвижения здесь упадет почти до нуля, а вероятность тяжелых травм становится большой.

7. В малонаселенных таежных и горных районах пешие переходы, таксация, рекогносцировочные обследования и другие работы выполняются группой не менее двух человек. При передвижении необходимо периодически определять свое местоположение с тем, чтобы иметь ясное представление о том, где находишься.

8. Во время грозы полевые работы и передвижение должны прекращаться, металлические предметы складываются в стороне от людей, а люди должны укрыться.

Давно замечено, что отдельные породы чаще подвергаются поражению молнией:

Дуба опасайся,

Ивы избегай,

От ели удаляйся,

Лишь буку доверяй...

Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям.

9. Экипировка при полевых работах предусматривает средства индивидуальной защиты и снаряжение. К средствам индивидуальной защиты на полевых работах относятся: спецодежда, обувь, накомарники, головные уборы, реппеленты, отпугивающие клещей, комаров, мошку.

10. В районах с опасностью клещевого энцефалита все участники экспедиционных работ должны иметь прививку от энцефалита, носить специальный противоэнцефалитный костюм («энцефалитка»). Основные особенности такого костюма заключаются в том, что манжеты на куртке должны плотно облегать запястья, куртка должна иметь капюшон и застегиваться наглухо. Брюки должны быть заправлены в сапоги. В практике лесоустройства энцефалитный костюм выдается работникам в зоне, отнесенной к природным очагам энцефалита, со сроком носки 36 месяцев.

11. Одежда, обувь и снаряжение должны соответствовать климатическим условиям и сезону. В дождливую погоду применяют непромокаемые плащи. Обувь должна быть достаточно легкой, прочной и водонепроницаемой. Для защиты от клещей на ногах должна быть закрытая обувь, а брюки заправлены в неё. Наилучшей защитой является энцефалитный костюм. Рубашка или куртка должны быть заправлены в брюки, иметь длинный рукав, а манжеты и воротник пл

Дата: 2016-10-02, просмотров: 709.