Главной задачей лесоводства является эффективное использование леса как возобновляемого природного ресурса. Поэтому решение практических вопросов воспроизводства, сохранения защитных свойств леса, устойчивого неистощительного многофункционального пользования лесом и повышения его производительности и продуктивности должно быть основано на объективных данных, полученных в результате полевых исследований. Для этого используют, как правило, общепризнанные методики, проверенные в деле.
В области лесоведения, лесоводства и лесной пирологии многие вопросы связаны с естественным возобновлением леса. Так, рубки главного пользования всегда связаны с появлением нового поколения леса. Прошедшие пожары сильнейшим образом влияют на формирование молодняков. Поэтому одной из главнейших методик в области лесоводства является методика изучения процесса естественного возобновления леса. Освоение её является обязательным для специалистов лесного хозяйства.
Любые исследования, связанные с лесными насаждениями, должны характеризоваться в связи с их природными особенностями, а значит, типами леса и типами лесорастительных условий. Методика выделения типов леса и геоботаническая характеристика для лесоводов также имеет существенное научно-практическое значение, поскольку все лесохозяйственные мероприятия проводятся на зонально-типологической основе.
Анализ роста древесных растений также является наиболее общим приемом получения ответа на вопрос, насколько эффективны, например, рубки ухода в молодняках.
Методики работ не являются догмой, они должны корректироваться в связи с конкретными программными вопросами и совершенствованием приборов и инструментов, применяемых в научных исследованиях.
Прежде чем перейти к тематике выпускных квалификационных работ, следует отметить необходимость знания общих, базовых методик, используемых в лесоводственных исследованиях: 1) учет и анализ естественного возобновления леса, 2) геоботаническое описание и выделение типов леса, 3) анализ роста древесных растений после хозяйственного воздействия.
Учет и анализ естественного возобновления леса
Обследование естественного возобновления леса (ЕВЛ) производят с целью решения ряда практических задач:
1) долгосрочное планирование и оптимизация лесовосстановления в государственном лесном фонде на основе изучения динамики ЕВЛ в различных лесорастительных условиях;
2) выбор и проектирование методов и способов лесовосстановления на местах будущих рубок в конкретных выделах на основе анализа численности, благонадежности и состояния подроста хозяйственно ценных пород в спелых насаждениях;
3) разработка эффективных способов и технологий рубок, очистки лесосек, с точки зрения сохранения подроста и второго яруса хозяйственно ценных пород для сокращения сроков выращивания спелой древесины;
4) оценка эффективности проведенных мер содействия возобновлению, а также влияния техники и применяемых технологий лесозаготовок на ход лесовосстановления;
5) оценка влияния на лесовосстановление пастьбы скота, пожаров и других факторов;
6) выявление эффективности проведенных мер по сохранению подроста при разработке лесосек.
Учет естественного возобновления леса должен проводиться преимущественно выборочно-перечислительным методом, который включает и элементы глазомерного учета.
Глазомерный метод был разработан на кафедре лесоводства Л.И.Яшновым, М.В.Колпиковым (1930) При этом оценка делается на основании покрытия площадей подростом. Градации между оценками достаточно большие (табл. 8.1).
Точность определения густоты и встречаемости подроста при этом методе составляет 30...40%.
Таблица 8.1
Показатели оценки естественного лесовозобновления
При глазомерном методе
Проективное покрытие подростом, % | Оценка лесовозобновления |
75-100% | Возобновление хорошее |
50-75% | Удовлетворительное, равномерное |
25-50% | Неудовлетворительное |
От 25 до 0% | Отсутствует |
Выборочно-перечислительный метод заключается в организации статистической выборки, адекватно отражающей изучаемое явление. Так, при изучении процесса лесовозобновления необходимо соблюдать следующие правила, которые обеспечат репрезентативность собираемых данных или соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Разработке этого метода посвящены работы российских лесоводов: И.С.Мелехова (1962), А.В.Побединского (1966), С.В.Белова (1983), Ф.В.Аглиуллина (1991) и др.
Предметом исследований является процесс лесовозобновления, а объектом – конкретный лесной выдел.
Местом закладки пробной площади могут являться целые вырубки или выдела, в которых планируются рубки главного пользования. Площадь их может быть не ограничена какими-либо рамками. Сплошной учет подроста на всех обследуемых выделах не является необходимым. При площадях вырубок в несколько гектар эта работа становится просто невыполнимой. Поэтому и прибегают к выборочно-перечислительному методу. На обследуемой площади закладываются учетные площадки сравнительно небольших размеров. Количество их зависит от многих причин, речь о которых пойдет в дальнейшем. Для получения объективных данных учетные площадки размещают равномерно по обследуемой площади. Это достаточно кропотливая, но необходимая работа, обеспечивающая репрезентативность собранного материала.
Одним из главнейших параметров возобновления является густота или заселенность площади подростом - количество экземпляров подроста древесных пород, выраженное в тысячах штук на гектар. Обычно количество подроста округляют до 0,1 тысячи, а всходы учитывают отдельно.
По густоте различают возобновление:
· редкое - при количестве подроста до 2 тыс. шт./га, или при глазомерной оценке встречаемость составляет не более 1 экземпляр на 5 кв. м;
· среднее - 2...8 тыс. шт./га, что составляет при глазомерной оценке 1 экз. на 2...4 кв. м.;
· густое - 8...13 тыс. шт./га, встречаемость подроста "на каждом шагу" (1 экз. на 1 кв.м.);
· очень густое - 13 тыс. шт./га, встречаемость подроста более 1 экз. на 1 кв. м.
Размер учетной площади и количество учетных площадок на не покрытых лесом площадях определяют исходя из глазомерной оценки густоты. Для такого расчета имеются выработанные практическим опытом придержки, подтвержденные статистическими взаимосвязями и показателями (табл. 8.2).
Таблица 8.2
Дата: 2016-10-02, просмотров: 764.