Работы по техническому обслуживанию, выявлению и устранению неисправностей машин, связанных с заменой масел, вскрытием полостей или частичной разборкой узлов и агрегатов, диагностированием выполняются на стационарном посту технического обслуживания и ремонта. Вместе с тем, если среднее расстояние перегонов тракторов на пост ТО и ремонта превышает 5 км, экономически выгоднее проводить вышеуказанные меры на месте работы машин с помощью передвижных ремонтно-диагностических мастерских (передвижные мастерские): КИ-28035; КИ-28012. Однако такое решение будет оправдано лишь в том случае, если передвижная мастерская будет использоваться не менее, чем на 50-60 % от фонда рабочего времени. Кроме того, передвижные мастерские могут использоваться при положительных температурах воздуха. Поэтому, чтобы решить вопрос, где и как проводить ТО, необходимо знать трудоёмкость работ и среднее расстояние перегонов тракторов на пост ТО и обратно.
Стационарный пост ТО объективно необходим, поэтому следует определить, нужно ли приобретать передвижной агрегат. Прежде всего, определяют среднее расстояние переездов, SПЕР (км), тракторов на пост ТО по формуле:
, (18)
где F – площадь всех полей хозяйства (площадь пашни), га;
F i – площадь i-го поля, га;
Si – расстояние от i-го поля до стационарного поста ТО, км;
n – число полей в хозяйстве.
|
Трудоёмкость ТО-1 и ТО-2 рассчитывают по данным таблицы 5. Количество ТО-1 и ТО-2 за период апрель-октябрь составит:
n1,2 = (0,75 + 0,125) × , (19)
где - количество ТО всех видов за период расхода топлива по времени апрель-октябрь с учетом формулы (7).
Затем определяется среднее время на проведение одного обслуживания трактора в полевых условиях,tОБС (ч), которое составит:
(20)
где Т1,2 – трудоёмкость ТО-1 и ТО-2 за период апрель- октябрь, ч;
n1,2 – количество ТО-1 и ТО-2 за тот же период.
Время одного обслуживания, (ч), с учётом дополнительных затрат времени (переезды, подготовительные работы) в полевых условиях составит:
, (21)
где tПЗ – подготовительно-заключительное время (принимается 10 % от средней продолжительности обслуживания одного трактора в полевых условиях), ч;
Sдн – средний дневной пробег передвижной мастерской, км/день;
а – среднее число обслуживаний в день;
v – средняя техническая скорость передвижной мастерской v=40…60 км/ч.
Среднее число обслуживаний за день определяют как:
, (22)
где ДР – число рабочих дней за период апрель-октябрь по шестидневной рабочей неделе.
Средний дневной пробег передвижной мастерской составит:
Sдн = а×SПЕР . (23)
Количество передвижных мастерских определяют по формуле [1]:
, (24)
где t – длительность по времени рабочего дня, ч (пятидневная рабочая неделя: t=8,4 ч; шестидневная рабочая неделя t=7ч);
[КЗ.З] – допустимое значение коэффициента загрузки мастера-наладчика, [К З.З] = 0,71-0,85.
Результаты расчётов по формуле (24) позволяют сделать заключение о степени загрузки передвижной мастерской и, следовательно, окончательно решить вопрос о необходимости его применения. При этом следует учитывать возможность специализации по проведению периодических ТО. Такая возможность, то есть возможность специализировать на проведении ТО отдельных рабочих, называемых мастерами-наладчиками, существует в крупных хозяйствах, где может быть обеспечена занятость мастера-наладчика. В противном случае следует поручить контроль за проведением ТО инженеру по эксплуатации или механику, которые должны не только контролировать качественное и своевременное проведение ТО, но и помогать механизаторам в сложных проверочных и регулировочных операциях. Поэтому надо рассчитать общую годовую трудоёмкость всех работ по ТО и устранению неисправностей и определить, сколько мастеров-наладчиков нужно иметь в хозяйстве (первый способ) [1]:
, (25)
где Тобщ – общая годовая трудоёмкость всех ТО и устранения неисправностей за год по всем маркам тракторов и самоходных машин, ч;
[КЗ.З] – допустимое значение коэффициента загрузки мастера-наладчика по времени (0,85…0,95);
ФР – годовой фонд рабочего времени мастера-наладчика в часах, определяется по числу рабочих дней в году (Др), продолжительности рабочего дня (t) и коэффициента τ=0,95, учитывающего потери времени, т.е.
Фр=Др·t·τ, (26)
при пятидневной рабочей неделе: Др=230 дн. t=8,4 ч; при шестидневной рабочей неделе: Др=280 дн. t=7ч,
Тобщ=к( + ), (27)
где к =1,35…1,45 – коэффициент, учитывающий трудоемкость устранения неисправностей в процессе эксплуатации с.-х. техники, принимаемый 35…45% от трудоемкостей за год по тракторам и с.-х. машинам;
, – затраты труда при ТО тракторов, комбайнов и самоходных машин за год, чел.-ч.
Если окажется, что количество мастеров-наладчиков, рассчитанное по формуле (25), значительно меньше единицы, то следует принять решение о нецелесообразности вводить должность мастера-наладчика.
Второй способ. При установившемся на сегодня методе технического обслуживания наиболее приемлемым считают, когда в звено входит только мастер-наладчик, а ему при проведении технического обслуживания за трактором помогает тракторист или слесарь. При этом последний выполняет до 40% общего объема работ, связанных с выполнением технических обслуживаний. Таким образом, доля мастера-наладчика в общей трудоемкости технических обслуживаний составит 60%, а доля тракториста – 40%.
Среднемесячный фонд рабочего времени мастера-наладчика составит:
, (28)
где Тр- число часов работы мастера-наладчика за день, ч;
Др - число рабочих дней в месяце (при шестидневной рабочей неделе 25,2 дн.; при пятидневной рабочей неделе 21,15 дн.);
- коэффициент использования времени, равный 0,85…0,95.
Среднемесячный фонд чистого рабочего времени поста (Фпр) складывается из среднемесячного фонда времени мастера-наладчика и тракториста:
Фпр=Фмр+Фтр=Фмр+Фмр×Кт/ К , (29)
где Фмр, Фтр – среднемесячный фонд времени мастера-наладчика и тракториста, ч;
К=0,6; Кт=0,4 – доля мастера-наладчика и тракториста в общей трудоемкости технических обслуживаний.
Количество мастеров-наладчиков, необходимых в хозяйстве:
, (30)
где Тmах.мес – максимальная трудоемкость в месяц всех ТО и устранения неисправностей по всем маркам тракторов и сельскохозяйственных машин, чел.-ч. (табл. 5);
[КЗ.З] – допустимое значение коэффициента загрузки мастера-наладчика, [К З.З] = 0,71-0,85.
Окончательное решение по количеству мастеров-наладчиков принимают столько, где по меньшему значению, округлив до целого числа результаты полученных выражений (25) и (30).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 203.