Цель первого раздела заключается в определении числа технических обслуживаний (ТО) машин и организации его проведения, расчет трудозатрат на ТО и ремонт, численности мастеров-наладчиков и рабочих машинного двора, организация хранения машин и составление операционно-технологических карт на проведение номерного ТО либо диагностирование узла, механизма.
1.1 Разработка годового плана технического обслуживания и ремонта
Машинно-тракторного парка
В зависимости от численности парка тракторов, назначения плановых показателей, требуемой точности расчетов, планирование ТО проводят различными методами. В практике наибольшее распространение получили индивидуальный и усредненный методы планирования ТО [1].
Индивидуальный метод применяют для хозяйств с малочисленным парком тракторов (до 25 тракторов), а усредненный метод – для предприятий с крупным парком тракторов.
Количество технических обслуживаний и ремонтов определяется на основе планируемого расхода топлива или объема работ в условных эталонных гектарах на трактор каждой марки (график загрузки тракторов или годовой объем механизированных работ) и фактического состояния тракторов на начало года (данные предприятия).
Индивидуальный метод расчета выполняется аналитическим или табличным способом в следующем порядке.
Исходными данными для планирования ТО и ремонтов являются:
- планируемый годовой расход топлива (по расходу топлива, условным эталонным гектаром или мото-часам) на трактора каждой марки (задание);
- число машин каждой марки (задание);
- наработка от начала эксплуатации или от капитального ремонта, последний вид ТО перед началом планируемого периода - фактическое состояние каждого трактора (задание);
- периодичность ТО и ремонта (приложение А).
Рассмотрим табличный способ. Исходя из задания, следует привести сведения о расходе топлива по месяцам, по трактору каждой марки, а также в целом по комбайнам и самоходным машинам, стационарному оборудованию (таблица 1).
Выработка, в литрах топлива для каждой марки трактора от начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта до планируемого периода (на начало года), определяется исходя из задания (в выражении доли) с учетом нормативной доремонтной и межремонтной наработки до капитального ремонта (таблица А.5, приложение А).
Таблица 1– Расход топлива машинно-тракторного парка
Наименование, марка, хоз. № | Планируемый расход топлива (объем работ), л (га) | Выработка на начало года, л(га) | ||||||||||||||||||||||
по месяцам | за год | |||||||||||||||||||||||
тракторы | ||||||||||||||||||||||||
ДТ-75, №1 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | 2 600 | |||||||||||||
№2 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | 2 600 | |||||||||||||
№… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
всего, 9 ед-ц | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||||
МТЗ-80, №1 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
№… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
всего, 6 ед-ц | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
комбайны, самоходные машины, сельскохозяйственные машины | ||||||||||||||||||||||||
КСК-100, №… | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
… | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
всего, 2 ед-цы | ||||||||||||||||||||||||
ПЛН-3-35 | - | - | - | - | … | - | - | - | … | … | - | - | … | - | ||||||||||
… | - | - | - | - | … | - | - | - | … | … | - | - | … | - | ||||||||||
всего, 2 ед-цы | - | - | - | - | … | - | - | - | … | … | - | - | … | - | ||||||||||
стационарное оборудование | ||||||||||||||||||||||||
Колонка Нара | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | - | ||||||||||
итого | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | - | ||||||||||
Примечание: …– ячейки требуют заполнения, так как техника используется (-) – ячейки не требуют заполнения, так как техника не используется | ||||||||||||||||||||||||
Данная информация (таблица 1) служит основой при планировании работ по ТО МТП и проектирования нефтехозяйства с разработкой графика завоза топлива.
На основании составленной таблицы 1 и периодичности ТО МТП (прилож. А) составляется план ТО и ремонтов МТП (таблица 2).
Для того, чтобы определить какому трактору какой вид обслуживания требуется провести, необходимо:
а) ежедневно вести учёт расхода топлива нарастающим итогом по каждому трактору;
б) заготовить шкалы периодичности и чередования ТО по каждой марке тракторов;
в) ежедневно сверять текущий расход топлива по каждому трактору со шкалой периодичности и чередования ТО для решения вопроса, какому трактору и какой вид обслуживания следует провести.
Поэтому в расчётно-пояснительной записке необходимо вычертить в виде столбцов и поместить в приложения шкалы периодичности ТО для всех марок траторов, приведенных в задании, что облегчит составление плана ТО. Периодичность ТО рассчитать в литрах израсходованного топлива.
Таблица 2 –План технических обслуживаний МТП
Тракторы, машины | Последний ремонт или ТО | Расход топлива от последнего кап. ремонта или с начала эксплуатации, л (наработка, га) | Плановый расход топлива (объем работ) на год, л (га) | Расход топлива, л (выработка, га) и технические обслуживания по месяцам | Всего за год | |||||||||||||||||||
январь | … | июль | … | декабрь | ТО | ремонтов | ||||||||||||||||||
марка | хозяйственный номер | расход топлива в месяц, л (числитель), и с учетом наработки, л (знаменатель) | количество | расход топлива в месяц, л (числитель), и с учетом наработки, л (знаменатель) | количество | расход топлива в месяц, л (числитель) и с учетом наработки, л (знаменатель) | количество | |||||||||||||||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3(ТР, КР) | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3(ТР, КР) | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3(ТР, КР) | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТР | КР | |||||||||||
ДТ-75 | ТО-1 | - | - | … | - | - | … | - | - | - | - | |||||||||||||
ДТ-75 | ТО-1 | … | - | … | … | … | … | … | … | - | - | - | - | - | ||||||||||
ДТ-75 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
всего ДТ-75, 9 ед-ц | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||
МТЗ-80 | ТО-2 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
всего МТЗ-80, 6 ед-ц | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
КСК-100 | ТО-2 | (250) | (1000) | - | - | - | … | … | ( ) | … | … | - | - | - | … | - | - | |||||||
… | … | … | … | … | - | - | - | … | … | … | … | … | … | … | - | - | - | … | … | … | … | … | - | |
всего КСК-100, 2 ед-цы | (150) | … | … | … | … | … | … | … | … | … | - | - | - | … | … | … | … | - | ||||||
итого | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||
Пример ТО-1 -5 000 л
ТО-1 -7 500 л
ТО-2 -10 000 л
ТО-1 -12 500 л и т.д.
Необходимо произвести исследование на возможное совмещение ТО-2, ТО-3 (желательно ТО-3) с сезонным техническим обслуживанием (СТО).
В таблице 2 указывается совмещение данного вида обслуживания с сезонным техническим обслуживанием (СТО). Число СТО принимают равным удвоенному числу эксплуатируемых тракторов, а сроки их проведения намечают в апреле и октябре. Возможность совмещения ТО-2 либо ТО-3 с одним или двумя СТО вызвано экономическими и организационными причинами. Остановка трактора для проведения сложного и трудоемкого ТО-3 в разгар полевых работ – нежелательное явление. Поэтому исследования заключаются в определении расхода топлива, по маркам тракторов, за сезон (с апреля по октябрь) и за год, по данным таблицы 1.
В зависимости от условий использования тракторов допускаются отклонения (опережение, запаздывание фактической периодичности номерных ТО до 10% от установленной величины) [1].
Текущие ремонты тракторов проводятся по необходимости. Через 2000 мото-часов наработки от начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта проверяется техническое состояние трактора диагностированием, и при необходимости он направляется в ремонт. Если же трактор ремонта не требует, то ему проводят операции ТО-3.
Количество капитальных ремонтов тракторов определяют исходя из нормативной доремонтной и межремонтной наработки до капитального ремонта (таблица А.5, прилож. А).
Ведется учет ТО комбайнов, простых сельскохозяйственных машин перед началом сезона работы (при снятии с хранения), при подготовке к длительному хранению и в период хранения (приложение 1). Распределяется указанное ТО в таблице 2 по месяцам равномерно, с учётом времени использования каждого типа машин и где меньше проводится ТО.
В случае применения аналитического способа число ТО, по всем видам, каждой марки трактора в планируемом периоде определяют по формулам [1]:
, (1)
, (2)
|
, (4)
, (5)
где , , , , – соответственно число капитальных, текущих ремонтов, технических обслуживаний ТО-3, ТО-2 и ТО-1 данной марки трактора;
, , , , – соответственно наработка трактора от последнего капитального, текущего ремонтов и технических обслуживаний ТО-3, ТО-2 и ТО-1 данной марки трактора, л;
- планируемая годовая наработка данной марки трактора, л;
, , tТО-1, tТО-2 , tТО-3 – соответственно периодичность проведения капитального, текущего ремонтов и технических обслуживаний ТО-3, ТО-2 и ТО-1 данной марки трактора, л;
После вычисления значения необходимо округлить до целого числа и сравнить с результатами, полученными в таблице 2 по каждой марке трактора.
Количество ТО-1 и ТО-2 для комбайнов и самоходных машин рассчитывать по наработке в мото-часах или гектарах убранной площади [1;7], используя данные приложение А для каждой марки машины.
Количество ТО-1 для комбайнов и самоходных машин (конкретной марки) определяется по формуле:
, (6)
где Fуб – площадь уборки в хозяйстве для конкретной марки машины, га;
Кпер – коэффициент перевода мото-часов в физические гектары, физ.га/мтч (приложение А)
ТО-2 для зерноуборочных комбайнов, как правило, проводится один раз после окончания уборки, поэтому можно считать, что количество ТО-2 для зерноуборочных комбайнов будет равно числу используемых машин. Возможен аналогичный подход в определении потребности ТО-2 для других видов комбайнов и самоходных машин.
В зависимости от условий эксплуатации комбайнов, машин допускается отклонение (опережение, запаздывание) фактической периодичности номерных ТО до 20% от установленной величины [1].
Текущие ремонты комбайнов и простых с.-х. машин проводятся по необходимости. Для учебных целей можно принять, что ежегодно на каждый комбайн проводится один текущий ремонт с учетом того, что один текущий ремонт из всех вместе взятых приходится на время сезонных работ.
Капитальный ремонт комбайнов проводится один раз за срок службы.
В зависимости от наличия оборудования нефтесклада, его марки, число их ТО определяется согласно принятой периодичности (приложение А).
По усредненному методу [1] общая потребность в технических обслуживаниях каждой марки машины определяется по формуле:
, (7)
где nТО – количество обслуживаний всех видов за выбранный отрезок времени (включая ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущие и капитальные ремонты);
Qi – расход топлива за выбранный отрезок времени, л (планируемая наработка данной марки машины, га (таблица 1));
ПТО-1 – периодичность ТО-1 для рассчитываемой марки трактора, самоходной машины (приложение А), л (га).
По данным таблицы 1, используя формулу (7), рассчитывается потребность в технических обслуживаниях (результат округлять до второго знака после запятой, а в скобках целое число). Результаты расчётов оформляют в виде таблицы 3.
Для определения объёма работ по проведению разных видов обслуживания необходимо из общего количества обслуживаний выделить количество ТО-1, ТО-2 и ТО-3 по соответствующим формулам.
Количество ТО-1 рассчитывают по формуле, округляя до целого числа:
nТО-1 = 0,75 nТО (8)
Количество ТО-2 определяют как:
nТО-2 = 0,125 nТО (9)
Количество ТО-3 рассчитывается по выражению:
nТО-3 = 0,0625 nТО , (10)
Таблица 3 – Потребность в технических обслуживаниях тракторов
Марки тракторов, машин | Количество технических обслуживаний по месяцам года | Количество ТО за год | |||||||||||
ДТ-75 | 1,1(1) | … | … | … | 1,6(2) | … | … | … | … | … | … | … | 10,4(10) |
МТЗ-80 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Т-150 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
…............. | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
КСК-100 | - | - | - | - | - | - | 8,2(8) | 8,2(8) | - | - | - | - | 16,4(16) |
всего | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Число сезонных ТО принимают равным удвоенному числу тракторов. Возможность совмещения с ТО-3 определяется индивидуальным методом, на основе исследований годового и сезонного расхода топлива (см. стр. 12).
Если окажется, что в среднем за год трактору данной марки следует проводить одно ТО-3 и менее, то принимают решение совместить ТО-3 с весенним СТО. Число ТО-3 при этом принимается равным числу тракторов данной марки.
В случае, когда сезонный расход топлива окажется равным (или примерно равным, ±10%) периодичности ТО-3, то принимают решение совмещать ТО-3 с обоими СТО – весенним и осенним.
Если сезонный расход топлива окажется значительно больше периодичности ТО-3, то принимают решение о проведении ТО-3 согласно наработки, не дожидаясь сроков проведения СТО.
Совмещение ТО-3 с СТО упрощает контроль за сроками проведения ТО, повышает техническую готовность машин к началу полевых работ и позволяет экономить смазочные материалы.
Количество текущих ремонтов за год рассчитывается по формуле:
nТР = 0,0417 × nТО , (11)
где nТО – количество технических обслуживаний, рассчитываемое по формуле (7).
Количество капитальных ремонтов за год рассчитывается по формуле:
nКР = 0,0208 × nТО , (12)
где nТО – количество технических обслуживаний, рассчитываемое по формуле (7).
Коэффициенты в вышеуказанных формулах (8; 9; 10; 11; 12) выражают доли номерного ТО, ТР и КР от общего количества обслуживаний.
Используя данные таблицы 2, формулы (7…12) и результаты исследования расхода топлива за сезон и за год, следует рассчитать потребность в разных видах обслуживания, оформив в виде таблицы 4.
Таблица 4 – Результаты исследования годового, сезонного расхода топлива и количества ТО тракторов
Марка трактора | Число тракторов | Ср. расход топлива одним трактором за год, л | Ср. расход топл. одним трактором за период с 1.04-30.09, л | Вид и число ТО, ремонтов за год | ||||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-2+ СТО | ТО-3 | ТО-3+ СТО | ТР | КР | ||||
ДТ-75 | ||||||||||
……….. |
Определив число ТО и ремонтов по всем видам, сравните с результатами, полученными индивидуальным методом в таблице 2 по каждой марке трактора, машины и сделайте соответствующие выводы.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.