Определение потребности в нефтепродуктах может производиться различными методами [8]:
- прогнозированием ожидаемого расхода нефтепродуктов с использованием статистических данных;
- определением ожидаемого расхода нефтепродуктов на основании объема планируемых работ;
- определением ожидаемого расхода нефтепродуктов, необходимого для производства планируемого объема с.-х. продукций.
Ожидаемый расход нефтепродуктов в расчетном году может прогнозироваться с использованием статистических данных при условии, что рассматриваемое хозяйство стабильно работает в течение ряда лет, не претерпевая существенных изменений в своей структуре, специализации, технической оснащенности и т.п. В этом случае требуемый показатель может определяться на основании учетных данных за последние 3…6 лет.
Ожидаемый годовой расход нефтепродукта
(47)
где Qro- расход нефтепродукта в исходном году, т;
- среднее изменение годового расхода за τ лет;
- период, взятый для расчета, лет (не считая исходного года);
- период, взятый для прогнозирования, лет.
Среднее изменение годового расхода:
, (48)
где Qri- годовой расход в i-м году (1=1;2;..,. ), т.
Прогнозирование производится отдельно по автомобильному бензину и дизельному топливу, а потребность в маслах и смазках определяется в процентном отношении к потребности в топливе. Этот метод расчета следует применять только для краткосрочного прогнозирования потребности в нефтепродуктах (не более 3-5 лет). При определении потребности на более длительную перспективу следует учитывать возможные изменения структуры машинно-тракторного парка, объема с.-х. работ и характера потребления нефтепродуктов (дизелизация автомобилей, переход на сжиженный и сжатый газ и т.д.).
При отсутствии учетных данных о расходе нефтепродуктов за предыдущие годы (например, при создании новых хозяйств) или при невозможности использования этих данных (например, при изменении специализации хозяйства) метод прогнозирования потребности в нефтепродуктах на основе статистических данных не может быть использован. В этом случае определение ожидаемого расхода нефтепродуктов следует производить на основании анализа планируемых на расчетный год с.-х. и транспортных работ с учетом норм расхода нефтепродуктов на эти работы.
В общем случае расход нефтепродуктов планируется по основным видам работ, к которым относятся:
- производство продукции растениеводства;
- производство продукции животноводства;
- транспортные работы общехозяйственного назначения, не связанные непосредственно с производством с.-х. продукции;
- ремонт и техническое обслуживание машинно-тракторного парка;
- эксплуатация стационарных двигателей, строительной техники и т.п., не связанная непосредственно с производством с.-х. продукции;
- прочие технологические и хозяйственные нужды.
В зависимости от специализации и технического оснащения конкретного хозяйства приведенная классификация может изменяться и дополняться. Потребность в автомобильном бензине и дизельном топливе по основным видам работ в растениеводстве в соответствии с технологическими картами определяется по формуле [8]:
(49)
где Fi – площадь, запланированная для возделывания i-й с.-х. культуры, га;
qфi –норма расхода нефтепродукта (по сортам) на один физический гектар площади посева, кг/га;
т – число возделываемых с.-х. культур.
Норма расхода нефтепродуктов на один физический гектар:
, (50)
где –индивидуальная норма расхода нефтепродуктов на i-ю операцию по возделыванию i-й с.-х. культуры, кг/га;
пi –число операций на возделывание i-й с.-х. культуры.
Если индивидуальные нормы расхода нефтепродукта рассчитываются на основании часовых норм расхода, то норма расхода нефтепродукта данного сорта на один физический гектар определяется по формуле [8]:
, (51)
где – часовая норма расхода нефтепродукта на i-ю операцию, кг/ч;
- часовая норма выработки агрегата на i-ю операцию, га/ч.
Индивидуальные и часовые нормы приведены в нормативных документах.
Потребность в автомобильном бензине и дизельном топливе по основным видам работ в соответствии с технологическими картами по животноводству определяется по формуле:
, (52)
где Ni – количество животных i-то вида, планируемых для получения товарной продукции, гол;
qголi – норма расхода нефтепродукта на одну голову животного при производстве продукции животноводства, кг/гол;
n – число видов продукции животноводства.
Норма расхода нефтепродукта на одну голову животного при получении товарной продукции:
, (53)
где - индивидуальная норма расхода нефтепродукта на j~ю операцию при производстве i-го вида продукции животноводства, кг/шт;
- число операций при производстве продукции животноводства i-го вида.
Нормы расхода нефтепродуктов на операции в животноводстве даны в нормативных документах.
Поскольку в задании указывается плановый годовой расход топлива каждой марки трактора по основным видам работ в растениеводстве и животноводстве, для учебных целей можно принять в этом случае:
Qгр+Qгж= . (54)
Потребность в дизельном топливе на техническое обслуживание и ремонт тракторов составляет 0,7 % от расхода на их эксплуатацию, а расход бензина на один ремонт трактора составляет 0,17 л.
Потребность в нефтепродуктах на обкатку, техническое обслуживание и ремонт самоходных с.-х. машин определяется в соответствии с индивидуальными нормами расхода, которые приведены в таблице А.15 приложение А.
Следует определить потребность в нефтепродуктах на обкатку, техническое обслуживание и ремонт тракторов, самоходных с.-х. машин за год и за месяц – среднее значение (таблица 6).
Таблица 6 - Потребность в нефтепродуктах на обкатку, техническое
обслуживание и ремонт тракторов, самоходных с.-х. машин
Марка трактора, самоходной машины | Расход топлива на эксплуатацию | Кол-во ТР | Потребность в топливе, л | |||||
дизельном | бензине | |||||||
на обкатку | на ТО | на ТР | на КР | на ТР | на КР | |||
всего | ||||||||
итого в т. ч. |
Таким образом, общая годовая потребность в нефтепродуктах данного вида для обеспечения с.-х. работ составляет:
(55)
где Qгтор –потребность в нефтепродуктах данного вида для обкатки, технического обслуживания и ремонта тракторов и самоходных с.-х. машин, л.
Расход нефтепродуктов каждого вида топлива на транспортные работы по автомобилям рассчитывают:
(56)
где Нл_ –линейная норма расхода топлива на 100 км пробега автомобиля i-й марки (таблица А.18-А.19, приложение А), л;
HTi – норма расхода топлива на 100 т·км транспортной работы грузового автомобиля i-й марки, л (указано ниже);
Li – средний годовой пробег автомобиля i-й марки, км (указано в задании);
Wi –транспортная работа грузового автомобиля i-й марки за пробег Li т·км (выдается ведущим преподавателем);
п –количество марок автомобилей, потребляющих данный вид топлива. (выдается ведущим преподавателем);
т –количество автомобилей i-й марки (выдается ведущим преподавателем);
Di – надбавка к нормам расхода топлива при работе автомобилей i-й марки в условиях, отличающихся от тех, для которых установлены линейные нормы, 20 %.
Нормы расхода на 100 т-км транспортной работы для грузовых автомобилей составляют:
автомобильного бензина - 2,0 л;
дизельного топлива -1,3 л;
сжиженного газа - 2,5 л.
Потребность в топливе для технического обслуживания и ремонта автомобилей определяется для каждого вида топлива по формуле;
(57)
где , ; –нормы расхода топлива соответственно на техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2), текущий и капитальный ремонт автомобиля i-й марки (таблица А.17, приложение А), л;
Кто, Ктр., Ккр. - количество соответственно технических обслуживаний, текущих и капитальных ремонтов автомобилей i-й марки, проведенных в течение года (выдается ведущим преподавателем).
n - количество марок автомобилей, использующих данный вид топлива.
Следует определить потребность в нефтепродуктах на техническое обслуживание и ремонт автомобилей за год и за месяц – среднее значение (табл.7).
Таблица 7 - Потребность в нефтепродуктах на техническое
обслуживание и ремонт автомобилей
Марка автомобиля | Годовой расход топлива | Потребность в топливе, л | |||||
дизельном | бензине | ||||||
на ТО | на ТР | на КР | на ТО | на ТР | на КР | ||
всего | |||||||
итого в т. ч. |
Общий расход топлива данного вида:
. (58)
Ожидаемый годовой расход нефтепродукта, определяемый на основании объема планируемых работ, составит:
, (59)
где Qгс-х – годовая потребность в нефтепродукте для производства с.-х.
продукции, л;
Qг.авт – годовая потребность в нефтепродукте для транспортных автомобильных работ, ТО и ремонта автомобилей, л;
Qгпр – годовая потребность в нефтепродукте на прочие нужды, л (принимается 10…15% от суммы двух первоначальных слагаемых формулы 58).
Потребность автомобилей в смазочных материалах:
=Qг.авт ·Нсм/100, (60)
где –годовая потребность автомобилей в смазочных маслах, л, или пластичных смазках, кг;
Нсм – групповая норма расхода данного вида смазочных материалов, л/100 л топлива.
Групповые нормы расхода смазочных материалов определяются на основе индивидуальных норм:
, (61)
где H –индивидуальные нормы расхода данного вида смазочных материалов (таблица А.16, приложение А), л/100л топлива;
– коэффициент корректирования норм для автомобилей i-й группы (в зависимости от времени нахождения в эксплуатации);
ni – количество автомобилей i-й возрастной группы;
n – общее количество автомобилей.
Значения корректирования норм расхода в зависимости от срока службы автомобиля - в табл. 8, а индивидуальные нормы расхода масел и смазок приведены в таблице А.16, приложение А.
Таблица 8 - Коэффициенты корректирования норм расхода смазочных материалов
Продолжительность эксплуатации, лет | До 3 | От 3 до 8 | Свыше 8 |
Коэффициент корректирования | 0,5 | 1,0 | 1,2 |
Примечание: для автомобилей ВАЗ всех моделей норма расхода моторных масел составляет 0,8 л на 100 л расхода топлива независимо от срока службы автомобиля.
Примечание: для автомобилей, оборудованных гидромеханической коробкой передач, норма расхода специальных масел составляет 0,3 л на 100л расхода топлива.
При эксплуатации подвижного состава необходимы смазочные материалы различных марок, что следует учитывать при планировании их расхода. Поэтому, определив расходы смазочных материалов по видам, целесообразно дифференцировать их по маркам.
Моторные масла следует дифференцировать в случаях, когда в составе парка имеются автомобили, работающие на маслах различных марок, а также когда нужно определить потребности в зимних и летних сортах моторных масел. Для определения потребности в различных марках моторных масел производится расчет по каждой марке. Для этого необходимо знать годовой расход топлива каждой маркой автомобиля и распределение автомобилей данной марки по срокам службы.
Дифференцирование потребности в трансмиссионных маслах производится в том случае, когда в отдельных узлах трансмиссии (коробке перемены передач, ведущих мостах, рулевом управлении и т.п.,) применяются масла различных марок.
Установлено, что на коробку перемены передач и ведущие мосты приходится по 40 % от общего расхода трансмиссионных масел, а на механизм рулевого управления - около 20 %.
Для пластичных смазок дифференцирование потребности в них можно ориентировочно осуществить, приняв, что их общий расход распределяется следующим образом:
тугоплавкие смазки (типа Литол-24) - 30 %;
среднеплавкие смазки (типа Солидол С) - 60 %;
специальные смазки (типа ЦИАТИМ-201, № 158) - 7 %;
консервационные смазки (типа ПВК) - 3 %.
Нормы расхода смазочных масел и пластичных смазок при эксплуатации тракторов приведены в таблице А.16, приложение А.
Следует определить годовую потребность в смазочных материалах автомобилей и тракторов (табл.9).
Таблица 9 – Потребность смазочных масел по МТП
Марка трактора, автомобиля | Годовой расход топлива | Моторные масла | Трансмиссионные масла | Гидравлическое масло | Консистентные смазки |
Итого |
Дата: 2016-10-02, просмотров: 293.