МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Утверждаю
Проректор по учебной работе
профессор________ П.Б. Акмаров
«___» ________________ 2010 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
Учебно-методическое пособие для выполнения курсового проекта по
дисциплине «Техническая диагностика и инструментальный
контроль» для студентов, обучающихся по специальности
«Технология обслуживания и ремонта машин в АПК»
Составители:
М.З. Салимзянов, В.Ф. Первушин,
Ю.Г. Корепанов, Н.Г. Касимов
ФГОУ ВПО «Ижевская ГСХА»
УДК 631.173 (078)
ББК 65.32-571.7
О-64
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №686, утвержденного 02.03.2000 г.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО «Ижевская ГСХА», протокол №__ от ________2010 г.
Рецензент:
В.И. Большаков – канд. техн. наук, доцент кафедры «Ремонт
машин и технология конструкционных материалов»
Составители:
М.З. Салимзянов – канд. техн. наук, доцент каф. ЭМТП,
В.Ф. Первушин – канд. техн. наук, профессор каф. ЭМТП,
Ю.Г. Корепанов – доцент каф. ЭМТП,
Н.Г. Касимов– канд. техн. наук, доцент каф. ЭМТП
О-64 Организация технического обслуживания и материально-технического обеспечения машинно-тракторного парка: Учебно-метод. пособ./сост.: М.З. Салимзянов, В.Ф. Первушин, Ю.Г. Корепанов, Н.Г. Касимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО «Ижевская ГСХА», 2010. – 60 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения курсового проекта по дисциплине «Техническая диагностика и инструментальный контроль» для студентов, обучающихся по специальности «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК» дневного отделения и может быть использовано при выполнении дипломных проектов.
В учебно-методическом пособии изложена методика расчёта организации технического обслуживания и материально-технического обеспечения машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве с использованием расчётов, даны требования к оформлению курсового проекта и рекомендуемый список литературы.
УДК 631.173 (078)
ББК 65.32-571.7
© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010
|
Ю.Г. Корепанов, Н.Г. Касимов, составление, 2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……….4
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОГО ПРОЕКТА……………………………………………………………..5
1 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА.……………………9
1.1 Разработка годового плана технического обслуживания и ремонта
машинно-тракторного парка…………………………………………………….9
1.2 Расчёт трудоёмкости технического обслуживания и ремонта
машинно-тракторного парка…………………………………………………….16
1.3 Организация проведения технических обслуживаний тракторов…………...18
1.4 Организация хранения машин и оборудования……………………….............21
1.5 Расчёт количественного состава службы машинного двора………………….25
1.6 Организация приёмки и обкатки машин……………………………….............27
1.7 Технологическая карта проведения вида ТО, диагностирования
трактора, комбайна………………………………………………………………27
1.8 Конструктивная разработка для проведения ТО………………………………29
2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ МАШИН……31
2.1 Определение потребности в нефтепродуктах…………………………………31
2.2 Организация нефтесклада с постом заправки машин ТСМ…………………..38
2.3 Расчёт количества узлов и агрегатов обменного фонда……………………….40
2.4 Заключение…….…………………………….…………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..…………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования №686 от 02 марта 2000 г. «Требования к уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности «Технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе» указывается, что специалист должен знать [17]:
- нормативные документы по инженерно-техническому обеспечению производства и переработки сельскохозяйственной продукции, развитию материально-технической базы для обслуживания и ремонта МТП;
- передовой отечественный и зарубежный опыт в технологиях диагностирования, техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования, технологии восстановления изношенных деталей;
- методы выполнения инженерных расчетов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом машин и оборудования, методы и средства для испытаний машин и оборудования по показателям надежности, экологической и технической безопасности;
- методы организации труда и технологических процессов на предприятиях технического сервиса;
- законодательство о труде, правила и нормы охраны труда и др.
Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной рабочей программы «Технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе».
Целью курсового проекта является:
- углубление и закрепление знаний по планированию и организации технического обслуживания машинно-тракторного парка в сельскохозяйственном производстве на основе внедрения достижений научно-технического прогресса;
- привитие навыков самостоятельного решения по составлению технологических карт и разработке конструкций, приспособлений на техническое обслуживание и диагностирование узлов, механизмов и агрегатов тракторов, сельскохозяйственных машин;
- расширение теоретических знаний по организации материально-технического обеспечения машинно-тракторного парка.
Задачи курсового проекта:
- расчет числа технических обслуживаний машин (индивидуальным и
усредненным методом), трудозатрат и численности рабочего персонала;
- организация технических обслуживаний машин;
- организация приемки и обкатки машин;
- организация хранения машин;
- организация нефтесклада с постом заправки;
- расчет количества узлов и агрегатов обменного фонда;
- разработка вопросов организации и технологии выполнения работ по ТО
и диагностированию узлов, механизмов и агрегатов тракторов, сельскохо-
зяйственных машин;
- совершенствование конструкции приспособлений, оборудований, применяемых
при выполнении работ по ТО и диагностике с применением инженерно-
технических расчетов;
- разработка мероприятий по технике безопасности.
Качество выполнения и защиты проекта оценивается с учетом полноты и глубины проработки вопросов, предусмотренных методическим пособием.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект является самостоятельной работой учебно-методического и научного характера, выполняется в соответствии с заданием на курсовой проект и методики, изложенной в данном пособии, а также рекомендаций полученных при изучении дисциплины «Диагностика и техническое обслуживание машин» и «Техническая диагностика и инструментальный контроль».
Тема курсового проекта может быть связана с темой научно-исследовательской работы кафедры и выполнена по индивидуальному заданию.
Курсовой проект состоит из расчетно-пояснительной записки и графического материала.
Объем пояснительной записки – 40…50 страниц формата А4, оформление – в соответствии с требованиями ГОСТа и методических рекомендаций. Формат бумаги может быть увеличен до А4×4 (297×841), но должен быть кратным формату А4.
Текст записки следует оформлять, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
Графическая часть вкладывается в работу и выполняется в соответствии с заданием на курсовой проект на формате А1, допускается распечатка на формате А4, если выполнены с использованием программного обеспечения «Компас» любой версии.
Применяя шрифты разной гарнитуры, разрешается акцентировать внимание на определенных терминах, формулах, теоремах.
Содержание записки включает номера и наименования разделов, подразделов и пунктов, соответствующих проектному заданию, с указанием номеров страниц. Каждый раздел начинают с нового листа. Разделы, подразделы, пункты нумеруются арабскими цифрами в соответствии с правилами ЕСКД. Название раздела пишется прописными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точки в конце заголовков не ставятся.
Все страницы пояснительной записки должны иметь сквозную нумерацию, включая листы с иллюстрациями, таблицами, приложениями и т.д. На титульном листе, являющемся 1-й страницей, номер не ставят.
Иллюстрации должны иметь тематическое наименование, а при необходимости - подрисуночный текст. Они именуются рисунками и нумеруются арабскими цифрами в пределах всей записки, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Слово «Рисунок» и наименование начинаются с прописной буквы, точка в конце наименования не ставится.
Например: Рисунок 1 – Устройство подъемника
На все иллюстрации должны быть ссылки в работе.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами последовательно в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.
Например: Таблица 1 – Техническая характеристика подъемника
На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе.
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 2.105 -95, ГОСТ 7.1-2003). Пояснения символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия после него, без абзацного отступа.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено с обязательным повторением в новой строке математического знака на котором произведён перенос. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы, на расстоянии 5…10 мм от края листа. Допускается нумерация формул в пределах раздела.
В тексте записки должны быть ссылки на стандарты, технические условия и другие литературные источники. При использовании любой информации с заимствованного источника в тексте обязательно проставляют в квадратных скобках номер, под которым он значится в библиографическом списке (списке использованной литературы).
Список литературы помещается в конце расчетно-пояснительной записки. Ссылки на использованные литературные источники приводятся в тексте путем указания порядкового номера источника в списке литературы, заключенного в квадратные скобки. Сведения о каждом литературном источнике и оформление списка должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.1-2003.
При выполнении пояснительной записки необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять, при этом объем исправлений не должен превышать 5% общего объема записки.
Расчетно-пояснительная записка должна иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, выводы и предложения, список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи курсовой работы, объекты анализа.
В первой главе выполняются конкретные расчеты по выявлению путей, резервов, мероприятий по планированию и организации технического обслуживания МТП предприятия.
Графическая часть выполняется в соответствии с заданием на курсовую работу на формате А1.
Чертежи должны строго соответствовать стандартам ЕСКД [4; 10; 15].
Одобряется выполнение курсовой работы полностью с применением ЭВМ в электронном виде.
Обозначения пояснительной записки, листов графической части в основной надписи должны включать:
ХХ ХХ. ХХ ХХХ. ХХХ.ХХ
1 2 3 4 5
1 - обозначение кафедры (кафедра «Эксплуатация МТП» –ЭМ);
2 - обозначение документа (курсовой проект– КП);
3 - номер студенческого билета студента;
4 - порядковый номер документа или сборочной единицы;
5 - порядковый номер детали или обозначение (при необходимости) вида документа, чертежа: ТБ – таблица; ВО – вид общий; ГЧ – габаритный чертеж; СБ – сборочный чертеж.
Например, студент агроинженерного факультета выполняет курсовой проект на кафедре «Эксплуатация МТП» (шифр ЭМ), его номер студенческого билета 15017, тогда пояснительная записка курсовой работы должна иметь обозначение ЭМКП. 15017.000ПЗ.
Лист «План технического обслуживания машин и трудоемкостей работ» обозначают ЭМКП. 15017.000ТБ1.
Лист «Операционно-технологическая карта на выполнение ТО-1» обозначают ЭМКП. 15017.000ТБ2.
Общий вид конструкторской разработки будет иметь обозначение ЭМКП. 15017.000ВО.
Сборочная единица разработки, находящаяся на чертеже общего вида под поз. 1, будет иметь обозначение ЭМКП. 15017.100СБ; под поз. 2 – ЭМКП. 15017. 200СБ и т.д., а деталь этой разработки, например, под поз. 10 не относящейся к ранее обозначенным и вышеназванным сборочным единицам, обозначают ЭМКП. 15017.000.01 и т.д.
Сборочная единица сборочного чертежа ЭМКП. 15017.100СБ, находящаяся на чертеже под поз. 1, будет иметь обозначение ЭМКП. 15017. 110СБ, а деталь сборочного чертежа под поз. 11, не относящуюся к ранее обозначенным сборочным единицам, обозначают ЭМКП. 15017.100.01 и т.д.
Сборочная единица сборочного чертежа ЭМ КП. 15017.110.00СБ, находящаяся на чертеже под поз. 1, будет иметь обозначение ЭМКП. 15017.111СБ, а деталь сборочного чертежа под поз. 5, не относящиеся к ранее обозначенным сборочным единицам, обозначают ЭМКП. 15017. 110.01 и т.д.
Детали под позициями от 1 до 99 сборочного чертежа ЭМКП. 15017.111СБ обозначаются от ЭМКП. 15017.111.01 до ЭМКП. 15017. 111.99.
Курсовой проект представляется на кафедру в соответствии с установленным графиком.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
Машинно-тракторного парка
В зависимости от численности парка тракторов, назначения плановых показателей, требуемой точности расчетов, планирование ТО проводят различными методами. В практике наибольшее распространение получили индивидуальный и усредненный методы планирования ТО [1].
Индивидуальный метод применяют для хозяйств с малочисленным парком тракторов (до 25 тракторов), а усредненный метод – для предприятий с крупным парком тракторов.
Количество технических обслуживаний и ремонтов определяется на основе планируемого расхода топлива или объема работ в условных эталонных гектарах на трактор каждой марки (график загрузки тракторов или годовой объем механизированных работ) и фактического состояния тракторов на начало года (данные предприятия).
Индивидуальный метод расчета выполняется аналитическим или табличным способом в следующем порядке.
Исходными данными для планирования ТО и ремонтов являются:
- планируемый годовой расход топлива (по расходу топлива, условным эталонным гектаром или мото-часам) на трактора каждой марки (задание);
- число машин каждой марки (задание);
- наработка от начала эксплуатации или от капитального ремонта, последний вид ТО перед началом планируемого периода - фактическое состояние каждого трактора (задание);
- периодичность ТО и ремонта (приложение А).
Рассмотрим табличный способ. Исходя из задания, следует привести сведения о расходе топлива по месяцам, по трактору каждой марки, а также в целом по комбайнам и самоходным машинам, стационарному оборудованию (таблица 1).
Выработка, в литрах топлива для каждой марки трактора от начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта до планируемого периода (на начало года), определяется исходя из задания (в выражении доли) с учетом нормативной доремонтной и межремонтной наработки до капитального ремонта (таблица А.5, приложение А).
Таблица 1– Расход топлива машинно-тракторного парка
Наименование, марка, хоз. № | Планируемый расход топлива (объем работ), л (га) | Выработка на начало года, л(га) | ||||||||||||||||||||||
по месяцам | за год | |||||||||||||||||||||||
тракторы | ||||||||||||||||||||||||
ДТ-75, №1 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | 2 600 | |||||||||||||
№2 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | 2 600 | |||||||||||||
№… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
всего, 9 ед-ц | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||||
МТЗ-80, №1 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
№… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
всего, 6 ед-ц | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
комбайны, самоходные машины, сельскохозяйственные машины | ||||||||||||||||||||||||
КСК-100, №… | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
… | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
всего, 2 ед-цы | ||||||||||||||||||||||||
ПЛН-3-35 | - | - | - | - | … | - | - | - | … | … | - | - | … | - | ||||||||||
… | - | - | - | - | … | - | - | - | … | … | - | - | … | - | ||||||||||
всего, 2 ед-цы | - | - | - | - | … | - | - | - | … | … | - | - | … | - | ||||||||||
стационарное оборудование | ||||||||||||||||||||||||
Колонка Нара | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | - | ||||||||||
итого | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | - | ||||||||||
Примечание: …– ячейки требуют заполнения, так как техника используется (-) – ячейки не требуют заполнения, так как техника не используется | ||||||||||||||||||||||||
Данная информация (таблица 1) служит основой при планировании работ по ТО МТП и проектирования нефтехозяйства с разработкой графика завоза топлива.
На основании составленной таблицы 1 и периодичности ТО МТП (прилож. А) составляется план ТО и ремонтов МТП (таблица 2).
Для того, чтобы определить какому трактору какой вид обслуживания требуется провести, необходимо:
а) ежедневно вести учёт расхода топлива нарастающим итогом по каждому трактору;
б) заготовить шкалы периодичности и чередования ТО по каждой марке тракторов;
в) ежедневно сверять текущий расход топлива по каждому трактору со шкалой периодичности и чередования ТО для решения вопроса, какому трактору и какой вид обслуживания следует провести.
Поэтому в расчётно-пояснительной записке необходимо вычертить в виде столбцов и поместить в приложения шкалы периодичности ТО для всех марок траторов, приведенных в задании, что облегчит составление плана ТО. Периодичность ТО рассчитать в литрах израсходованного топлива.
Таблица 2 –План технических обслуживаний МТП
Тракторы, машины | Последний ремонт или ТО | Расход топлива от последнего кап. ремонта или с начала эксплуатации, л (наработка, га) | Плановый расход топлива (объем работ) на год, л (га) | Расход топлива, л (выработка, га) и технические обслуживания по месяцам | Всего за год | |||||||||||||||||||
январь | … | июль | … | декабрь | ТО | ремонтов | ||||||||||||||||||
марка | хозяйственный номер | расход топлива в месяц, л (числитель), и с учетом наработки, л (знаменатель) | количество | расход топлива в месяц, л (числитель), и с учетом наработки, л (знаменатель) | количество | расход топлива в месяц, л (числитель) и с учетом наработки, л (знаменатель) | количество | |||||||||||||||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3(ТР, КР) | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3(ТР, КР) | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3(ТР, КР) | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТР | КР | |||||||||||
ДТ-75 | ТО-1 | - | - | … | - | - | … | - | - | - | - | |||||||||||||
ДТ-75 | ТО-1 | … | - | … | … | … | … | … | … | - | - | - | - | - | ||||||||||
ДТ-75 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
всего ДТ-75, 9 ед-ц | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||
МТЗ-80 | ТО-2 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | |
всего МТЗ-80, 6 ед-ц | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||||||
КСК-100 | ТО-2 | (250) | (1000) | - | - | - | … | … | ( ) | … | … | - | - | - | … | - | - | |||||||
… | … | … | … | … | - | - | - | … | … | … | … | … | … | … | - | - | - | … | … | … | … | … | - | |
всего КСК-100, 2 ед-цы | (150) | … | … | … | … | … | … | … | … | … | - | - | - | … | … | … | … | - | ||||||
итого | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | ||||||
Пример ТО-1 -5 000 л
ТО-1 -7 500 л
ТО-2 -10 000 л
ТО-1 -12 500 л и т.д.
Необходимо произвести исследование на возможное совмещение ТО-2, ТО-3 (желательно ТО-3) с сезонным техническим обслуживанием (СТО).
В таблице 2 указывается совмещение данного вида обслуживания с сезонным техническим обслуживанием (СТО). Число СТО принимают равным удвоенному числу эксплуатируемых тракторов, а сроки их проведения намечают в апреле и октябре. Возможность совмещения ТО-2 либо ТО-3 с одним или двумя СТО вызвано экономическими и организационными причинами. Остановка трактора для проведения сложного и трудоемкого ТО-3 в разгар полевых работ – нежелательное явление. Поэтому исследования заключаются в определении расхода топлива, по маркам тракторов, за сезон (с апреля по октябрь) и за год, по данным таблицы 1.
В зависимости от условий использования тракторов допускаются отклонения (опережение, запаздывание фактической периодичности номерных ТО до 10% от установленной величины) [1].
Текущие ремонты тракторов проводятся по необходимости. Через 2000 мото-часов наработки от начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта проверяется техническое состояние трактора диагностированием, и при необходимости он направляется в ремонт. Если же трактор ремонта не требует, то ему проводят операции ТО-3.
Количество капитальных ремонтов тракторов определяют исходя из нормативной доремонтной и межремонтной наработки до капитального ремонта (таблица А.5, прилож. А).
Ведется учет ТО комбайнов, простых сельскохозяйственных машин перед началом сезона работы (при снятии с хранения), при подготовке к длительному хранению и в период хранения (приложение 1). Распределяется указанное ТО в таблице 2 по месяцам равномерно, с учётом времени использования каждого типа машин и где меньше проводится ТО.
В случае применения аналитического способа число ТО, по всем видам, каждой марки трактора в планируемом периоде определяют по формулам [1]:
, (1)
, (2)
|
, (4)
, (5)
где , , , , – соответственно число капитальных, текущих ремонтов, технических обслуживаний ТО-3, ТО-2 и ТО-1 данной марки трактора;
, , , , – соответственно наработка трактора от последнего капитального, текущего ремонтов и технических обслуживаний ТО-3, ТО-2 и ТО-1 данной марки трактора, л;
- планируемая годовая наработка данной марки трактора, л;
, , tТО-1, tТО-2 , tТО-3 – соответственно периодичность проведения капитального, текущего ремонтов и технических обслуживаний ТО-3, ТО-2 и ТО-1 данной марки трактора, л;
После вычисления значения необходимо округлить до целого числа и сравнить с результатами, полученными в таблице 2 по каждой марке трактора.
Количество ТО-1 и ТО-2 для комбайнов и самоходных машин рассчитывать по наработке в мото-часах или гектарах убранной площади [1;7], используя данные приложение А для каждой марки машины.
Количество ТО-1 для комбайнов и самоходных машин (конкретной марки) определяется по формуле:
, (6)
где Fуб – площадь уборки в хозяйстве для конкретной марки машины, га;
Кпер – коэффициент перевода мото-часов в физические гектары, физ.га/мтч (приложение А)
ТО-2 для зерноуборочных комбайнов, как правило, проводится один раз после окончания уборки, поэтому можно считать, что количество ТО-2 для зерноуборочных комбайнов будет равно числу используемых машин. Возможен аналогичный подход в определении потребности ТО-2 для других видов комбайнов и самоходных машин.
В зависимости от условий эксплуатации комбайнов, машин допускается отклонение (опережение, запаздывание) фактической периодичности номерных ТО до 20% от установленной величины [1].
Текущие ремонты комбайнов и простых с.-х. машин проводятся по необходимости. Для учебных целей можно принять, что ежегодно на каждый комбайн проводится один текущий ремонт с учетом того, что один текущий ремонт из всех вместе взятых приходится на время сезонных работ.
Капитальный ремонт комбайнов проводится один раз за срок службы.
В зависимости от наличия оборудования нефтесклада, его марки, число их ТО определяется согласно принятой периодичности (приложение А).
По усредненному методу [1] общая потребность в технических обслуживаниях каждой марки машины определяется по формуле:
, (7)
где nТО – количество обслуживаний всех видов за выбранный отрезок времени (включая ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущие и капитальные ремонты);
Qi – расход топлива за выбранный отрезок времени, л (планируемая наработка данной марки машины, га (таблица 1));
ПТО-1 – периодичность ТО-1 для рассчитываемой марки трактора, самоходной машины (приложение А), л (га).
По данным таблицы 1, используя формулу (7), рассчитывается потребность в технических обслуживаниях (результат округлять до второго знака после запятой, а в скобках целое число). Результаты расчётов оформляют в виде таблицы 3.
Для определения объёма работ по проведению разных видов обслуживания необходимо из общего количества обслуживаний выделить количество ТО-1, ТО-2 и ТО-3 по соответствующим формулам.
Количество ТО-1 рассчитывают по формуле, округляя до целого числа:
nТО-1 = 0,75 nТО (8)
Количество ТО-2 определяют как:
nТО-2 = 0,125 nТО (9)
Количество ТО-3 рассчитывается по выражению:
nТО-3 = 0,0625 nТО , (10)
Таблица 3 – Потребность в технических обслуживаниях тракторов
Марки тракторов, машин | Количество технических обслуживаний по месяцам года | Количество ТО за год | |||||||||||
ДТ-75 | 1,1(1) | … | … | … | 1,6(2) | … | … | … | … | … | … | … | 10,4(10) |
МТЗ-80 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Т-150 | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
…............. | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
КСК-100 | - | - | - | - | - | - | 8,2(8) | 8,2(8) | - | - | - | - | 16,4(16) |
всего | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Число сезонных ТО принимают равным удвоенному числу тракторов. Возможность совмещения с ТО-3 определяется индивидуальным методом, на основе исследований годового и сезонного расхода топлива (см. стр. 12).
Если окажется, что в среднем за год трактору данной марки следует проводить одно ТО-3 и менее, то принимают решение совместить ТО-3 с весенним СТО. Число ТО-3 при этом принимается равным числу тракторов данной марки.
В случае, когда сезонный расход топлива окажется равным (или примерно равным, ±10%) периодичности ТО-3, то принимают решение совмещать ТО-3 с обоими СТО – весенним и осенним.
Если сезонный расход топлива окажется значительно больше периодичности ТО-3, то принимают решение о проведении ТО-3 согласно наработки, не дожидаясь сроков проведения СТО.
Совмещение ТО-3 с СТО упрощает контроль за сроками проведения ТО, повышает техническую готовность машин к началу полевых работ и позволяет экономить смазочные материалы.
Количество текущих ремонтов за год рассчитывается по формуле:
nТР = 0,0417 × nТО , (11)
где nТО – количество технических обслуживаний, рассчитываемое по формуле (7).
Количество капитальных ремонтов за год рассчитывается по формуле:
nКР = 0,0208 × nТО , (12)
где nТО – количество технических обслуживаний, рассчитываемое по формуле (7).
Коэффициенты в вышеуказанных формулах (8; 9; 10; 11; 12) выражают доли номерного ТО, ТР и КР от общего количества обслуживаний.
Используя данные таблицы 2, формулы (7…12) и результаты исследования расхода топлива за сезон и за год, следует рассчитать потребность в разных видах обслуживания, оформив в виде таблицы 4.
Таблица 4 – Результаты исследования годового, сезонного расхода топлива и количества ТО тракторов
Марка трактора | Число тракторов | Ср. расход топлива одним трактором за год, л | Ср. расход топл. одним трактором за период с 1.04-30.09, л | Вид и число ТО, ремонтов за год | ||||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-2+ СТО | ТО-3 | ТО-3+ СТО | ТР | КР | ||||
ДТ-75 | ||||||||||
……….. |
Определив число ТО и ремонтов по всем
Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.