Для привлечения лица к административной ответственности необходимым условием является не только, совершение им административного правонарушения, но и совершение, уполномоченными органами и должностными лицами, определенных процессуальных действий, направленных на фиксацию факта правонарушения и установление фактических обстоятельств дела, установления вины нарушителя и др.
Иными словами привлечение нарушителя к административной ответственности имеет определенный порядок, который устанавливается процессуальными нормами административного права. Данная последовательность определяет прохождение конкретного административного дела по самостоятельным этапам, права и обязанности участников такого производства, а также исполнение административных наказаний, и называется производством по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях (далее производство) – это основанная на законе деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по рассмотрению конкретного административного дела и принятию по нему решения.
Производство ведется на русском языке – государственном языке РФ. Оно может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находятся уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях органы и должностные лица. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика (Ст. 24.2 КоАП).
Задачи производства(ст. 24.1 КоАП):
1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;
2) разрешение дела в соответствии с действующим законодательством;
3) обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления;
4) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Производство имеет ряд особенностей:
1) производство регулируется процессуальными нормами административного права, т. е. отдельными его институтами, а не отраслью права, как гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право;
2) сроки производства намного меньше, чем сроки производства по уголовным делам, что делает рассмотрение административных дел достаточно быстрым;
3) круг субъектов, уполномоченных рассматривать данные дела, очень широк (судьи, должностные лица органов исполнительной власти, комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.).
Производство базируется на следующихпринципах:
1) законности, т.еприменение норм материального права должно производиться в строгом соответствии с порядком, предписанным нормами процессуального права (ст. 1.6. КоАП);
2) объективности, т.е.требует всестороннего, полного и объективного выяснения конкретных фактов и обстоятельств дела (исключает предвзятый, односторонний подход к оценке фактов) (ст. 24.1 КоАП);
3) равенства перед законом, т.е. равенство всех граждан независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расы, пола, национальности и т. п. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности и других обстоятельств (ст. 1.4 КоАП );
4) гласности производства, т.е. делаоб административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов из семей, их близких, защиты чести и достоинства указанных лиц (ст. 24.3 КоАП);
5) ответственности за нарушение правил производства и за принятый акт, т.е. органы и должностные лица, осуществляющие производство несут ответственность за нарушение законодательства в данной сфере. В соответствии со ст.4.6 КоАП Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и действующего законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Производство по делам об административных правонарушениях имеет свою организационную структуру, состоящую из самостоятельных взаимосвязанных процессуальных стадий.
Стадия производства – это этап, через который проходит каждое рассматриваемое административное дело. Каждой стадии присущи: назначение, сроки, участники, моменты начала и окончания, а также совокупность определенных законом действий.
На основании действующего административного законодательства можно выделить следующие стадии производства по делу об административном правонарушении:
1) Возбуждение дела об административном правонарушении и установление фактических обстоятельств;
2) Рассмотрение дела и вынесение постановления по делу об административном правонарушении по делу;
3) Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении;
4) Исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Рассмотрим каждую из стадий производства по делу об административном правонарушении.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 219.