Вопрос 4: «Идеология и утопия» К.Маннгейма (1893-1947).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания. Автор работ "Идеология и утопия" (1929), "Человек и общество в эпоху преобразования" (1935), "Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом" (1943).

Это человек, который систематизировал вопросы социологии знания. Но сам термин предложил Шелер.

Согласно Маннгейму, задача социологии знания заключается в анализе социально-исторической обусловленности мышления — как теоретического, так и обыденного — и разработке учения о «внетеоретических условиях знания».

По Маннгейму, социология «стремится с самого начала толковать индивидуальную активность во всех сферах в контексте группового опыта». Мышление никогда не являлось привилегированным видом деятельности, свободным от влияния общественной жизни, поэтому оно должно быть понято и объяснено внутри данного контекста.

Маннгейм считал, что все идеи, даже истины относительны и, соответственно, подвержены влиянию социальной или исторической ситуации, из которой они возникают. Самый факт, что каждый мыслитель связан с конкретной группой в обществе, что он имеет определенный статус и исполняет конкретную социальную роль, определяет его интеллектуальный кругозор. Люди не рассматривают мировые события с абстрактных позиций созерцающего разума вообще, не делают этого исключительно как отдельно взятые личности. Напротив, они действуют, объединяясь или противостоя друг другу в разных организованных группах, и пока они так поступают, они и мыслят одинаково или различно.

Маннгейм определяет социологию знания как теорию социальной или экзистенциальной обусловленности мышления. Согласно его точке зрения, все познание и все идеи локализованы, хотя и в разной степени, внутри социальной структуры или исторического процесса. Иногда определенная группа может иметь более полный доступ к пониманию социального феномена, чем другие группы, но ни одна из них не может иметь абсолютного доступа к нему. Идеи имеют корни в различных отрезках исторического времени и социальной структуры, поэтому мышление неизбежно является перспективным.

У Маннгейма говорится:«„.перспектива... есть нечто большее, чем просто формальное определение мышления. Она обозначает способ, при помощи которого индивид видит объект, событие, что он воспринимает в нем и как он истолковывает его. Перспектива также относится к качественным элементам в структуре мышления, элементам, которые обязательно должны быть пересмотрены формальной логикой. Именно эти факторы определяют то, что два человека, следующие одним и тем же формально логическим правилам, могут судить об одном и том же событии очень различно».

Как в пословице, где семь слепцов пытались описать слона, индивиды, видящие общий объект с разных углов зрения из-за своего собственного социального расположения, способны прийти к различным познавательным выводам и различным оценкам. Человеческое мышление зависит от ситуации.

Понятие об экзистенциальном определении познания является краеугольным камнем в доктрине Маннгейма. Такое определение, аргументирует Маннгейм, было дано, когда можно было показать, что «процесс познания в действительности не развивается исторически в соответствии с имманентными законами, что он не вытекает только из «сущности вещей» или из «чисто логических возможностей» и что он не управляется внутренней диалектикой».

Тезис об экзистенциальном определении познания в дальнейшем укрепляется, аргументирует Маннгейм, когда может быть показано, что эти экзистенциальные факторы относятся не только к возникновению идей, но они проникают в их формы и содержание, и что они решительно определяют кругозор и интенсивность нашего опыта и наблюдательности, т. е. «перспективу субъекта».

Главное утверждение Маннгейма заключается в том, что различаются не только основные ориентации, оценки и содержание идей, но и способ постановки проблемы, тип сделанного подхода и даже категории, в которых опыт подытожен, накоплен и собран в определенный порядок в зависимости от социального положения наблюдателя. Маннгейм, другими словами, использует определенную концепцию идеологии, в которой модели познания, их форма, содержание рассматриваются как бы связанными с социальной позицией участников. Один из примеров Маннгейма поможет проиллюстрировать это: «Когда в начале XIX века старомодные германские консерваторы говорили о «свободе», они подразумевали право каждого сословия жить в соответствии с его привилегиями. Если он принадлежал к романтико-консервативному и протестантскому движению, он понимал это как «внутреннюю свободу», т. е. право каждого индивида жить в соответствии с его собственным индивидуальным пониманием свободы. Когда либерал того же периода, используя термин «свобода», думал о свободе точно с позиции тех привилегий, которые для консерватора старого образца казались самим основанием свободы... Короче говоря, даже в формулировках общего представления угол зрения направляется интересами наблюдателя. Мышление именно направляется в соответствии с тем, чего ожидает определенная социальная группа».

Позиция Маннгейма близка к марксистскому пониманию идеологии.

Маннгейм разрабатывал методологию социологии знания, чтобы разобраться в том «поразительном факте, что один и тот же мир может представляться различным разным наблюдателям». Именно совместная коллективная деятельность людей способствует возникновению общих проблем, понятий и форм мышления определенной группы. В соответствии со специфической коллективной деятельностью, в которой участвуют люди, и возникающими на этой основе интересами, они склонны различным образом видеть окружающий их мир. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления, создает различные концепции этого мира. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике.

Маннгейм отмечает, что с точки зрения социологии знания, идеология не может быть отделена ни от психологических корней эмоциональных и жизненных импульсов, составляющих ее основу, ни от ситуации, в которой она складывается, и решение которой она пытается найти.

В работе «Идеология и утопия» Маннгейм рассматривает идеологию как разновидность «апологетического сознания», которое, будучи «трансцендентным» по своей природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Маннгейм считал, что идеология консервативна. В этом ее главное отличие от утопии. Утопия же является трансцендентной ориентацией сознания, которое переходит в действие и стремится взорвать существующий порядок вещей. Утопия стремится воплотиться в реальность. Противопоставление идеологии и утопии с методологической позиции оказалось не слишком удачным, так как сам Маннгейм говорил о невозможности заранее предвидеть, какую идею следует рассматривать в качестве истинной утопии восстающих классов, а какую – в качестве чистой идеологии господствующих классов. То есть идеология — мышление господствующих социальных групп, а утопия— мышление угнетенных слоев.

Идеология– система взглядов, отражающая реальность с точки зрения определенного класса; призвана обосновать особое положение этой группы в обществе.

Анализируя марксистское понятие идеологии, он выделяет в нем два различных значения:

a. Частичная (партикулярная) идеология.Вольное или невольное подавление некоторых противоречий ради утверждения своего соц.положения. Все политические идеологии, идеологии правящих классов. Идеология проявляется там, где имеет место более или менее осознанное искажение фактов, продиктованное социальными интересами субъекта; Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп являются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.

b. Тотальная идеология - идеология эпохи. Это не сознательная ложь, а система взглядов на окружающую действительность, уровень нашего познания. Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы.

По существу "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", поскольку также стремятся "выдать часть за целое" свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев "утопии" автоматически превращаются в "идеологии". Маннгейм выделяет и характеризует четыре идеально-типических формы утопического сознания: "оргиастический хилиазм анабаптистов", "либерально-гуманистическую идею", "консервативную идею" и "социалистически-коммунистическую утопию".

Ключевое у М. (и центральное в соц. знания) понятие - бытийно-связанное мышление.

«Социальное бытие»— это исторический жизненный процесс, естественно порождающий из себя в разные эпохи разные “центры систематизации” — реальные жизненные доминанты, которые могут носить не только экономический, но и, как, например, в средние века, религиозный или иной характер, определяя стиль эпохи. В рамках определенной эпохи могут существовать различные социальные "констелляции" — естественно исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различных "стилей мышления", или "мыслительных позиций". Специфическая задача социологии познания — соотнести "духовные образования" с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различ. образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся в различ. позициях. Поэтому социология познания, считает М., должна отбросить "метафизическую иллюзию о внеисторическом субъекте социального познания", выхваченном из социального контекста, мыслящего якобы с "точки зрения вечности", и признать тот факт, что различ. положение познавательных субъектов в социально-историческом пространстве и времени обусловливает "релятивность" их познания — односторонность их познавательных "перспектив", относительную ложность их точки зрения. (Историцизм).

Во времена абсолютизма подобных рефлексий о политике быть не могло. => Понятие идеологии появляется вместе с демократией.

Утопия – идеальные представления; идеология – попытка реализации. И утопии, и идеологии нужно избегать.

В «Проблемах социологии знания» (1925) Маннгейм вводит понятие «стиль мышления» в социологическом смысле. До тех пор мышление воспринималось как абстрактно рефлектирующий орган (Абсолютный Дух, национальная идея), после – как бытийно-связанное явление. Кроме всего прочего, это означает связь мышления с нетеоретическими факторами (бытием) с помощью:

a)воли познающего субъекта (волюнтаризм). Выражается прежде всего в выборе материала. Характерна не столько для индивидов, сколько для группы.

b)конкуренции, импульс которой придают различные воззрения.

c)смена поколений, которая может менять направление познания, его идеалы и структуру.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 330.