СУРС № 4 «Сущность функций управления»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Чем стратегическое планирование отличается от стратегиче­ского управления?

2. Почему при стратегическом планировании появляется новая терминология для обозначения структурных единиц?

3. В чем состоит основная трудность при внедрении стратегиче­ского управления?

4. Возможно ли использование стратегического планирования без бюджетирования, а бюджетирования без стратегического планирования? Поясните свой ответ.

5. Чем отличаются содержательные теории мотивации от про­цессуальных? Объясните на примере.

6. В чем заключается классическая теория мотивации? В чем ограниченность этой теории? Приведите пример.

7. Раскройте сущность подстегивающего и доверительного под­ходов к мотивации? Какой подход применяется в основном в японских корпорациях и почему?

8. В чем отличие теории иерархии потребностей от теории двух факторов? Назовите авторов этих теорий.

9. Чем объясняется различие в наборе функций, предложенных классической и количественной школой, современными учеб­никами по управлению?

10. Влияют ли на «отладку» функций управления национальные особенности персонала организации?

11. Какой вклад в теорию управления организацией внес Лайкерт Ренсис?

12. Какой вклад в теорию управления организацией внес Абра­хам Маслоу?

13. Какой вклад в теорию управления организацией внес Клей­тон Альдерфер?

14. Какой вклад в теорию управления организацией внес Мак- Клелланд?

15. Какой вклад в теорию управления организацией внес Фреде­рик Герцберг?

16. Что означает термин «организация» как процесс и как явление?

17. Какова причина недовольства подчиненных, выраженная в следующих репликах: «На нашу работу не обращают вни­мания», «На работе надрываешься, а этим, наверху, и дела мало»?

18. Что понимается под процессом целеполагания в организации, каково его назначение?

19. Что такое миссия, философия организации?

20. Почему сфера контроля оказывает существенное влияние на структуру организации?

СУРС № 5 «Современные проблемы менеджмента»

1. В чем состоит суть концепции массового производства? Како­ва роль менеджмента в этих условиях?

2. К каким последствиям привела научно-техническая револю­ция, имевшая место в 70-е г.г. XX в.?

3. В чем вы видите причину появления такого термина, как «цен­ность», повлияло ли это на практику?

4. Объясните, с чем связано появление такого термина, как «че­ловеческий капитал», повлияло ли это на практику?

5. Почему термин «внешняя среда» в 90-е гг. был дополнен тер­мином «стейкхолдеры», нужен ли этот термин практикам?

6. В чем состоят достоинства и недостатки традиционной орга­низации?

7. Почему организационная иерархия мешает дальнейшему раз­витию организации?

8. В чем состоят принципы устройства бережливого производ­ства?

9. В чем состоят преимущества сетевой организации?

10. Какие положения традиционной теории заставляет переосмыс­лить сетевая организация?

11. Почему при создании обучающейся организации значение че­ловеческого фактора возрастает?

12. Почему концепция обучающейся организации пока не реали­зована на практике?

13. Почему информация рассматривается как важный ресурс со­временной организации?

14. В чем состоят основные тенденции, характерные для иннова­ционной управленческой мысли?

15. Возможно ли в нашей стране привить иностранную бизнес- культуру?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ».

1. Объект изучения данного курса:

а) организация и ее устройство;

б) процесс управления как массовое явление;

в) руководитель и его работа;

г) управленческий цикл и его составляющие.

2. Вид коммуникации, имеющий бессознательную основу:

а) вербальный;

б) невербальный;

в) восходящий;

г) групповой.

3. Современный руководитель должен рассматривать конфликт как:

а) нежелательное явление, с которым надо бороться;

б) организационный инструмент, помогающий осуществлять изменения;

в) реальность, связанную с поведением людей в организации и не затрагивающую интересы руководителя;

г) явление, которое следует приветствовать.

4. Структурно-организационный конфликт включает:

а) инцидент;

б) конфликтную ситуацию;

в) конфликтную ситуацию и инцидент;

г) оппонентов и инцидент.

5. Функциональный конфликт — это:

а) конфликтная ситуация;

б) конфликт, сопровождающийся повышением эффективно­сти деятельности организации;

в) инцидент;

г) конфликт, сопровождающийся снижением эффективности деятельности организации.

6. Оппоненты конфликта — это:

а) отдельные люди;

б) представители групп;

в) представители организаций;

г) отдельные лица, группы, подразделения, организации.

7. Инцидент — это:

а) конфликт;

б) действия со стороны оппонентов, направленные на дости­жение их целей;

в) конфликтная ситуация;

г) конфликт, сопровождающийся снижением эффективности деятельности организации.

8. Для понимания процесса управления составляющие цикла должны рассматриваться:

а) в заданном порядке;

б) в логической последовательности;

в)в произвольном порядке;

г) попарно.

9. Главная цель осуществления функции планирования — это:

а) документальное оформление общих целей организации;

б) определение действий специализированных звеньев;

в) определение цели и способа ее достижения;

г) получение прибыли.

10. Миссия нужна для:

а) широкого использования в процессе рекламы;

б) того, чтобы быть не хуже других в современном обществе;

в) облегчения контактов с налоговыми органами;

г) понимания работниками организации и ее контрагентами общей цели организации, лежащей во внешней среде.

11. Правильное утверждение, что:

а) миссия так важна для организации, что ее лучше не трогать и не менять;

б) узкая миссия ограничивает альтернативы, поэтому лучше формулировать ее как можно шире;

в) миссия должна был ь официально сформулирована и сооб­щена всем, кто находится во внешней среде;

г) самым решающим плановым решением является выбор миссии и конкретных целей, обеспечивающих ее выполне­ние.

12. В управлении организацией различают контроль:

а) всеобщий, выборочный, индивидуальный;

б) предварительный, текущий, заключительный;

в) линейный, функциональный, штабной;

г) на базе норм, стандартов, нормативов.

13. Функция контроля реализуется:

а) всеми членами организации;

б) линейными руководителями;

в) любым руководителем;

г) функциональными руководителями.

14. Связь между функциями планирования и контроля:

а) имеется, так как именно планирование конкретизирует цели;

б) не имеется, так как в управленческом цикле контроль сле­дует за функцией организации, а не за планированием;

в) и имеется, и нет, все зависит от личности руководителя;

г) скорее не имеется, чем имеется, так как в основе контроля лежат нормы и стандарты, а не планы.

15. Мотивация — это:

а)технология;

б)принцип;

в) функция;

г) способ.

16. Цель существования организации:

а) выпуск товаров широкого потребления;

б) получение дохода и выплата налогов;

в) получение прибыли;

г) удовлетворение конкретной потребности.

17. Организационная структура — это:

а) документ, закрепляющийся определенный способ группи­ровки и соподчинения формальных групп в организации;

б) документ, закрепляющий распределение функциональных обязанностей в организации;

в) одна из имитационных моделей организации;

г) перечень подразделений формальной организации.

18. Матричная структура позволяет обеспечить:

а) быструю разработку новых изделий для производства;

б) гибкость в использовании линейных руководителей;

в) ориентацию основных производственных единиц на рынок;

г) полную прозрачность в распределении обязанностей.

19. Дивизиональная структура позволяет обеспечить:

а) быструю разработку новых изделий для производства;

б) гибкость в использовании высококвалифицированных спе­циалистов;

в) ориентацию основных производственных единиц на рынок;

г) полную прозрачность в распределении обязанностей.

20. Производственные единицы при дивизиональной структуре не могут специализироваться по:

а) отрасли;

б) потребителям;

в) продукту;

г) региону.

21. Основная особенность матричной структуры связана:

а) с более полной загрузкой оборудования;

б) введением горизонтальных связей;

в) высокой управленческой культурой персонала;

г) низкими издержками на персонал.

22. Теория управления рассматривает процесс принятия решений как:

а) коллективный процесс, требующий документального оформ­ления;

б) разовый акт, выполняемый каждым руководителем;

в) связующий процесс, необходимый для выполнения управлен­ческой работы;

г) уникальный процесс, требующий творческого подхода.

23. Утверждение, которым должен руководствоваться руководитель, решая вопрос о получении дополнительной информации, — информация:

а) всегда нужна, поскольку способствует принятию качествен­ного решения;

б) не всегда нужна, поскольку стоит времени и денег;

в) не нужна, поскольку ограничены возможности человека по ее усвоению;

г) не так важна, как время, которое будет затрачено.

24. Достоинство группового решения:

а) информационная обеспеченность;

б) ответственность;

в) проявление эффекта эмпатии;

г) скорость.

25. Программируемыми являются решения, которые:

а) имеют алгоритм принятия;

б) носят творческий характер;

в) принимаются с помощью интуиции;

г) составляют основу работы руководителя.

26. Наука «менеджмент» возникла в условиях:

а) краха эпохи «свободного предпринимательства»;

б) перехода к фабричному производству;

в) роста активности трудящихся, расцвета профсоюзного дви­жения;

г) становления крупного бизнеса.

27. Норма управляемости определяется по следующему закону:

а) не для каждого уровня иерархии следует рассчитывать свою норму;

б) чем больше норма, тем экономически выгоднее система уп­равления;

в) чем больше уровней иерархии, тем разнообразнее норма;

г) чем ниже уровень иерархии, тем больше норма.

28. Функциональный руководитель:

а) имеет право принимать окончательные решения;

б) не имеет права подписывать документы;

в) отвечает за все аспекты деятельности структурной единицы;

г) помогает линейному руководителю принимать качествен­ные решения.

29. Линейный руководитель:

а) возникает вследствие горизонтального разделения труда в управлении;

б) всегда старше функционального руководителя по уровню иерархии;

в) не имеет права подписи основных распорядительных доку­ментов;

г) отвечает за все аспекты деятельности структурной единицы.

30. Формальная группа отличается от неформальной группы тем,

что:

а) возникает спонтанно под влиянием действий руководства;

б) ее цели всегда конкретны и документально зафиксиро­ваны;

в) создается под частную конкретную цель;

г) члены группы избирают лидера.

31. Правильное утверждение, что:

а) организационная структура не может оставаться неизмен­ной, так как меняется внешнее окружение и внутренние со­ставляющие организации;

б) организационную структуру лучше не менять, так как это ведет к хаосу;

в) организационную структуру следует менять как можно чаще, чтобы активизировать фирму;

г) смена организационной структуры связана с большими зат­ратами времени и средств, поэтому этого делать не следует.

32. Организационная структура современной организации фор­мируется исходя из:

а) знания положения дел в других аналогичных организациях;

б) материальных возможностей владельцев фирмы;

в) опыта и знаний руководителя;

г) специфики организации, ее масштабов и принятой страте­гии развития.

33. Полномочия — это всегда ограниченное право:

а) принимать окончательные решения;

б) распоряжаться другими людьми;

в) распоряжаться ресурсами организации для решения ее за­дач;

г) решать за других людей.

34. Делегировать можно ту задачу, которая:

а) неоднократно выполнялась руководителем;

б) носит срочный характер;

в) носит творческий характер;

г) носит конфиденциальный характер.

35. Власть в организации используют:

а) руководители всех рангов;

б) руководители и подчиненные;

в) только линейные руководители;

г) только функциональные руководители.

36. То, с помощью чего осуществляется удовлетворение потреб­ности, в теории обозначается термином:

а) вознаграждение;

б) премия;

в) фактор;

г) ценность.

37. Ротация как горизонтальное перемещение по службе харак­терна для персонала крупных организаций:

а) Германии;

б) России;

в) CILIA;

г) Японии.

38. Значительная разница в доходах главного управляющего круп­ных организаций и заработка рабочего характерна:

а) для Германии;

б) Китая;

в) США;

г) Японии.

39. Взаимозависимое организационное поведение поощряется в организациях:

а) Германии;

б) России;

в) США;

г) Японии;

40. Принцип порядка превалирует в деловой культуре, в стиле управления и в организации процесса принятия решений:

а) Германии;

б) России;

в) США;

г) Японии.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Управление как наука и искусство.

2. Управление организацией и менеджер.

3. Организация как объект управления.

4. Менеджер в системе управленческих функций.

5. Модели организации как объект управления.

6. Цели, функции и процессы управления.

7. Методы управления в организации. Организационные структуры.

8. Процесс планирования стратегий.

9. Анализ положения организации на рынке, формирование ее целей.

10. Концепция стратегического управления организацией.

11. Функциональные зоны (пять зон) для целей стратегического планирования.

12. Анализ альтернатив и выбор стратегии.

13. Концепция базовой стратегии.

14. Технологические уклады отечественной экономики.

15. Жизненный цикл продукции.

16. Критерии теоретической и практической значимости эволюции научного знания.

17. Форма проявления знания.

18. Структура и функции знаний.

19. Структура процесса создания и использования знаний.

20. Фазы трансферта знаний.

21. Профили и стадии цикла формирования и использования знаний.

22. Система знаний.

23. Классификация инновационных процессов и нововведений.

24. Процесс формирования нововведений.

25. Сочетание и различия инновационного и стабильного процессов.

26. Структура внешней среды организации.

27. Элементарная структура внутренней среды организации.

28. Логистический и циклический характер инновационных процессов.

29. Уровни научно-технической значимости проектов.

30. Управление производством. Системное представление.

31. Формирование производственных программ.

32. Особенности формирования производственных программ.

33. Оперативное управление производством.

34. Организация управления производством.

35. Факторы, влияющие на производственную программу.

36. Развитие управления производством.

37. Категория качества и эволюция его содержания.

38. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей.

39. Оценка уровня качества товаров.

40. Контроль качества продукции.

41. Эволюция подходов к менеджменту качества.

42. Системы менеджмента качества.

43. Совершенствование систем управления качеством.

44. Стандартизация в управлении качеством.

45. Сущность и функции сертификации.

46. Сертификация систем менеджмента качества.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поршнев А.Г. «Управление организацией» Москва ИНФРА-М, 2010.-737 с.

2. Горшкова Л.А., М.В.Горбунова. «Основы управления организацией» Практикум М. Кнорус, 2012 – 240 с.

3. Методические рекомендации по выполнению СУРС кафедры экономики и менеджмента, http://mitso.by/component/content/article/25/1412-2009-09-11-09-17-20

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ГЛОССАРИЙ.

А

Автократия — система управления, при которой одному лицу при­надлежит неограниченная верховная власть.

Авторитарный руководитель — руководитель, концентрирующий в своих руках все властные полномочия и единолично принимающий связанные с деятельностью группы решения.

Авторитарный стиль управления — стиль прямых приказов, рас­поряжений, не допускающий каких-либо возражений со стороны под­чиненных. Этот стиль основан на беспрекословном подчинении руко­водителю и эффективен в напряженных ситуациях, требующих быстрых и решительных действий.

Адаптивная структура — организационная структура, позволя­ющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бю­рократической) структуры. Называется также органической струк­турой.

Административно-управленческий персонал — работники, заня­тые в аппарате управления народным хозяйством и органах государ­ственного управления; руководители предприятий, учреждений, орга­низаций и их заместители, руководители структурных подразделений, не занятые непосредственно на производстве, главные специалисты и их заместители, инженеры и другие специалисты, занятые в управ­ленческом аппарате.

Административные полномочия — форма полномочий, переда­ваемая административным функциями руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.

Алгоритм — точное предписание исполнителю по совершению определенной последовательности действий для достижения постав­ленной цели за конечное число шагов.

Альтернатива — необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей.

Анархия — безначалие, безвластие, отсутствие всякого управле­ния, стихийность в осуществлении чего-нибудь, неорганизованность, полный беспорядок.

Аппарат (орган) управления — коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющих помещение, технические средства, штатное расписание, поло­жение о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Архетип — совокупность специфических знаний, умений и черт характера, необходимых для занятия определенной должности. Суще­ствует четыре архетипа руководителя: лидер, администратор, плано­вик, предприниматель.

Аспект (лат. aspectum — взгляд, вид) — точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.

Б

База данных — минимально необходимая совокупность упорядо­ченных информационных массивов, предназначенных для выполне­ния возложенных на автоматизированную систему задач планирова­ния, учета, мониторинга и т.д.

Базовые потребности — материальные и физиологические потреб­ности, а также потребность быть защищенным (как в физическом, так и психологическом смысле).

Безынициативный руководитель — ожидает указаний сверху, под­дается влиянию и идет на поводу у отдельных подчиненных.

Бережливое производство — концепция менеджмента, сфокуси­рованная на оптимизации бизнес-процессов с максимальной ориента­цией на рынок и учетом мотивации каждого работника. Бережливое производство составляет основу новой философии менеджмента. Це­лью такого производства является достижение минимальных затрат труда, минимальных сроков по созданию новой продукции, гаранти­рованной поставки продукции заказчику, высокое качество при мини­мальной стоимости.

Бизнес-единица — хозяйственное подразделение организации, для которого вырабатывается деловая стратегия.

Бизнес-модель — ряд предположений относительно того, как орга­низация достигнет эффективности, создавая ценность не только для своих клиентов, но также для исполнителей и партнеров, от которых зависит ее деятельность.

Бихевиоризм (англ. behaviorism, behavior — поведение) — изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.

Бюджет — метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представлен­ных количественно.

Бюрократия — тин организации, для которой характерно специа­лизированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

В

Валентность — предполагаемая степень относительного удовле­творения или неудовлетворения, возникающего вследствие получения определенного вознаграждения. Термин, используемый и введенный В. Врумом, автором процессуальной теории мотивации.

Венчур-центр — отдельное подразделение или их группа, деятель­ность которых связана с организацией бизнес-проектов, прибыль от которых ожидается в будущем.

Вербальная информация — информация, получаемая из радио-, телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгал­теров и финансовых ревизоров, консультантов.

Вертикальное разделение труда — разделение и координация усилий по выполнению составляющих работу компонентов (управле­ние и производство).

Вертикальные связи — связи между подчиненными и прямыми начальниками.

Вертикальный конфликт — конфликт, являющийся следствием противоречий, возникающих между оппонентами, находящимися на разных уровнях социальной лестницы.

Властные полномочия — официальное право менеджера прини­мать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для дости­жения желаемых организационных результатов.

Власть — возможность влиять на поведение людей.

Внедрение стратегии — этап стратегического менеджмента, предполагающий использование управленческих и организацион­ных инструментов и ресурсов для получения стратегических резуль­татов.

Внеорганизациоттые коммуникации — информационное взаимо­действие с внешней средой.

Внешняя среда — окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность организации. Задачи анализа внешней среды состоят в установлении и оценке этих факторов, изучении изменений, влияющих на текущую деятельность организации.

Внутренняя среда организации — это совокупность ситуацион­ных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, техноло­гияи люди.

Внутриорганизационные коммуникации — взаимодействие меж­ду уровнями и подразделениями организации.

Вознаграждение — в рамках теории мотивации все, что человеку может казаться ценным.

Г

Горизонт планирования — промежуток времени, на который составляется план организации. Используются три уровня планиро­вания: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный.

Горизонтальные связи — связи между равными по уровням инди­видами или структурными подразделениями.

Горизонтальный конфликт — конфликт, возникающий между рав­ными по занимаемому положению оппонентами.

Группа — двое или более людей, взаимодействующих друг с дру­гом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает вли­яние на другого, и испытывает его влияние.

д

Двухфакторная модель мотивации — мотивационная модель Ф. Герцберга, основное положение которой состоит в том, что определенный набор условий труда (мотивирующие факторы) мотивирует ра­ботника и приносит ему удовлетворение в то время, как другой набор (гигиенические факторы) определяет уровень неудовлетворенности.

Делегирование – передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.

Делегирование ответственности — передача подчиненным права принятия определенных решений или права на решение определен­ных проблем.

Делегирование полномочий — передача подчиненным власти в при­нятии решений и в осуществлении тех или иных действий, права исполь­зовать ресурсы организации для выполнения делегированных им задач.

Деловая игра — один из способов нахождения наилучших реше­ний экономических задач, достижения наиболее высокого результата деятельности организации в конкретной ситуации.

Демократический стиль руководства — совокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников орга­низации к процессу подготовки принятия решения.

Департаментализация — структурирование организации в соот­ветствии с основными направлениями ее деятельности, формирова­ние структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значение в деятельности организации.

Дерево целей — принятое название структуры целей какой-либо системы или общей проблемы. Дерево целей предполагает формули­ровку генеральной цели и последовательное построение уровней целей с условием, что цели каждого последующего уровня обеспечивают достижение целей более высокого уровня.

Децентрализация — передача функций управления от централь­ных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Децентрализация управления — передача прав, функций и ответ­ственности с' верхних уровней управления на нижние.

Децентрализованная организация — организационная структу­ра, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.

Диверсификация — процесс проникновения организации на новые рынки сбыта и освоение новых видов деятельности.

Дивизиональная организационная структура — тип организаци­онной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры перестают быть эффектив­ными. Основными типами структур с отделениями являются регио­нальные и продуктовые, а также ориентированные на покупателя. Подобные структуры чаще используют крупные диверсифицирован­ные корпорации, выпускающие широкую номенклатуру продукции для различных рынков.

Дисфункциональный конфликт — конфликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятель­ности организации.

Дилетант (ит. dilettante, лат. dilectare — услаждать, забавлять) — любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без спе­циальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства.

Е

Единоначалие — принцип управления, означающий предостав­ление руководителю какого-либо органа, учреждения, предприятия широких полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результа­ты работы.

ж

Жизненный цикл организации — совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, рост, зрелость, старение, смерть.

Задача управления — совокупность организационно взаимосвя­занных операций переработки информации, осуществляемых персо­налом с помощью технических средств, результатом выполнения кото­рых является принятие управленческого решения.

Знание — результаты познания, научные сведения; совокупность сведений в какой-либо области.

И

Иерархическая структура — организационная структура, харак­теризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.

Иерархия — порядок подчинения низших должностей, подразде­лений, органов высшим.

Иерархия управления — последовательность уровней управления с указанием подчиненности друг другу.

Имидж организации — образ, репутация организации, формиру­ющиеся у потребителей, клиентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности организации и ее руководи­телей.

Инструментарий менеджмента — обобщенное название методов, способов, приемов осуществления управленческих функций, включая методы выработки стратегии, способы воздействия на подчиненных, методы получения и анализа информации и т.д.

Интеграция — процесс объединения усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации.

Интерактивная группа — форма группового принятия решения, когда выбор осуществляется во время встречи сотрудников, перед кото­рыми поставлены конкретные задача и цели.

Информационная система — система сбора, хранения, накопле­ния, поиска и передачи данных, применяемых в системе управления.

Информация — сведения, знания, сообщения, которые содержат элементы новизны для их получателя и используются в процессе при­нятия решений.

Инцидент — поступок в результате активизации деятельности одной из сторон, находящихся в противостоянии, который ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны, в результате чего может начаться конфликт.

Источник власти — инструмент, посредством которого реализу­ется тот или иной тин власти (служебное положение, доступ к ресур­сам, владение информацией и т.д.).

К

Канал — линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации; путь, средство для перемещения чего-либо.

Качество управленческих решений — соответствие требованиям на наличие условий и учета факторов, обеспечивающих эффективность решений.

Квалификация — динамическая способность человека включать­ся в процесс производства или оказания услуг и выполнять преду­смотренные технологией трудовые операции.

Классическая (административная) школа — подход к управле­нию, основанный на идентификации общих принципов для их рацио­нального использования в организации. Теоретики этой школы пола­гали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.

Классическая школа управления — подход к управлению, сло­жившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Тео­ретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.

Коллегиальность — форма принятия решений, учитывающая кол­лективное мнение, использующая метод коллективного обсуждения.

Коллегиальность в управлении — различные формы участия ра­ботников в решении проблем и задач, стоящих перед организацией.

Коллегиальность вертикальная — участие работников в постанов­ке, обсуждении и принятии решений по вопросам, не связанным с их прямыми функциональными обязанностями.

Коллегиальность горизонтальная — групповое обсуждение про­блем, непосредственно связанных с выполнением должностных обя­занностей участников и находящихся в сфере их компетенции.

Коллектив — средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающая в одной организации.

Коллективное решение — управленческое решение, в разработке которого участвует весь персонал организации.

Команда — творческая, компетентная, высокомотивированная группа руководителей и специалистов.

Комитет — группа внутри организации, которой делегированы полномочия какого-либо задания или комплекса заданий.

Коммуникации вертикальные — информация, перемещающая­ся внутри организации по нисходящей, т.е. с высших уровней на низ­шие.

Коммуникации горизонтальные — информация, перемещающая­ся снизу вверх и выполняющая функцию оповещения руководства о том, что делается на низших уровнях.

Коммуникации неформальные — обмен слухами между людьми.

Коммуникация — передача информации от одного субъекта дру­гому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В таком случае коммуникация носит межличност­ный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получе­ния в ответ желаемой реакции.

Конкуренция - соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще.

Консенсус — метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствие принципиальных возражений у боль­шинства заинтересованных лиц.

Континуум управленческий — непрерывность, неразрывность из­менений, исторического разнития, оформления управления в научную дисциплину.

Контроль — одна из основных функций управления, содержание которой состоит в выявлении отклонений фактических параметров уп­равляемой системы от заданной программы, их причин и характера. В зависимости от оснований классификации контроль подразделя­ют на: пассивный и активный, одномерный и многомерный, общий, функциональный и специальный, предварительный, промежуточный и окончательный.

Конфликт (лат. conflictus — столкновение) — отсутствие согла­сия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкрет­ными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы при­нята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Конфликтная ситуация — противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний.

Концепция (лат. conceptio) — система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.

Корпоративный дух — единство усилий, обеспеченное гармони­ей интересов персонала и организации.

Креативность (творчество) — способность индивида или органи­зации к разработке новых подходов к решению возникающих проблем.

Критерии — показатели и характеристики, используемые для оценки и выбора альтернатив решения.

Критерий приемлемости управленческого решения — заранее определенные параметры, которым должно удовлетворять управлен­ческое решение, чтобы быть принятым.

Кружок качества — группа из 6—12 объединившихся на добро­вольной основе сотрудников, которые регулярно встречаются для обсуждения и решения проблем, возникающих в процессе их трудо­вой деятельности.

Культура управления — комплексная, обобщающая характери­стика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношение к труду, навыки в организации работы, умение вла­деть собой и понимать особенности работающих рядом людей. Культу­ра управления проявляется также в эстетике работы, стремлении офор­мить и выполнить ее красиво.

Л

Легитимная власть — признание власти над собой на основании выр<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 319.