ФУНКЦИИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление — это циклический процесс, включающий отдельные функции. Выделение функций как самостоятельных, специализиро­ванных и обособленных участков управленческой деятельности позво­ляет осуществлять анализ действий менеджеров, структурных звень­ев или организации в целом. По признанию большинства современных ученых, к основным функциям относятся планирование, организация, контроль и мотивация. Каждая функция имеет свое содержание, раз­работанный процесс осуществления и определенную структуру, в рам­ках которой оформляется ее организационное обособление.

В ходе планирования задается цель (желаемое состояние объекта управления) и выбирается способ ее достижения. Цель — ключевое слово для этой функции. Поскольку цели могут быть поставлены на различный срок, то и планирование может быть разным (долгосроч­ное, текущее и оперативное).

Задача долгосрочного планирования — обеспечивать адаптацию организации к условиям внешней среды. Ускорение изменений в окру­жающей среде, появление новых запросов потребителей, возрастание конкуренции за рынок ресурсов, интернационализация бизнеса, раз­витие информационных сетей, широкая доступность современных тех­нологий, изменение роли человека — все это привело к резкому возра­станию значения долгосрочного планирования.

В ходе его осуществления проводится анализ тенденций измене­ния внешней среды, изучаются потенциальные возможности органи­зации, делается выбор относительно желаемого ее состояния в буду­щих изменившихся условиях и намечается путь, по которому должно осуществляться развитие организации, ее изменение. На основе долго­срочных планов разрабатываются текущие (годовые) планы. Задача последних — взаимоувязка действий всех структурных звеньев орга­низации, объединение усилий для достижения общей цели. Для про­стоты контроля годовые планы «разбиваются» на квартальные и месяч­ные. Задача оперативного планирования — взаимоувязать действия, осуществляемые на отдельных рабочих местах, с тем, чтобы не допус­кать простоев и потерь.

Суть функции организации — упорядочение действий по исполь­зованию ресурсов. Любая деятельность связана с использованием ресурсов, даже такая простая как, например, проведение собрания. Для организации собрания необходимо разработать повестку дня, найти помещение, определить время, сообщить все необходимое участникам и т.д. Только в этом случае собрание состоится и будет получен необ­ходимый результат. Функция имеет как бы два масштаба: малый — организация конкретного мероприятия, программы и т.д. и большой — построение организационной структуры (см. раздел 2.3) и создание ряда нормативных документов, облегчающих взаимодействия. Напри­мер, распорядок дня, режим работы подразделений, порядок и сроки оформления отпусков и прочие документы.

Основу функции контроля составляет сопоставление достигну­того результата с желаемым. Внутри себя контроль содержит учет, анализ и регулирование. В процессе учета осуществляется фиксация достигнутого состояния управляемого объекта и создается информа­ционная база для анализа, во время которого происходит сопоставление фактических данных с показателями желаемыми, заданными в ходе планирования. Если отклонение достигнутого состояния от планово­го отсутствует или незначительно, то вновь вступает в действие функ­ция планирования. В противном случае выявляются причины откло­нения, которые могут быть связаны с некачественным выполнением данной функции, и предполагается пересмотр методов планирования или изменение используемой нормативной базы. Отклонения могут возникнуть и в ходе выполнения функции организации. В этом случае проводится регулирование системы: если известен конкретный работ­ник — осуществляется наказание, если же это — организационные факторы, то вносятся необходимые организационные изменения.

Трех описанных функций вполне достаточно для осуществления цикла управления и перевода организации в новое состояние, улуч­шающее критерий ее выживания во внешней среде. Однако организа­ция — это люди, и только они осуществляют все возможные действия. Поэтому в цикле управления используется еще одна функция — моти­вация. Ее задача — взаимоувязать интересы работника и организации, сделать работу более желанной и привлекательной. Например, совмест­ное планирование с постановкой желаемых целей служит действен­ным мотиватором для напряженной работы. Хорошо организованная работа способна приносить удовольствие и также служит мотиватором, побуждающим к высокоэффективной работе. В то же время «въедли­вый» постоянный контроль может отбить всякое желание трудиться.

Выделение управленческих функций является специальным при­емом, позволяющим детально разобраться со спецификой работы менеджера. В реальной действительности функции почти невозмож­но отделить друг от друга, и только во взаимосвязи, образуя управлен­ческий цикл, они могут работать и приносить результат.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Ускорение изменений во внешней среде организации послужило причиной активного развития функции планирования. Еще до 40-х гг. прошлого века в крупных организациях появились специалисты, кото­рые регулярно занимались текущим планированием производственно- хозяйственной деятельности, но специальных служб планирования не создавалось. Перспективы развития организации обсуждались выс­шим руководством, но формальное планирование ограничивалось раз­работкой бюджетов.

Бюджетирование — это технология планирования, учета и контро­ля денег и финансовых результатов. С укреплением и усложнением фирм бюджетирование развивается и оформляется организационно. Бюджеты составляются, во-первых, по каждой из крупных производ­ственно-хозяйственных функций: производству, маркетингу, междуна­родным операциям и т.п.; во-вторых, по отдельным структурным еди­ницам — центрам хозяйственного управления. Бюджетирование высту­пает координатором действий структурных составляющих и одновре­менно инструментом распределения внутрифирменных ресурсов, поэтому оно всегда обращено внутрь организации (рассматривает ее как закрытую систему).

Коренные изменения происходят в 60—70-е гг. Организации осоз­нают свою зависимость от внешней среды и начинают создавать но­вую функцию планирования. Первоначально функция предвидения общеорганизационного развития приобрела вид долгосрочного плани­рования. Его распространение в 60-е гг. совпало с бурным развитием экономико-математических методов, которые стали активно исполь­зоваться для предсказания будущего.

Постепенно осознается необходимость менять сам принцип пла­нирования и исходить не из позиций определения будущего как про­должения прошлых тенденций, а из позиций возможного формирова­ния его. Происходит переход от долгосрочного планирования к стратегическому, которое предполагает формирование долгосрочных планов и политики, меняющих характер и направление деятельности организации. Рациональная логика стратегического планирования сво­дится к последовательной процедуре: установление целей организации, разработка стратегий действий и мобилизация необходимых ресурсов.

При этом организация как бы «расслаивается» на два управленческих контура: высшее руководство, видящее стратегические цели, т.е. орга­низацию в будущем, и производственные подразделения, работающие в реальном режиме времени и контролируемые по показателям теку­щей деятельности.

Первоначально такое положение вещей не подвергалось сомнению, но с середины 80-х годов происходит осознание недостатков стратегиче­ского планирования. В неявной форме оно как бы подразумевает, что после того как цели намечены и стратегия разработана, внешняя среда переста­ет развиваться и ждет изменений в организации. В современном бизнесе такое замедленное развитие внешней среды становится редкостью. Поэто­му методология планирования вновь меняется — формируется механизм стратегического управления. Стратегическое управление исходит из при­знания организации как открытой системы не на словах, а на деле. Орга­низация рассматривается в качестве второстепенного объекта стратеги­ческого анализа, .зависимого от процессов, происходящих во внешней среде. Внедрение стратегического управления предусматривает:

■ создание организационного механизма распределения ресурсов под стратегические цели независимо от сложившейся структуры про­изводственно-хозяйственной деятельности;

■ выделение в организационной структуре центров руководства каждой стратегической целью;

■ введение оценки и стимулирования производственных звеньев по степени достижения стратегических целей.

Выделяются два основных конечных продукта стратегического управления: обеспечение потенциала для достижения целей органи­зации в будущем и создание подвижной структуры, обеспечивающей чувствительность организации к изменениям во внешней среде.

Переход в 80-е годы к концепции стратегического управления сопровождался рядом организационных изменений: отказ от долго­срочных планов, реорганизация и сокращение центральных служб пла­нирования, реорганизация работы советов директоров. Эти меры были вызваны такими недостатками сложившейся практики планирования, как устаревание планов при длительном плановом цикле и нестабиль­ности условий хозяйствования.

Подход стратегического управления, основывающийся лишь на формализованных плановых процессах и не затрагивающий изме­нений человеческого фактора организационной структуры управлен­ческих систем, оказался слишком узким. В 90-х годах возникла задача внедрения изменений но широкому фронту. Акцент переместился с формулирования на осуществление стратегии. Этот процесс включал три основных элемента:

■ организационную структуру (децентрализация, сокращение звеньев, автономные рабочие группы);

■ управленческую культуру (внутрифирменные коммуникации, программы подготовки персонала, концентрирующиеся на обслужива­нии потребителей, комплексном управлении качеством, инновациями);

■ реинжиниринг.

В ответ на развитие конкуренции и глобализацию (развитие связей между поставщиками и потребителями, формирование стратегических союзов и сетей, научно-техническая и производственная кооперация в целях совместного осуществления нововведений и освоения новых рынков) происходят дальнейшие изменения в планировании — появ­ляется стратегия сотрудничества (лидерства). Существенной задачей стало создание «организационных форм, действующих не на основе собственности и контроля, а с помощью партнерства и доверия».

Если стратегическое управление представляло собой формализо­ванный плановый процесс, осуществляемый преимущественно специа­листами-плановиками, то в рамках стратегического лидерства ведущая роль принадлежит высшему и линейному руководству. Их задача — реализация стратегии через изменения не только в организационной структуре и корпоративной культуре, но и в хозяйственных процессах и управлении человеческими ресурсами.

Сегодня признается ценность сотрудничества. Стратегические альянсы способствуют снижению индивидуальных затрат их участни­ков на освоение новых рынков, ускорению технологического разви­тия. Поставщики превращаются в партнеров, действующих на основе долгосрочных соглашений, участвующих в совершенствовании продук­ции. С помощью современных информационных систем организации получают возможность контролировать и координировать свою деятельность по всему миру. Сейчас уже можно утверждать, что эконо­мически эффективные и дружественные по отношению к пользователю информационные технологии создают сложную информационную основу стратегии. С их помощью организации согласовывают свои дей­ствия с поставщиками и потребителями, осуществляют реорганизацию управленческих процессов, автоматизируют рутинные операции.

Человеческий фактор становится решающим элементом конку­рентного преимущества, и это ведет к росту значения эффективного использования кадрового потенциала и подготовки персонала в страте­гическом аспекте. Важнейший стратегический фактор — ускорение изменений, охватывающих технологию, жизненный цикл продукции, состояние рынков, действия конкурентов. Конкурентным преимущест­вом обладают самые быстрые (лидеры). Организации перестраиваются таким образом, чтобы превратить свою ускоренную реакцию на измене- было бы доказательство неприемлемости для института предлагаемых ею новых методов исследования и демонстрация практической неопыт­ности молодых сотрудников. В институте начались конфликты, в кото­рых директор пытался играть роль олимпийского миротворца.

Но старым сотрудникам института удалось убедить директора, что начальник лаборатории покушается на его пост, тем более что у после­днего установились хорошие контакты с директорами смежных НИИ и руководителями министерства. Лаборатория лишается всякой, в том числе и материальной, поддержки директора. Тогда эту функцию взя­ло на себя министерство: целевые ассигнования стали направляться прямо в лабораторию через голову директора. Обстановка в институ­те резко обострилась, и чтобы оздоровить ее, руководство министер­ства решило выделить лабораторию из состава НИИ, причем большая доля финансирования, предназначавшаяся институту, стала направ­ляться в лабораторию. Теперь конфликт перерос в конфликт между двумя организациями.

Лаборатория быстро росла. По квалификационному уровню сотрудников она была выше НИИ, по численности сравнима с ним, а по результату деятельности ушла далеко вперед. Начальник лаборато­рии по своему положению стал равен директору НИИ. И когда дирек­тор института ушел на пенсию, министерство отдало приказ о слиянии НИИ с лабораторией и о назначении начальника лаборатории его директором. Поскольку создавалась новая организация, все сотрудники лаборатории и НИИ должны были вновь поступать на работу. Мини­стерство бралось трудоустроить всех, кого новый директор не считал возможным оставить в институте. Естественно, лаборатория вошла в НИИ в полном составе, и ее сотрудники заняли ведущие посты.

Проанализируйте конфликтную ситуацию.

Определите суть конфликта, назовите объекты и оппонентов кон­фликта, количество конфликтов в описанной ситуации.

Определите возможные варианты решения конфликта.

Оцените варианты решения конфликта, выберите наиболее опти­мальное из них.

Сравните оптимальное решение и решение, принятое в результа­те завершения конфликтной ситуации.

СИТУАЦИЯ 6. Проблемы Надежды Березкиной.

Шесть лет назад Надежда Березкина закончила механико-мате­матический факультет университета и довольно быстро устроилась работать в банк программистом. По характеру Надежда человек искрен­ний и открытый. В банке она была душой коллектива, к ней обрагца- лись за советом, доверяли даже личные тайны. Однако банк не высто­ял в сложные годы перестройки и закрылся. Больше года Надежда пыталась найти работу по специальности, но ничего не получилось, и тогда она решила сменить профессию, стать продавцом. Ей удалось устроиться в кондитерский отдел большого продуктового магазина.

Работа в магазине была организована посменно, в смене было заня­то пять продавцов и один кассир. Надежда легко вошла в коллектив и стала старательно овладевать профессией. Работала она аккурат­но и добросовестно. Открытая и искренняя манера общения привле­кала людей, и вскоре у нее появились свои покупатели. Она узнавала их в лицо и с удовольствием обсуждала с ними варианты возможной покупки.

Руководитель отдела отмечала хорошую работу нового продавца. Дважды она ставила ее в пример другим девушкам, а по итогам работы за квартал отметила денежной премией. Казалось, что все складывает­ся хорошо, но Надежда стала замечать холодок в отношениях с други­ми продавцами. Однажды, обслуживая очередного покупателя, она услышала за спиной: «Ишь, выслуживается!». Сначала она даже не отнесла это на свой счет, но потом стала замечать недоверие. Когда в обеденный перерыв обсуждали громкую перебранку, возникшую меж­ду продавцом их отдела и покупателем, не стали слушать ее мнение. В другой раз замолчали, когда она подошла к разговаривающим де­вушкам. Отношения становились все хуже и хуже. С ней уже говори­ли только по делу. Все ее попытки выяснить, что случилось, наталки­вались на глухую стену молчания.

Наконец разразился скандал. В отделе, где работала Н. Березки- на, обнаружили недостачу. Так бывало и раньше. Сумма была неболь­шая, и ее обычно покрывали сообща, но тут вся смена поднялась вой­ной на Надежду, обвинив в недостаче ее. На собрании коллектива прозвучало заявление о том, что она воровка и таким, как она, не место в торговле. Рассерженная необоснованным обвинением, Надежда тоже не осталась в долгу. Она напомнила коллегам о невнимании к покупа­телям и об обвесах, свидетелем которых являлась неоднократно. Отно­шения были испорчены окончательно, и Надежда подала заявление об увольнении.

Представьте по возможности более полную характеристику кон­фликта. Обоснуйте ответ на вопрос: «Является ли конфликт функцио­нальным?».

Выделите составляющие конфликта, определить его причину.

Ответьте на вопрос: «Можно ли было избежать конфликта? Если да, то как? Если нет, то почему?»

ние окружения в конкурентоспособность. В этих условиях менеджер должен предпринимать меры по обеспечению приспособления работ­ников к нагрузкам и действиям под прессом постоянных изменений.

Стратегическое лидерство — ключ к выживанию при глобализа­ции среды. Особенно ярко его необходимость проявляется в условиях кризиса, когда организация должна в короткий срок (1—2 года) пере­строить всю свою деятельность: стратегию, структуру, финансы и куль­туру.

Таким образом, развитие и усложнение внешней среды и самой организации приводят к серьезным изменениям в планировании. В зависимости от конкретной ситуации современная организация может «настроить»' механизм планирования по-разному. При стабиль­ной среде он основывается на бюджетировании; при меняющейся, но достаточно предсказуемой среде — не ограничивается им, а допол­няется долгосрочными планами. Каждый из этих видов планирова­ния имеет свой инструментарий и требует «отладки» своей системы управления.

КОНТРОЛЬ

Управленческий контроль — это процесс наблюдения и регули­рования разных видов деятельности организации. Без контроля, т.е. обратной связи, замыкающей контур управления в кольцо, невозмож­но длительное ее функционирование. Контроль позволяет чему-то осу­ществляться именно так, как это было запланировано, т.е. контроль следует рассматривать как функцию, парную планированию.

Контроль можно разбить на три этапа: установление норм (стан­дартов) исполнения, измерение соответствия этим нормам и кор­рекция отклонений. Важнейшее значение в этом процессе имеют нор­мы. Они должны устанавливаться прежде, чем будет проведена какая-либо оценка. Нормы должны соответствовать цели плана, иначе это будут статистические данные, отслеживающие динамику процесса, а не достижения цели. Нормы — это единицы измерения, устанавлива­емые для того, чтобы служить образцом или критерием для оценки. Преимущество их использования состоит в том, что они, во-первых, позволяют объективно оценивать получаемые результаты и, во-вторых, делают возможным самоконтроль, что облегчает работу менеджера.

Различают три типа контроля: предварительный, текущий и заклю­чительный. Различие между ними связано не только с местом в произ­водственном процессе, но и с влиянием такого контроля на результат.

Предварительный контроль концентрируется на ресурсах и осу­ществляется до начала работ. В организациях предварительный конт­роль используется в трех ключевых областях — по отношению к чело­веческим, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организаци­ях за счет тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных долж­ностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных людей. Это повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно. Очевидно, что сделать высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно, и организации налаживают входной контроль поступающих ресурсов. Одним из способов предваритель­ного контроля является выбор надежного поставщика. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов являет­ся бюджетирование. Бюджет, осуществляя плановую функцию, в то же время служит средством контроля расходов.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе про­ведения работ, однако это происходит не одновременно, ведь контро­лируется все же результат, а не сама работа. При текущем контроле необходимо широко использовать обратную связь, тогда он будет содействовать обучению и развитию работника. Эта функция тради­ционно является прерогативой начальника и осуществляется по отно­шению к подчиненным. Простейший пример обратной связи — выска­зывание начальником своего мнения о работе подчиненных.

Заключительный контроль проводится после окончания работы. Хотя он и осуществляется в то время, когда все состоялось и изменить ничего нельзя, тем не менее он выполняет две важнейшие функции. Во-первых, предоставляет важные сведения для планирования в слу­чае, когда такие работы будут повторяться; во-вторых, формирует информацию для мотивации работников.

Поскольку функция контроля в значительной мере затрагивает интересы людей, при организации работы следует учитывать психо­логические аспекты. Менеджер никогда не должен отказываться от контроля, иначе у подчиненного возникнет ощущение, что его дея­тельность бесполезна и недостойна внимания. В то же время мелоч­ный навязчивый контроль способен отбить всякое желание к работе. Вот почему полезно «оговаривать» частоту и форму контроля с под­чиненными, шире использовать самоконтроль и объяснять конт­роль как корректирующий процесс, а не как средство ограничения свободы.

Менеджеры могут применять и такой прием, как фиксация гра­ниц возможных отклонений при получении результата. Исполнитель должен иметь право на ошибку и ее самостоятельное исправление. Опытные менеджеры понимают особенности разных типов контроля и используют их в своей практике.

МОТИВАЦИЯ

Мотивация — это процесс, с помощью которого работников побуж­дают к деятельности для достижения личных целей и целей органи­зации. Она составляет сердцевину, основу управления человеком, и менеджеру важно понимать особенности этого процесса.

В зависимости от цели, которую преследует мотивация, можно выделить два основных типа. Первый из них состоит в том, что путем внешних воздействий человека побуждают к желаемым действиям. Этот тип мотивации напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу». В данном случае для менед­жера важно знать, какие мотивы могут побуждать человека к жела­емым действиям.

Второй тип организационно сложнее, его цель — сформировать определенную мотивационную структуру человека. Должна произой­ти активация одних мотиваторов и ослабление других. Он имеет воспи­тательный и образовательный характер, прямо не связан с конкретны­ми действиями и требует от менеджера больших усилий и знаний. Однако результаты использования второго типа существенно превос­ходят результаты использования первого типа. Обычно организации стремятся сочетать оба типа мотивации.

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха организации. Вопреки воле работ­ника нельзя добиться многого. Имея определенное расположение, жела­ние и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, сотрудники придают каж­дой работе персонифицированный характер. В силу этого управление человеком должно строиться таким образом, чтобы работник сам стре­мился выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результа­тивно с точки зрения достижения организацией своих целей.

Подход к эффективному управлению человеком состоит в рацио­нальной мотивации. В самом общем смысле мотивация понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям. Эта функция в своем развитии прошла длительный путь от теории «кнута и пряника» до современных сложнейших концепций.

В классической теории мотивации делается предположение, что деньги — лучший мотиватор. Она допускает, что люди осознанно выби­рают тот курс, который в финансовом плане наиболее выгоден. Эта теория достаточно проста — людей можно заставить работать, если платить им больше. Однако в коллективах, ориентированных только на деньги, складывается своеобразное отношение к работе. Персонал выполняет только ту работу, которая оплачивается, действуя по прин­ципу: «После нас хоть потоп».

Существуют теории «X» и «У», которые описывают основные допущения подстегивающего и доверительного подходов к мотивации. Руководитель, попадающий в группу теории «X», склонен к созданию организационного климата с жестким контролем, централизованной властью, автократическим лидерством и минимальным участием сотрудников в процессе принятия решений. Руководители, входящие в группу теории «У», понимают, что эффективному организационно­му климату свойственно более свободное общее руководство, децент­рализация власти, меньшая опора на принуждение и контроль, демок­ратический стиль лидерства и большее участие сотрудников в процессе принятия решений. В действительности, но всей вероятности, опти­мальна теория «Z», включающая в себя оба эти подхода.

Одна из теорий допускает индивидуальные различия в мотивационных факторах. Она постулирует, что удовлетворение одной потреб­ности подвигает человека к последующим потребностям (физиологи­ческим, в безопасности, социальным, в признании и самореализации). Эта теория доказывает, что необходимо допустить существование неко­торых градаций потребностей, чтобы превратить работников в более продуктивных, удовлетворенных и признательных людей.

Согласно теории, на продуктивность человека влияют две группы факторов: поддерживающие и мотивирующие. Поддерживающие факторы включают в себя требования, которые должны быть удовлет­ворены до того, как работника начнут мотивировать. К этой группе относятся политика организации в области заработной платы, стиль управления, межличностные отношения, гарантия занятости, условия труда, статус. Мотивирующие факторы призваны выработать у работ­ника преданность своему делу. Это ориентация на личный успех, воз­можность карьерного роста, ответственность, интересная работа.

Отличие другой теории состоит в том, что акцент в ней делается на руководителе, а не на подчиненных. Предлагается четыре основ­ных вида управленческого стиля. При первом из них работники моти­вируются лишь страхом, угрозами и лишь изредка — вознаграждени­ем. Почти все решения принимаются наверху, а коммуникации, идущие снизу вверх, игнорируются. При втором — некоторые незначительные решения делегируются нижним уровням, но информационный поток так и остается, главным образом, нисходящим. Вознаграждение исполь­зуется больше, но нормой является наказание. При третьем стиле работ­никам оказывается некоторое, но не полное доверие. Информация пере­дается и вверх и вниз, но все значимые решения принимаются наверху. Четвертый стиль предполагает действия на основе взаимного доверия и ответственности. Сотрудники свободно обсуждают с начальниками свою работу, информация передается вверх, вниз и горизонтально, принятие решений равномерно распределяется по всей организации. Теория человеческих отношений — почти полная противоположность классической теории.

Согласно теории ожидания достижение результата зависит от при­ложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных осо­бенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень, действительно, повлечет за собой вполне определенное вознаграждение. Устанавливается соот­ношение между вознаграждением и результатом. Один из наиболее важных выводов данной теории — результативный труд ведет к удов­летворенности. Эта модель показала, что важно объединить такие поня­тия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлет­ворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы.

Теория потребностей делает упор на потребностях высших уров­ней. Считается, что людям присущи три потребности: власти, успеха и участия. Потребность власти выражается как желание воздейство­вать на других людей. Потребность успеха удовлетворяется не возна­граждением конкретного человека, а процессом доведения работы до успешного завершения. Вывод: людям с разными потребностями надо создавать различные условия для продуктивного труда.

Бесспорно, что любая теория упрощает реальность, но ее знание позволяет руководителям значительно расширить свои возможности в привлечении образованного работника к выполнению задач, направ­ленных на достижение целей организации. При планировании и орга­низации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнять данная структура, когда и кто это должен делать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководство получает возможность координировать усилия многих работников и сообща реализовывать их потенциальные возможности. Реальностью такое управление стано­вится лишь в том случае, если применены на практике основные прин­ципы и теории мотивации.

Задания

ЗАДАНИЕ 1. Терминология.

Выпишите новые термины, дайте им определения.

ЗАДАНИЕ 2. Определения.

Для следующих понятий укажите соответствующие термины.

1. Функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений практическому состоянию системы.

2. Процесс стимулирования деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей организации.

3. Процесс выбора целей и решений, необходимых для их дости­жения.

4. Психологический и физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.

5. Позитивное воздействие на личность, воспринимаемое как положительный стимул, способствующее возникновению чув­ства удовлетворенности, самоуважения, гордости и т.д.

6. Разделение работы на части, делегирование ее исполнения работникам и установка взаимосвязей между ними.

ЗАДАНИЕ 3. Управленческий цикл.

Дополните и поясните рисунок.


 

ЗАДАНИЕ 4. Контур процесса управленческого контроля. Дополните и поясните рисунок.


 

ЗАДАНИЕ 5. Управленческий цикл и связующие процессы. Дополните и поясните рисунок к данному заданию.

ЗАДАНИЕ 6. Управленческий цикл.

Нарисуйте схему цикла управления. Выпишите три основных вопроса, на которые менеджмент дает ответ в ходе осуществления функции планирования.

 

 

ЗАДАНИЕ 7. Характеристика планирования. По приведенному образцу продолжите заполнение таблицы.

Вид плана Решаемая задача Уровень организационной структуры
Стратегический Тактический Оперативный Обеспечивает: ■ адаптацию организации к внешней среде; ■ оптимизацию инвести­ционных процессов; ■ создание условий для крупномасштабных изме­нений Институциональный

 

ЗАДАНИЕ 8. Факторы внутренней и внешней среды.

Заполните пустые строки.

Перечень внешних опасностей и возможностей включает резуль­таты анализа следующих групп факторов:

1) экономических (фаза развития экономики, изменение доходов населения, ...);

2) ………………….;

3 ).......................... ;

4 ).......................... ;

5 ).......................... ;

6 ).......................... ;

7) социального поведения.

Перечень внутренних сильных и слабых сторон включает резуль­таты изучения следующих аспектов организации:

1).......................... ;

2).................................... ………………………;

3 ).......................... ;

4 ) …………………..;

5) культура и образ корпорации.

ЗАДАНИЕ 9. Контроль как функция управления. Какие особенности имеет контрольная функция управления? Объясните смысл следующих связей:

■ «контроль — планирование»;

■ «контроль — организация»;

■ «контроль — мотивация».

ЗАДАНИЕ 10. Характеристика контроля. По приведенному образцу продолжите заполнение таблицы.

 

Вид контроля Сфера Метод Исполнитель
Предварительный использования Обеспечение трудо­выми ресурсами Проверка соответ­ствия квалифика­ции работника тре­бованиям будущей работы Инструктаж и тести­рование перед вы­полнением работы Отдел кадров или отдел развития пер­сонала Непосредственный начальник
  Обеспечение сырьем, материалами, ком­плектующими Входной контроль на основе статисти­ческих методов Выбор «постоянно­го поставщика» с уточнением требо­ваний к поставкам Сертификация системы качества поставщика Составление бюд­жетов Отдел технического контроля
  Обеспечение финан­совыми ресурсами   Планово-бюджет­ный отдел
Текущий
Заключительный
             

 

ЗАДАНИЕ 11. Особенности функции контроля. В таблице сформулированы особенности функции контроля. Заполните свободную колонку по приведенному образцу.

Особенность функции контроля Форма проявления в практической деятельности
1. Имеет психологи­ческий аспект 1. Внутри контроля встроено требование обязательности исполнения, поэтому присутствует давление на исполнителя. Восприятие давления носит индивидуальный характер, поэто­му реализуя контроль, руководитель должен считаться с осо­бенностями личности, т.е. контроль должен носить индивиду­альный характер 2. Контроль — это профессиональная услуга, которую руково­дитель обязан оказывать своему подчиненному. Руководитель не имеет права игнорировать функцию контроля, иначе у под­чиненного складывается ощущение ненужности выполняемой работы 3. Необходимо обсуждать с подчиненным срок и форму конт­роля при выдаче задания, иначе может сложиться впечатление, что сначала вы доверяли, а теперь решили проверять 4. Следует учитывать разнообразие форм контроля: от развер­нутого отчета о проделанной работе до вопроса на ходу: «Как дела?» и выбирать их в соответствии с ситуацией
2. Является парной с функцией планирования
3. Реализуется всеми членами организации

 

ЗАДАНИЕ 12. Эффективность внутриорганизационного контроля. Дополните список рекомендаций, которые позволяют избежать негативное воздействие контроля на поведение сотрудников в тради­ционных организациях.

Прокомментируйте их и приведите примеры реализации.

Рекомендации по повышению эффективности контроля: ■ контроль должен быть комплексным. Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты;

■ система контроля должна быть адекватной личности руководи­теля и персонала;

■ контроль должен осуществляться открыто, стать проявлением внимания к сотрудникам;

■ результаты контроля должны быть доведены до исполнителей;

■ вознаграждайте за достижение стандарта;

■ контроль

Дата: 2016-10-02, просмотров: 577.