СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

· Развитие классического менеджмента

· Зарождение организаций нового типа

· Национальный менеджмент в глобальном мире

· Задания, ситуации, деловые игры

 

РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В своих исследованиях П. Друкер показал, что изменение промыш­ленной организации происходило, опираясь на изменение технологи­ческой основы по схеме: ремесленная мастерская — мануфактура — фабрика — завод. Важно, что до XX столетия этот процесс шел мед­ленно, на изменения уходили века. После первой промышленной ре­волюции, имевшей место в начале прошлого столетия, на преобразо­вания приходилось несколько десятков лет. Использование паровозов и пароходов содействовало росту рынков, и производить много стало выгодно, что содействовало росту масштабов организаций. Одновре­менно шел и обратный процесс. Воздействие крупных организаций на рынок приводит к его насыщению, что стимулирует необходимость изменения самих организаций.

В ответ на потребности практики активизируются исследования по менеджменту, призванные объяснить происходящие изменения. В исследовательской литературе США принято выделять три этапа из­менений, представленных в табл. 5.1.

На первом этапе зародившиеся теории классического менедж­мента позволяют упорядочить организацию процесса управления биз­несом, что обеспечило огромный рост производительности труда. Формируется концепция массового производства, использующая детальное разделение труда и низводящая работника до уровня спе­циалиста по движению. Концепция успеха сводится к формуле: мак­симальное производство стандартного товара при минимальных затратах. Поэтому главное внимание менеджеров сосредоточено на про­цессе производства.

 

Таблица 5.1

Этапы развития менеджмента

Характеристика Период
С 1911 г. до конца 1940-х гг. 1950-1970 гг. С 1980 г. до конца 1990-х гг.
Производство Главная ценность, определяющая результат Машина Машина + + Персонал Квалифицирован­ный персонал + + Знания
Результат производства Товары Товары + Услуги Товары + Услуги + + Информация
Система управления Отлаженный, дешевый процесс производства Активные продажи Своевременные изменения любого рода
Состояние рынка Растущие рынки. Слабая конкурент­ная борьба. Рыночная власть у продавца Традиционные рынки насыщены. Активная конку­рентная борьба на отечественных рынках. Рыночная власть все чаше в руках у покупателя   Рынки насыщены. Глобальная кон­куренция. Рыноч­ная власть у поку­пателя
Отношение к работнику Работник — прида­ток к машине. Тейлор «отлажи­вает» человека Управление кадра­ми (человеческий фактор). Шире используется ква­лифицированный персонал, способ­ный принимать самостоятельные решения Управление персо­налом (человече­ский капитал). ' Широко использу­ется персонал, имеющий два выс­ших образования. Персонал — это соратники по об­щему делу
Методы воздейст­вия преимущест­венно Административные Экономические. Зарождение теории лидерства Психологические; учитываются инте­ресы личности. Теории организа­ционной культуры
Уровень развития и использования теории управления Менеджмент офор­мился как наука и практика. Он активно использу­ется для обеспече­ния роста прибыль­ности отдельной компании Менеджмент стал нормой для каждой компании. Он содей­ствовал усилению конкурентной борь­бы и удешевлению не только производ­ства, но и продажи В старом понима­нии, как набор правил поведения отдельной фирмы, умирает. Новые концепции пыта­ются увязать интересы органи­зации и общества

 

 

Успех изложенного подхода приводит к насыщению традицион­ных рынков и появлению проблем со сбытом товаров. Теория управ­ления предлагает новые решения. Системный подход объясняет важ­ность влияния на успех организации внешней среды. Зарождается и активно развивается концепция маркетинга. В 70-е годы получает признание концепция стратегического планирования, объясняющая практикам как можно более эффективно достигать цели, используя имеющиеся ресурсы организации (цель — средства). Активное внима­ние к потребителю делает необходимым элементом процесса произ­водства управление качеством, первоначально стремящееся к просто­му обеспечению технических параметров, а позднее — к обеспечению удобства и экономичности потребления. Производители осознают важ­ность сферы услуг. Научно-техническая революция коренным обра­зом изменяет требования к работникам. Из придатка к машине они становятся создателями производственных процессов, что невозможно без роста образовательного уровня и изменения самосознания. В ответ на эти изменения теория управления предлагает концепцию управления кадрами. Используемые ранее преимущественно адми­нистративные методы заменяются экономическими, зарождаются теории лидерства.

Концепция успеха в управлении усложняется. Необходимо не только произвести продукцию с минимальными затратами (что теперь требует не только передовой техники, но и квалифицированного пер­сонала), но и угодить клиенту, продать товар с минимальными издер­жками (концепция логистики).

Овладение приемами «давления» на рынок усилило конкурент­ную борьбу, которая при активном использовании информационных технологий приобретает все более выраженный глобальный характер. В условиях быстрых и непредсказуемых технико-технологических изменений агрессивность внешней среды возрастает. Признание это­го факта приводит к изменению концепции стратегического планиро­вания. Вводится понятие стратегического потенциала, развитие кото­рого и может помочь организации выстоять. Получает признание концепция управления изменениями (инновационный менеджмент). Насыщение рынков приводит к смене рыночной власти, которая ухо­дит от продавца к покупателю. Расширяется активность работы обще­ственных организаций (обществ по защите прав потребителей, движе­ния зеленых, местных сообществ).

В теории управления появляется новое понятие — стейкхолдеры, которое позволяет более детально рассматривать хозяйственные субъекты, взаимодействующие с организацией, с тем, чтобы учитывать в процессе управления их интересы. Технологические изменения и но­вые возможности, предоставляемые информационными технология­ми, коренным образом меняют понятие производства. Теперь произ­водятся не только товары, но и услуги и информация. Носителем последней является человек. Вновь меняется роль работника.

В ответ на эти изменения теория менеджмента предлагает кон­цепцию управления человеческим капиталом. Ставится задача не по лучшему использованию человеческих ресурсов, а по превращению персонала в соратников по бизнесу (концепции участия в прибылях и расширения прав команд). При работе с персоналом все шире ис­пользуются психологические методы, активно развивается концеп­ция организационной культуры, позволяющей осуществлять мягкое воздействие на личность с целью мобилизации ее творческого потенциала.

Таким образом, технический и социальный прогресс при содей­ствии теории управления привел производство и общество к принци­пиально новому состоянию. Современная организация не может рас­сматриваться изолированно от требований общества, структурной единицей которого она является, не может, как ранее, управляться на основе четких правил и норм.

Управление работниками, имеющими часто два высших образо­вания, может носить только творческий характер. Принципиальное значение для успеха организации приобретает такой ресурс, как зна­ния, управлять которыми можно только через людей. В этих условиях зарождаются новые организации, построенные не на базе разделения труда, а на принципиально иных основах.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 218.