План
· Развитие классического менеджмента
· Зарождение организаций нового типа
· Национальный менеджмент в глобальном мире
· Задания, ситуации, деловые игры
РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В своих исследованиях П. Друкер показал, что изменение промышленной организации происходило, опираясь на изменение технологической основы по схеме: ремесленная мастерская — мануфактура — фабрика — завод. Важно, что до XX столетия этот процесс шел медленно, на изменения уходили века. После первой промышленной революции, имевшей место в начале прошлого столетия, на преобразования приходилось несколько десятков лет. Использование паровозов и пароходов содействовало росту рынков, и производить много стало выгодно, что содействовало росту масштабов организаций. Одновременно шел и обратный процесс. Воздействие крупных организаций на рынок приводит к его насыщению, что стимулирует необходимость изменения самих организаций.
В ответ на потребности практики активизируются исследования по менеджменту, призванные объяснить происходящие изменения. В исследовательской литературе США принято выделять три этапа изменений, представленных в табл. 5.1.
На первом этапе зародившиеся теории классического менеджмента позволяют упорядочить организацию процесса управления бизнесом, что обеспечило огромный рост производительности труда. Формируется концепция массового производства, использующая детальное разделение труда и низводящая работника до уровня специалиста по движению. Концепция успеха сводится к формуле: максимальное производство стандартного товара при минимальных затратах. Поэтому главное внимание менеджеров сосредоточено на процессе производства.
Таблица 5.1
Этапы развития менеджмента
Характеристика | Период | ||
С 1911 г. до конца 1940-х гг. | 1950-1970 гг. | С 1980 г. до конца 1990-х гг. | |
Производство Главная ценность, определяющая результат | Машина | Машина + + Персонал | Квалифицированный персонал + + Знания |
Результат производства | Товары | Товары + Услуги | Товары + Услуги + + Информация |
Система управления | Отлаженный, дешевый процесс производства | Активные продажи | Своевременные изменения любого рода |
Состояние рынка | Растущие рынки. Слабая конкурентная борьба. Рыночная власть у продавца | Традиционные рынки насыщены. Активная конкурентная борьба на отечественных рынках. Рыночная власть все чаше в руках у покупателя | Рынки насыщены. Глобальная конкуренция. Рыночная власть у покупателя |
Отношение к работнику | Работник — придаток к машине. Тейлор «отлаживает» человека | Управление кадрами (человеческий фактор). Шире используется квалифицированный персонал, способный принимать самостоятельные решения | Управление персоналом (человеческий капитал). ' Широко используется персонал, имеющий два высших образования. Персонал — это соратники по общему делу |
Методы воздействия преимущественно | Административные | Экономические. Зарождение теории лидерства | Психологические; учитываются интересы личности. Теории организационной культуры |
Уровень развития и использования теории управления | Менеджмент оформился как наука и практика. Он активно используется для обеспечения роста прибыльности отдельной компании | Менеджмент стал нормой для каждой компании. Он содействовал усилению конкурентной борьбы и удешевлению не только производства, но и продажи | В старом понимании, как набор правил поведения отдельной фирмы, умирает. Новые концепции пытаются увязать интересы организации и общества |
Успех изложенного подхода приводит к насыщению традиционных рынков и появлению проблем со сбытом товаров. Теория управления предлагает новые решения. Системный подход объясняет важность влияния на успех организации внешней среды. Зарождается и активно развивается концепция маркетинга. В 70-е годы получает признание концепция стратегического планирования, объясняющая практикам как можно более эффективно достигать цели, используя имеющиеся ресурсы организации (цель — средства). Активное внимание к потребителю делает необходимым элементом процесса производства управление качеством, первоначально стремящееся к простому обеспечению технических параметров, а позднее — к обеспечению удобства и экономичности потребления. Производители осознают важность сферы услуг. Научно-техническая революция коренным образом изменяет требования к работникам. Из придатка к машине они становятся создателями производственных процессов, что невозможно без роста образовательного уровня и изменения самосознания. В ответ на эти изменения теория управления предлагает концепцию управления кадрами. Используемые ранее преимущественно административные методы заменяются экономическими, зарождаются теории лидерства.
Концепция успеха в управлении усложняется. Необходимо не только произвести продукцию с минимальными затратами (что теперь требует не только передовой техники, но и квалифицированного персонала), но и угодить клиенту, продать товар с минимальными издержками (концепция логистики).
Овладение приемами «давления» на рынок усилило конкурентную борьбу, которая при активном использовании информационных технологий приобретает все более выраженный глобальный характер. В условиях быстрых и непредсказуемых технико-технологических изменений агрессивность внешней среды возрастает. Признание этого факта приводит к изменению концепции стратегического планирования. Вводится понятие стратегического потенциала, развитие которого и может помочь организации выстоять. Получает признание концепция управления изменениями (инновационный менеджмент). Насыщение рынков приводит к смене рыночной власти, которая уходит от продавца к покупателю. Расширяется активность работы общественных организаций (обществ по защите прав потребителей, движения зеленых, местных сообществ).
В теории управления появляется новое понятие — стейкхолдеры, которое позволяет более детально рассматривать хозяйственные субъекты, взаимодействующие с организацией, с тем, чтобы учитывать в процессе управления их интересы. Технологические изменения и новые возможности, предоставляемые информационными технологиями, коренным образом меняют понятие производства. Теперь производятся не только товары, но и услуги и информация. Носителем последней является человек. Вновь меняется роль работника.
В ответ на эти изменения теория менеджмента предлагает концепцию управления человеческим капиталом. Ставится задача не по лучшему использованию человеческих ресурсов, а по превращению персонала в соратников по бизнесу (концепции участия в прибылях и расширения прав команд). При работе с персоналом все шире используются психологические методы, активно развивается концепция организационной культуры, позволяющей осуществлять мягкое воздействие на личность с целью мобилизации ее творческого потенциала.
Таким образом, технический и социальный прогресс при содействии теории управления привел производство и общество к принципиально новому состоянию. Современная организация не может рассматриваться изолированно от требований общества, структурной единицей которого она является, не может, как ранее, управляться на основе четких правил и норм.
Управление работниками, имеющими часто два высших образования, может носить только творческий характер. Принципиальное значение для успеха организации приобретает такой ресурс, как знания, управлять которыми можно только через людей. В этих условиях зарождаются новые организации, построенные не на базе разделения труда, а на принципиально иных основах.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 245.