Минувший XX век стал для мира временем великих потрясений, чреватых и ослеплениями, и прозрениями. Он небывалым образом объединил людей в «мировое сообщество», но этот век явил и небывалую конфликтность общественной жизни.
Миру навязана американская модель жизни в политической, правовой, религиозной, культурной, а главное, в экономической сфере. Такое навязывание оправдывает себя «заботой о прогрессе», тем, что американская модель жизни весьма универсальна и наиболее успешна. Однако XX век обнаружил и высокую жизнеспособность альтернативных, неамериканских принципов выстраивания жизни. Более того, реальная практика, в частности предмета нашего рассмотрения — менеджмента, в разных странах свидетельствует, что успех даже в экономической сфере (в этой вотчине американизма) возможен только при опоре на собственные национальные особенности.
Российский менеджмент — это комплексная инновационная наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.
Формирующийся отечественный менеджмент призван принять во внимание наиболее характерные для инновационной управленческой мысли четыре новые тенденции:
1) интернационализация менеджмента, осмысление новых реалий, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием взаимозависимости в мировой экономике, развитием транснациональных корпораций и международных систем информации;
2) рост международной конкуренции, ведущей к выживанию наиболее эффективных корпораций;
3) ориентация на такие ценности, как социальная и экономическая эффективность, реализация потенциала работника и системы, растущая готовность к нововведениям;
4) сочетание различных типов систем управления — как жестко регламентированных, так и основанных на внутренней свободе в зависимости от принятой организационной культуры и человеческих отношений.
В настоящее время для России актуальна проблема осознания сильных сторон собственной ментальное™ и формирование на ее основе новых исполнителей и специалистов, способных осуществлять управление организациями, адекватное реалиям развития страны. Нужно попытаться понять, что уже сформировалось в российской деловой культуре, и какие черты ей присущи. Разобравшись в этом, легче предвидеть, каковы реальные шансы внедрения разных моделей менеджмента в России.
В мире кризис духовности, разобщенность людей, отсутствие между ними нормальных контактов, лишают их возможности самореализации через те или иные сферы общения. Россия в этом отношении обладает очень мощным и своеобразным потенциалом, основанным на уникальном сплаве западного рационализма и восточной духовности, на очень сложной совокупности этих явлений. Эту уникальность необходимо учесть.
Между «западным» и «восточным» подходами к управлению имеются существенные отличия, но они не являются диаметрально противоположными. Поэтому они могут быть приняты и применены с поправкой на национальные особенности представителями различных культур. Это мнение хорошо иллюстрирует китайский опыт использования принципов западного менеджмента. Осознание и использование национального менталитета в искусстве управления поможет вести поиск российской управленческой специфики и построения эффективной российской модели управления в условиях глобализации.
Бизнес и предпринимательство являются одним из институтов общества, который занимается созданием дополнительной потребительной стоимости, развивая свою культуру. И в этой культуре есть некая доля интернациональности. Поскольку политика протекционизма широко распространена в мире, ею приходится пользоваться и в системе менеджмента. Опыт показывает, что свой, или третий, путь не всегда оказывается самым лучшим, а институциональная культура бизнеса, привнесенная с Запада, доказывает свою эффективность всегда, в том числе и в России. Отсюда следует вопрос: можно ли привить в стране иностранную бизнес-культуру? Создание предприятий с участием иностранного капитала показывает, что такое возможно. Однако исследования показали, что есть возрастные границы усвоения человеком другой культуры, по достижении которых изменить что-либо довольно сложно. Значит, теперешнему поколению в бизнесе не стоит рассчитывать на серьезные изменения в поведении отечественных партнеров.
Новое поколение российских предпринимателей и менеджеров должно обучаться образцам поведения с детства, тогда будет возможен успешный результат. В бизнесе важна моральная среда, для предприятия важна мораль нанимаемых работников, а формируется мораль религией, другого института человечество пока не придумало. Поэтому когда мы говорим о низкой морали, мы имеем в виду невысокое влияние религиозного и светского образования на воспитание людей. Для бизнеса самое трудное — это менять людей, а не систему, но при помощи хорошей системы можно заставить людей поменять свои привычки. Знание истории национальной культуры, ее ценностей и образцов поведения людей в различных хозяйственных ситуациях позволяет профессионально готовить и воспитывать будущих менеджеров. Без знания особенностей национальной деловой культуры невозможно решать на высоком профессиональном уровне сложные и комплексные задачи, особенно в системе предприятий с иностранными инвестициями.
Зарубежный опыт полезен с двух точек зрения — во-первых, приемов и концепций управления, которые могут быть адаптированы и использованы в отечественной практике, во-вторых, осмысления управленческой психологии, мотивации, подходов к принятию управленческих решений для более эффективного взаимодействия и развития сотрудничества с другими государствами в условиях неизбежной ныне глобализации экономики.
Задания
ЗАДАНИЕ 1. Терминология.
Выпишите новые термины, дайте им определения.
ЗАДАНИЕ '2.Определения.
Укажите термины, характеризуемые следующими понятиями.
1. Идеальный, мысленно сконструированный образ будущего результата действий.
2. Исходная концептуальная схема, модель, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
3. Область действительности, в которой не представляется возможным решить задачи структурирования.
4. Система, имеющая многоуровневую структуру, элементы которой расположены по уровням в порядке подчинения.
5. Система, создающая ценность для многих рыночных игроков.
6. Совокупность взаимосвязанных деловых операций, обеспечивающих получение технологически законченного результата.
7. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития.
8. Совокупность решений и действий, касающихся отбора и распределения ресурсов, необходимых для достижения цели.
9. То, что ценят потребители и за что они готовы платить.
10. Целостная совокупность взаимосвязанных элементов.
ЗАДАНИЕ 3. Различия в понимании ценности.
Сформулируйте и сопоставьте ценности для следующих пар пользователей:
■ сторонник научной школы управления и школы поведенческих наук;
■ клиент McDonald's и системы ресторанов быстрого питания «Едок»;
■ пассажир маршрутки и собственного автомобиля;
■ владелец мобильного и городского телефона.
ЗАДАНИЕ 4. Мировые тенденции развития организации.
Используя метод контрольных вопросов, проанализируйте состояние вашей организации и возможные ее изменения в ближайшем будущем.
Характеристика | Прошлое | Настоящее | Будущее |
Структура | Строгая иерархия | Самоорганизация | Сеть |
Организация | Порядок, давление | Демократия | Взаимозависимость |
Руководство | Авторитаризм, единоначалие | Централизация | Самоуправление, целевая ориентация |
Персонал | Дешевая рабочая сила | Однородность, образование | Взаимодополнение, принадлежность к различным культурам |
Организация работы | Пооперационная | Групповая поточная | Индивидуально- коллективная, гибкая |
Рынки, сферы | Ограниченные территории, товары | Внутренние | Глобальные |
Маркетинг | "Товары, услуги | Товары, марки, фирмы | Удобство личности |
Выгоды | Общественно полезное время | Стоимость | Личное время |
Цели | Прибыль для собственников | Потребности клиентов | Удобство персонала, удовлетворение от работы, развитие организации |
Ориентация | Прибыль | Конкуренция, потребители | Персонал организации |
Ресурсы | Материалы, техника | Капитал, технология | Информация, знания |
Вид управления | Частное, единоличное, государственное | Совет директоров (коллективное), централизованное принятие решения | Разнообразное, приближение к технологии принятия решений на любом уровне |
Сектор деятельности | Производство | Сфера обслуживания | Виртуальная |
Качество | Общие нормы, стандарты | Повышение и ужесточение мирового уровня | Бескомпромиссное достижение возможного уровня |
Основание | Технология | Капитал, собственность | Знания, опыт, информация, интуиция |
Контроль | Постоянный, специальные органы | Тотальный, внутри- групповой | Внутренний (самоконтроль), мотивация |
ЗАДАНИЕ 5. Эффективно работающая организация. Выполняется в форме учебной дискуссии.
Цель — осмыслить те изменения в подходах к оценке деятельности организаций, которые произошли за последние десятилетия XX в.,
когда все развитые страны, по выражению П. Друкера, превратились в общества организаций.
Вводная информация
Информационной основой для проведения дискуссии должна служить лекция и знакомство со следующими литературными источниками: Друкер II. Энциклопедия менеджмента. М. : Вильяме, 2004; Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2002.
Сценарий
1. Перед началом дискуссии учебная группа делится как минимум на две подгруппы. Каждая из них сдвигает столы таким образом, чтобы можно было вести внутригрупповую дискуссию. Студенты получают вопросы для обсуждения и лимит времени для завершения работы.
2. Каждая группа, опираясь на подготовленный материал, в письменном виде формулирует ответы.
3. Ответ выносится на доску и доказывается.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Зачем люди работают вместе и создают организацию? Что является целью, а что средством?
2. Как формулировалась цель деятельности организации на протяжении XX в.?
3. Кто заинтересован в достижении этой цели? Составьте список таких групп людей и организаций.
4. Сформулируйте смысл их интересов. Совпадают ли их интересы, если да, то почему, если нет, то чьи интересы важнее?
5. Каковы последствия нарушения интересов этих групп?
6. Кто отвечает в организации за соблюдением этих интересов?
7. Как вы понимаете термин «эффективно работающая организация»?
ЗАДАНИЕ 6. Особенности Российского менеджмента.
Выполняется в форме учебной дискуссии.
Цель — оценить реальное положение в сфере управления организацией в нашей стране.
Вводная информация
Особенности национальных систем управления вытекают из явления, которое обозначается термином «менталитет нации». Менталитет формируется веками под влиянием географических, исторических и других особенностей конкретного социума. В нашей стране этот процесс был насильственно нарушен в процессе создания социалистического общества и построения коммунизма. Более 70 лет выстраивалась специфическая система управления, ориентированная на идеологические догмы «всеобщего равенства и братства». Переход к рыночной экономике изменил понимание многих экономических явлений, но сколь велик прогресс в этом направлении, нам предстоит определить.
Оценивать самих себя всегда трудно, поэтому при работе в группе нужно опираться не только на свой опыт, но и опыт других участников дискуссии.
Сценарий
1. Количество выделяемых подгрупп зависит от величины учебной группы. Поскольку предлагается три вида вопросов для обсуждения, то подгрупп может быть от одной до трех. Каждая из них сдвигает столы таким образом, чтобы можно было вести внутригрупповую дискуссию. Студенты получают вопросы для обсуждения и лимит времени для завершения работы.
2. На базе внутригрупповой дискуссии в произвольной форме оформляется письменный ответ на каждый вопрос. Готовый материал сдается преподавателю.
3. Преподаватель читает лекцию, в ходе которой, объясняются причины специфичности системы управления, сложившейся в Советском Союзе, и выделяет эту специфику.
4. Группам возвращаются материалы их работы. В них требуется отметить красным цветом, что изменилось в системе управления после перехода к рыночной экономике. Если в дискуссии было занято 2—3 группы, то проводится обмен полученной информацией.
5. В заключении обсуждаются полученные результаты.
Вопросы для обсуждения
Тема 1. Место и роль рядового работника в системе управления
1. Отношение руководства к созданию условий работы.
2. Возможность участия в управлении.
3. Отношение к качеству работы, профессионализм.
4. Объективность оценки результата работы.
5. Организация оплаты труда и поощрения.
6. Отношение к ответственности, инициативе.
7. Основное качество для служебного роста.
Тема 2. Место и роль руководителя в системе управления
1. Цель деятельности (профессионал или администратор).
2. Использование научных методов.
3. Критерии оценки; особенности построения карьеры.
4. Степень свободы в принятии решений.
5. Отношение к ответственности, инициативе.
6. Отношения с подчиненными, лидерство.
7. Организация оплаты и поощрения.
Тема 3. Особенности управления организацией
1. Объединяющая коллектив цель: идеологическая, оценочная.
2. Принципы, которые лежат в основе отношений с партнерами, в том числе при продажах и закупках.
3. Отношение к издержкам, что понимают под экономической целью?
4. Отношение к изменениям.
5. Организация контроля.
6. Организация планирования.
7. Что рассматривается как возможности?
8. Соблюдение морально-этических норм.
9. Составьте список стейкхолдеров.
10. Главный фактор успеха
Ситуации
СИТУАЦИЯ 1. Технологии и менеджмент
В XIX в. и в первой половине XX столетия считалось, что технологии, существующие за пределами какой-либо отрасли промышленности, не оказывают на нее никакого влияния. Сегодня приходится исходить из того, что основное влияние на конкретную организацию и всю отрасль оказывают как раз технологии, находящиеся за пределами данной отрасли.
Раньше считалось, что все производимое исследовательской лабораторией данной организации, должно использоваться внутри нее или внутри данной отрасли. Эти представления лежали в основе деятельности лаборатории американской телефонной компании Bell. Почти все, что открыли и изобрели ее ученые, нашло свое применение в сфере коммуникаций. Однако ситуация резко изменилась с момента, когда ученые из лаборатории Bell сделали, пожалуй, свое самое крупное изобретение — транзистор. Сама телефонная компания достаточно интенсивно использовала его в своей работе. Но гораздо более широкое применение транзисторам нашлось в других отраслях. Поскольку этого никто не .мог предвидеть, компания Bell Telephone практически даром отдала изобретение другим компаниям. Только из-за этого коммерческого просчета Bell огромные прибыли и величайшие достижения в сфере электроники принадлежат компаниям, не имеющим ничего общего с телефонным бизнесом.
Зато технологии, коренным образом изменившие телефонную систему, — цифровые системы и стекловолокно, появились отнюдь не в лаборатории Bell, а в отраслях, не связанных с телефонной связью. И это явление за последние 30—50 лет стало типичным буквально во всех отраслях.
Столь же важным для подъема промышленности в XIX в. — начале XX в. было и второе представление: конечное потребление товаров неизменно и задано. Такое положение воспринималось как должное не только организациями, отраслями и потребителями, но и государством. Именно на этих представлениях базируется все антимонопольное законодательство США. И по сей день юристы, специализирующиеся на антимонопольном праве, главное внимание уделяют доминированию тех или иных компаний на рынке стеклянных бутылок, почти не обращая внимания на то, что, например, пиво все чаще разливается в жестяные банки.
После Второй мировой войны формы конечного потребления уже не так жестко «привязаны» к одному товару или услуге. Пластиковая тара стала первым исключением из общего на тот момент правила. Сегодня уже ясно, что когда некий материал завоевывает популярность там, где прежде безраздельно господствовал другой, это вовсе не случайность. Все чаще одна и та же потребность удовлетворяется несколькими разными способами. Уникальна только потребность, а не средства ее удовлетворения.
Сегодня появился новый «основной ресурс» — информация. Он в корне отличается от всех основных ресурсов тем, что не подпадает под категорию редких и ограниченных. Напротив, информация обладает свойством безграничности, что служит категориальной характеристикой не ресурса, а потребностей. Информация «не привязана» ни к одному из видов промышленности, ни к одной из форм предпринимательской деятельности. Она не имеет одного конечного использования, равно как и конечный пользователь не привязан к специфическому виду информации и не зависит от конкретного вида информации.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что менеджмент уже не может ориентироваться исключительно на свой товар или услугу, на хорошо освоенные рынки и традиционные виды конечного использования продукции. Значительную роль начинают играть «непотребители» продукции. Исходным пунктом должно стать то, что называется потребительской ценностью. Надо опираться на представление о том, что потребитель никогда не покупает то, что продает поставщик. Ценность товара покупателем и поставщиком воспринимается по-разному. И это утверждение одинаково справедливо как в коммерческой сфере, так и в некоммерческой.
1. Составьте аналитическую таблицу изменений по схеме «было — стало — влияние на практику менеджмента».
2. Выделите новые термины, объясните необходимость их использования практиками.
3. Назовите те концепции менеджмента, на которые повлияют новые тенденции в использовании технологий.
СИТУАЦИЯ 2. Рамки менеджмента.
Менеджмент как в теории, так и в практике имеет дело с индивидуальным предприятием, т.е. с юридическим лицом. Это всегда было и остается поныне одним из широко распространенных представлений. Оно сложилось потому, что в основу управления закладывались контроль и принуждение, которые должны были иметь правовую основу. Президент, епископ, администратор не имеют других полномочий на принуждение и контроль помимо тех, которые утверждены юридически, определены в соответствующих должностных инструкциях. В последние десятилетия это утверждение подвергается сомнению.
В. Дюран одним из первых понял, что автомобильная промышленность обладает достаточным потенциалом для превращения в ведущую отрасль. Он создал General Motors скупая мелкие, но преуспевающие автомобильные производства и объединяя их в одну большую автомобильную компанию. Несколько лет спустя он осознает важность основных поставщиков и присоединяет их к компании. Благодаря этим приобретениям General Motors стала самостоятельно производить 70% всех комплектующих, превратившись в самое крупное на тот момент (1920) производственное объединение. Он обеспечил корпорации решающее преимущество в цене и темпах производства, благодаря чему General Motors буквально за несколько лет превратилась в самое прибыльное автомобильное производство в мире. Созданная В. Дюраном система на 30 с лишним лет обеспечила General Motors 30%-ное ценовое преимущество перед конкурентами.
Объединение В. Дюрана базировалось на представлении о том, что менеджмент означает принуждение и контроль. Именно поэтому он покупал компании, которые входили в General Motors, и именно это стало впоследствии самым слабым местом корпорации.
Иначе подошли к созданию объединения руководители другой американской компании — Sears, Roebuck в 1920—1930 гг. Когда Sears стала крупнейшей в США сетью розничной торговли, ее руководство тоже осознало необходимость объединения всех ключевых поставщиков. Такая система позволяла вести комплексное планирование, совместную разработку товаров и дизайна, а также позволяла контролировать цену по всей экономической цепочке. Но вместо того чтобы покупать эти компании, Sears приобретала небольшие пакеты их акций. Все отношения между Sears и компаниями строились на контрактной основе.
Третий создатель объединения — пожалуй, самый успешный на сегодня — это компания Marks&Spencer в Англии. В начале 1930-х гг. компания включила почти всех своих поставщиков в собственную систему менеджмента, причем исключительно на контрактной основе, а не за счет покупки акций или собственности этих компаний.
В каждом описанном случае объединение в одну систему менеджмента организаций, которые связаны экономически, а не юридически, давало ценовое преимущество в размере, как минимум, 25%, а чаще — 30%. Применение этой системы обеспечивает организации господство в отрасли и на рынке. Однако в основе этих отношений лежали отношения подчинения. Экономическая власть в этих объединениях почти целиком принадлежала центральной компании.
В современной экономической жизни все чаще встречаются ситуации, когда объединяются организации, которые не подчинены друг другу и по-настоящему независимы. Например, партнерские отношения установлены между химическими и фармацевтическими корпорациями и компаниями, занимающимися исследованиями и разработками в генетике, молекулярной биологии и медицинской электронике. Эти последние, стоящие на переднем крае современной науки, обычно невелики и чрезвычайно нуждаются в инвестициях. Зато у них масса собственных уникальных разработок. Поэтому в ситуациях, когда решающая роль принадлежит технологиям, в роли ведущих партнеров выступают именно исследовательские компании. Они, а не гиганты промышленности, выбирают себе союзников. Такая же картина наблюдается в информационных технологиях и в финансах.
Таким образом, необходимо заново установить рамки, в которых должен действовать менеджмент. Он должен пронизывать весь процесс. Для бизнеса это означает, что менеджмент должен охватывать всю предпринимательскую деятельность и не должен ограничиваться юридическими рамками.
1. Выделите виды бизнес-моделей, описанные в тексте. Объясните причины их успеха (неуспеха).
2. Объясните, почему только сейчас стало возможным «партнерство равных».
3. Объясните название текста. В каких концепциях новых организаций учитываются изложенные изменения?
СИТУАЦИЯ 3. История становления фирмы Kodak
В 1880-е годы благодаря Джорджу Истмену фотографии вошли в жизнь каждого человека, а до этого мало кто занимался печатанием снимков. Это была в прямом смысле слова грязная работа, кропотливая и отнимающая много времени. Сначала стеклянные пластины заливались химическими реактивами, затем влажным пластинам требовалась длительная выдержка на свету, поэтому тот, кого фотографировали, вынужден был долго сидеть неподвижно.
Компания Дж. Истмена (Kodak) начала свой бизнес с изготовления фотопластин с сухим слоем. Это облегчило работу профессиональных фотографов, хотя по-прежнему приходилось носить с собой тяжелые пластины. В1880-х годах бизнес активно расширялся, но Дж. Истмен сосредоточился на решении новой задачи. Он задумал заменить тяжелые стеклянные пластины пленкой из бумаги, покрытой эмульсией и скатанной в рулон. В 1885 г. изобретатель представил новшество рынку.
Его ждал грандиозный провал. Делать снимки стало удобнее, однако качество изображения перестало соответствовать требованиям профессионалов, и они отвергли предложение Дж. Истмена. Изобретатель был близок к тому, чтобы закрыть компанию. Как озарение пришла мысль о том, что он неправильно выбрал покупателя. Если профессиональные фотофафы недовольны качеством снимков, сделанных на пленке, то это не значит, что оно не удовлетворит рядовых фотолюбителей. Остается изготовить фотоаппарат, которым сможет пользоваться каждый.
Так появилась простая черная коробка с кнопкой для открывания объектива и рычажком для перемотки пленки. Отсняв 100 снимков, фотолюбитель отсылал весь фотоаппарат в Рочестер и через какое-то время получал отпечатанные снимки вместе с перезаряженным фотоаппаратом. Отсюда слоган компании Kodak: «Вы нажимаете на кнопку — все остальное делаем мы».
Создав в 1888 г. фотоаппарат с ценой 25 дол., Дж. Истмен смог продать только 13 тыс. штук. Когда он предложил упрощенную дешевую модель по цене 1 дол., то только за первый год было продано 150 тыс. штук. Доступность товара привела к появлению нового емкого рынка.
1. Опишите данную историю, используя понятия «ценность — потребитель» с выделением источника возникновения ценности.
2. Назовите виды бизнеса, которые возникли благодаря деятельности Дж. Истмена.
СИТУАЦИЯ 4. Опыт фирмы «Тако Белл».
«Когда в 1983 г. я стал главным управляющим „Тако Белл", она была очень похожа на любую другую фирму в сфере ресторанов быстрого обслуживания. Мы представляли собой управляемую „сверху", построенную на принципе „командуй и контролируй" фирму со множеством уровней управления, каждый из которых занимался главным образом неотступным отслеживанием деятельности менеджеров нижестоящего уровня. Мы также были ориентированы на производственный процесс в старом смысле этого понятия, т.е. имели справочники по выполнению всех операций, вплоть до справочников для интерпретации других справочников.
Подобно нашим конкурентам, мы были поглощены процессом обработки данных; мы стремились к большему, лучшему и более сложному едва ли не во всем, что мы делали.
Мы действовали так потому, что со всеми нашими многочисленными уровнями управления нам было необходимо усложнять вещи, чтобы загрузить работой каждого. Чем больше было приказов и контроля за их выполнением в нашей системе, тем в большей степени она оправдывала свое существование.
К сожалению, в наших постоянно возрастающих усилиях подвергать микроуправлению каждый аспект функционирования ресторанов мы до такой степени сосредоточились на самих себе и своих процессах, что забыли задать себе главный вопрос: „ Что же обо всем этом думают наши клиенты?"
Важно помнить, что в начале 80-х годов „Тако Белл" представляла собой региональную сеть ресторанов мексиканско-американской кухни, пользовавшихся определенным успехом в относительно небольшой рыночной нише. В 1982 г. мы имели порядка 1500 ресторанов с общим объемом продаж в 500 млн дол.
Однако развитие бизнеса ресторанов быстрого обслуживания проходило мимо „Тако Белл". Наш совокупный реальный рост с 1978 г., когда „ПепсиКо" приобрела „Тако Белл", по 1982 г. фактически был отрицательным и составил -16% по сравнению с общим ростом продаж отрасли на уровне +6%. Проблема состояла в том, что в те дни „Тако Белл" не знала, чем она хотела быть, поэтому нашей первостепенной задачей стала разработка концепции развития компании. Мы решили подумать о невероятном и разработать концепцию „Тако Белл" как гиганта отрасли быстрого питания, не просто лидера среди ресторанов, а мощной силы, с которой будут вынуждены состязаться все рестораны всех категорий.
В те дни приверженцы традиционного образа мышления полагали, что знают желания клиентов, даже не спрашивая их об этом: оформление ресторанных залов, большие по размеру кухни, более сложное оборудование для приготовления блюд, более многочисленный персонал, более обширное меню, игровые площадки... Не спрашивая наших клиентов, мы предполагали: то, что им нужно, должно быть большим, лучшим и более сложным. Следуя данным представлениям, мы предоставляли клиентам все более медленное и дорогостоящее обслуживание.
Поэтому путешествия по пути изменений мы начали с выяснения у наших клиентов того, чего они хотят в действительности. То, что мы обнаружили, было вдохновляющим. Они хотели хорошей еды, поставляемой быстро и в горячем виде, в чистой обстановке, по ценам, которые они могли себе позволить.
В конце концов, единственно важной для клиентов категорией является еда и упаковка, потому что это именно то, что они получают взамен отдаваемого нам доллара. К нашему удивлению, однако, та часть доллара, которую клиент платит непосредственно за еду и упаковку, представляла собой переменную, которую сети ресторанов быстрого питания пытались уменьшить. Даже сегодня представители ресторанного бизнеса похваляются тем, что удерживают расходы на еду и упаковку на уровне 25—26 центов и вкладывают благодаря этому дополнительные деньги в маркетинг, на долю которого приходится около восьми центов из каждого доллара клиента.
Поэтому мы решили сократить все издержки, включая маркетинговые затраты, кроме расходов, непосредственно связанных с созданием продаваемых благ. Мы считали, что если бы мы добились более хорошего обслуживания потребителя, то нам не пришлось бы тратить так много средств на выкручивание людям рук, чтобы заставить их покупать нашу еду.
Этим решением мы произвели настоящий сдвиг в парадигме нашего бизнеса, давшей толчок всему нашему процессу реинжиниринга.
С точки зрения традиционных стандартов ресторанного бизнеса реинжиниринг наших процессов управления был радикальным. Мы ликвидировали целые уровни управления и по ходу дела полностью заново определили каждую должность в системе.
Например, мы уничтожили управленческую прослойку «зональных менеджеров», каждый из которых традиционно наблюдал за деятельностью руководства 5—6 ресторанов. При этом мы кардинальным образом изменили описание должностей менеджеров наших ресторанов, которые ранее подчинялись зональным менеджерам.
Впервые в истории индустрии быстрого питания мы сказали менеджерам ресторанов, что они несут ответственность за свои действия и должны обходиться без помощи (или помех) со стороны представителей вышестоящих уровней внутрифирменной управленческой иерархии. „Теперь руководите вы,— сказали мы им. — То, как ваше предприятие будет функционировать, с точки зрения объема продаж, прибыльности и степени удовлетворения клиентов, находится в ваших руках, и мы будем оценивать вашу работу и определять ваше финансовое вознаграждение исходя из данных очень конкретных показателей деловой активности". Это было неслыханным шагом для традиционно управлявшейся на основе команд и контроля отрасли ресторанов быстрого обслуживания.
Одновременно была создана совершенно новая категория должностей, которую мы назвали „менеджер рынка".
В 1988 г. „Тако Белл" имела примерно 350 зональных менеджеров, контролировавших около 1800 ресторанов. Сегодня мы уже имеем более 100 менеджеров рынка, несущих ответственность примерно за 2300 ресторанов. Каждый менеджер рынка контролирует по крайней мере 20 ресторанов. Некоторые несут ответственность за 40 ресторанов, что, как вы знаете, если знакомы с ресторанным бизнесом, является чрезвычайно большой зоной ответственности.
Успешно действующие менеджеры рынка руководят новой „Тако Белл" по методу исключения, т.е. они должны работать только на решение проблем, а не на их создание. Не менее важно, что они должны полностью отказаться от старого командно-контрольного стиля руководства в пользу модели, которая способствует большей гибкости, основывается на наиболее передовых управленческих информационных системах ведения бизнеса, поощряет инновации и наделяет подчиненных полномочиями для выполнения порученной им работы.
Одно изменение рождает другое, и потому одновременно с осуществлением реинжиниринга нгилих механизмов управления мы должны были переосмыслить все остальное из того, что делали. Мы должны были признать очевидный факт мы больше не находимся в том самом бизнесе, в котором действовали в 60—70-е годы. Теперь старые методы ведения дел неприменимы, и потому мы должны провести соответствующие изменения в каждом аспекте нашего бизнеса.
Рассмотрим, например, планировку зданий „Тако Белл". Чтобы увеличить их ценность для наших клиентов и избавиться от того, в чем мы не нуждались, мы должны были полностью реконструировать их. До 1983 г. типичный ресторан „Тако Белл" состоял на 70% из кухонных помещений и на 30% — из зала обслуживания клиентов. Подобно любой другой организации данной отрасли, мы усложнили наши операции до такой степени, что наши внутренние потребности начинали вытеснять клиента за дверь ресторана. Сегодня, после девяти лег реинжиниринга, мы изменили ситуацию на 180 градусов. В наших новых ресторанах кухонные помещения занимают 30%, а залы обслуживания клиентов — 70% их общих площадей. Мы смогли удвоить число посадочных мест, используя те же площади, что и в зданиях более старого стиля.
Более того, сокращение наших кухонных площадей абсолютно не повредило производительности ресторанов. В начале 80-х гг., когда наши кухни обычно занимали 70% общей ресторанной площади, мы считали, что максимальная производственная мощность нашего лучшего предприятия позволяет изготовлять в час продукцию стоимостью примерно в 400 дол. Сегодня этот показатель для нашего лучшего ресторана составляет 1500 дол. Более того, наш сегодняшний средний уровень цен примерно на 25% ниже, чем девять лет тому назад.
Другим проявлением успеха реинжиниринга для нас была система, получившая название „К-минус". Эта система обеспечивает каждому ресторану уровень оснащенности информационными системами управления, не имеющий аналогов в сфере быстрого питания. Эта система вкладывает в руки наших людей мощь компьютерной технологии, усиливая самостоятельность работников и экономя тысячи часов времени, затрачиваемого раньше на работу с бумагами.
Программы, подобные „К-минус", служат факторами изменений, основанных на более передовых идеях, таких как альтернативные торговые точки или новые технологии изготовления продукции. Я имею в виду следующее.
Когда люди смотрят на классический, отдельно стоящий ресторан „Тако Белл", они видят то, что в будущем может легко стать рестораном компании „Макдоналдс" или любого другого нашего конкурента. В последние 30 или 40 лет именно подобным зданием определялся смысл того, чем мы являемся. Внутри этих четырех стен нашей потенциальной клиентурой являются люди, которые питаются в ресторанах быстрого обслуживания. Вне этих стен нашей клиентурой являются люди, которые в принципе питаются. Общая емкость рынка внутри стен ресторанов оценивается в 78 млрд дол. Общая емкость рынка вне этих стен — сумма всех случаев принятия людьми пищи, или около 600 млрд дол. в год только в США.
Когда мы начали оценивать себя с точки зрения „удовлетворения совокупного аппетита населения", мы стали рассматривать наши здания в качестве только одного вида торговых точек в многообразном мире последних. Мы сломали <
Дата: 2016-10-02, просмотров: 282.