УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление как практика организации совместной деятельности людей народилось в Древнем Египте при строительстве оросительных систем. Первые организации, занимающиеся бизнесом, появились в средневековой Европе в период распада феодальных хозяйств. Ими стали ремесленные мастерские, а несколько позднее — мануфактуры.

Разделение труда в технологическом процессе, осуществляемое в условиях мануфактуры, потребовало коренных изменений в устрой­стве управления. Появляются первые помощники — менеджеры, т.е. специально назначенные работники, которые, не являясь собственни­ками, получили право использовать ресурсы организации для достиже­ния ее целей. Благодаря этим помощникам становится возможным рост масштабов организации.

Мануфактура создала благоприятные возможности для исполь­зования механизмов. В результате в XIX в. появляются фабрики. В основе фабричного технологического процесса лежало использова­ние машины, которая не устает, что позволяло перейти к посменной работе. Каждый раз благодаря разделению труда с переменой типа орга­низации растут ее масштабы. Каждый менеджер берет на себя руко­водство определенным числом подчиненных, тем самым освобождая хозяина от решения рутинных вопросов.

Первая промышленная революция, произошедшая на переломе веков, создала новую технологическую базу. Теперь в основе техноло­гического процесса лежало использование не отдельной машины, а технологически связанного комплекса машин. Бизнес становится крупным. Период интуитивного управления заканчивается, возника­ет потребность в науке, способной объяснять и помогать практикам.

Таким образом, изменение технологии производства содейство­вало развитию практики управления, создавшей в свою очередь условия для роста масштабов организации и качественных изменений в обществе:

■ выделяется особая профессия руководителя, причем таких спе­циалистов даже в рамках одной организации теперь требуется много;

■ рост масштабов организации многократно увеличивает риск от принятия неэффективных управленческих решений;

■ накапливается опыт управления;

■ становится ясно, что есть не только удачливые, но и умелые руко­водители.

3.1.2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Становление менеджмента как новой науки происходит неоднозначно: в виде ряда научных направлений, обозначаемых термином «школа». Появилась «научная школа», «классическая, или админист­ративная, школа», «школа человеческих отношений» («поведенческих наук»), «количественная школа». Такое разнообразие подходов, пред­назначенных для решения задачи повышения результативности рабо­ты организации, не случайно, оно связано со сложностью объекта исследования. Каждая школа высвечивала свой ракурс в организации, доказывая его важность для руководителя, вносила свой вклад в раз­витие теории, требуя в дальнейшем определения взаимосвязи с други­ми концепциями.

Такая работа по систематизации накопленных знаний в области менеджмента была выполнена. Было доказано, что объектом изуче­ния теории управления является организация как особое обществен­ное устройство, предназначенное для производства товаров и оказа­ния услуг в условиях коллективной деятельности. Развитие общества и его производственной ячейки — организации — взаимообусловлен­ные явления. За XX столетие развитые страны превратились в обще­ства организаций, доверив этим устройствам удовлетворение потреб­ностей.

Особые приемы, используемые наукой управления при рассмот­рении организации и ее составляющих, получили название подходов.

Системный подход позволяет рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, т.е. систему, которая сама является элементом системы более высокого порядка (надсистемы). Такой подход к рассмотрению организации позволяет учесть взаимо­связь организации с внешней средой (надсистемой).

Суть приема наглядно демонстрирует модель, известная под назва­нием «черный ящик». Она доказывает, что любая реальная организация не может существовать без активного взаимодействия с внешней сре­дой и потому должна рассматриваться как открытая система. Из факта признания открытости системы вытекают два важных следствия.

Во-первых, цель функционирования любой организации следует искать не внутри нее, а за ее пределами, во внешней среде. Если руко­водитель организации считает, что его цель — максимальное получе­ние прибыли, то его путь заканчивается тупиком, потому что и цена, и количество, и издержки на каждый данный момент ограничены. Истинная цель организации состоит в наилучшем удовлетворении кон­кретных потребностей общества. Чем лучше организации это удается, тем активнее покупатель «голосует долларом» и тем больше будет при­быль. При таком подходе развитие, а значит, и возможный успех без­граничны.

Во-вторых, с изменением потребностей общества должна менять­ся организация. Если этого не происходит, то система более высокого порядка, элементом которой является организация, включает механизм отторжения, получивший в экономике название банкротства. Проис­ходит освобождение подсистемы от ненужного элемента.

С учетом рассмотренных закономерностей вводится понятие жиз­ненного цикла системы. Это период с момента зарождения системы до ее гибели. С учетом повторяемости жизненных циклов все системы делятся на системы временные и постоянные. Временные системы имеют только один жизненный цикл, постоянные — несколько. Какой системой будет реальная организация: временной или постоянной, зависит от цели ее создания и от качества управления.

Таким образом, системный подход объясняет необходимость изме­нений организаций, объективность возможного банкротства, важность использования термина «социальная ответственность».

Процессный подход позволяет анализировать различные процес­сы, протекающие внутри организации. Суть приема заключается в том, что любой процесс рассматривается не как разовый акт, а как ряд логи­чески связанных действий, протекающих во времени. Это позволяет выделять внутри процесса дробные части и анализировать их с пози­ции цели и вклада в общий результат. Такой прием дает возможность «прописать» идеальный процесс, сравнить с ним практику и выявить отклонения, требующие особо внимательного отношения со стороны руководителя.

Именно этот подход содействовал созданию и развитию автома­тизированных систем управления. Ситуационный подход применяется при анализе управленческих проблем, внутри которых выделяются ситуационные неременные, т.е. конкретный набор обстоятельств, ока­зывающих наиболее активное влияние на действия руководителя. Та­кой прием позволяет лучше понять, какие действия руководителя же­лательны в рамках данной конкретной ситуации. Ситуационный подход позволяет более результативно применять отдельные положе­ния науки к практике, именно его использование помогает готовить будущих руководителей, применяя метод рассмотрения конкретных ситуаций, представленных, в частности, и в данном практикуме.

Стратегический подход сформировался в 70-е годы в условиях нарастающей подвижности внешней среды организации. Его развитие привело к разработке теории стратегического планирования и управ­ления. Появление этих концепций предоставило практикам новые инструменты для осуществления изменений компаний с целью обес­печения гарантированного роста рентабельности.

Социокультурный подход требует учитывать природу человека и сознательно формировать общие ценности (организационную культуру). Согласно социокультурному подходу, осуществляя изменения, мало контролировать «жесткие» составляющие органи­зации, надо уметь опознавать и сознательно изменять ее «мягкие» компоненты.

Органический подход рассматривает организацию как живой организм, существующий в окружающей среде и подчиняющийся оп­ределенным законам. Организация рождается, развивается и разру­шается. Она может быть сильной и здоровой или слабой и болезнен­ной. При этом первая может «заболеть», а вторая — «выздороветь».

Объективная сложность и динамичность развития организации оказывают влияние на современный менеджмент, в котором сохраня­ется некоторая фрагментарность теорий.

Каждый, кто изучает менеджмент, должен осознать глубокую связь этой науки с социальными процессами и приобрести потребность в постоянном усвоении новых знаний.

3.1.3. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ

Человек является продуктом развития данного общества. В ходе воспитания и развития он впитывает ряд базовых установок, формиру­ющих его понимание действительности. Эти базовые установки в современной науке обозначаются термином «менталитет». Организа­ция использует людей, имеющих общий менталитет и потому действу­ющих в схожих ситуациях единообразно. Именно поэтому реальные системы управления всегда носят национальные черты и работающие социальные изобретения организаций одной страны очень сложно перенести в организации других стран. Так, например, система «точно в срок» (канбан), активно используемая в Японии, изучается во всех соответствующих институтах Европы, но весьма редко применяется на практике. Кружки качества, переросшие в Японии в общенацио­нальное движение, оказываются нежизнеспособными в США.

Родоначальниками концепции менеджмента как специализиро­ванного вида деятельности являются американцы. Именно они созда­ли образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к образованию инженерному, юридическому и т.д.), вложили огромные деньги в создание инфра­структуры для управления (сотен школ бизнеса, десятков тысяч кон­сультационных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования и т.п.).

Однако в конце XIX в. американцы занимались в основном ко­пированием английского опыта, пытаясь овладеть искусством управ­ления промышленным производством. На заре своего развития США продемонстрировали незаурядные качества, причем американцы трудились гораздо интенсивнее англичан. Трогательное и почти­тельное отношение у американцев к самоменеджменту объясняется тем, что последний не просто помогает быть успешным, но и учит быть «победителем» во всех сферах жизни. Чувство же «победите­ля» — важнейшая черта американского менталитета. Американцы переполнены поистине дарвинским индивидуализмом, персональным и корпоративным, сражаясь первоначально за выживание, а позднее и за лидерство.

Источником экономического уклада и богатейшего опыта, знаний, навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль организационного управления, являются традиции, привнесен­ные различными культурами вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и экономической политики экспансии. При этом амери­канцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интегра­ционные процессы, с другой стороны, сами были подвержены внешне­му влиянию других национальных культур.

Американский менеджмент основывается на индивидуальной предпринимательской инициативе. Прежде всего его можно предста­вить как «брак» индивидуализма и конкуренции. Развитая инфра­структура, высокая конкурентная среда способствовали формирова­нию у американцев активной личной стратегии с учетом сочетания духовного идеализма с практичной рациональностью научных знаний. Преобладание «я» над «мы» в поведении американцев поддерживает­ся всей системой управления. В ней делается упор на узкую специали­зацию персонала, индивидуальную инициативу, способность работника действовать самостоятельно на каждой ступени своей карьеры.

Наиболее ярко менталитету США противопоставлен менталитет Японии. Если их сравнить, то может показаться, что «создатели» япон­ской системы управления придерживались принципа «сделай наобо­рот», так любой элемент управленческой практики в этих странах демонстрирует противоположность подходов. Причина такого положе­ния дел — резкое различие менталитетов.

Японский национальный характер воплощает в себе редкостную комбинацию преемственности, устойчивости, постоянства с колоссаль­ной адаптивностью к любым, самым резким изменениям внешней сре­ды, с неправдоподобной открытостью любым новым веяниям в любых областях материального и духовного существования.

Сила японской системы управления состоит в том, что она орга­нично сочетается с национальными свойствами характера. Это, во-первых, общеэтнические черты — трудолюбие, сильно развитое эстетиче­ское чувство, любовь к природе, приверженность к традициям, склонность к заимствованиям, этноцентризм, практицизм. Во-вторых, черты группового поведения — дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга. В-третьих, обыденно-житейские черты — вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознатель­ность. Исходя из вышеперечисленного, отметим, что для систем управ­ления в организациях Японии характерны: группизм, семейственность, коллективная ответственность, долгосрочность принятия решений, пожизненный наем и другие особенности.

Любая система управления имеет дело с людьми, сформиро­вавшимися в рамках данного конкретного общества. Для обеспечения успеха она вынуждена по-разному «отлаживать» свои составляющие.

Задания

ЗАДАНИЕ 1. Терминология.

Выпишите новые термины, дайте им определения (см. раздел «Ме­тодика проведения практических занятий»),

ЗАДАНИЕ 2. Определения.

Для следующих понятий укажите соответствующие термины.

1. Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей орга­низации.

2. Конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого хотела бы добиться группа, работая в организации.

3. Единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из кото­рых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого.

4. Процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

5. Экономические условия, потребители, правительственные орга­ны, общественные взгляды, конкуренция и другие составляющие.

6. Общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заин­тересованных сторон, и достигнутые в результате согласова­ние всех мнений и сближение несовпадающих точек зрения.

7. Устройство, обеспечивающее обществу удовлетворение тех или иных потребностей.

8. В японской практике — горизонтальное перемещение по службе.

ЗАДАНИЕ 3. Концепции основных школ управления. Дополните и поясните характеристики научных школ.


 

ЗАДАНИЕ 4. Формирование организации в рамках управленческих концепций.

Как многокомпонентная система, организация сложилась не сра­зу. Постепенно отдельные ее составляющие заявляли о себе, притяги­вая тем самым внимание представителей различных управленческих концепций.

Заполните на рисунке названия школ и подходов, в рамках кото­рых складывались важнейшие структурные компоненты современной организации (объект управления, структура и др.), принималось во внимание влияние внешней среды.


 

ЗАДАНИЕ 5. Сравнительный анализ школ управления. Заполните графы следующей таблицы.

№ и/п Характеристика Наименование школы
Основатель и последователи        
Представление об объекте        
Сущность школы        
Используемые методы, приемы        
Критерий результативности        

 

ЗАДАНИЕ 6. Сравнительный анализ подходов к управлению. Заполните графы следующей таблицы.

Характеристика Наименование подхода  
п/п системный процессный ситуационный стратегический социокультурный  
Объект рассмотрения Организация Процессы Управленческая проблема Организация Неформальная организация  
  Особенности в рассмотре­нии объекта управления          
  Вклад в тео­рию управ­ления          
  Отношение к внешней среде          
                             

 

ЗАДАНИЕ 7. Возраст организации.

Понятие жизненного цикла активно используется в современной науке управления, поскольку позволяет оттенить тот факт, что любая организация смертна. Менеджеры могут противостоять этому явлению только сознательно, вырабатывая специальные меры.

Один из вариантов деления жизненного цикла организации на вре­менные отрезки предусматривает следующие этапы.

Рождение. Основатели организации выявляют неудовлетворен­ные требования потребителей. Для тех, кто в данный период работает в организации, характерна высокая сплоченность и взаимодействие.

Детство. Задача этого периода — обеспечить успех. Работа выпол­няется на пределе возможностей. Управление осуществляется деятель­ным руководителем и его первоначальной командой.

Отрочество. Рост осуществляется рывками, координация дейст­вий осуществляется ниже оптимального уровня. Происходит форма­лизация управления.

Ранняя зрелость. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются получением прибыли. Начинают проявляться такие явления, как бюрократизм, борьба за власть, местничество.

Расцвет сил. Цель — сбалансированный рост. Структура, коорди­нация, контроль имеют такое же значение, как инновации.

Полная зрелость. Организация действует как бы сама по себе. Возможно состояние всеобщего благодушия. Доходы приемлемы, но темпы роста замедляются.

Старение. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотивации, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям — все это, вместе взятое, создает условия для «закупорки артерий».

Организация постепенно начинает распадаться.

Обновление. Возродить организацию может команда руководите­лей, уполномоченная на проведение реорганизации.

Используя метод контрольных вопросов, определите возраст вашей организации.

Метод контрольных вопросов предполагает использование документа табличной формы, содержащего в каждой строке вопрос (параметр) и варианты ответов (значения параметров) по опреде­ленному аспекту исследования, и построение профиля предмета ана­лиза.

Управленец, отвечая на поставленные вопросы, должен делать пометку в графе, соответствующей его заключению. Регулярное использование таких таблиц создает базу для определения тенденций изменения изучаемого предмета во времени, позволяет сравнивать его положение в отношении других объектов. Пример условного документа «Контрольные вопросы» и профиль объекта исследования представ­лены ниже.


 

Ответы в вопросниках представляются в порядковой (низкая, средняя, высокая) или назывной (перечисление факторов) шкалах. Считается, что они «грубее» описывают исследуемые процессы по срав­нению с данными, представленными в количественных шкалах. Поряд­ковые данные требуют использования специфических приемов обоб­щения, которые не так развиты, как методы оценки количественных данных.

Однако благодаря наличию вопросников значительно сокраща­ется время, необходимое для проведения исследования, уменьшает­ся зависимость его результатов от уровня квалификации пользова­телей. Получение при использовании этого метода более корректных результатов, чем при балльной и экспертной оценке, объясняется сле­дующими обстоятельствами. Эксперт в пределах данного метода вме­сто назначения баллов выбирает утверждение, наиболее четко характеризующее объект оценки. Ответы могут быть представлены количественными данными (отражающими, например, возраст работ­ника). Они могут характеризовать тенденцию изменения какого-либо параметра (рост, падение) или давать оценку («отлично», «удовлет­ворительно» и т.д.).

В вопроснике полезно оставлять две свободные клетки. В одной из них, названной «другое», пометки делаются в том случае, когда экс­перт считает, что ни одна из формулировок не отражает истинного положения дел. В этой клетке эксперт отражает свою позицию. Если выраженность какого-то качества эксперт знает нечетко, он делает пометку в другой клетке, имеющей значение «не знаю». Внесение таких позиций позволяет не только сделать более корректной оценку, но и уточнить, и дополнить базовые вопросники.

ЗАДАНИЕ 8. Внутренние составляющие организации.

С течением времени представления о внутренних переменных организации изменялись, причем это касалось как их самих, так и гла­венствующей роли той или иной составляющей. Первоначально упор делался на технику и технологию, затем на людей, а позднее на соот­ношение составляющих организации.

Назовите исследователей, уделивших основное внимание механи­стическому подходу к организации. В каких условиях предложения представителей такого подхода давали желаемый результат?

Кем были проведены эксперименты, доказавшие необходимость учета влияния на эффективность деятельности организации межлич­ностных отношений? Объясните значимость этих экспериментов.

Представьте схему взаимосвязи внутренних составляющих, отда­ющую примат целям организации.

Как выглядит модель взаимосвязи составляющих организации, получившая название 75?

ЗАДАНИЕ 9. Сравнительная характеристика национальных систем управления.

Подготовьте доклады на тему «Национальные особенности управ­ления в США и Японии».

Сформулируйте особенности национального менталитета каждой страны.

Заполните таблицу.

Выберите характеристики, наиболее ярко отражающие особенно­сти национального менталитета.

Характеристика Значение
  характеристики
  американской японской
     
Отношение к национальным традициям, культуре

 

Активность используемого зарубежного опыта

Иерархичность структуры управления

Характеристика планирования

Менталитет

Структура управления

Определяющие качества руководителя

Направление разработки решений

Метод осуществления перемен

Тин ответственности за решение

Тин контроля

Временная ориентация решений

Уровень реальной власти

Акцент при управлении

Направления ротации менеджеров

Связь заданий и должности

Характер описания рабочего задания

Скорость внедрения новшеств

Важнейшая стадия принятия решений

Характер принятия решений

Принципы принятия решений

Степень разграничения власти и ответственности

Методы управляющего воздействия

Манера ведения переговоров

Оценка управляющего

Тип найма

Критерии продвижения

Критерии компетентности

Контакты между сотрудниками

Лояльность к организации

Главные подходы к передвижению управленцев

Поощряемое поведение

Характеристика Значение
  характеристики
  американской японской
     
Отношение к социальным отличиям «руководитель — подчиненный»

 

Тип рабочего помещения для управленцев

Манера управленцев одеваться

Приоритеты ценностей работников

Срочность принятия решений

Отношение к качеству продукции

Отношение к ресурсам

Отношение к покупателю и поставщику

Способ расширения организации

Принципы управления производством

Скорость разработки решений

Характер осуществления перемен

Тип общения «руководитель — подчиненный»

Ценностная ориентация сотрудников

Быстрота оценки результатов работы, служебный рост

Мотивация

Значимость социальных факторов воздействия на работников

Трудовая психология сотрудников

Зависимость оплаты от конечных результатов

Гарантия занятости

Принцип обучения

Текучесть кадров

Основные критерии приема на работу Поощряемый обра:* жизни Степень конфликтности Взаимоотношения организации и человека Мотивы поведения наемных работников Продолжительность работы в организации «высших боссов» Взаимоотношение работников одного управленческого уровня Контингент для вербовки новых сотрудников

 

Характеристика Значение
  характеристики
  американской японской
     
Участие рабочих в управлении организацией Соотношение доходов главного управляющего крупной организацией и заработка рабочего

 

ЗАДАНИЕ 10. Особенности национального менеджмента.

Выполняется в форме учебной дискуссии.

Цель — понять, почему в области управления невозможно прямое заимствование чужого успешного опыта.

 

Вводная информация

За одну-две недели до проведения занятия академическая группа на добровольной основе делится на «американцев» и «японцев». Сту­денты обеих групп при подготовке к занятию читают литературу по «своей» стране, зная заранее о том, что понадобятся примеры и дока­зательства своих доводов.

Сценарий

1.Перед началом дискуссии организуется пространство для рабо­ты в аудитории. Каждая из двух групп сдвигает столы таким образом, чтобы можно было вести внутригрупповую дискуссию. Доска делится на две равные части.

2.Преподаватель формулирует вопрос (см. табл.), каждая группа, опираясь на подготовленный материал, ищет ответ.

Ответ выносится на доску и доказывается. Формулировка отраба­тывается и заносится в тетрадь (свободное место по бокам таблицы).


 


 

Ситуации

СИТУАЦИЯ 1. История американской фирмы «Сирc, Робак».

Перед нами одно из самых успешных деловых предприятий совре­менного мира. Объем годовых продаж «Сире, Робак» еще в середине 70-х годов превысил 10 млрд дол. По сей день это крупнейшая система розничной торговли в мире, одна из самых прибыльных фирм в эконо­мике США. Только «Маркс и Спенсер» в Англии могла бы померить­ся успехами с «Сире, Робак», но эта знаменитая фирма в 10 раз мень­ше последней и обязана своими успехами, особенно в первые годы, откровенному подражанию ей.

«Сире, Робак» находится среди компаний с наибольшими темпа­ми роста, хотя ее область — розничная торговля — старая, устоявша­яся, лишенная блеска высоких технологий и научных инноваций. Одна­ко ни одна американская фирма, включая даже «Дженерал моторе» и «Дженерал электрик», не продемонстрировала столь последователь­ного и устойчивого роста за период с конца прошлого столетия.

Как политический феномен, «Сире Робак» также заслуживает осо­бого изучения. В эпоху «движения в защиту потребителя» она должна бы стать главной мишенью нападок. Однако критики до сих пор практи­чески не слышно. Через контрольные пакеты акций она контролирует 60% фирм — производителей товаров, которые продает «Сире, Робак».

Казалось бы, фирма — очевидная мишень антимонопольного зако­нодательства, пример концентрации громадной экономической власти. Однако данное законодательство ни разу даже не упоминалось в связи с «Сирсом».

Итак, перед нами история успеха, которая может научить нас. Фир­ма была организована на рубеже XIX—XX вв., когда ее менеджеры по­няли, что американские фермеры представляют собой особый, серьез­ный рынок со своими специфическими требованиями. Фермеры жили тогда изолированно, стало быть, существующие торговые каналы были для них недоступны. Их требования существенно отличались от нужд городского потребителя. Хотя покупательная способность каждого фермера в отдельности была низкой, в совокупности они составляли гигантский, почти нетронутый рыночный потенциал. Чтобы товары дошли до фермера, необходимо было организовать новые торговые каналы, которые должны были отвечать его нуждам и желаниям. То­вар нужно было продавать по низкой цене и с гарантией регулярного снабжения. Поставщик должен был гарантировать качество и надеж­ность, ибо географическая изолированность фермера не позволяла ему проверить качество при покупке или получить компенсацию в случае обмана.

Чтобы создать «Сире, Робак» как деловое предприятие, требовал­ся анализ покупателя и рынка, и в особенности того, что американ­ский фермер считал «ценностью». Кроме того, ее создание требовало крупных инноваций в ряде областей.

Во-первых, необходимо было найти и организовать источни­ки снабжения по тем товарам, в которых нуждается фермер, выяс­нить количество и качество этих товаров и цену, которую фермер готов платить.

Во-вторых, требовался каталог товаров, который мог бы заменить поездки за покупками в город, которые фермер редко мог себе позво­лить. Простых рекламных брошюр было недостаточно — каталог «Сире, Робак» должен был стать периодическим изданием. Традиция торгов­ли по почте уже существовала, нужно было ее разрушить и научиться не давить на фермера, заставляя его покупать разрекламированные товары, а дать ему достоверное, адекватное описание предлагаемого ассортимента. Цель была поставлена: получить постоянного покупа­теля, убедив его в надежности каталога и стоящей за ним фирмы. Ката­лог должен был стать «книгой желаний» фермера.

В-третьих, тысячелетний принцип: «Смотри, что покупаешь» сме­нился принципом: «Смотри, что продаешь». Был введен в действие принцип: «Деньги назад и никаких вопросов!».

В-четвертых, важно было научиться выполнять громадный объем заказов дешево и быстро. Без специального завода, обрабатывающего заказы, построить бизнес было физически невозможно.

И наконец, нужно было построить организацию. Ведь когда фир­ма родилась, людей с необходимой квалификацией просто не было. Не было, например, бухгалтеров, учетчиков, способных распростра­нить сотни тысяч заказов.

Ричард Сире дал фирме свое имя. Он понимал нужды покупателя и был способен на блестящие импровизации, чтобы удовлетворить эти нужды. Но не он сделал «Сире, Робак» деловым предприятием. Он был всего лишь ловкий спекулянт, каждая из его сделок была «вещью в себе».

Для себя Сире заработал кучу денег. Но при его методе вести дела нельзя было основывать фирму, не говоря уже о том, чтобы ее сохра­нить. Фирма была на грани краха, когда Сире продал ее совершенно постороннему человеку, чикагскому торговцу готовым платьем Джу­лиусу Розенвальду.

За 10 лет (с 1895 по 1905 г.) Розенвальд сделал «Сире, Робак» дело­вым предприятием. Он проанализировал рынок, начал систематиче­скую работу с поставщиками, составил периодический (и правдивый) каталог («Товары — почтой») и придумал лозунг: «Удовлетворение гарантированно или деньги назад».

Только один фундаментальный вклад в историю «Сире, Робак» был сделан не Розенвальдом. Чикагская фабрика обработки почтовых заказов была построена в 1903 г. Отто Дерингом. За пять лет до Генри Форда было создано первое в мире современное массовое производ­ство с разбиением всех работ на простые повторяющиеся операции, с конвейерами, со стандартизацией и взаимозаменяемостью частей, с общезаводским графиком производства.

Существует легенда, что Генри Форд перед постройкой первого собственного завода побывал на «Сире, Робак» и тщательно изучил ее деятельность.

На этом фундаменте Розенвальд к концу Первой мировой войны добился того, что фирма стала национальным институтом. Каталог «Сире — „книга желаний"» стал во многих фермерских домах Амери­ки второй книгой в доме после Библии.

Следующая фаза в истории фирмы начинается в середине 20-х го­дов, когда главой фирмы стал генерал Роберт Вуд (1879—1969). В то время первоначальный рынок фирмы быстро менялся. С изоляцией фермера было покончено, фордовский массовый автомобиль позволил ему часто бывать в городе и делать покупки. Фермеры не составляли более сепаратного рынка, но благодаря «Сире, Робак» меняли свой образ и уровень жизни, быстро приближаясь к городскому среднему классу.

Одновременно начал вырисовываться обширнейший городской рынок, почти столь же изолированный и плохо снабжаемый, как фер­мерский рынок 25 годами раньше. Малообеспеченные городские жи­тели повысили свой жизненный уровень, а стало быть, изменили и свои традиционные потребительские привычки. Они добились хороших заработков, а с ними пришло желание приобретать товары, которые были привилегией средних и высших классов. Америка стремительно превращалась в страну с единым однородным рынком. Но система рас­пределения — розничная торговля — осталась системой сепаратных, классовых рынков (магазины для среднего класса, магазины для мас­сы).

Роберт Вуд проанализировал ситуацию еще до того, как пришел в фирму. Из анализа вытекало решение переместить приоритеты «Сире, Робак» на развитие универмагов, способных обслуживать как «мото­ризованного» фермера, так и городское население.

Чтобы провести это решение в жизнь, нужно было осуществить новую серию крупных инноваций. В сфере снабжения к поиску источ­ников товаров и их закупке нужно было добавить две новые и важные функции: дизайн и помощь поставщикам, способным производить новые продукты в больших количествах.

Товары классовых рынков (в 20-х годах это были, например, холо­дильники) нужно было спроектировать заново, приспособив их к мас­совому рынку с ограниченной покупательной способностью каждого потребителя. Нужно было создать поставщиков — нередко на деньги «Сире, Робак» и с менеджментом «Сире, Робак»,— чтобы производить эти товары. Это в свою очередь требовало новой политики в отношении поставщиков, особенно тех, само существование которых зависело от «Сире, Робак». Планирование выпуска товаров, систему сотен мелких предприятий, способных производить товары для массового рынка, нуж­но было еще изобрести. Во второй фазе развития «Сире, Робак» эта си­стема играла столь же важную роль, как заказы по почте и каталоги в пер­вой, и внесла большой вклад в развитие американской экономики.

Переход к универмагам требовал менеджеров. Торговля по почте не готовила людей к управлению магазинами. Самым узким местом в фирме в течение 10—15 лет была нехватка менеджеров. Большин­ство инноваций было сделано именно в сфере подготовки менедже­ров, и «Сире, Робак» стал отправной точкой для развития менеджмен­та во всей американской экономике.

Переход к универмагам требовал также радикальных иннова­ций во всей организационной структуре. Торговля по почте высоко цен­трализована, но универмагами нельзя управлять из штаб-квартиры, расположенной за тысячи миль. Ими нужно управлять на месте. Ког­да-то для снабжения всей страны было достаточно нескольких заво­дов по обработке почтовых заказов. Сегодня «Сире, Робак» имеет около тысячи универмагов, каждый со своим собственным рынком, завися­щим от мес<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 339.