Класс, суббота, русский, мороз. Щавель, чулок, машина, четыре. Коньки, строчка, млечный, хищный.
— Найдите в каждой группе лишнее слово, объясните написание оставшихся слов.
V. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Чем отличаются слова первого и второго столбика?
грибы гриб
морозы мороз
гаражи гараж
— Произнесите слова второго столбика орфоэпически.
— Какие звуки слышите на конце этих слов?
— Чем отличаются написание и произношение этих слов?
— Произнесите слова первого столбика, назовите звуки на месте этих же согласных букв.
— Составьте пары звуков к каждой паре слов. ([Б] — [П], [3] — [С], [Ж] — [Ш].)
— Как определите тему урока?
VII. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 16. Прочитайте название раздела.
Г - Прочитайте, что нам надо выяснить на данном уроке. (Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.)
LXI.Прочитайте заголовок таблицы.
LXII.На какие две большие группы разделили согласные звуки? {Звонкие согласные и глухие согласные.)
LXIII.Как их отличить?
LXIV.Проведем опыт, описанный на с. 16. (Один ученик читает, учащиеся выполняют.)
Упр. 24 (с. 16).
LXV.Какие согласные произносятся с участием голоса и шума, а какие — только с участием шума? (Звонкие согласные произносятся с участием голоса и шума, глухие — только с участием шума.)
Физкультминутка
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.
Закрепление изученного материала
2. Работа по учебнику Упр. 25 (с. 17).
(Выполняется с комментированием.)
Игра «Шарады»
— Послушайте шараду. Назовите пары слов и звуки, которыми они различаются.
— Запишите слова через тире, подчеркните эти буквы.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос— голос.)
С глухим траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза.)
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким — как огонь горячий. (Шар — жар.)
V. Рефлексия
Карточка
Грибы, шапка, домик, лиса.
(Вариант I подчеркивает в словах звонкие согласные, вариантII — глухие согласные. Два ученика выполняют задание на откидной доске. Самопроверка. Обмен тетрадями, сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
VI. Подведение итогов урока
— Какой опыт мы провели на уроке?
Урок 88. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
LXVI.Как он помогает различать глухие и звонкие согласные?
LXVII.Все ли вам было понятно?
LXVIII.Кому нужна помощь учителя?
LXIX.Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Приготовить задание для соседа: написать на листочке три слова, в которых есть глухие и звонкие согласные.
Урок 88. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Цели: систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать 11арные звонкие и глухие согласные звуки русского языка; состав- пять пары согласных по звонкости-глухости; подбирать примеры слов с парными согласными в словах.
Ход урока
— Организационный момент
—Актуализация знаний
Словарная работа
LXX.Отгадайте загадки, отгадки запишите и подчеркните орфограммы.
Умный Ивашка Всю жизнь в одной рубашке. По белому полю пройдет — Каждый след его поймет. (Карандаш.) То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь.)
У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши.
А в ... дремлют сладко
Ручки и карандаши. {Пенал.)
Кланяется, кланяется,
А придет домой — растянется. (Топор.)
LXXI.Какое слово лишнее? {Топор.)
LXXII.Что общего у оставшихся слов? {Это школьные принадлежности.)
LXXIII.Назовите слова со звонкими согласными звуками на конце. (Топор, пенал.)
LXXIV.В каких словах на конце произносятся глухие согласные звуки? (Карандаш, тетрадь.)
Орфографическая минутка
(На доске запись.)
лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, но, чу.
LXXV.Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.
LXXVI.Обозначьте орфограмму.
Самоопределение к деятельности
LXXVII.Разгадайте шараду.
Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут. (Плод — плот.)
LXXVIII.Сделаем звуко-буквенный анализ слова плод.(В этом слове один слог, он ударный. Звук[П] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой «пэ». Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой «эль». Звук [О] гласный, ударный. Звук [TJ согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой Д.)
LXXIX.Запишите несоответствие: [Т]Д.
Мы записали пару согласных по звонкости-глухости. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими парными согласными.
— Работа по теме урока
Упр. 26 (с. 17).
LXXX.Прочитайте парные твердые согласные, парные мягкие согласные.
LXXXI.Сколько всего парных согласных по звонкости-глухости в русском языке?
(Выполняется с комментированием.)
— Физкультминутка
Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей.
— Закрепление изученного материала
Упр. 27(с. 17).
(Работа в парах. Проводится самопроверка. Один ученик читает слова, учащиеся проверяют записи в тетрадях.) Упр. 28 (с. 18).
(Выполняется самостоятельно. Проводится проверка звуко- буквенного разбора.)
Урок 89. Проверка парных согласных в корне слова
LXXXII. Рефлексия
Карточка
1.Соедини линией слова с парными согласными по звонкости-глухости в начале слова.
Бант ^^ фокус
Доска ^^^^ зима
Сад том
Волк полк
2.Допиши пару: [Б] - [..], [Д] - [..], [3] - [..], [В] - [..]. (Самопроверка. Ученики проверяют решение по образцу
на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью «светофора».
Также можно использовать КИМы (тест 5, с. 22).)
Дата: 2016-10-02, просмотров: 276.