Виды принудительных мер воспитательного воздействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно ст. 82 Уголовного Кодекса Республики Казахстан несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

- предупреждение;

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложение обязанности загладить причиненный вред;

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

- помещение в организацию образования с особым режимом содержания;

- возложение обязательства принести извинения потерпевшему [28].

Поскольку данный раздел посвящен этим видам, представим отдельно каждый из выделенных законодательством. Но перед этим отметим, что одному несовершеннолетнему вполне могут назначить одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Между видами принудительных мер воспитательного воздействия есть общее и особенное. Изначально их объединяет следующее:

1) все виды принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренны с однй статье УК РК (ст. 82 УК РК);

2) все виды могут быть применены только при совершении преступлений небольшой и средней тяжести;

3) все виды могут быть применены только по решению о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем назначения ему принудительных мер воспитательного воздействия [36].

Особенности и различия выражаются в следующем:

1) разные виды мер могут приниматься разными органами; на разных сталиях процесса. Так, например, освобождение от уголовной ответственности посредством применения принудительных мер воспитательного воздействия может быть использовано:

а) на стадии предварительного расследования. В этих случаях оно осуществляется прокурором или следователем с согласия прокурора путем вынесения постановления о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который и назначает несовершеннолетнему ту или иную или одновременно несколько воспитательных мер;

б) на стадии судебного разбирательства. В этих случаях суд выносит постановление (определение) о прекращении уголовного дела и применении, к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РК.

Освобождение от наказания может быть осуществлено только на стадии судебного разбирательства и осуществляется судом согласно ст. 82 УК РК;

2) различны основания применения. Основанием освобождения от уголовной ответственности является совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые, а сам факт освобождения от наказания независим от числа совершенных преступлений данной категории тяжести;

3) видов назначаемых мер. При освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетнему могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст. 82 УК РК (предупреждение, передача под надзор, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга)

При освобождении от наказания несовершеннолетнему могут быть назначены меры, указанные либо в ст. 82 УК, либо в ч. 2 ст. 83 УК РК (помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних);

4) последствий, которые могут наступить в случаях систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему меры воспитательного воздействия [36].

Рассмотрим содержание отдельно каждого вида принудительных мер воспитательного воздействия.

Первым видом принудительных мер воспитательного воздействия является – предупреждение. Данный вид воздействия включает в себя тщательное разъяснение того деяния, которое совершил несовершеннолетний и возможные последствия от его проступка.

Предупреждение выражается порицанием, а также осуждением общества к тому, что совершил подросток [37, 54]. Кроме этого предупреждение – это объяснение несовершеннолетнему того характера и степень того вреда, которое он причинил обществу. Пример яркого противозаконного действия – завладение транспортным средством без злого умысла и без хищения, либо ложное уведомление государственных органов о якобы совершенном акте терроризма.

Вместе с этим подростку объясняется какие возможные отрицательные последствия могут нести его действия. Возможные дальнейшие его преступления либо проступки. Какие виды наказания они могут повлечь за собой. В этом и содержится сущность такого вида как предупреждение.

Следующим видом является передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа.

Данный вид предупредительной меры воспитательного воздействия по сути представляет собой пердачу виновного под «опеку» или под надзор. Такого рода функции, т.е. функции надзора за преступившм черту закона подростком могут возложить на родителей, либо на других лиц их заменяющих. Кроме этого государственный орган специально предназначенный для пребывания там детей до 18 лет, которые овершил какие либо преступные деяния, тоже может служить тем органом под надзор которого может быть поручен подросток. В этом случае на специальное гос. Учреждение возлагаются обязанности по воспитанию и контролю за подростком.

Стоит отдельно объяснить что значит оказывать воспитательное воздействие. Это понятие означает и включает в себя возможность и способность влить на несовершеннолетнего приступившего закон используя свой авторитет. Зачастую это происходит посредством собственных примеров поведения по отношению к жизни [37, 54].

Важно, чтобы с проблемным подростком рядом находились люди искренне заинтересованные в его перевоспитании. Которые готовы посвятить этой задаче время, силы и свои возможности.

Функция контроля за поведением значит постоянное владение информацией где, с кем находится подросток, чем в это время занимается.

Важной особенностью законодательства в деле передачи функций контроля и надзора каким-либо лицам явлется то, что в суде не требуется их согласия [38, 5]. Совершенно очевидно, что такие фнкции может и должен осуществлять только заинтересованный человек.

Обязанность загладить причиненный вред - вид принудительной меры воспитательного воздействия, как правило, назначается в случаях, когда у подростка уже есть какие-то навыки труда и/или какое-либо имущество.

Если у подростка присутствуют определенные самостоятельные доходы, то эта мера применима. К таким доходам могут быть отнесены: доходы стипендиальные, заработная плата, полученный гонорар за что-либо, например, за интеллектуальный объект; банковский кредитный вклад; какого либо рода сделки, по которым могут быть получены выгоды.

Что касается трудовых навыков, то они выражаются в способности систематически или временно работать. Важно при это, чтобы у подростка не было никаких противопоказаний к общественно полезному труду.

Исходя из этого обязанность загладить причиненный вред выражается через:

1. Денежный эквивалент за причиненый вред из собственных средств.

2. Самстоятельный труд на благо того, кому причинен вред.

3. Систематический уход за потерпевшим, устройство быта и т.п [31].

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего состоит в тех требованиях, которые будут закреплены за провинившимся. Чаще всего такой вид принудительного воздействия сводится к следующему:

7) запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством;

8) ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа;

1) требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа [38, 6].

Судебные инстанции вправе назначить свои специфические ограничения по какому либо делу, требования по потенциальному поведению [39, 27].

Такие требования рассматриваются, изучаются и назначаются отдельно в каждом индивидуально случае. Например, по решению суда подростку может быть запрещено общаться с какими либо конкретными лицами; запрещено употребление алкогольных напитков; запрещено заниматься какой-либо деятельностью. Исходят эти требования как правило из анализа обстоятельств данного дела, жизненного окружения, особенностями местообитания и чьего-либо влияния.

Временные рамки на которые могут быть возложены ограничительные меры определяются в каждом случае отдельно и индивидуально. Однако по этому поводу есть ограничения верхней границы срока. Для лиц, совершивших преступление небольшой тяжести, этот срок не должен превышать двух лет, а для лиц, совершивших преступления средней тяжести, - пяти лет [39, 27].

Предупреждение, передача под надзор, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга как принудительные меры воспитательного воздействия применяются либо как форма освобождения от уголовной ответственности, либо как форма освобождения от наказания.

Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 82 УК) применяется только к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет.

Это мера считается наиболее строгой принудительной мерой воспитательного воздействия [31]. Она применяется к несовершеннолетним, совершившим преступление средней тяжести. Является такая мера самостоятельной и спеиальной формой уголовной ответственности. Представляет собой такая мера изоляцию несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение на определенный срок, который не превышает максимального срока наказания, предусмотренного санкцией статьи УК за совершенное им преступление.

В Республике Казахстан такие специализированные учреждения как правило полуоткрытого типа [31]. Они ни в коей мере не являются местами лишения свободы. Если подросток направлен в такое специализированное учреждение, то его нахождение там не будет означать судимость.

Те подростки, которые направляются в данное ужреждение будут иметь жесткий режим пребывания и целый набор ограничений свободы его действий. Содержание пребывания включает определенные особенности учебы, труда, врмеяпровождения, свободы передвижения.

Применение данного вида принудительной меры воспитательного воздействия на несовершеннолетнего обусловлено степенью социально-нравственной запущенности его личности, выходом из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, мотивом целесообразности изоляции несовершеннолетнего от негативного влияния среды, в которой он постоянно находился, или связано с необходимостью его лечения.

В республике есть и специальные лечебно-воспитательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения. Они действуют для тех подростков, которые имеют какие либо отклонения в развитии физическом и психоческом. На первом месте в таких учреждениях – лечение, а потом уже воспитание и перевоспитание [31].

Минимальный срок пребывания осужденного несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен минимальному сроку наказания в виде лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи УК, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы - шести месяцам.

Обязательное нахождение подростков в специализированны учреждениях может быть изменено или прекращено ранее чем было установлено изначально. Основанием для прекращения служит специальное решение эксперта о том, что более подросток не нуждается в таком пребывании [31].

Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении более чем определено решением суды может быть допустимо только если завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия имеет потенциальные возможности, которые, на наш взгляд, используются не до конца. Так, по данным Отдела анализа и планирования Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан в суды по делам несовершеннолетних поступило 2 782 уголовных дела, окончены 2 759 дел, из них рассмотрено с вынесением приговора 967 дел (35% от числа оконченных) в отношении 1520 лиц. Осуждено 1481 лицо или 97,4 %, оправданы 39 лиц или 2,6%. Прекращены производства по 1384 делам (50,2%) в отношении 1813 лиц.

В 2012 году поступило 1426 дел, окончено 1255 дел, из них рассмотрено с вынесением приговоров 401 дело (32% от числа оконченных) в отношении 665 лиц, осуждены 657 лиц или 98,8%, оправдано 8 лиц или 1,2%. Прекращены производства по 718 делам (57,2%) в отношении 955 лиц. Эти информационные данные сведены нами в общую таблицу (Таблица 1).

 

Таблица 1 - Данные Верховного Суда по итогам отправления правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Режим доступа: http://sud.gov.kz/rus/)

  Показания по уголовным делам несовереннолетних 2012 год 2013 год
Количество, дел./лиц уд. вес, % Количество, дел./лиц
Поступило 1426 дел,   2 782
Окончены. Из них: 1255 дел, 100% 2 759
- рассмотрено с вынесением приговора 401 дело в отношении 665 лиц 32% от числа оконченных 967 дел в отношении 1520 лиц.
- осуждено 657 лиц 98,8%, 1481 лицо
- оправданы 8 лиц или 1,2%. 39 лиц
- прекращены производства 718 делам в отношении 955 лиц.   57,2% 1384 дел в отношении 1813 лиц.

Из данных таблицы видно, что поступление уголовных дел в суды по делам несовершеннолетних увеличилось в 2013 году по сравнению с 2012 годом практически в два раза, это связано с тем, что ювенальные суды стали повсеместно функционировать с июля 2012 года. Вместе с тем, следует отметить, что число оправданных несовершеннолетних в истекшем году возросло (удельный вес оправданных лиц возрос на 1,4%), кроме того практически каждое второе дело прекращено производством.

Качество отправления правосудия специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних незначительно ухудшилось (на 0,2%).

Отменены приговоры в порядке апелляции отношении 9 лиц или 0,3% (в порядке кассации и надзора отмен не допущено), изменены – в отношении 58 лиц или 1,7% (в апелляции – 41, кассации - 16, надзоре - 1).

В 2012 году отменены приговоры в порядке апелляции в отношении 1 лица или 0,1%, изменены – в отношении 18 лиц или 1,1% (в апелляции – 14 лиц, в кассации – 4).

Наибольший удельный вес отмененных приговоров приходится на суды по делам несовершеннолетних Павлодарской (0,9%), Кызылординской (0,7%), Костанайской (0,6%) областей.

Отмены не допустили суды по делам несовершеннолетних городов Алматы и Астаны, Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областей.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что суды в целом назначали наказание в соответствии с тяжестью совершенного преступления, при этом сохраняется тенденция уменьшения применения к осужденным лишения свободы.

Анализ практики назначения судами принудительных мер воспитательного воздействия не представляется сделать ввиду отсутствия данных. Несмотря на это, отметим, что все меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним с учетом мотивов совершенного ими преступления, их поведения после содеянного, а также с учетом того, применялись ли к ним ранее вышеназванные меры и какие именно. Принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные.

Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер. В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости, они являются самостоятельными формами индивидуализации ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, не ставят несовершеннолетнего в положение осужденного.

На сегодняшний день конструкция уголовного закона такова, что, исходя из обстоятельств содеянного, характеристики личности виновного, реальное разнообразие оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания предусматривается только в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. При этом институт принудительных мер воспитательного воздействия даже в этих случаях зачастую остается невостребованным.

Приведем пример судебной практики. Так, несовершеннолетняя М. 17.06.2012г. осуждена за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.161 УК РК к 100 часам обязательных работ. Но несовершеннолетняя осужденная, проживающая в полной благополучной семье должных выводов для себя не делает вновь совершает ряд умышленных преступлений. 06.10.2012 г. М. осуждена по ч.1 ст.161, ч.1 ст.159, ч.2 ст.159, ч.1 ст.70 УК РК к двум годам пяти дням лишения свободы условно с испытательным сроком два года. В период следствия по уголовному делу М. срывает проведение следственных действий, не является по вызовам, не проживает дома, не обучается и не работает и совершает преступление в отношении представителя власти. Приговором суда г. Актобе от 17.12.2012г. М. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.318 УК РК и освобождена от отбывания наказания с помещением её в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, до достижения ею возраста 18 лет.

Данный пример является лишним подтверждением того, насколько непредсказуема несформировавшаяся психика и поведение подростка, как сложно судье принять то, или иное решение по делу, поскольку чрезмерно жесткое наказание может породить озлобленность подростка, а недостаточно строгое наказание приведет к формированию чувства безнаказанности и вседозволенности.

Другой пример: 15.09.2012 г. рассмотрено уголовное дело по обвинению В. в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст.158 УК РК, постановлением суда В. освобожден от уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. При рассмотрении уголовного дела было установлено, что подросток воспитывается в полной, благополучной и достаточно обеспеченной семье, характеризуется положительно.

Постановлением суда г. Актобе от 03.10.2012 г. прекращено производство по уголовному делу с применением принудительных мер воспитательного воздействия в отношении Ж., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.161 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Безусловно, очевидно отличие действий подростков одного возраста проживающих в благополучных и неблагополучных семьях и результат рассмотрения дела - назначение наказания и освобождение от наказания во многом зависит от того, в какой семье воспитывается подросток.

Примеры освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия можно привести как положительные, но подобные случаи встречаются в практике не так часто как хотелось бы.

В сфере практической деятельности судов в ситуации выбора между общими и специальными видами освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания приоритет в абсолютном большинстве случаев отдается именно общим видам. Как указывает по этому поводу Н.Ф. Кузнецова, в последние годы среди несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, удельный вес применения принудительных мер воспитательного воздействия не превысил даже 12% [39, 28]. Аналогичный показатель по данным А.К. Сарбасовой в РК составил 16,4% [36]. Такая ситуация не может не вызывать недоумения и требует глубокого анализа причин сложившегося положения.

Таким образом, в данном разделе мы расмотрели содержание отдельно каждого вида принудительных мер воспитательного воздействия согласно законодательтву Республики Казахстан:

- предупреждения;

- передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложения обязанности загладить причиненный вред;

- ограничения досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

- помещения в организацию образования с особым режимом содержания;

- возложения обязательства принести извинения потерпевшему.

Кроме этого определены общие черты для данных видов мер принудительного воспитательного воздействия и специфические различия.

Общее:

1) все виды принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренны в одной статье УК РК (ст. 82 УК РК);

2) все виды могут быть применены только при совершении преступлений небольшой и средней тяжести;

3) все виды могут быть применены только по решению о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем назначения ему принудительных мер воспитательного воздействия.

Особенное выражается в следующем:

1) разные виды мер могут приниматься разными органами; на разных сталиях процесса.

2) различны основания применения.

3) видов назначаемых мер.

4) последствий, которые могут наступить в случаях систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему меры воспитательного воздействия.

Одному несовершеннолетнему вполне могут назначить одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 191.