Возникновение и развитие принудительных мер воспитательного воздействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопрос возникновения и развития законодательного закрепления принудительных мер воспитательного воздействия рассматривался нами на основе изучения исторической, юридической литературы, изучения нормативно-правовых актов по теме исследования.

История появления института принудительных мер воспитательного воздействия имеет давние исторические корни. Для современной науки большое значение имеет выявление исторических корней развития данного правового вопроса в системе государства и влияния сохранившихся обычаев на современное законодательство и систему управления.

В обычном праве кочевых народов отражался многовековой опыт регулирования общественных отношений. Кочевой образ жизни предполагал родовое единение. Род выполнял все социальные задачи, он не только оказывал всяческое содействие социально незащищенным лицам, но и осуществлял постоянный социальный контроль. Родовые формы самоорганизации общества были основаны на простейших правилах, которые обеспечивали решение любых проблемных вопросов и избежание конфликтных ситуаций.

Определение наказания, в том числе и принудительных мер воспитательного воздействия входило в решение споров, которые решались судами биев [14, 78].

Ретроспективный взгляд по применению нравственных основ и принципов мер принудительных мер воспитательного воздействия по решению суда биев на творческой основе может быть использована в нормотворческой и правоприменительной практике в развитие казахстанской государственности и гражданского общества. Вмешательство аксакалов в решение ответственности за нарушение норм детьми и применение принудительных мер воспитательного воздействия соответствовало религиозным, нравственным и другим принципам развития общества того периода, обеспечивая мирное сосуществование родовых и семейных сообществ.

Примирение, формы решения споров в обычном праве казахов, на наш взгляд, не потеряли свою актуальность. Сегодня является актуальным изучение роли, значения подобного примирения в социальных противоречиях, имеющих административный и уголовный характер.

В истории Казахстана ханского периода известен законодательный памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»), в котором были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества [15, 42]. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима. «Законы Таукехана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни. Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие.

После присоединения Казахстана к России нормы права подверглись внешней корректировке. Действие обычаев официально признавалось в годы колонизации территории Казахстана Российской империей. Политика Российской империи на протяжении XVIII-XIX вв. была направлена на унификацию обычного права кочевых народов [16, 39]. Основным регулятором в отношениях оставались обычаи. Обычное право регулировало все сферы отношений.

Устав «Об управлении инородцев» 1822 г. не только видоизменял систему управления коренного населения Казахстана, но и предусматривал частичное сохранение действия обычного права, которые оказывали определяющее влияние на принимаемые решения [16,40].

Реформа основывалась на сохранении родовых отношений. Родовое управление представляло развитую систему административных и судебных органов, деятельность которых регулировалась как нормативно-правовыми актами, так и обычаями. Род выполнял не только управленческие, но и социальные функции и выступал в качестве самоуправляющейся единицы.

Со времени вхождения территории Казахстана в состав Советского союза качестве одной из союзных республик вопросы института целей наказания напрямую связаны с установлением и реформированием законодательства в Советском Союзе. Поэтому о правовом регулировании

принудительных мер воспитательного воздействия можно говорить, опираясь на первые законы Союза, которые весьма слабо уделяли внимание исполнению принудительных мер воспитательного воздействия в силу целого ряда причин.

В 1924 г. уголовное законодательство Союза и союзных республик рассматривали вопрос принудительных мер воспитательного воздействия с точки зрения дифференциации. Назывались такие меры – меры социальной защиты медико-педагогического воздействия [17, 33].

Так, в ст.8 отмечалось то, что меры медико-педагогического характера могут применяться только к малолетним. По отношению к несовершеннолетним такие меры могли быть применены в тех случаях, когда специальные органы признавали, что наказание невозможно применить к ним.

Суд являлся той инстанции ей, которая определяла применение медико-принудительных мер во всех других случаях. Характеристика данных мер отражена в ст.16 и содержит следующую информацию:

а) отдачу несовершеннолетних на попечение родителям, родственникам или другим лицам, учреждениям и организациям;

б) помещение в специальные заведения.

Особенностью того времени было создание в 1925 г. 25 мая центральной комиссии по делам несовершеннолетних. Это важный шаг по регулированию, контролю всей работы с теми, кто не достиг еще возраста несовершеннолетия. В следующем 1926 г. утверждено Положение СНК об этих комиссиях.

Отметим, что криминогенность того времени, сложность политического, социально-экономического характера общей обстановки в стране выступали очень серьезными трудностями для работы и успешной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. В силу этого логично, что основное направление по работе с несовершеннолетними связан с усилением уголовной ответственности и борьбы с преступностью.

В 1926 г. принимается и с 1 января 1927г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР[4]. В данном законе вопросу регулирования специальных мер и уголовной ответственности несовершеннолетних отводится серьезная роль.

Так, cт.7 раздела третьего «Общие начала уголовной политики». В ней отмечается, что возможно применять меры социальной защиты судебно-исправительного, медицинского либо медико-педагогического характера в отношении лиц, совершивших общественноопасные действия или представляющих опасность по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности.

Кроме этого ст. 12 подчеркивала, что меры социальной защиты судебно-исправительного характера не подлежат применению к малолетним до четырнадцати лет, в отношении которых могут использоваться лишь меры социальной защиты медико-педагогического характера.

Если возраст совершивших преступление или преступное деяние от 14 до 16 лет, то к ним максимально следует применять меры социальной защиты медико-педагогического характера. И только если это невозможно, то могут быть применены меры социальной защиты судебно-исправительного характера.

В 1931г. утверждено новое Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних [17, 43].Данное положение выделяет меры медико-педагогического характера тем рычагом, при помощи которого можно решить основные задачи комиссий по делам несовершеннолетних – охрану прав и свобод подростков, борьбу с безнадзорностью и правонарушениями.

А.В. Усов пишет о том, что отсутствие реальных мер, которые могли бы быть применены к подросткам в зависимости от тяжести совершенного ими правонарушения, негативно отразилось на работе комиссий и привело к снижению их роли в предупреждении преступности несовершеннолетних [18, 208].

Сложность политической и социально-экономической ситуации в стране привела к ужесточению наказания за преступления совершаемые несовершеннолетними. Так, в 1935 г. выходит Постановление «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», в котором значительно понижен возраст уголовной ответственности за совершение наиболее опасных преступлений [14, 97].

Кражи, насилия, телесные повреждения, увечья, убийства и другие виды преступлений – вот перечень в соответствии с которым к уголовной ответственности привлекаются уже дети с 12-лет, причем к ним могут быть применены «все меры уголовного наказания». Усиливается ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

Анализируя нормативно-правовые акты того времени по теме исследования, можно говорить о том, что главное средство борьбы с малолетней преступностью – это принуждение.

Дополнительным подтверждением этому является Постановление СНК и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» [14, 99]. Это постановление практически в корне меняет политику работы с несовершеннолетними.

Прежде всего, были упразднены комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме этого закреплен ряд мероприятий для того, чтобы устранить причины преступлений несовершеннолетних, определена уголовная ответственность взрослых вовлекающих подростков в преступную деятельность.

В 1936 г. выходит нормативно-законодательный акт «Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями, совершаемыми подростками». В нем рекомендуется проявлять особое внимание при вынесении решений по подросткам: «лишение свободы к лицам этого возраста должно применяться с исключительной осторожностью, главным образом, к рецидивистам, к неоднократно бежавшим из детских учреждений»[17, 57].

А.А. Пионтковский, проведя анализ судебной практики того периода, пишет о том, что «установление уголовной ответственности за ряд преступлений, начиная с 12-летнего возраста, видимо, было продиктовано желанием указать несовершеннолетним, что советская власть предъявляет серьезные требования к своим подрастающим гражданам» [19, 301].

Репрессивные меры, применяемые к несовершеннолетним того времени тем не менее не способствовали улучшению ситуации с детской преступностью и не направлены были на меры воспитательного воздействия. Все это отрицательно сказывалось на поведении подростков.

Е.В. Болдырев считает, что после выхода 7 апреля 1935г. Закона о ликвидации преступности и усилении мер судебного воздействия был перечеркнут весь наработанный опыт воспитательной работы с несовершеннолетними [20, 14].

В 1943 г. создаются Комиссии по трудоустройству детей, оставшихся без родителей, выполняющих кроме прочего и функцию по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних

Социально-правовая работа государства продолжалась и в 1948 г. по постановлению Пленума Верховного Суда от 17 февраля настоятельно рекомендуется внимательнее решать вопросы связанные с вынесением наказаний детям от 12 до 16 лет [14, 206]. Необходимо было обязательно учитывать и изучать мотивы совершения преступлений и максимально использовать возможности прекращения уголовных дел и передачи детей на попечение родителям либо опекунам. Осуществлять контроль за воспитанием и поведением таких детей возложено было на органы народного образования.

Но в случае, если уголовное дело невозможно было прекратить, что рекомендовалось снизить, либо условно осудить несовершеннолетнего.

Очевидно, что сложная ситуация послевоенных дет с экономической точки зрения и большое количество детей, которые остались в силу причин беспризорниками только усугубляла совершение преступлений подростками.

В 1952 г. , в 1954г. и в 1957г. поочередно выходят постановления Совета министров (№ 1708 и 171) направленные на мероприятия по улучшению работы детских домов [19, 309]. Внимание в данных постановлениях сосредоточено не только на усилении контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся на патронате и под опекой, но и на необходимость широкого привлечения общественности к шефству над детскими учреждениями, а также более согласованной деятельности всех учреждений по предупреждению детской безнадзорности и беспризорности. На уровне городов, районов, областей, краев созданы комиссии по устройству детей и подростков. В обязанности таких комиссий входило обязательное устройство всех детей, которые нуждаются в этом, в том числе и нуждающимся семьям. Прежде всего, это оказание материальной и педагогической помощи таким детям.

25 декабря 1958г. принимаются «Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» [14, 206]. Принудительные меры воспитательного воздействия в них выступают важным средством предупреждения и борьбы с преступлениями. Об этом свидетельствует расширение возможностей их применения. Одновременно с этим возраст уголовной ответственности увеличен до 16 лет. Кроме особо тяжких преступлений, за которые ответственность подросток должен нести с 14 лет. К таким видам преступлений отнесены: убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, грабеж, разбой, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного или личного имущества граждан, злостное хулиганство.

Отметим, что к подросткам не могли быть применены ссылки, смертная казнь и тюремное заключение.

Важным является то обстоятельство, что в ст.10 указывалось, что за преступления небольшой общественной опасности подросток до 18 лет мог подвергнуться принудительной мере воспитательного характера без уголовного наказания. Такие решения на уровне государства принимались впервые и стали значительной вехой в истории развития института принудительных мер воспитательного воздействия. Статья 63 содержала перечисление таких мер.

В УК Каз.ССР от 22 июля 1959 г. содержатся свои особенности: принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться при совершении преступления наименьшей степени тяжести, т.е. преступлений, не представляющих большой общественной опасности, по ранее действовавшему УК Республики Казахстан [14, 213]. В Уголовном Кодексе Казахской ССР не определяются юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия [21, 48].

В 1961 г. в Каз ССР утверждается новое положение «О Комиссиях по делам несовершеннолетних». Убеждение и принуждение – основные принципы работы таких комиссий, задачами которых были предупреждение безнадзорности; предупреждение правонарушений, а также устройство подростков, охрана их прав.

С этого времени дети от 11 до 14 лет при необходимости направлялись в спецшколы; с 14 до 18 лет – в специальные профессионально-технические училища. Сроки пребывания в таких учреждениях – до 1 года.

В практике деятельности следственных органов принудительные меры воспитательного характера находили широкое применение. По данным Е.В.Болдырева они были применены от 30% до 50% всех уголовных дел, которые совершили несовершеннолетние. Эти данные схожи с показателями исследовании Н.К.Семерневой, по мнению которой такие меры применены были в 35-40% от общего числа судебных дел. Наиболее употребимым среди таких мер было - направление в специальные учебно-воспитательные учреждения [12, 12].

В 1965 г. выходит постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О недостатках в работе судов по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних» [21, 78].

Содержание постановления направлено на совершенствование деятельности судов в вопросах расширения возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия. Основанием для такого решения было частота необоснованных осуждений несовершеннолетних за незначительные правонарушения. Необходимо было в каждом уголовном деле очень тщательно подходить к осуждению и возможности применения принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 63 УК РСФСР.

Ст.10 ч.4 УК РСФСР рассматривала освобождение от уголовной ответственности и направление дела на Комиссии по делам несовершеннолетних. Такой подход мог быть реализован в двух вариациях:

1) в порядке освобождения от уголовного наказания судом (ч.3 ст. 10);

2) в порядке освобождения от уголовной ответственности следователем, прокурором, судом (ч. 4 ст. 10).

Комиссии в свою очередь деятельность свою строили работе с тем подростками, которые были социально не адаптированы:

а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия;

б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные ст. 10 УК РСФСР ;

в) совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых было отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено;

г) совершивших антиобщественные поступки;

д) уклонявшихся от учёбы или работы [21, 39].

Такой подход к работе с несовершеннолетними продолжался вплоть до 1991 г. С обретением независимости и созданием независимого государства Республики Казахстан начинает формироваться и новое законодательство.

После обретения независимости в 90-х годах ХХ века в сложных условиях реформирования политики, экономики начинает зарождаться, формироваться и развиваться законодательство в Республике Казахстан. Можно подчеркнуть, что в первые годы независимости РК, со стороны государства была создана основа практически нового законодательства, в том числе и законодательства института принудительных мер воспитательного воздействия.

Действующие Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан, принятые 16 июля 1997 г. и 13 декабря 1997 г. соответственно, явились документами переходного периода, и их миссия заключалась в регламентации соответствующих общественных отношений в условиях непростой экономической, политической и социальной обстановки в стране на тот период. В действующем Уголовном кодексе Республики Казахстан (1997 г.) принудительным мерам воспитательного воздействия отведена отдельные статьи: ст.82. Принудительные меры воспитательного воздействия, ст.83. Содержание и сроки применения принудительных мер воспитательного воздействия.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года указано, что в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности необходимо продолжить работу по систематизации действующего законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве; минимизации количества отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия [22].

Кроме того, новая редакция Кодекса должна предусматривать реализацию международных обязательств Казахстана, в том числе в вопросах совершенствования деятельности по борьбе с несовершеннолетними [11, 23]. Так, в частности, Казахстан присоединился к Резолюции Ансамблеи ООН «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые 14 декабря 1990г. резолюцией Генеральной Ассамблеи 45/112 [24, 278].

Подводя итог краткой ретроспективе формирования законодательного института принудительных мер воспитательного воздействия, можно констатировать следующее. Историко-теоретическая основа формирования данного института лежит в традиционном праве, поэтому, на наш взгляд, можно учитывать и, возможно, применять отдельные механизмы обычного права казахов по решению вопросов регуляции наказания несовершеннолетних и применения принудительных мер воспитательного воздействия на новом качественном уровне, путем гармонизации с современной правовой основой.

Можно выделить теоретически несколько этапов трансформации нормативных регуляторов кочевых народов - в правовую систему государства в частности и формирования института принудительных мер воспитательного воздействия в целом для Казахстана. На наш взгляд они будут следующими:

1) древность - начало XX вв. - Период действия традиционного права казахского народа, основанного на обычном праве.

2) начало ХХ – конец 80-х годов ХХ века. - Период становления законодательной базы права Казахстана в составе СССР.

4) 1991г.- по настоящее время. Формирование законодательства независимого государства Республики Казахстан

Тем не менее, дальнейшее обновление правовых норм и принятие актов отвечающих требованиям современного законодательства является необходимым условием развития института принудительных мер воспитательного воздействия в целом.

Несмотря на изменение законодательства, на практике все еще возникают проблемы в решении вопросов принудительных мер воспитательного воздействия. В этой связи необходимо подчеркнуть, что любые проблемы практики должны трактоваться в пользу нового законодательства, а вопросы решаться индивидуально в каждом отдельном случае.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 180.