Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………5

 

1 Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………………...9

1.1 Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятие, особенности……………………………………………...………………………….9

1.2 Возникновение и развитие принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………………………………………17

1.3 Принудительные меры воспитательного воздействия в законодательстве зарубежных стран…………………………………………………………………. 25

 

2 Сущность и содержание принудительных мер воспитательного воздействия по законодательству Республики Казахстан…………………31

2.1 Цели, принципы и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия по уголовному законодательству Республики Казахстан………………………………………………………………………….31

2.2 Виды принудительных мер воспитательного воздействия………………39

2.3 Проблемы применения и перспективы использования принудительных мер воспитательного воздействия……………………………………………………47

Заключение………………………………………………………………………..54

 

Список использованных источников………………………………………….57

 

Приложение А. Особенности свободного времяпровождения и их соотношения с правонарушениями несовершеннолетних………………………………………60

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью несовершеннолетних и молодежи - это сложная социальная проблема, с вытекающими отсюда причинами, факторами и другими соответствующими явлениями. На протяжении многих лет эта проблема является объектом пристального внимания не только ученых, практиков-юристов, но и возведена в разряд государственной политики Республики Казахстан.

Так, в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года определены пути совершенствования всей правовой политики государства, а, в частности, гуманизирована специальная направленность по борьбе и предупреждению преступности несовершеннолетних [1].

Это касается, в том числе, совершенствования института принудительных мер воспитательного воздействия, как мер освобождения от уголовной ответственности. В то же время усилена ответственность за преступления против несовершеннолетних, за вовлечение их в преступные действия.

Проблема преступности несовершеннолетних является в Казахстане весьма острой, это не подлежит сомнению. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ежегодно выявляются около восьми тысяч несовершеннолетних, совершивших преступления, из них почти половина привлекается к уголовной ответственности [2].

Преступность несовершеннолетних в настоящее время составляет значительную часть общей преступности. Так, несмотря на то, что в 2013 году «снижение преступности среди несовершеннолетних составило около 6%, вместе с тем уровень криминализации подростковой среды по стране остается достаточно высоким: несовершеннолетними совершается каждое 12-е преступление, в том числе каждое 16-е убийство, каждый 7-й разбой, каждый 5-й грабеж» отметил председатель Комитета административной полиции МВД РК М. Оразалинов [3].

Наиболее распространенными видами преступлений в среде несовершеннолетних в республике являются: кража - 52,7%, грабеж -19,3%, разбой - 4,1%, убийство - 1,6%, умышленные тяжкие телесные повреждения - 1,6% и иные виды - 20,7%. Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних в течение последних 3 лет наблюдается в Костанайской (1352), Карагандинской (1232), Павлодарской (1206), Восточно-Казахстанской (1010) и Акмолинской (907) областях. Противоположная тенденция характерна для Кызылординской (238), Торгайской (263), Мангыстауской (319), Атырауской (339) и Жезказганской (411) областей [2]. Красноречивы данные, полученные нами в ходе практики на базе специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Актюбинской области. Так в 2012г. в данную судебную инстанцию поступило 124 дела, из них рассмотрено 84 и привлечено к уголовной ответственности 8 несовершеннолетних, совершивших преступления. В 2013 г. соответственно поступило 596 дел, из которых рассмотрено 399 и по итогам 7 привлечено к ответственности. За 1 квартал 2014г. Поступило 175 дел, из которых на сегодняшний день рассмотрено 134 [4].

Изменились качественные характеристики подростковой преступности, которая сегодня характеризуется высокой степенью организованности, латентности, а также корыстной направленностью и жестокостью. Большинство совершаемых подростками преступлений, это около 80%, носит злостный характер [3]. В то же время наблюдается рост по сравнению с 2012 годом по фактам убийства и причинению вреда здоровью, по совершению особо тяжких преступлений.

Все это, безусловно, подчеркивает актуальность темы исследования и требует теоретического осмысления и изучения принудительных мер воспитательного воздействия как института уголовного права.

Успешное исправление несовершеннолетнего преступника предполагает наличие комплекса социальных и экономических условий, необходимых для нормального вхождения его в общество. Среди этих условий наиболее важными следует отметить: возможность общения несовершеннолетнего в социально-здоровой среде, отсутствие вредных влияний, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятие правомерной деятельностью, удовлетворяющей его материальные и духовные потребности. Однако, отсутствие необходимых условий не означает возможность назначения несовершеннолетнему несправедливо строгого наказания, не соответствующего характеру и общественной опасности преступления. В данном случае, в соответствии с законом, суд должен принять возможные меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

Вместе с тем, совершение преступления лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, еще не означает применение к нему наказаний, указанных в статье 79 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Предусмотренные в законодательстве Казахстана принудительные меры воспитательного воздействия отличаются от уголовного наказания. Они не ставят лицо в положение уголовно осужденного, не создают судимости и не могут рассматриваться, как наказание. В этом смысле ст. 82, 83 Уголовного кодекса РК заслуживают отдельного комплексного изучения.

Среди отечественных ученых тема принудительных мер воспитательного воздействия отражена в публикациях И.Ч.Борчашвили, Л.М.Каржаубаевой, А.К. Сарбасовой, А.Т.Султановой и других.

Вопросы принудительных мер воспитательного воздействия в самых разных контекстах изучались в работах зарубежных ученых: Г.А. Аванесова, Х.Д. Аликперова, С.А.Боровикова, С.А.Бурлака, Н.А.Носкова, Д.В.Карелина и других.

29 января 2014 года депутаты одобрили проект нового Уголовного кодекса в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК, который планируется ввести с 2015 года. В связи с реформированием правовой системы Республики Казахстан учеными и юристами-практиками изучаются и вопросы перспектив развития принудительных мер воспитательного воздействия.

В то же время не все вопросы содержания и применения, принудительных мер воспитательного воздействия нашли и находят единодушное понимание. В частности, не достаточно чётко определены правовая природа, цели и содержание, основания, условия и порядок их применения. Нет специальных исследований, посвящённых освобождению несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с рассмотрением нового проекта УК РК.

И в этой связи возникает необходимость с научных позиций проанализировать основной круг проблем, связанных с правовой природой, системой, содержанием, основаниями и порядком применения (включая вопросы исполнения) принудительных мер воспитательного воздействия, выявить возможные резервы их более широкого и результативного использования.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования.

Цель настоящего исследования - изучить особенности принудительных мер воспитательного воздействия как института уголовного права РК.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- изучить историю возникновения и развития принудительных мер воспитательного воздействия как института уголовного права;

- рассмотреть опыт законодательного закрепления принудительных мер воспитательного воздействия в зарубежных странах;

- определить сущность, особенности и виды принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с УК РК;

- выявить проблемы применения и определить тенденции перспектив использования принудительных мер воспитательного воздействия в РК.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Предметисследования - уголовно-правовые нормы, регламентирующие применение принудительных мер воспитательного воздействия.

Методологическую основу исследования составил общенаучный метод диалектического познания. Использовались такие методы исследования как метод сравнения и систематизации, анализ и синтез, изучения служебной документации, включенное наблюдение.

Кроме этого, проведено анкетирование анонимного характера среди молодежи (учащихся старших классов СШ № 26 г. Актобе), статистический анализ которого описывается в дипломной работе.

Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных авторов по уголовному праву, криминологии, а также труды отечественных, зарубежных авторов по исследуемой тематике.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РК, Уголовный кодекс РК, Комментарии к УК РК, уголовное законодательство зарубежных стран.

Кроме этого использовались статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК.

Научная теоретическая и практическая значимость результатов данной работы состоит в том, что теоретические выводы, могут быть использованы в качестве дополнительных материалов по учебным дисциплинам для преподавания студентам юридического направления подготовки.

Структура работы представлена введением, двумя разделами, заключением, списком использованных источников и приложениями.

 

 

Заключение

 

Подводя итог проведенной работе, посвященной институту принудительных мер воспитательного воздействия, можно констатировать следующее.

1. Принудительные меры воспитательного воздействия являют собой составную часть уголовной ответственности несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних - это специфическое явление, обладающее рядом специфических черт. Этой ответственности в Уголовном кодексе Республики Казахстан посвящен отдельный целый раздел.

Субъектами уголовно ответственности как разновидности уголовно-правовых отношений, являются лицо, совершившее преступление и государство, которые обладают корреспондирующими правами и обязанностями.

Действующий УК РК содержит два уровня возраста уголовной ответственности. Первый уровень – 16 лет – это возраст общей уголовной ответственности большего количества преступлений. Второй уровень – 14 лет – возраст ответственности за особые преступления с очевидными характеристиками общественной опасности и противоправности.

Возраст, вменяемость и вина – являются обязательными условиями уголовной ответственности несовершеннолетних.

2. Историко-теоретическая основа формирования института принудительных мер воспитательного воздействия лежит в традиционном праве. Можно выделить теоретически несколько этапов трансформации нормативных регуляторов кочевых народов - в правовую систему государства в частности и формирования института принудительных мер воспитательного воздействия в целом для Казахстана:

1) древность - начало XX вв. - Период действия традиционного права казахского народа, основанного на обычном праве.

2) начало ХХ – конец 80-х годов ХХ века. - Период становления законодательной базы права Казахстана в составе СССР.

4) 1991г.- по настоящее время. Формирование законодательства независимого государства Республики Казахстан

Несмотря на изменение законодательства, на практике все еще возникают проблемы в решении вопросов принудительных мер воспитательного воздействия. В этой связи необходимо подчеркнуть, что любые проблемы практики должны трактоваться в пользу нового законодательства, а вопросы решаться индивидуально в каждом отдельном случае.

3. Во многих странах мира существует правовое решение вопросов применения специальных мер воспитательного воздействия для детей, не достигших определенного «взрослого» возраста. В ряде стран эта проблема закреплена за Уголовными Кодексами, либо специальными законами. В некоторых странах вообще нет такого института в уголовном законодательстве.

Названия таких мер применяется весьма различно: воспитательные меры, принудительные меры, меры воспитательного воздействия, меры воспитания, лечения или исправления, меры защиты, меры безопасности. Есть и такие законодательства, в которых они аналогичны Республики Казахстан (СНГ, Балтия).

По формам принудительные меры воспитательного воздействия сгруппированы: как форма государственной опеки (Китай, Болгария); как форма меры безопасности (Турция, Швеция); как форма реализации уголовной ответственности (Польша, Швейцария). По видам законодательства разнятся, но основными являются: предупреждение, вид передачи под надзор, ограничение досуга и установления специальных требований по поведению.

В ряде зарубежных стран действуют специальные службы, занимающиеся вопросами работы с подростками.

4. Основными целями применения принудительных мер воспитательного воздействия является: исправление, перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей; предупреждение совершения ими новых преступлений.

Основными принципами применения принудительных мер воспитательного воздействия можно определить следующие: принцип экономии уголовной репрессии; принцип воспитательного воздействия; принцип неотвратимости уголовной ответственности и наказания; принципа справедливости и гуманизма.

5. Общие черты для всех видов мер принудительного воспитательного воздействия является следующее:

1) все виды принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренны с однй статье УК РК (ст. 82 УК РК);

2) все виды могут быть применены только при совершении преступлений небольшой и средней тяжести;

3) все виды могут быть применены только по решению о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем назначения ему принудительных мер воспитательного воздействия.

Особенное выражается в следующем:

1) разные виды мер могут приниматься разными органами; на разных сталиях процесса.

2) различны основания применения.

3) видов назначаемых мер.

4) последствий, которые могут наступить в случаях систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему меры воспитательного воздействия. Одному несовершеннолетнему вполне могут назначить одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

6. Обобщив теоретический и практический материал, полученный в ходе исследования, можно определить основные проблемы применения и принудительных мер воспитательного воздействия. К ним, на наш взгляд, относятся:

1. Незначительное использование потенциальных возможностей принудительных мер воспитательного воздействия (не более 16% от всех решения судов).

2. На судебных заседаниях недостаточно тщательно рассматриваются условия будущего выполнения принудительных мер воспитательного воздействия в силу недостаточности информации (документального подтверждения, исследования и изучения возможностей достижения целей применения мер воспитательного воздействия).

3. Проблема контроля и надзора за несовершеннолетними, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия, со стороны специализированных органов.

4. Проблема недостаточного достижения цели такой меры как предупреждение.

Решения выявленных проблем могут быть следующими:

1. Расширение использования данных мер в судебных решениях за счет более внимательного изучения возможностей их назначения.

2. В целях ликвидации такого пробела при судебных инстанциях возможно было бы назначить ответственное лицо – специалиста уровнем помощника судьи, который бы взял на себя функции подготовки и тщательного исследования ситуации по каждому отдельному случаю. Подобный опыт есть за рубежом, это отмечалось в п.1.3. данной работы.

3. В этом отношении стоит обратить серьезное внимание на переоценку такой деятельности и коррекцию организации и содержания работы. На наш взгляд это может быть связано с расширением полномочий, функций и четким их закреплением за конкретными отделами.

4. Выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического и предупредительного воздействия.

В этой связи на наш взгляд необходим системный подход более согласованной работы межведоственной с включением всех уровней от Министерств до отдельных отделов. На наш взгляд, в такой работе могут принять участие и общественные, и культурные, и религиозные организации.

Перспективы развития принудительных мер воспитательного воздействия связаны, на наш взгляд, с реформированием всей правовой системы Республики Казахстан, которая осуществляется в настоящее время, с принятием нового Уголовного кодекса, с имплементацией международных норм права в законодательство РК.

Проанализировав составляющие принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с законодательством РК, предлагаем исключить из нормы от освобождении несовершеннолетних от наказания ссылку на возможность применения общих воспитательных мер, оставив возможность освобождения от наказания несовершеннолетних, совершивших преступления средней тяжести и тяжких, только с применением особой меры - помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Список использованных источников:

 

1 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» // Казахстанская правда. 27.08.2009 г., № 205 (25949).

2 ДанныеКомитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры Республики Казахстан// Режим доступа:http://pravstat.prokuror.kz/

3 Оразалинов М. Доклад на встрече руководителей Министерства внутренних дел и Министерства образовании и науки Республики Казахстан – Астана, 12 ноября 2013 года // Режим доступа: http://www.zakon.kz/engine/

4 Данные полученные в ходе практики при специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних Актюбинской области.

5 Юридический Словарь. – М., 2010. – 202 с.

6 Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. – М., 2009. – 288 с.

7 Курс уголовного права. Т.2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. – М., 2002. – 202 с.

8 Джекебаев У.С., Рахимов Т.Г, Судакова Р.Н. Мотивация преступления и уголовная ответственность. - Алматы: Наука, 1997. 132 с.

9 Доклад Председателя Верховного суда РК К.Мами на VI Съезде судей. 20 ноября 2013 года. г.Астана. // Режим доступа: http://news.mail.ru/inworld/kazakhstan/

10 Антонин Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 2010. – 215 с.

11 Нарикбаев М.С. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями несовершеннолетних: Автореферат дис. канд. юрид. наук – Алматы, 1996. – 25 с.

12 Семернева Н.К. Специальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних, как одна из форм предупреждения преступности. – М., 2011. – 180 с.

13 Шаяхметова Ж.Б. Преступность среди несовершеннолетних: основные причины и меры предупреждения (по материалам Западно-Казахстанского региона): Автореферат дис. канд. юрид. наук. – Алматы, 2004. – 21 с.

14 Абил Е. История государства и права РК (с древнейших времен до 1992 года). 2-е издание. – Астана, 2001. – 290 с.

15 Зиманов С.З. Древний мир права казахов и его истоки. //В кн.: Древний мир права казахов. Материалы, документы и исследования. В 10 томах. 2-е изд. Глав. ред. С.З. Зиманов. 1-й т. – Алматы, Жетi Жарғы, 2004. – С. 40-53.

16 Фукс С.Л. Обычное право казахов в XVII-первой половине XIX в.в. – Алма-Ата, 1981. – 46 c.

17 Кенжалиев З.Ж., Даулетова С.О. Казахское обычное право в условиях советской власти (1917-1937 гг.). – Алматы, 1993. – 156 c.

18 Усов А.В. Декреты Советской власти. Историография вопроса. Т. 1 – М., 1987. – 338 c.

19 Пионтковский А.А. Курс советского уголовного права: Особенная часть. Т.1. – М., 2009. – 432 с.

20 Болдырев Е.В. Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних в СССР. – М., 1984. – 27 с.

21 Каржаубаева Л. М.Преступность несовершеннолетних в Республике Казахстан: Автореферат..дис. канд. юрид. наук. – М., 2009. – 23с.

22 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» // Казахстанская правда. 27.08.2009 г., № 205 (25949).

23 Концепция проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан // Режим доступа: http://supcourt.kz/rus/zakonoproekt/UPK.html

24 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних // Международные акты о правах человека. – М., 2000. – С. 273 –284.

25 Поводова Е.В. Принудительные меры воспитательного воздействия (проблемы теории и правового регулирования): Автореферат дис. канд. юр. наук. – М., 2005. – 25 с.

26 Кузнецова Н.Ф. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. Общая часть уголовного права. – М., 2011. – 230 с.

27 Уголовное право зарубежных стран/ Под ред. Г.А.Исакова – М.: Издательство Проспект, 2009. – 310 с.

28 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167–I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.) // Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/

29 Байжуминов С.Н. Правовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей учащихся средней школы: Автореферат дис. канд. юрид. наук. – СПб, 2002. – 21 с.

30 Каленова И.К. Ценностные, правовые и трудовые ориентации несовершеннолетних и планирование направлений профилактической деятельности //Прокурорский надзор. – 2004. № З. – С.2 – 7.

31 Сактаганова А. Преступность несовершеннолетних. «Детки в клетке» // Режим доступа: http://www.f-mx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/

32 Середин А.А. Принудительные меры воспитательного воздействия применяемые к неовершеннолетним при освобождении от уголовной ответственности: Автореферат дис.канд.юр.наук. – М., 2005. – 25с.

33 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. 2 – М., 1994. – 393 с.

34 Борчашвили И.Ш., Интыкбаев М.К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. – Алматы: «Жеті жарғы», 2009. – 256 с.

35 Борчашвили И.Ш. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. Общая часть. – Астана, 2007. – 607с.

36 Сарбасова А.К. Освобождение от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних// Электронный научный журнал. Серия «Право». №7, 2013./ Режим доступа: http: //www.rusnauka.com/7_NITSB_2013/Pravo/

37 Космурзиева З. Причины подростковой преступности - всегда в семье/ Материалы научно-практической конференции. – Алматы, 2012г. – С.54 - 55

38 Султанова А.Т. Правовые аспекты преступности среди несовершеннолетних/ Материалы международной конференции Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова – Атырау, 2013. – С.5 – 7

39 Кузнецова Н.Ф. Профилактическая функция уголовного закона // Уголовное право. – 2012. № 1. – С. 27- 30

40 Закон Республики Казахстан от 9 июня 2004 года № 591 – II «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» // Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/

 

Приложение А

 

Анкета

 

Анкета анонима. Проводится с целью определения особенностей свободного времяпровождения и их соотношения с подростковой преступности. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. В пунктах содержащих варианты ответов отметьте, пожалуйста, строки, соответствующие выбранному вами ответу:

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………5

 

1 Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………………...9

1.1 Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятие, особенности……………………………………………...………………………….9

1.2 Возникновение и развитие принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………………………………………17

1.3 Принудительные меры воспитательного воздействия в законодательстве зарубежных стран…………………………………………………………………. 25

 

2 Сущность и содержание принудительных мер воспитательного воздействия по законодательству Республики Казахстан…………………31

2.1 Цели, принципы и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия по уголовному законодательству Республики Казахстан………………………………………………………………………….31

2.2 Виды принудительных мер воспитательного воздействия………………39

2.3 Проблемы применения и перспективы использования принудительных мер воспитательного воздействия……………………………………………………47

Заключение………………………………………………………………………..54

 

Список использованных источников………………………………………….57

 

Приложение А. Особенности свободного времяпровождения и их соотношения с правонарушениями несовершеннолетних………………………………………60

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью несовершеннолетних и молодежи - это сложная социальная проблема, с вытекающими отсюда причинами, факторами и другими соответствующими явлениями. На протяжении многих лет эта проблема является объектом пристального внимания не только ученых, практиков-юристов, но и возведена в разряд государственной политики Республики Казахстан.

Так, в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года определены пути совершенствования всей правовой политики государства, а, в частности, гуманизирована специальная направленность по борьбе и предупреждению преступности несовершеннолетних [1].

Это касается, в том числе, совершенствования института принудительных мер воспитательного воздействия, как мер освобождения от уголовной ответственности. В то же время усилена ответственность за преступления против несовершеннолетних, за вовлечение их в преступные действия.

Проблема преступности несовершеннолетних является в Казахстане весьма острой, это не подлежит сомнению. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ежегодно выявляются около восьми тысяч несовершеннолетних, совершивших преступления, из них почти половина привлекается к уголовной ответственности [2].

Преступность несовершеннолетних в настоящее время составляет значительную часть общей преступности. Так, несмотря на то, что в 2013 году «снижение преступности среди несовершеннолетних составило около 6%, вместе с тем уровень криминализации подростковой среды по стране остается достаточно высоким: несовершеннолетними совершается каждое 12-е преступление, в том числе каждое 16-е убийство, каждый 7-й разбой, каждый 5-й грабеж» отметил председатель Комитета административной полиции МВД РК М. Оразалинов [3].

Наиболее распространенными видами преступлений в среде несовершеннолетних в республике являются: кража - 52,7%, грабеж -19,3%, разбой - 4,1%, убийство - 1,6%, умышленные тяжкие телесные повреждения - 1,6% и иные виды - 20,7%. Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних в течение последних 3 лет наблюдается в Костанайской (1352), Карагандинской (1232), Павлодарской (1206), Восточно-Казахстанской (1010) и Акмолинской (907) областях. Противоположная тенденция характерна для Кызылординской (238), Торгайской (263), Мангыстауской (319), Атырауской (339) и Жезказганской (411) областей [2]. Красноречивы данные, полученные нами в ходе практики на базе специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Актюбинской области. Так в 2012г. в данную судебную инстанцию поступило 124 дела, из них рассмотрено 84 и привлечено к уголовной ответственности 8 несовершеннолетних, совершивших преступления. В 2013 г. соответственно поступило 596 дел, из которых рассмотрено 399 и по итогам 7 привлечено к ответственности. За 1 квартал 2014г. Поступило 175 дел, из которых на сегодняшний день рассмотрено 134 [4].

Изменились качественные характеристики подростковой преступности, которая сегодня характеризуется высокой степенью организованности, латентности, а также корыстной направленностью и жестокостью. Большинство совершаемых подростками преступлений, это около 80%, носит злостный характер [3]. В то же время наблюдается рост по сравнению с 2012 годом по фактам убийства и причинению вреда здоровью, по совершению особо тяжких преступлений.

Все это, безусловно, подчеркивает актуальность темы исследования и требует теоретического осмысления и изучения принудительных мер воспитательного воздействия как института уголовного права.

Успешное исправление несовершеннолетнего преступника предполагает наличие комплекса социальных и экономических условий, необходимых для нормального вхождения его в общество. Среди этих условий наиболее важными следует отметить: возможность общения несовершеннолетнего в социально-здоровой среде, отсутствие вредных влияний, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятие правомерной деятельностью, удовлетворяющей его материальные и духовные потребности. Однако, отсутствие необходимых условий не означает возможность назначения несовершеннолетнему несправедливо строгого наказания, не соответствующего характеру и общественной опасности преступления. В данном случае, в соответствии с законом, суд должен принять возможные меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

Вместе с тем, совершение преступления лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, еще не означает применение к нему наказаний, указанных в статье 79 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Предусмотренные в законодательстве Казахстана принудительные меры воспитательного воздействия отличаются от уголовного наказания. Они не ставят лицо в положение уголовно осужденного, не создают судимости и не могут рассматриваться, как наказание. В этом смысле ст. 82, 83 Уголовного кодекса РК заслуживают отдельного комплексного изучения.

Среди отечественных ученых тема принудительных мер воспитательного воздействия отражена в публикациях И.Ч.Борчашвили, Л.М.Каржаубаевой, А.К. Сарбасовой, А.Т.Султановой и других.

Вопросы принудительных мер воспитательного воздействия в самых разных контекстах изучались в работах зарубежных ученых: Г.А. Аванесова, Х.Д. Аликперова, С.А.Боровикова, С.А.Бурлака, Н.А.Носкова, Д.В.Карелина и других.

29 января 2014 года депутаты одобрили проект нового Уголовного кодекса в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК, который планируется ввести с 2015 года. В связи с реформированием правовой системы Республики Казахстан учеными и юристами-практиками изучаются и вопросы перспектив развития принудительных мер воспитательного воздействия.

В то же время не все вопросы содержания и применения, принудительных мер воспитательного воздействия нашли и находят единодушное понимание. В частности, не достаточно чётко определены правовая природа, цели и содержание, основания, условия и порядок их применения. Нет специальных исследований, посвящённых освобождению несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с рассмотрением нового проекта УК РК.

И в этой связи возникает необходимость с научных позиций проанализировать основной круг проблем, связанных с правовой природой, системой, содержанием, основаниями и порядком применения (включая вопросы исполнения) принудительных мер воспитательного воздействия, выявить возможные резервы их более широкого и результативного использования.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования.

Цель настоящего исследования - изучить особенности принудительных мер воспитательного воздействия как института уголовного права РК.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- изучить историю возникновения и развития принудительных мер воспитательного воздействия как института уголовного права;

- рассмотреть опыт законодательного закрепления принудительных мер воспитательного воздействия в зарубежных странах;

- определить сущность, особенности и виды принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с УК РК;

- выявить проблемы применения и определить тенденции перспектив использования принудительных мер воспитательного воздействия в РК.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Предметисследования - уголовно-правовые нормы, регламентирующие применение принудительных мер воспитательного воздействия.

Методологическую основу исследования составил общенаучный метод диалектического познания. Использовались такие методы исследования как метод сравнения и систематизации, анализ и синтез, изучения служебной документации, включенное наблюдение.

Кроме этого, проведено анкетирование анонимного характера среди молодежи (учащихся старших классов СШ № 26 г. Актобе), статистический анализ которого описывается в дипломной работе.

Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных авторов по уголовному праву, криминологии, а также труды отечественных, зарубежных авторов по исследуемой тематике.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РК, Уголовный кодекс РК, Комментарии к УК РК, уголовное законодательство зарубежных стран.

Кроме этого использовались статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК.

Научная теоретическая и практическая значимость результатов данной работы состоит в том, что теоретические выводы, могут быть использованы в качестве дополнительных материалов по учебным дисциплинам для преподавания студентам юридического направления подготовки.

Структура работы представлена введением, двумя разделами, заключением, списком использованных источников и приложениями.

 

 

Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия

Дата: 2016-10-02, просмотров: 192.