Вопрос о том в каких странах мира и каким образом осуществляется применение принудительных мер воспитательного воздействия рассматривался через анализ литературы по данному вопросу.
Е.В.Поводова, исследуя данную тему, обратила внимание на то, что в некоторых странах вообще нет такого института в уголовном законодательстве [25, 14]. Так, в таких странах как Австрия, Аргентина, Дания, Испания, Голландия, Испания, Норвегия, Республика Корея, Япония подростки наказываются за правонарушения и преступления на тех же основаниях, что и взрослые при обязательном индивидуальном подходе.
В такой стране как Франция меры, которым посвящена данная работа, не относятся к уголовно-правовым мерам воздействия и соответственно не регулируются уголовным законодательством. В ФРГ меры воспитательного воздействия не решаются судами.
В уголовном законодательстве принудительные меры воспитательного воздействия выступают отдельным институтом в таких странах как Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Нидерланды, Румынии, Швеции, страны Балтии и СНГ [25, 15].
В некоторых странах такие меры воспитательного воздействия находятся в разряде специальных законов. К таким странам относятся - Германия, Египет, Испания, Кения, Кувейт, Мали, Португалия, Франция, Швейцария [25, 16].
Отдельно выделим названия мер аналогичных тем, которые заявлены в теме исследования в законодательствах зарубежных стран. Перечислим те названия, которые найдены:
1) воспитательные меры – такое название носят аналогичные меры воздействия в странах Югославии.
2) принудительные меры – в Узбекистане.
3) меры воспитательного воздействия – в странах Прибалтики.
4) меры воспитания, лечения или исправления – в Польше.
5) меры защиты – в Японии.
6) меры безопасности – в Турции (наряду с другими мерами).
Такое же название «принудительных мер воспитательного воздействия»
присутствуют в законодательствах стран ближнего зарубежья – СНГ и Монголии.
Можно классифицировать данные меры в законодательствах зарубежных стран по следующим формам:
1) как форма государственной опеки – в законодательстве Китая(УК ч. 4 ст. 17), Болгарии (ч. 2 ст. 32 УК);
2) как форма меры безопасности – в законодательстве Турции (ст. 53, ч. 2 ст. 58 УК); Швеции (ст. 1, гл. 31 УК);
3) как форма реализации уголовной ответственности – в законодательстве Польши (§ 4 ст. 10 УК), в Швейцарии [26, 169].
Остановимся на законодательствах некоторых стран СНГ, согласно которым меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних причисляются к мерам уголовно-правового принуждения, но со своими спецификами.
Так, по УК Республики Таджикистан (ст. 89) применение принудительных мер воспитательного характера является видом освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности [27, 19]. По УК Латвийской Республики (ч. 2 ст. 59 и ст. 66) - к специальному в отношении несовершеннолетних виду освобождения от наказания [27, 23].
Уголовными кодексами Эстонской Республики (ст. 10), Республики Узбекистан (ст. 87, 88), Республики Молдова (ч. 2 ст. 54, 93). Кыргызской Республики (ст. 83, 85), Грузии (ст. 90-97), Азербайджанской Республики (ст. 88, 89), рассматриваемые меры предусматриваются в двух качествах:
а) как специальные виды освобождения от уголовной ответственности,
б) освобождения от наказания [27, 24].
По УК Республики Беларусь принудительные меры воспитательного характера признаются мерой уголовно-правового принуждения, заменяющей наказание [27, 26].
Относительно возрастных параметров тех лиц, к которым возможно применение мер воспитательного воздействия можно отметить, что в законодательствах разных стран совершенно по разному подходят и к вопросу возрастных особенностей. Приведем примеры некоторых стран по данному вопросу.
Самый минимальный начальный возрастной порог – с 7 лет и до 14 лет есть в Законодательстве Таиланда. Чуть больший – с 7 до 15 лет возраст законодательства Египта, Кувейта, Ливана, Сирии.
Самая «взрослая» возрастная категория применения мер воспитательного воздействия присутствует в Испании – с 14 до 18 лет.
Возраст несовершеннолетних с 14 до 16 лет предусмотрен в законодательствах таких стран как Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, странах СНГ [27, 29] .
По видам мер воспитательного воздействия в законодательствах зарубежных стран сравнение приводит к следующим выводам. Схожие виды принудительного воздействия в законодательствах зарубежных стран распределяются таким образом:
- предупреждение или выговор (страны СНГ, бывшие республики Югославии, Германия, Египет, Испания, Кувейт, Литва, Португалия, Румыния, Судан, Таиланд, Чили, Эстония);
- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо соответствующего государственного органа (страны СНГ и Балтии, бывшие республики Югославии, Англия, Германия, Египет, Кувейт, Марокко, Монголия, Португалия, Сирия, Судан, Таиланд, Франция, Чили, Эстония);
- наложение обязанности возместить ущерб, причинённый преступлением, или иным образом загладить причиненный вред (страны СНГ, Англия, Федерация Боснии и Герцеговины, Латвия, Литва, Мали, Монголия, Нидерланды, Швейцария);
- наложение ограничений, связанных с проведением досуга, или установление иных требований к поведению несовершеннолетнего (страны СНГ, Англия, Египет, Испания, Македония, Марокко, Португалия, Швейцария); во Франции данная мера носит название «контролируемой свободы» (фр. la liberte surveillee);
- передача в семью, подходящую для воспитания (Федерация Боснии и Герцеговины, Испания, Македония, Португалия, Швейцария);
- помещение в режим помощи (Португалия, Швейцария);
- общественные работы (Федерация Боснии и Герцеговины, Испания, Литва, Мали, Нидерланды, Эстония);
- возложение обязанности извиниться перед потерпевшим (публично или в иной форме на усмотрение суда) (Белоруссия, Федерация Боснии и Герцеговины, Мали).
- помещение в учебно-воспитательное учреждение (страны СНГ и Балтии, бывшие югославские республики, Албания, Англия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Зимбабве, Испания, Кения, Кувейт, Марокко, Португалия, Румыния, Сирия, Судан, Франция, Чили, Швейцария, Швеция, Япония) [25, 18].
В отличии от видов принудительных мер воспитательного воздействия стоит отметить одну важную особенность касающуюся содержания этих видов.
Только в законодательствах некоторых стран присутствует их содержательные характеристики. К таким странам относятся страны СНГ.
Кратко приведем, каким образом это содержание отражено в законодательстве:
- предупреждение как вид мер воспитательного воздействия включает в себя детальное разъяснение того, какой вред нанес подросток своим поступком-правонарушением или преступлением. Какие последствия могут быть при дальнейшем поведении подростка;
- вид передачи под надзор содержит в себе то, что после решения о его применении функции воспитательного значения и контроля за поведением подростка будут теперь осуществлять те, на кого будут они возложены. Такими ответственными лицами будут либо родители, либо опекуны, либо специальные органы государства;
- мера ограничения досуга и установления специальных требований по поведению включает в себя следующее: ограничение времени нахождения вне дома в сутках, запрещение на посещение увеселительных и ночных развлекательных заведений либо каких-то других объектов, запрещение отъезда из определенной местности без специального разрешения. В дополнение к этому возможно суд будет требовать обязательного устройства на работу, либо посещение образовательного учреждения. Кроме этого судебные инстанции вправе налагать и другие виды ограничений.
Отдельно остановимся на таком виде принудительной меры воспитательного воздействия как помещение в учебно-воспитательное учреждение.
По сравнению с другими рассматриваемыми видами мер данная мера является наиболее суровой и специфичной. Во многих странах мира учреждены и открыты специальные воспитательные учреждения. Они между собой могут значительно отличатся как по организации, так и по содержанию лиц определенных в них. И названия таких учреждения различны:
1) учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения - в Армении, Белоруссии, Молдове;
2)воспитательные училища-интернаты - в Болгарии;
3)специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа – в России;
4)воспитательные дома для молодежи, школы-интернаты для учащихся нуждающихся в особых условиях воспитания – в странах Балтии;
5)дома образования и исправления – в Македонии;
6)учреждения для лечения и профессиональной подготовки – в Герцеговине;
7)лечебные учреждения (закрытого, открытого, полуоткрытого типа) – в Испании;
8)медико-педагогические учреждения, интернаты для несовершеннолетних правонарушителей – во Франции [27, 20].
Во многих зарубежных странах созданы и работают такие службы, которые считаются специальными. Они предназначены для работы с детьми, которые совершили или потенциально могут совершить правонарушения или преступления.
В ряде зарубежных стран действуют специальные службы или социальные центры, которые выполняют профилактические функции в борьбе с преступностью подростков и одновременно функции всестороннего исследования личности несовершеннолетних правонарушителей:
в США и Англии – это служба называется служба пробации;
во Франции – это центры по наблюдению, входящие в систему учреждений министерства юстиции;
в Германии - местные отделы, окружные и высшие ведомства по делам молодежи [25, 21].
При судах работают специалисты - социальные работники, которые принимают активное участие в рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Такой опыт можно было бы использовать в Казахстане.
В УК Российской Федерации в ч. 2 ст. 90 определены виды принудительных мер воспитательного воздействия. Однако, Е.В. Поводова, пишет о том, что анализ практики их применения свидетельствует о их различном наполнении карательно-воспитательного воздействия на несовершеннолетних, в связи с чем, некоторые из них не находят своего применения [25, 43]. Поэтому ч. 2 ст. 90 УК РФ целесообразно изменить, оставив в ней лишь те меры, которые могут действительно оказать на несовершеннолетнего воспитательное воздействие, а также расширить их. Так, нам представляется необходимым исключить из числа рассматриваемых мер предупреждение, которое по своему содержанию по существу представляет воспитательно-профилактическую беседу, которой вряд ли можно ограничиться, когда речь идет хотя и о несовершеннолетнем, но уже совершившим преступление. И не случайно, мы не обнаружили применение судами данной меры без сочетания её с другими.
К числу принудительных мер воспитательного воздействия в ч. 2 ст. 90 УК РФ относит передачу несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих. Но материалы судебной практики, говорят о том, что эта мера не эффективна. Во-первых, обязанность осуществлять надзор (контроль) родителей и лиц, их заменяющих за поведение несовершеннолетних детей возникает не в связи с совершением ими преступлений, а исходя из норм семейного права (ст. 63 СК РФ).
Во - вторых, - передача несовершеннолетних под надзор родителей или лиц, их заменяющих не наделяет их никакими специфическими правами и обязанностями, кроме тех, которые регламентированы Семейным Кодексом РФ. И если даже такая мера не будет определена судом, то родители и лица, их заменяющие все равно обязаны осуществлять надзор за несовершеннолетними.
В ч. 3 ст. 90 УК РФ определяется, что продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия, в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, а также ограничения досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего устанавливается органом, назначающим эти меры.
Не предусмотрено предупреждение в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в УК Республик Узбекистана и Киргизии [25, 24].
Не предусматривает в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, УК Республики Беларусь. И в тоже время, УК Республики Беларусь предусматривает передачу несовершеннолетнего под надзор педагогического или трудового коллектива с его согласия. Поэтому, нам представляется, что в качестве принудительной меры следует признать передачу под наблюдение (а не надзор) несовершеннолетнего педагогического и трудового коллектива, с его согласия, либо государственного специализированного органа.
Практика применения принудительных мер свидетельствует о крайне редком возложении на несовершеннолетнего обязанности заглаживания причиненного вреда. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что, не имея своего самостоятельного заработка, они и не могут загладить причиненный вред. И здесь заслуживает внимания позиция УК Республики Беларусь, который допускает возможность применения данной меры, когда несовершеннолетний достиг 15 - летнего возраста [25, 24].
УК Республики Узбекистан предусматривает возможность возложения обязанности по устранению причиненного ущерба лишь по достижении несовершеннолетним 16 - летнего возраста, если данный ущерб не превышает десяти минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, проанализировав литературу по данному вопросу, сравнив данные о законодательствах разных стран ближнего и дальнего зарубежья, можно сделать следующие выводы:
Во многих странах мира существует правовое решение вопросов применения специальных мер воспитательного воздействия для детей, не достигших определенного «взрослого» возраста. В ряде стран эта проблема закреплена за Уголовными Кодексами, либо специальными законами. В некоторых странах вообще нет такого института в уголовном законодательстве.
Названия таких мер применяется весьма различно: воспитательные меры, принудительные меры, меры воспитательного воздействия, меры воспитания, лечения или исправления, меры защиты, меры безопасности. Есть и такие законодательства, в которых они аналогичны Республике Казахстан (СНГ, Балтия).
Принудительные меры воспитательного воздействия можно классифицировать по формам, видам.
По формам их можно сгруппировать так: как форму государственной опеки (Китай, Болгария); как форму меры безопасности (Турция, Швеция); как форму реализации уголовной ответственности (Польша, Швейцария).
По видам законодательства разнятся, но основными являются: предупреждение, вид передачи под надзор, ограничение досуга и установления специальных требований по поведению.
В ряде зарубежных стран действуют специальные службы, занимающиеся вопросами работы с подростками. Кроме этого созданы специальные учебно-воспитательные учреждения, которые имеют самые разные названия и различия по содержанию пребывания, но они имеют одну общую цель – воспитание и перевоспитание подростков, которые имеют проблемы с законом.
Можно было бы использовать в Казахстане опыт работы при судах специалистов – социальных работников, которые принимают активное участие в рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
2 Сущность и содержание принудительных мер воспитательного воздействия по законодательству Республики Казахстан
Дата: 2016-10-02, просмотров: 283.